Папки-передвижки

Патриотическое воспитание дошкольников средствами казачьего фольклора

Ирина Барабанова
Патриотическое воспитание дошкольников средствами казачьего фольклора

Реализация регионального компонента

в образовательной деятельности

старшей группы №1 «Сказка»

общеразвивающей направленности

на 2015 – 2016 учебный год

по теме

«Патриотическое воспитание дошкольников средствами казачьего фольклора»

«Только тот, кто любит, ценит и уважает

накопленное и сохранённое предшествующим поколением

может любить Родину, узнать её,

стать подлинным патриотом».

С. Михалков

Публикация «Патриотическое воспитание дошкольников средствами казачьего фольклора» размещена в разделах

Одной из актуальных проблем, стоящих перед современным обществом и образованием, является проявление у современной молодежи потери интереса к культуре. Это в большой мере связано с тем, что на рубеже XX — XXI веков российское общество пережило глобальные изменения, а именно кризис национального самосознания.

Усилилась тенденция всемирного масштаба по уничтожению культурных отличий наций, народов и народностей. Именно поэтому в настоящее время стремительно теряется годами накопленное и бережно сохраняемое предшествующими поколениями культурное наследие. Забывается культура своего народа, мы становимся безликой массой, перенимаем культуру запада, а порой не знаем, как жили наши предки всего двести-триста лет назад, как отдыхали, как работали, как отмечали праздники, о чем они думали.

В соответствии со сказанным следует отметить, что чрезвычайно важно вернуть утраченные человеческие ценности, отраженные и закрепленные в опыте народа, в его самобытности, в неповторимой народной культуре, восстановить связь времен. Для этого необходимо знакомство подрастающего поколения с национальными традициями, обычаями, культурным прошлым своего народа. Именно культура родного народа должна быть неотъемлемой частью души ребенка, лечь в основу его воспитания как полноценной, гармоничной личности и гражданина своей Родины. Именно культура прошлого должна войти в душу каждого ребенка, положить начало возрождения интереса ко всему, что его окружает.

Одним из уникальных и органичных ресурсов в решении этой задачи является казачья культура, содержащая идеи и смыслы, помогающие восстановлению культурной преемственности и этнической идентичности.

Ростовская область традиционно является землёй Донского казачества.

Культура Донского казачества является неотъемлемым региональным компонентов в воспитании и обучении подрастающего поколения нашего региона.

Дошкольное детство – важный этап в становлении самосознания и морального облика человека. В эти годы у детей закладываются основы нравственности, формируются первоначальные эстетические представления. Начинает появляться интерес к явлениям общественной жизни. Дети обращаются с вопросами к педагогам, родителям, стремятся больше узнать о своей Родине, крае, месте, где они живут. В содержании отдельных разделов дошкольного образования, например: ознакомление с окружающим миром, формирование представлений о природе, изобразительная деятельность, праздники и развлечения – органично включение южнорусской, казачьей культуры.

Воспитание патриотизма через региональный аспект культуры Донского края может успешно реализоваться на основе ценностного подхода к пониманию культурных казачьих истоков.

На основании выше сказанного целью данной программы является:

воспитание в детях патриотических чувств : любви к Родине, к культурным традициям Донского казачества, гордости за их достижения.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

• формирование общей культуры личности ребенка, в том числе культуры духовного возрождения национальных традиций Донского края и гордости за свой край.

• развитие познавательного интереса детей к истории и культуре Донского края;

• знакомство с малыми фольклорными формами казачьей культуры;

Данная программа реализуется в образовательных областях "Социально-коммуникативное", «Речевое» и «Художественно-эстетическое».

Непосредственно образовательная деятельность проводится для старшей группы один - два раза в месяц. Длительность занятий - 25-30 минут.

Основной формой работы являются фольклорные занятия, цель которых – формирование устойчивого интереса к казачьим традициям, обрядам на основе активного участия в совместной творческой деятельности ребенка со взрослым, развитие музыкальных способностей детей через различные формы Донского фольклора.

