Педагогический потенциал традиционной народной культуры. Опыт работы и сценарий праздника «Масленица»

Светлана Кожуховская
Педагогический потенциал традиционной народной культуры. Опыт работы и сценарий праздника «Масленица»

«Педагогический потенциал традиционной народной культуры».

Мы живем в двадцать первом веке, когда информация обрушивается на нас со всех сторон. Телевидение, радио позволили нам почувствовать себя частью большого мира, увидеть многообразие культур, что-то принять для себя, что-то отвергнуть.

Мы – взрослые, у нас уже сформировались взгляды, вкусы, отношение к тем или иным информационным материалам. Даже если учитывать, что мы росли в советское время, когда вытравливались народные традиции, русские сказки никто не отменял. Мультфильмы и детское кино тех лет были более нравственными, помогали детям научиться отличать добро от зла. Современные дети воспитываются под влиянием диснеевских мультфильмов. Они динамичны, красочны, способны увлечь сознание ребенка, но нравственного в них мало. Как же помочь маленькому человеку, у которого еще не сложились представления о том, что хорошо, а что плохо, не потеряться в этом информационном мире? Как помочь ему обрести точку опоры, создать истинную меру ценностей?

Возрождение русских народных традиций – это решение проблем. Я, может быть в силу того, то мои взгляды формировались в советское время, не готова полностью раствориться только в фольклорном материале. Всемирное наследие классической музыки, современные детские авторские песни не должны пройти мимо наших детей. Свою целостность с мировой культурой дети тоже должны почувствовать. Но надо помнить, что каждый народ, если он хочет, чтобы его уважали, с ним считались в мире, должен беречь, любить свою национальную культуру. Ведь это наше богатство. Это то, что делает нас неповторимыми.

Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лечь в основу формирования его личности.

В народе говорится: нет дерева без корней, нет дома без фундамента. Накопленный веками опыт предшествующих поколений и должен стать этим фундаментом.

Народная культура неотделимо связана с нашей православной историей. Именно это, мне кажется, и было причиной, по которой в советское время она беспощадно уничтожалась. С возрождением Российского государства изменилось и отношение к русской православной церкви и, как следствие этого, к народной культуре. У нас появилась возможность открыть для себя сокровища, накопленные нашими прадедами. Теперь мы не будем «Иванами, не помнящими родства». Ну а для тех, кто только вошел в этот мир, и, как губка, готов впитывать в себя жизнь, русский фольклор пусть станет любимым, естественным, важным, необходимым.

Раннее и дошкольное детство – это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений. Это время формирования ребенка, как личности, становление его характера. От условий, в которых это будет происходить, зависит и результат. Развивая художественные способности детей – музыкальные, танцевальные, певческие – мы, музыкальные руководители и воспитатели, должны прививать детям вкус, формировать их отношение к народным традициям, устоям. А для этого нам нужна опора на фольклорный материал. Основанный на жизненном опыте многих поколений, он прививает детям такие качества, как честность, справедливость, любовь к труду, гуманное отношение к человеку, преданность человеческим идеалам. Приобщение к православной культуре способствует возрождению духовности, которой очень не хватает в современном мире. Оно направлено на возрождение и укрепление семейных ценностей. А это, несомненно, очень важно для каждого ребенка.

Фольклор дает возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщить его к народной поэзии, познакомить с выразительностью и красотой родного языка. Пестушки, потешки, с которыми ребенок встречается в младенчестве, формируют у малыша внутреннюю готовность к восприятию народной культуры. Заклички, приговорки, считалки, скороговорки и чистоговорки, дразнилки, прибаутки, сказки – какое многообразие форм для развития умственного, физического и психического здоровья. Они всегда учат детей находить правильные решения, создают у них хорошее настроение, учат радоваться жизни.

Не секрет, что в наше время становится все больше детей с речевыми проблемами. Мне кажется, что это связано с тем, что дома с ними мало разговаривают. Мамы заняты бизнесом, домашние хлопоты съедают все оставшееся время, а на общение с детьми его не остается вовсе. Не сформированы семейные традиции воспитания детей. Порой мамы даже не догадываются о потребности своих детей в общении, так как в свое время они также были его лишены. Нам, педагогам, по роду своей деятельности приходится возмещать эти потери. Работая с ранним возрастом, удивляешься, что дети ясельной группы не знают простейших потешек, не играют в ладушки. Отсюда поразительная неритмичность детей, что впоследствии сказывается и на формировании их речи.

В своей работе с детьми дошкольного возраста я часто использую фольклорный материал. Особенно детям нравятся игры с пением: «Шел козел по лесу», «Дударь», «Тетера», «Бабушка Маланья», «Идет матушка Весна» и др. Они развивают ловкость, координацию движений, сообразительность детей и одновременно тренируют память и речь. В игре каждый ребенок может раскрыться, наиболее полно себя показать. Пальчиковые игры с использованием фольклорного материала способствуют развитию мелкой моторики и так же направлены на развитие речи.

Благодаря фольклорному материалу обогащается эмоциональная сфера ребенка. Он учится изображать движения животных, о которых поется в потешке, изображать игру на музыкальных инструментах, использовать мимику, жесты и т. д. Детский фольклор стимулирует творческое проявление ребенка, будит его фантазию.

Особое значение в жизни ребенка имеет праздник. Он обогащает детей новыми впечатлениями, которые остаются с ним на всю жизнь. Мне кажется, что наша задача состоит в том, чтобы адоптировать имеющийся фольклорный материал к нашей современной действительности и в доступной для детей (и для меня самой) форме познакомить их с народными традициями. Это даст возможность детям соприкоснуться с историческим прошлым своего народа и получить много положительных эмоций.

Один из своих сценариев традиционных праздников я прилагаю к этой работе.

Масленица.

Звучит русская плясовая. Дети заходят в зал, садятся на места.

Выходят скоморохи.

1Скоморох: Здравствуйте, гости дорогие!

2Скоморох: Здравствуй, честная публика!

Оба: Мы зовем на праздник всех!

Будет музыка и смех!

1Скоморох: Ты постой, проказник!

А какой сегодня праздник?

2Скоморох: А про это публика знает,

Пусть она и отвечает!

Дети: Масленица!

1Скоморох: Душа моя, масленица,

Приезжай к нам в гости.

На широкий двор,

На русский простор.

«Вот уж зимушка проходит»

1к. Вот уж зимушка проходит,

Белоснежная проходит,

Лю-ли, люли, проходит,

Лю-ли, лю-ли, проходит.

2к. Снег и холод прочь уводит,

Весну красную приводит,

Лю-ли, лю-ли, приводит,

Лю-ли, лю-ли, приводит.

3к. Встает солнышко пораньше,

Светит красное подольше,

Лю-ли, лю-ли, подольше,

Лю-ли, лю-ли, подольше.

4к. Теплый луч на снег бросает,

От него снежок растает.

Лю-ли, лю-ли, растает,

Лю-ли, лю-ли, растает.

5к. Почернеет на дорожках,

Побежит ручьем в канавках.

Лю-ли, лю-ли, в канавках,

Лю-ли, люли, в канавках.

6к. Прощай, саночки, конечки,

Наши зимние дружочки.

Лю-ли, лю-ли, дружочки,

Лю-ли, лю-ли, дружочки.

7к. Прощай, зимушка-старушка,

Ты, седая холодушка.

Лю-ли, лю-ли, холодушка,

Лю-ли, лю-ли, холодушка.

2Скоморох: Ну, что, надоела вам зима? Скоро и к нам придет Весна красная, а пока зимними забавами насладимся напоследок.

Кто желает прокатиться,

Полететь на санках птицей?

1Скоморох: Саночки-самокаточки

Сами катят,

Сами ехать хотят…

2Скоморох: У лошадки коренной

Красный бант над головой,

Сбруя золоченая,

Саночки точеные.

1скоморох: Скорее садитесь,

Покрепче держитесь!

Дети встают тройками и исполняют танец «Дружные тройки» муз. Штрауса.

1 скоморох:

Приезжай к нам в гости, Масленица,

На горах покататься,

В блинах поваляться,

Сердцем потешиться.

Дети встают в круг, поют:

1к. А мы Масленицу встречаем,

Ох, мы Масленицу встречаем!

Пр. Ой, лю-ли, ой, люли!

Ой, люлюшеньки мои!

2к. Мы на горку выходили,

Мы на горку выходили.

Пр. (тот же)

3к. Сыр и масло выносили,

Сыр и масло выносили.

Пр. (тот же)

4к. Сыром горку посыпали,

Сыром горку посыпали.

Пр. (тот же)

5к. Маслом горку уливали,

Маслом горку уливали.

Пр. (тот же)

6к. Налетели канарейки,

Налетели канарейки.

Пр. (тот же)

7к. Нашу горку раскопали,

Сыр и масло поклевали.

Охохоюшки!

2Скоморох: С давних пор и посейчас

Игры в чести у нас!

Ну-ка, народ,

Становитесь в хоровод.

(Скоморохи делают «воротики»)

Игра «Золотые ворота»

Золотые ворота…

Проходите господа.

Первой мать пройдет,

Всех детей проведет.

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз –

Не пропустим вас.

1Скоморох: А теперь, добры молодцы, кто хочет силой помериться? Становитесь, за канат беритесь. Раз, два, три – тяни!

«Перетягивание каната».

2Скоморох: А вы, девчушки-попрыгушки, кто на скакалке прыгать горазд? Это состязание для вас!

«Скакалка».

1Скоморох: А теперь, ребятки, слушайте загадки!

1. Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою,

Но солнце ее припечет,

Заплачет она и умрет.

(сосулька)

2. Была белая да седая,

Пришла зеленая, молодая.

