Папки-передвижки

Партнеры дошкольной образовательной организации: опыт взаимодействия

Ольга Чернова
Партнеры дошкольной образовательной организации: опыт взаимодействия

Чернова Ольга Николаевна

Заведующий МКДОУ Шубинским

детским садом Барабинский район

«Партнеры дошкольной образовательной организации : опыт взаимодействия»

На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему : с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами. Таким образом, организуется социальное партнерство — взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства.

Публикация «Партнеры дошкольной образовательной организации: опыт взаимодействия» размещена в разделах

В сельской местности детский сад единственная возможность выхода в большой мир для ребенка. В отличие от города у нас нет таких социальных объектов, как театры, детские студии и секции для дошкольников, поэтому дети ограничены в общении со сверстниками, а наш детский сад является единственным местом для развития детей от полутора до семи лет.

Особенности личностного развития ребенка, проживающего в сельской местности, во многом определяются окружающей его социокультурной средой.

Одним из путей решения этой проблемы я вижу в установлении прочных связей с социумом, как главного акцентного направления дошкольного образования. Я считаю, что развитие социальных связей детского сада с другими учреждениями села Шубинское дают дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства. Детский сад должен быть открытой социально-педагогической системой. Четко спланированное и грамотно организованное взаимодействие детского сада с социальными партнерами создает условия для расширения кругозора дошкольников. Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами позволяет выстраивать единое информационно-образовательное пространство, которое является залогом успешного развития и адаптации ребенка в современном мире.

Социальное партнёрство в системе дошкольного образования в контексте федерального государственного образовательного стандарта - система институтов и механизмов такого согласования интересов всех участников психолого-педагогического процесса, которое основано на равноправном сотрудничестве родителей, педагогов и детей.

Коллектив детского сада строит связи с социумом на основе следующих принципов:

добровольность;

равноправие сторон;

уважение интересов друг друга;

обязательность исполнения договоренности;

учета запросов общественности;

установления коммуникаций между детским садом и социумом.

Предметом взаимодействия и сотрудничества является ребенок, его интересы, заботы о том, чтобы каждое педагогическое воздействие, оказанное на него, было грамотным, профессиональным и безопасным. Взаимоотношения в нашем детском саду строятся с учетом интересов детей, родителей и педагогов.

Система организации совместной деятельности МКДОУ Шубинский детский сад с социальными партнёрами :

• заключение договора о совместной работе (приложение 1)

• составление плана совместной работы (приложение 2)

• информирование родителей о проводимых мероприятиях

• активное участие родителей в запланированных мероприятиях

• проведение встреч с администрацией социальных партнеров, направленных на выявление проблем в совместной деятельности учреждений

• совместные мероприятия

Наш детский сад имеет многолетний опыт общения с такими организациями как :

1. Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Шубинская средняя общеобразовательная школа Барабинского района Новосибирской области;

2. Муниципальное учреждение культурно - досуговое объединение «Импульс» муниципального образования Шубинского сельсовета Барабинского района Новосибирской области.

3. Муниципальное учреждение культурно - досуговое объединение «Импульс» муниципального образования Шубинского сельсовета Барабинского района Новосибирской области.

4. Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области Барабинская районная центральная больница Шубинский фельдшерско-акушерский пункт.

У нас не так много партнеров, но важно помнить, что эффективность работы должна оцениваться не по количеству учреждений, участвующих в этой работе, или по количеству проведенных мероприятий, а по показателям личностного развития и роста, как воспитанников, так и педагогов.

Построение взаимоотношений между дошкольной образовательной организацией и семьей в системе социального партнерства является неотъемлемой частью обновления содержания работы дошкольной организации в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Изменение нормативно-правовой базы, регулирующей эти взаимоотношения, повлекло за собой формирование нового взгляда, как на статус родителя, так и на педагога дошкольной образовательной организации. Однако новые подходы к взаимодействию с семьями определены не только Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, но и в целом изменениями в обществе, в системе ценностей современной семьи, запросами сегодняшних родителей на воспитательно-образовательные услуги дошкольного учреждения

Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в МКДОУ Шубинский детский сад решается в трех направлениях:

1. Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.

2. Повышение педагогической культуры родителей. 3. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом. Основные задачи:

- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника; - объединить усилия для развития и воспитания детей; - создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки; - активизировать и обогащать воспитательные умения родителей; - поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Принципами взаимодействия с родителями являются:

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2. Индивидуальный подход.

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

3. Сотрудничество, а не наставничество.