Первое знакомство ребёнка с музыкальным казачьим фольклором начинается с малых фольклорных форм : частушек, потешек, прибауток, считалок, приговорок, скороговорок, песенок – небылиц, колыбельных, народных игр.

Приобщение детей к участию в календарных обрядовых праздниках способствует непосредственному впитыванию художественно ценных образов, всевозможных песенно-игровых жанров, развитию творческой активности детей. Происходит постепенное усвоение и накопление обширного фольклорного материала.

Формы их проведения разнообразны и различны по степени близости к казачьим традициям : посиделки, праздники, тематические вечера, театральные постановки, игры – драматизации, викторины и т. д.

Методы и приемы, реализуемые в программе

• Рассказы взрослых

• Игры народные, сюжетно-ролевые

• Встречи в семье (ходим в гости)

• Совместные праздники с родителями

• Наблюдения, экскурсии

• Рассматривание иллюстраций, фото

• Практическая деятельность

Совместная деятельность с родителями предусматривает различные формы работы:

• Речевое общение

• Игры, театрализация

• Наблюдения, экскурсии

• Встречи с интересными людьми

• Совместные праздники с родителями

• Практическая, продуктивная деятельность

• Праздники, развлечения

• Совместная деятельность с родителями

• Создание альбомов (фото, рисунки, рассказы)

• Проекты

Перспективное планирование

реализации регионального компонента

в старшей группе на 2015 -2016 учебный год

№ п/п Содержание Задачи Сроки Планируемый результат

1

2 Анкетирование родителей:

-изучение отношения родителей к проблемам патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством фольклора.

Коллективное чтение, рассматривание иллюстраций, картинок, фото:

-историческое прошлое Донских казаков;

-мирная жизнь казаков;

-казак – воин на службе отечества. -Ориентировать семью на патриотическое воспитание детей средствами казачьего фольклора.

-Познакомить с историей и символами родного края, донского казачества.

- Воспитывать уважение к воинам, защищающим нашу страну.

Сентябрь - Может назвать свою страну, столицу России; край, в котором живет, его столицу; традиционную область Донского казачества, свою малую родину; имеет представление об их флаге, гербе.

- Испытывает гордость за историческое прошлое и настоящее соотечественников.

-Имеет представления о знаковых событиях истории казаков, родного края.

3 Экскурсия в библиотеку:

-традиции самобытной культуры казаков, уклад жизни

-устный фольклор донских казаков.

-Расширять общий кругозор о культуре и быте казаков

-Формировать первоначальные представления о малых фольклорных формах казаков :

частушках, потешках, прибаутках, считалках, приговорках, скороговорках, песенках – небылицах и т. д. Сентябрь -Проявляет эмоциональный интерес к традиционным обрядам донских казаков

и старинному укладу их жизни.

-Делится своими впечатлениями о новых знаниях с родителями.

4 Сам себе костюмер (ряжение) :

-подготовка и примеривание казачьих костюмов;

-спонтанные костюмированные игры и диалоги

-Готовить казачьи костюмы для проведения фольклорных праздников «Покрова Пресвятой Богородицы на Дону»,

«Кузьминки – об осени поминки» и народного гуляния «Казачий круг».

-Побуждать к спонтанной импровизации, творческому самовыражению. Октябрь -Самостоятельно создает при помощи деталей казачьих костюмов и атрибутов игровые образы героев фольклорных праздников : Марфуши, Петра, старейшины, кузнеца, продавца музыкальных инструментов, атамана, есаула (помощника атамана).

-С интересом участвует в подготовке сюжетных композиций для казачьих посиделок «Чаепитие», «Ярмарка».

5 Фольклорный праздник «Покрова Пресвятой Богородицы на Дону» :

-история происхождения праздника («На Покров последний сбор плодов»);

-культура празднования (предметы утвари казачьего куреня, ярмарка). -Познакомить с казачьей культурой православного праздника (14 октября) как символа перехода от осени к зиме.