(зима и весна)

3. Что выше леса,

Краше света,

Без огня горит?

(солнце)

4. Два коня у меня, два коня.

По воде они возят меня.

А вода тверда,

Словно каменная.

(коньки)

5. Без рук, без ног,

А рисовать умеет.

(мороз)

6. То блин, о пол блина,

То та, то эта сторона. (луна)

2Скоморох: Молодцы, ребятки, отгадали все загадки!

А теперь пора вставать и в снежки нам поиграть!

«Игра в снежки». Муз. Вересокиной

1Скоморох: А милей всего на Масленицу

Угощенье – блины вкусные.

Блины вкусные, румяные,

С яйцом, с маслом, со сметаною.

«Блины» соврем. Р. Н. п.

1к. Мы давно блинов не ели.

Мы блиночков захотели.

Пр. Ой, блины, блины, блины,

Вы, блиночки мои!

2к. В квашне новой растворили,

Два часа блины ходили.

3к. Моя старшая сестрица,

Печь блины-то мастерица!

4к. Напекла она поесть,

Сотен пять, наверно, есть!

5к. На поднос она кладет

И сама к столу несет.

6к. «Гости, будьте все здоровы,

Вот блины мои готовы!»

Выходит Дед.

Дед: Я балагурный дед,

В рубаху красную одет.

Блинами угощаю,

Гостей созываю.

Дед с группой ребят: Блин! Блин! Блин!

1Скоморох с группой ребят: Полблина! Полблина! Полблина!

2Скоморох с группой ребят: Блинчики! Блинчики! Блинчики!

Дед: Как на масленой неделе

Из печи блины летели!

Масленица, угощай,

Всем блинчиков подавай.

С пылу, с жару – разбирайте,

Похвалить не забывайте!

С пылу, с жару, из печи,

Все румяны, горячи!

Дети идут в группу угощаться блинами, затем выходят на улицу, катаются с горки. Потом собираются сжигать чучело Масленицы.

Дети: Гори, гори ярче –

Лето будет жарче,

А зима теплее,

А весна милее.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

1Скоморох: Ты прощай, прощай, наша масленица,

Ты не в среду пришла и не в пятницу,

Ты пришла в воскресенье, всю неделюшку веселье.

Блины масленые, шаньги мазаные,

Мы катаемся с горы от зари и до зари.

2Скоморох: Из распахнутых ворот солнце красное идет!

Солнце ясное! Солнце красное!

(заворачивает в полотенце самую большую ложку)

Хватит, есть, пить да спать!

Пора перед Богом встать!

КОНЕЦ.

Использованная литература:

«Воспитание звуком» Т. А. Рокитянская

«Утренники в детском саду» Азбука развития Ю. Антонова

«Народные праздники в детском саду» М. Б. Зацепина,

Т. В. Антонова

«Музыкальная палитра» № 6 2007 год

«А у наших у ворот развеселый хоровод» М. А. Михайлова

«Русские народные праздники в детском саду» М. Ю. Картушина

«На золотом крыльце сидели» Г. П. Федорова

Публикации по теме:

Музыкальный фольклор — средство развития личности ребенкаМузыкальный фольклор — средство развития личности ребенка Цель:Приобщение детей старшего дошкольного возраста к традиционной народной культуре Задачи:Охарактеризовать музыкальный фольклор как явление.

Шуми, МасленицаШуми, Масленица Шуми, Масленица Сегодня с семьёй была участницей фестиваля народной культуры "Шуми, Масленица", который проходил В Центральном парке культуры.

Библиотека изображений:
  • Грибы
Автор публикации:
Педагогический потенциал традиционной народной культуры. Опыт работы и сценарий праздника «Масленица»
Опубликовано: 11 июня 2013 в 16:42
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет смотра-конкурса «Лучший уголок для родителей»
В нашем детском саду прошел в ноябре месяце смотр-конкурс «Лучший уголок для родителей». Недавно были подведены итоги этого конкурса. Наша группа заняла...
«Ручки, ножки малышей удивляют всех людей». Детское Новогоднее творчество
Декабрь -первый месяц зимы, а вместе с тем -конец года, а это значит совсем немного остаётся до Нового года, чудесного, яркого праздника, и детское...
Сценарий новогоднего утренника для детей младшей группы.
Дети под веселую новогоднюю песню входят в нарядный музыкальный зал и становятся перед елочкой. Ведущая. С Новым годом! С Новым годом! Мы хотим...
Фотоотчет посещения музея «Дружбы народов». Подготовительная группа
Недавно мы с детьми подготовительной группы посетили выездной музей, который приехал в Магнитогорск. Предварительно была проведена беседа: что такое музей,...
Конспект занятия «День героев Отечества» для воспитанников 4 Группы с ОВЗ
Цель: Расширение знаний о детях - героях нашего времени. Задачи: - Познакомить с историей возникновения праздника. Расширить кругозор детей о героях...