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

4. Готовимся серьезно.

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе — качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

5. Динамичность.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому считаю, что начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Ежегодно в сентябре воспитатели групп проводят анкетирование среди родителей воспитанников на тему “Социальный портрет семьи” и «Детский сад глазами родителей»

В работе с родителями мы активно используем разнообразные формы работы, как традиционные, так и нетрадиционные: родительские собрания, консультации, беседы, анкетирование по разным вопросам, семинары, посещение семьи ребенка, совместные вечера и праздники, оформление информационных стендов, буклетов, защита семейных проектов, участие родителей в творческих конкурсах, массовых мероприятиях детского сада, выставках детско-родительских работ по изодеятельности и др.

Мною проводится работа по развитию умения педагогов вовлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс. На консультациях, мини-лекциях, семинарах-практикумах, тренингах, встречах за “круглым столом”, деловых играх они обучаются умению гибко планировать время общения с родителями и показывать значимость таких контактов для развития ребенка, развивают навыки публичного выступления, повышают свою психологическую компетентность. Среди тем, которые рассматривались с педагогами, наибольший интерес вызвали следующие: “Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями”, “Полоролевое воспитание детей”, “Наказание, поощрение или диалог” и др. Кроме проведения индивидуальных и групповых консультаций, родительских собраний и наглядной пропаганды воспитатели стали пользоваться такими новыми формами как: дискуссии по проблеме, “устные журналы”, педагогические гостиные, вечера вопросов и ответов и т. д.

Одной из основных форм работы с родителями остается родительское собрание. Практика показывает, что традиционные родительские собрания и консультации не дают нужного эффекта, потому что родители принимают в них лишь формальное участие. Анализируя проведенные родительские собрания, коллектив педагогов пришел к выводу, что нетрадиционные формы проведения этих мероприятий больше привлекают родителей и наиболее интересны. Поэтому в течение нескольких последних лет педагоги разрабатывали проекты собраний в форме дискуссий, КВН, диспутов, решения кроссвордов, которые широко используют на практике, представляют мастер-классы.

На протяжении года осуществлялось взаимодействие педагогического коллектива с родителями через организацию родительских собраний, бесед, консультаций, посещений занятий, в совместном труде по благоустройству ДОУ, изготавливая работы и домашние задания, родители приняли активное участие в конкурсе поделок из природного материала «Дары природы», «Зимние забавы». Во всех возрастных группах был проведён конкурс по правилам дорожного движения и конкурс «По страницам русских сказок». Оформлялись информационные стенды для родителей, родительские собрания, консультации, ширмы. Проводились совместные мероприятия, праздники, открытые просмотры, утренники «День знаний», праздники осени, новогодние праздники, 8-ое Марта», были организованы дни открытых дверей в нетрадиционной форме с участием педагогов и родителей: Драматизация сказки «Репка» (старшая группа, «Кто, кто в теремочке живет…» (младшая группа).

Пробудить интерес к жизни детей в ДОУ, привлечь родителей к участию в мероприятиях, установить теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми, помогают досуговые формы организации общения.

Одной из них является ежегодное проведение конкурса “Мисс Осень”, с участием девочек старшей группы и их мам. Это очень яркое и зрелищное мероприятие, на котором раскрываются творческие таланты не только девочек, но и их мам. Ведь мамы вместе с дочками участвуют во всех конкурсах, танцевальном, вокальном, кулинарном и др.

В нашем детском саду традиционным стало проведение спортивных праздников. При их проведении создаются условия не только для физического развития и укрепления здоровья всех участников, но и для сплочения семьи, формирования между родителями и детьми взаимопонимания, чувства эмпатии. Очень полюбились воспитанникам нашего ДОУ и их родителям “Семейные старты”, “Спорт, здоровье, сила, красота”, “Папа, мама и я – спортивная семья”, ежегодный музыкально-спортивный праздник, приуроченный ко Дню защитника Отечества.

Другой очень теплой традицией является ежегодное проведение в ноябре “Дня матери”. Все занятия и мероприятия в этот день посвящены теме материнства: дети рисуют маму, делают для нее подарки, познавательные занятия имеют преимущественно нравственную направленность. А вечером на праздничное чаепитие приглашаются многодетные мамы из числа родителей, сотрудников и “знаменитых” бабушек. В теплой обстановке, за чашкой чая, проходит чествование женщин- матерей, которые, воспитывая своих детей, дарят тепло своих сердец и другим детям.

Сближению детей, родителей и воспитателей способствует и использование такой формы работы как создание роли для родителя. Для введения родителей в воспитательно-образовательный процесс приглашается “гость группы” (родители беседовали с детьми о профессиях, правилах дорожного движения, здоровом образе жизни, для помощи в организации и проведении мероприятий, обустройстве групп, выступлений в спектаклях родители наделяются ролью “добровольного помощника” с обязательным объявлением благодарности. “Копилка добрых дел родителей” постоянно пополняется.

Проведение разнообразных конкурсов и выставок позволяет укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, активизировать педагогическое общение родителей с детьми.

Важное место среди социальных партнеров детского сада занимает школа. Цели сотрудничества школы и детского сада следующие:

1. Реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства;

2. Формирование преемственной связи, соединяющей воспитание и обучение детей ДОУ и начальной школы в целостный педагогический процесс. Сотрудничество осуществляется в трех направлениях: методическая работа, работа с родителями, работа с детьми.

Методическая работа на базе школ и ДОУ проводятся семинары-практикумы для педагогов начальных классов и воспитателей по различным проблемам: преемственности, адаптация учащихся первых классов к обучению в школе, психологическая готовность ребенка к школе.

Учителя начальных классов посещают старшую группу ДОУ, воспитателями присутствуют на уроках в школе. Такие встречи позволяют воспитателям и учителям совершенствовать методы обучения, улучшать качество своей работы. Работа с родителями заключается в индивидуальных и групповых консультациях, участие в родительских собраниях посещение вместе с детьми школы, день открытых дверей для детей и их родителей и другое. Работа с детьми проводится для успешной адаптации детей к школе, например, дети знакомятся с учителями, ходят на экскурсии, посещают школьные праздники и мероприятия. Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.

Наши воспитанники посетили школу с праздничным поздравлением для учителей «Мы славим вас учителя»

Воспитанники ДОУ с большим интересом посещают школьный мини –музей «Боевой славы»

На базе детского сада проводились «Веселые старты» среди учеников первого класса и воспитанников детского сада.

Открытый урок в первом классе для воспитателей детского сада.

Проводится активная работа МУ КДО «Импульс» МО Шубинского сельсовета.

Цель совместной работы: объединить усилия ДОУ с домом культуры села для социокультурной самореализации участников образовательного процесса.

Задачи:

1. Способствовать созданию условий для развития творческого потенциала и познавательной активности участников воспитанников детского сада.

2. Совершенствование форм взаимодействия для расширения социально – образовательной системы ДОУ.

Формы и методы работы:

-беседы по теме.

- посещение концертов в ДК.

-совместные праздники и досуги.

-фольклорные праздники.

В 2015-2016 учебном году совместно с МКУ КДО «Импульс» были проведены следующие мероприятия: конкурсная программа «Мисс сентябринка», театрализованное представление «Новый дом теремок» по мотивам сказки Колобок, выступление детей в праздничной программе «Мамочка милая моя», игровая программа «Лунтик о пожарной безопасности», игровая программа «Цветик-семицветик», театральная программа «Школа настоящих принцесс», сюжетная программа «В гости к бабе яге», театральное представление «Весна на Виннипуховой улице», развлекательная программа «Грибная сказка».

Наши воспитанники являются активными участниками мероприятий проводимых в местном доме культуры.

Для повышения интереса к чтению и ознакомлению с художественными произведениями мы установили тесное сотрудничество с Шубинской библиотекой.

Основная цель сотрудничества нашего детского сада с библиотекой: пропаганда чтения среди воспитанников, формирование у детей культуры чтения.

Задачи сотрудничества:

- формировать интерес и потребность в чтении (восприятии) книг,

развивать литературную речь, художественное восприятие и эстетический

вкус, расширять кругозор детей;

- обогатить представление детей о профессии «библиотекарь»;

- создать условия для совершенствования формы взаимодействия с социальными партнерами для расширения социально–образовательной системы ДОУ

Формы сотрудничества:

- экскурсии в библиотеку;

- знакомство и взаимодействие дошкольников с библиотекой;

- участие в совместной образовательной деятельности, проектной деятельности;

- выставки рисунков и поделок;

- совместные праздники;

- участие в театрализованной деятельности.

в 2015- 2016 учебном году библиотекарем с. Шубинское были проведены следующие мероприятия: кукольный театр «Петрушкин сундучок», презентация «Путешествие в зеленую аптеку», развлечение «Правила поведения в общ местах».

Сохранение и укрепление здоровья воспитанников - это главное направление деятельности ДОУ. В связи с этим у нас налажено тесное сотрудничество с ФАП с. Шубинское.

Цель сотрудничества: Создание единого образовательно-оздоровительного пространства детского сада.

Задачи:

1. Объединить усилия сотрудников, родителей, фельдшера для эффективной организации профилактики заболеваний и оздоровительной работы.

2. Повысить функциональные и адаптационные возможности организма детей за счет внедрения здоровьесберегающих технологий.

3. Способствовать осознанному пониманию и отношению к своему здоровью всех участников образовательного процесса.

6. Повышение квалификации педагогов и уровня знания родителей в области формирования и укрепления здоровья детей, ведение ЗОЖ всех участников образовательного процесса посредством педагогического взаимодействия.

Взаимодействие с Муниципальным казенным учреждением "Центр информационно-методического обеспечения Барабинского района Новосибирской области" способствует развитию уровня профессиональной компетентности педагогов через участие в работе семинаров, вебинарах, районных методических объединениях воспитателей всех возрастных групп. Целенаправленная работа методического сопровождения воспитателей позволила сформировать устойчивое положительное отношение к профессиональной деятельности, проявление творчества и повышения уровня квалификации. В детском саду 50% педагогов аттестованы на высшую квалификационную категорию, 50% педагогов аттестованы на первую квалификационную категорию. Стаж работы педагогов от пяти до 15 лет. Доля педагогов с высшим образованием 100 %. Средний возраст педагогов 36 лет. 100% педагогов прошли курсы повышения квалификации по программе «Реализация ФГОС ДО в образовательном процессе». Все педагоги прошли переподготовку по направлению «Образование детей дошкольного возраста»

Взаимодействие с ГИБДД :

Важно как можно раньше научить детей правилам поведения на дороге, знакомить с азбукой дорожного движения ещё до школы, тогда ребёнок начинает осознавать окружающий мир, способен запомнить то, что говорят и показывают взрослые. В рамках взаимодействия в ДОУ проводятся следующие мероприятия:

Районный конкурс «Автогородок»

Встречи с инспектором ГИБДД МО «Барабинское»

Центр дополнительного образования детей Барабинского района Новосибирской области каждый год проводит районный конкурс «Автогородок: безопасность на дорогах»

Таким образом, взаимодействие детского сада с различными социальными институтами повышает качество образовательных услуг и уровень реализации стандартов дошкольного образования, создаёт условия для получения детьми целостного представления о мире, максимального творческого самовыражения в любой сфере деятельности.

Публикации по теме:

Формирование информационной культуры ребёнка в условиях сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи С одной стороны, чуть ли не на каждом шагу принято говорить: «Мы живём в информационном обществе» и «Найти всё что угодно в эпоху существования.

Особенности формирования управленческой культуры руководителя дошкольной образовательной организации В статье представлены результаты изучения научных исследований сущности таких основополагающих понятий, как «культурауправления», «управленческая.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации Духовное и материальное состояние общества зависит от тех основ, которые заложены в сознании детей. Психологи утверждают, что на развитие.

Положение о команде Юных Помощников Инспекторов Движения в дошкольной образовательной организации 1. Общие положения 1.1 Команда юных помощников инспекторов движения (далее ЮПИД) – добровольное объединение воспитанников подготовительной.

Попечительский совет в дошкольной образовательной организации Попечительский совет в дошкольной образовательной организации Чайникова Эльвира Маратовна – зам. зав. по ВМР Проскурнина Наталья Михайловна.

Разнообразие форм взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с родителями (законными представителями)Разнообразие форм взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с родителями (законными представителями) Семья и дошкольная организация – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития.

Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета в дошкольной образовательной организации «Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости.

Семинар для старших воспитателей «Проектирование образовательной деятельности в современной дошкольной организации» Семинара для старших воспитателей по теме: «Проектирование образовательной деятельности в современной дошкольной организации». Ориентация.

Внедрение ФГОС в практику дошкольной образовательной организации С 1 сентября 2013 года в Российской Федерации дошкольное образования впервые стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного.

Экологическое пространство дошкольной образовательной организации как условие формирования экологической культуры детей В традициях кочевнической культуры испокон веков заложен культ почитания Природы и составляющих ее сил, бережное и уважительное отношение.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Партнеры дошкольной образовательной организации: опыт взаимодействия
Опубликовано: 12 марта 2017 в 08:05
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД