Первые шаги к творчеству детей 2–3 лет посредством пластилинографии

Светлана Крымская
Первые шаги к творчеству детей 2–3 лет посредством пластилинографии

Ребенок, начавший лепить в раннем возрасте, существенно опережает своих собратьев в освоении различных навыков. И дело здесь не в том, что он раньше начал практиковаться в лепке, а в том, что лепка рано разбудила его интеллектуальные и творческие задатки. Ловкость рук и самовыражение – это первые, но далеко не единственные качества, приобретаемые ребенком благодаря лепке

Сегодня во всем мире внимание психологов, физиологов и педагогов привлечено к проблеме раннего детства. Этот интерес не случаен – ведь именно в первые годы жизни у детей происходит интенсивное сенсорное развитие, развитие движений, речи.

Известные педагоги, физиологи, психологи такие как, Н. М. Аксарина, Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский, Е. И. Тихеева, Э. Г. Пилюгина, С. Н. Теплюк и др. открыли огромные потенциальные возможности развития детей, определили значение периода раннего детства для всего дальнейшего формирования личности ребенка и выявили ряд специфических возрастных особенностей, которые легли в основу современных программ и новых технологий развития и воспитания детей раннего возраста.

Именно в этом возрасте дети охотно вовлекаются в продуктивную творческую деятельность. Занятия творчеством очень важны для малыша – они будят его фантазию, учат быть любознательным в познании нового, развивают креативность.

По определению С. И. Ожегова, творчество – это сознательная, целеполагающая, активная деятельность человека, направленная на познание и преобразование действительности, создающая новые, оригинальные, ранее не существовавшие предметы.

Великий педагог В. А. Сухомлинский отмечал, что истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок. Следовательно, необходимо создавать педагогические условия для развития творческой активности детей.

Лепка - один из наиболее актуальных и эффективных способов развития творческих способностей ребенка.

Значение лепки в развитии ребенка трудно переоценить. Она может дать гораздо больше, чем мы думаем. Вот лишь некоторые ее плюсы:

развивается мелкая моторика рук, координация движений, что оказывает благотворное влияние на речевое развитие ребенка;

развиваются сенсорные эталоны (цвет, форма, величина);

развивается фантазия, воображение, раскрывается творческий потенциал;

лепка благотворно влияет на нервную систему в целом. Именно поэтому возбудимым, шумным и активным детям часто рекомендуют заниматься лепкой;

лепка помогает детям почувствовать себя свободным, дает возможность удивляться, радоваться.

Поэтому в своей работе по формированию предпосылок творческих способностей у детей раннего возраста мы используем пластилинографию.

Пластилинография или пластилиновые картинки – это нетрадиционная методика работы с пластилином, при которой с помощью приема надавливания на маленькие пластилиновые шарики или их размазывания по поверхности основы создаются плоские изображения. Такая методика работы с пластилином позволяет создавать яркие пластилиновые картинки буквально за считанные минуты.

Занятия лепкой с детьми раннего возраста проводятся нами как в непосредственно образовательной, так и в совместной деятельности. Длительность занятий составляет 8-10 минут.

Темы занятий пластилинографией тесно переплетаются с жизнью детей, с изучаемым материалом по другим образовательным областям («Чтение художественной литературы», «Познание», «Коммуникация», «Социализация») и способствуют их интеграции.

Для того чтобы заинтересовать детей, надо обыграть ситуацию, превратить занятие в увлекательную игру. После того как у детей будут сформированы основные навыки работы с пластичными материалами, у них появится больше возможностей для самостоятельной работы. Это позволит предоставить малышам определенную свободу выбора при изготовлении поделок.

Рисование пластилиновых картин с детьми можно начать с создания коллективных композиций в сотворчестве с воспитателем. Так как у детей этого возраста преобладает предметное мышление, в силу небогатого жизненного опыта, то и рисование пластилином идёт предметное. Однако постепенно мы можем расширить эти границы до несложного сюжета.

Обучение происходит поэтапно с возрастанием уровня сложности - от простого к сложному. Первоначально дети учатся надавливать подушечкой указательного пальца на готовый пластилиновый шарик, прикрепляя его, например, к спинке божьей коровки, шляпке мухомора или собирая «витаминки» в баночку и т. д. Затем дети учатся отщипывать кусочки пластилина от целого куска и скатывать их в шарики двумя пальчиками. После этого дети осваивают новый прием: размазывание пластилина кончиком (подушечкой) пальца. Формируя навыки надавливания и размазывания, важно научить детей прилагать усилия пальчиками. Для этого нужно показать приёмы, а при необходимости взять указательный пальчик ребёнка и помочь нарисовать пластилиновую линию, поворачивая пальчик в нужном направлении. Основные направления размазывания - сверху вниз, слева направо. Во время работы необходимо следить за тем, чтобы палец ребёнка не сгибался, а оставался прямым и напряжённым; чтобы он действовал подушечкой пальца, а не царапал пластилин ногтем.

Для закрепления навыков работы с пластилином в индивидуальной работе с детьми применяем трафареты (картинки, вложенные в файл или заламинированные, которые можно использовать многократно.

В зависимости от тематики занятия детям предоставляется возможность самостоятельно выбрать цвет пластилина.

При работе с пластилином необходимо выполнять определенные требования:

использовать как основу плотный картон, чтобы не происходило деформации при выполнении приемов надавливания и размазывания;

основу с предварительно нарисованным контуром или без него следует покрыть скотчем или вложить в файл. Это поможет избежать появления жирных пятен; работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин, не оставляя следов;

на рабочем столе ребенка обязательно должна быть тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполнения работы сначала вытереть руки салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.

Готовые работы рассматриваем вместе с детьми, хвалим детей за старание, делаем выставки для родителей. Поскольку фундамент личности закладывается именно в раннем возрасте, важно постараться зажечь в детях огонек творчества.

В завершение мне хотелось бы обратиться ко всем педагогам:

Уважаемые коллеги!

Прежде чем решать, как развивать творческие способности ребёнка, помните о самых простых истинах:

- развивайте творческое воображение малыша везде и всегда;

- окружающая среда ребенка должна способствовать его развитию;

- у малыша должен быть необходимый «арсенал» инструментов и материалов для детского творчества: пластилин, краски, цветная бумага и многое другое;

- поощряйте и хвалите только безопасные творческие детские инициативы;

- процесс развития творческих способностей детей должен носить регулярный характер;

- обучение и развитие малыша дошкольного возраста должно происходить только через игровые задания, упражнения и саму игру.

Когда-то восточный мудрец сказал: «Ребенок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Вот этой мудростью и руководствуйтесь при воспитании маленького творца.

Список литературы:

1. Жукова О. Г. Планирование и конспекты занятий для детей раннего возраста. – М.: Айрис-пресс, 2007.

2. Иванова Г. П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников. – М: 2006.

3. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

4. Масару Ибука. После трех уже поздно. – М.: 1992.

5. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. – М.: АСТ; СПб: Сова, 2006.

6. Янушко Е. А. «Лепка с детьми раннего возраста (1—3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей». – М.: Мозаика-Синтез, 2007.

Публикации по теме:

Лепка (пластилин, соленое тесто. Пластика) Часть1Лепка (пластилин, соленое тесто. Пластика) Часть1 Здравствуйте уважаемые коллеги, давненько ничего не выкладывала, хочу показать несколько своих работ по пластилинографии - цветочные орнаменты,.

Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста Дети в раннем возрасте нуждаются в терпеливом обучении и непосредственной помощи взрослого. В освоении навыков самообслуживания, режимные.

Библиотека изображений:
  • Цветы
  • Весна
  • Цветы
Автор публикации:
Первые шаги к творчеству детей 2–3 лет посредством пластилинографии
Опубликовано: 27 октября 2013 в 19:04
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Пластилинография в ДОУ. Мастер-класс.
И снова осень-самое загадочное время. Время перемен и, конечно, поделок. И сегодня я предлагаю вашему вниманию работу "Улетают птицы" в технике...
Конспект прогулки «Наблюдение за цветником»
Конспект прогулки «Наблюдение за цветником» Цель: формирование представлений о сезонных изменениях в природе, знаний о цветущих растениях клумб, их...
Дидактическая игра «Соберу я урожай»
Дидактическая игра "Соберу я урожай" Все любят деревянные игрушки, приятные на ощупь, прямо теплотой от них веет. А так как сейчас у нас садово-огородная...
Фоторепоржаж «Наши малыши» (первые дни пребывания в детском саду)
Добрый день, дорогие коллеги. Представляю вашему вниманию фоторепортаж о том как у нас идет прием детей , о рнаших первых днях в саду, о наших занятиях....
Мастер-класс. Декорирование пластикового ведра цветным скотчем
Сегодня Вашему вниманию хочу представить мастер класс по декорированию пластикового ведра цветным скотчем. Я использую такие ведерки для хранения игрушек....