-Формировать убеждение, что праздник у казаков – не безделье, а время новостей, беседы, прославления своим трудом батюшки Тихого Дона. Октябрь -Реализует полученные знания через продуктивную деятельность в танце – игре «Карусель», исполнении частушек, танце с ложками, обряде «Запекания углов».

-Знает 3 загадки.

-Подпевает казачьи песни : «Золотая песенка», «До свиданья, журавли», «Как за Доном».

Казачьи посиделки «Кузьминки – об осени поминки» с участием родителей:

-украшение в стиле казачьей горницы (старые фотографии, икона, русская печь, стол с самоваром, баранками, пирогами, медом);

-культура празднования (прославление тех, кто хорошо работал).

-Знакомить с народными праздниками, входящими в русский народный календарь.

-Способствовать развитию таких черт характера, как: дружба, товарищество, честность, скромность, гостеприимство, уважение к старшим, женщине: матери, сестре, жене.

-Показать красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, сказках, загадках, танцах – играх Ноябрь

-Имеет социальный опыт участия в казачьих праздниках.

-Усваивает привычку следовать принятым нормам и правилам культуры поведения, взаимоотношений.

-Владеет навыком коллективного пения:

подпевает казачьи песни «По Дону гуляет», «В амбар за мукой», «Прялица».

-Проявляет творческую активность в инсценировании сказки, танце – игре «А теперь на месте шаг»

-Знает 2 загадки.

7 Фестиваль казачьей песни :

-игровая песня;

-плясовая песня.

-Развивать любовь к слушанию музыки.

-Способствовать развитию музыкальных способностей детей.

-Развивать музыкальную культуру. Декабрь Любит петь, делает это эмоционально и с удовольствием.

-Демонстрирует самостоятельную творческую деятельность

8 Проект «Праздник – народное гуляние «Казачий круг»» -Воспитывать нравственно-здоровую личность, наследника мастерства и таланта жителей Донского края.

-Развивать интерес к коллективному творчеству.

-Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, наблюдательности.

-Воспитывать толерантное отношение к проявлениям другой культуры. Январь -Умеет сотрудничать с другими детьми в процессе коллективного творчества.

-Проявляет толерантность, интерес к казачьей культуре.

9 Музыкальный час:

-казачьи потешки;

-хороводная игра, хоровод с напевами;

-прибаутки, заклички, шутки - присказки.

-Воспитывать любовь и интерес к музицированию с инструментами потешного и игрового фольклора.

-Разучить потешки, дразнилки, считалки.

- Учить исполнять игровые и хороводные движения.

Февраль -Владеет ритмически организованными формами импровизации на простых инструментах казаков : бубне, барабане, маракасе, дудке, бубенцах, ложках хохломских.

-Умеет исполнять танец – игру «Карусель»

и хоровод «Осень золотистая».

-Знает 5-6 потешек, дразнилок, считалок.

10 Казачьи сказки, былины и легенды

-Знакомить с казачьими сказками, былинами и легендами.

-Развивать внимание, память.

-Обогащать словарный запас новыми понятиями и словами казачьего диалекта. Март -Понимает и правильно трактует значение новых слов казачьего лексикона : ухват, прялка, курень, грубка, ладушки, лампасы, папаха, подворье и др.

11 Казачьи пословицы, поговорки Воспитывать уважение к патриотическим нормам морали, трактуемым в пословицах, поговорках

-Формировать умение толковать пословицы и поговорки. Апрель -Знает 3 - 5 пословиц, поговорок.

-Понимает смысл казачьих пословиц, поговорок.

12 Ярмарка «Открывай скорей базар, казаки везут товар

-традиционная казачья кухня -Закреплять знания о казачьей кухне, правильном рациональном питании. Май -Помогает родителям печь пирог, варить вареники.

-Знает названия казачьих блюд : пареная тыква, квашеная капуста, уха, кулебяки, холодец, студень, борщ, лапша, вареники, таранчук (мякоть баранины, обжаренная в кипящем масле, солянка, голубцы ленивые, галушки, узвар (компот, сало, пампушки, блины, шашлыки и др.

13 Казачьи игрища «Лихие казачата» :

-игры – забавы, посвященные Донским героям. -Знакомить с многообразием спортивных и народных игр казаков.

-Воспитывать соревновательные качества, чувство взаимовыручки и поддержки.

-Развивать двигательную активность, быстроту реакции, увертливость.

-Ориентировать на воспитание в себе качеств будущего воина: смелость храбрость.

Июнь Умеет играть в спортивные игры: городки, бадминтон.

-Играет в народные игры – забавы: «Плетень», «Горячее место», «Перетяжка», «Скачки», «Казачья рыбалка», «Устоять в паре» и др.

14 Встреча «Потомки казачьего рода» -Воспитывать желание перенимать и хранить народные традиции.

Июль -Имеет социальный опыт активного вовлечения в культурное наследие своего народа.

12 Викторина «Казачий Дон»

-Обобщить знания о казачьем фольклоре.

-Содействовать непрерывному накоплению ребенком культурного опыта прошлого и настоящего своей страны. Август -Понимает, что казачий фольклор отражает нравственно - патриотические чувства казаков.

Используемая литература:

1. Л. Земскова- Названова «Люби и знай свой край», М, Чистые пруды, 2006г.

2. Л. А. Лялина «Народные игры в детском саду», М, ТЦ «Сфера», 2008г.

3. Л. Н Капранова «Бабушкины забавушки», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2008г.

4. «Фольклор- музыка-театр», М, Владос, 1999г.

5. «Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду», Владимир, 1995г.

6. О. Л. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Санкт-Петербург, 2008г.

7. «Воспитание патриотизма на основе культурно- исторических традиций Донского казачества в образовательных учреждениях: программно- методические материалы» : Ростов-на-Дону, РО ИПК и ПРО, 2008.

8. Елжова Н. В. «Ознакомление дошкольников с историей Донского края»

Публикации по теме:

Патриотическое воспитание средствами декоративно-прикладного искусства «Патриотическое воспитание средствами декоративно-прикладного искусства» Воспитание подрастающего поколения включает, как основную задачу.

Духовно-нравственное воспитание с использованием регионального казачьего компонента. Разговорный колорит казачьего наречияДуховно-нравственное воспитание с использованием регионального казачьего компонента. Разговорный колорит казачьего наречия Воспитатели: Мужанова Н. М. Черепанова И. И. Духовно – нравственное воспитание с использованием регионального казачьего компонента. [/h3].

Консультация для педагогов «Военно-патриотическое воспитание средствами музыки» Военно-патриотическое воспитание средствами музыки "Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца". Константин Паустовский.

Культурно — экологическое образование старших дошкольников средствами фольклора Актуальность проекта: - обусловлена потребностями современного образования в воспитании и развитии творческой личности ребенка дошкольного.

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в ДОУ средствами музейной педагогикиНравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в ДОУ средствами музейной педагогики Музейная педагогика сегодня знакома всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения. Термин «музейная педагогика» пришел.

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами физкультурно-оздоровительной работы ДОО Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами физкультурно-оздоровительной работы дошкольной образовательной.

Проектная деятельность «Развитие речи дошкольников средствами малых форм фольклора и советских мультипликационных фильмов»Проектная деятельность «Развитие речи дошкольников средствами малых форм фольклора и советских мультипликационных фильмов» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 24" г. Майкоп Проектная деятельность.

Проблема формирования начал музыкальной культуры у дошкольников средствами музыкального фольклора Во все времена и величие, и статус России составлял культурный и духовный потенциал страны, а будущее государства всегда зависело от инициативности,.

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников средствами музыкального фольклора Нас окружает много разных звуков! Мы слышим речь, природу, музыку и всевозможные шумы. На момент рождения у детей сформированы все органы.

Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание средствами декоративно-прикладного искусства» Воспитание подрастающего поколения включает, как основную задачу — патриотическое воспитание у детей. У детей формируется чувство гордости.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Патриотическое воспитание дошкольников средствами казачьего фольклора
Опубликовано: 5 декабря 2017 в 13:22
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД