«Первый шаг в науку — 2014». Консультация для воспитателей «Из чего же, из чего же сделаны эти краски?»

Наталья Бояркина
«Первый шаг в науку — 2014». Консультация для воспитателей «Из чего же, из чего же сделаны эти краски?»

1. Введение. Постановка и актуальность выбранной темы:

Наш мир прекрасен и красочен, передать и сохранить истинную его красоту можно при помощи красок рисуя картины.

Я очень люблю рисовать акварелью, гуашью. Эти краски можно купить в любом магазине канцелярских товаров. И современные художники так и поступают. Но давным–давно, когда не было магазинов и краски не изготавливали на заводах, где же художники брали краски? Я решила узнать, а можно ли изготовить краски в домашних условиях?

Цель: Узнать из каких веществ состоят краски, определить преимущества и недостатки “самодельных” красок.

Задачи:

1. Изучить из каких веществ состоят краски.

2. Провести эксперимент: изготовить краски самостоятельно в домашних условиях.

3. Нарисовать рисунок из полученных красок и гуаши.

4. Сравнить краски, сделанные в домашних условиях и купленных в магазине.

Объект исследования: краски

Предмет исследования: состав красок

Методы исследования:

поиск информации в сети Интернет,

экспериментирование,

сравнение и обобщение результатов

Гипотеза: я предполагаю, что краски можно изготовить самостоятельно в домашних условиях, но они будут отличаться от магазинных.

Ценность полученных результатов заключается в том, что их можно использовать в художественной деятельности детского сада. Заинтересовать детей в получении новых красок в домашних условиях, желании экспериментировать с природным материалом.

Считаю, что справилась с изучением данной проблемы, моя гипотеза полностью подтвердилась.

2. Основная часть. Кто придумал краски и откуда они взялись?

Древние художники за много десятков тысяч лет до нас рисовали на стенах пещер, на скалах. на собственной коже (Кстати обычай раскрашивать лицо, тело существует у многих племён в тропических странах и сейчас.)

Самой первой краской была глина. А глины, надо вам сказать, бывают разные — жёлтые, красные, зеленоватые, белые.

Древние художники с помощью рисунков ещё и колдовали. Охотники-художники считали, что надо обязательно нарисовать косматых бизонов, огромных мамонтов, пугливых оленей, быстрых лошадей — и тогда уж все эти звери непременно станут добычей охотников. «Куда им деться? — думали древние охотники-художники. — Если звери нарисованы, а рисунки пронзены копьями и стрелами?». А чтобы колдовство было надёжнее, чтобы рисунок не исчез, художники сперва брались за острые камни и высекали на камнях контуры рисунка, а потом в углубление втирали глину, смешанную с жиром.

Какими же красками рисовали древнейшие художники?

Ну, прежде всего они использовали охру — краску, часто встречающуюся в виде глины или рассыпающихся в пыль комочков. Охры бывают жёлтые, коричневые, красноватые. Чёрный цвет давала копоть, сажа. Находили наши далёкие предки и красную киноварь, и оранжевый сурик.

Вывод: Словом, у каждой из красок, которыми сегодня пользуются и взрослые и маленькие художники, есть своя длинная и удивительная история.

Теоретическая часть:

Для того чтобы узнать состав красок, мы стали искать информацию в сети Интернет. И …нашли!

Состав красок:

Краска–материал, служащий для придания цвета.

Краски состоят из пигмента и связующего вещества.

Пигмент – это сухой краситель.

Мир вокруг нас разноцветен.

Древние художники отыскивали материал для красок прямо под ногами. Из красной и жёлтой глины, тонко ее, растерев, можно получить красный и жёлтый краситель, или, как говорят художники, пигмент. Пигмент чёрный даёт уголь, белый – мел, зелёный даёт малахит и лазурит. Зелёный пигмент дают и окиси металлов.

Сухой краситель не может держаться на холсте, поэтому нужно связующее вещество, которое склеивает, связывает частички сухого красителя в единую цветную краску–массу. Художники брали то, что было под рукой: масло, мед, яйцо, клей, воск. Чем ближе друг к другу частички пигмента, тем гуще краска. Густоту краски можно определить, если взглянуть, как растекается капля меда, яйца, на долго сохнущую каплю масла, которая даже не соединяется с водой, а при высыхании оставляет жирный след.

Разные связующие вещества дают разные краски с разными названиями.

1. Клей входит в состав акварели и гуаши. Акварель легкая, полупрозрачная краска, которая требует разбавления водой. Само название говорит об этом.

2. Масло входит в состав масляных красок, они самые прочные и ложатся на бумагу жирными мазками. Хранятся они в тюбиках и разбавляются растворителем, керосином или скипидаром.

3. Одна из древних живописных техник – темпера. Это краски, замешанные на яйце, иногда их называют “яичные краски”. Более двух тысяч лет назад темперу получали, смешивая пигмент с яичным желтком, а восемьсот–пятьсот лет тому назад с яичным белком, к которому одновременно добавляли фиговый сок, мед или другие не известные нам вещества.

4. Была еще одна краска, очень стойкая, но рецепт ее приготовления утерян. Это энкаустика – краска, замешанная на воске. В настоящее время не удалось приготовить краску на основе воска.

ВЫВОД: Итак, я выяснила, что краски состоят из пигмента и связующего вещества. В настоящее время почти все краски делают в лабораториях и на заводах из химических элементов. Поэтому некоторые краски даже ядовиты.

Процесс приготовления красок.

Проанализировав литературу и статьи в Интернете, можно описать, как готовятся краски.

• Сначала ищут сырье. Это может быть уголь, мел, глина, лазурит, малахит.

• Сырье нужно очистить от посторонних примесей.

• Затем материалы необходимо измельчить до порошка.

Старинные художники растирали порошок в ступке пестиком. Полученный порошок и есть пигмент.

• Затем пигмент нужно смешать со связующим веществом. В качестве связующего вещества можно использовать: яйцо, масло, воду, воск, клей, мёд. Краску нужно хорошо промешать, чтобы не было комочков.

• Получившуюся краску можно использовать для рисования.

ВЫВОД: Выяснив состав красок, узнав о процессе приготовления красок, я поняла, что смогу сделать некоторые краски сама.

Практическая часть. Описание экспериментов

Для проведения экспериментов с воспитателем мы раздобыли природные пигменты и связующие вещества. В моем распоряжении оказались глина, мел и уголь. Я составила план трех экспериментов (Приложение №1).

Все эксперименты прошли успешно, и я получила черную, коричневую и белую краски. Затем я нарисовала рисунок красками собственного приготовления и рисунок гуашью (Приложение №2). Рисуя, я смогла сравнить их и сделать вывод.

Результаты экспериментов

Теперь я знаю, из чего состоят краски. Приготовить некоторые краски можно в домашних условиях. Полученные краски отличались по консистенции и качествам (Приложение №3).

ВЫВОД: Полученные краски имеют преимущества и недостатки: экологически чистые, бесплатные, имеют естественные цвета, но трудоемкие, нет ярких цветов и их неудобно хранить.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

* История красок началась вместе с появлением человека.

* Краски для рисования состоят из пигмента и связующего вещества.

* Изначально в качестве пигмента использовали землю, глину, уголь, мел, малахит, лазурит.

* В качестве связующего вещества использовали яйца, масло, воду, воск.

* Сейчас краски изготавливают в лабораториях и на заводах из химических элементов.

* В ходе экспериментов мне удалось получить краски разных цветов, нарисовать рисунки и сравнить их.

4. Список используемой литературы:

1. «365 научных экспериментов». – М.: ЗАО «РОСМЭН -- пресс», 2010. – С. 149.

2. Энциклопедия «почемучки»

3. Шалаева Г. П. Новейший справочник дошкольника. Наука и жизнь. – 2000. – №6

4. Детская энциклопедия «Хочу все знать»

Публикации по теме:

«Еловая ветка»«Еловая ветка» Доброго всем предновогоднего настроения!Наконец в Петербурге выпал снег! И мы с ребятами решили нарисовать еловые веточки. Но просто рисовать.

Работы детей в технике граттаж.Работы детей в технике граттаж. Каждый ребенок любит рисовать. Краски,карандаши,мелки - все это продается в любом канцелярском магазине,что помогает маленькому фантазеру.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Изучаем цвета
  • Изучаем цвета
Автор публикации:
«Первый шаг в науку — 2014». Консультация для воспитателей «Из чего же, из чего же сделаны эти краски?»
Опубликовано: 27 февраля 2014 в 16:47
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Дидактическое пособие «Пенал со счётным материалом»
Пособие сделано для детей второй младшей группы. Но его можно использовать и в работе с более старшими дошкольниками. Оно удобно для использования в...
Подарки ко Дню Матери руками детей.
Мама – самое близкое, дорогое и родное для любого человека. Для детей ближе мамы никого нет. Именно поэтому праздник День Матери является основным...
Сценка новогоднего сюрпризного момента в стихотворной форме для старшей группы
Добрый день, дорогие коллеги! Представляю вашему вниманию сюрпризный момент, который могут поставить дети старшей группы на новогоднем празднике. Только...
Фотоотчёт «Наше зимнее творчество»
Доброго времени суток, дорогие мои коллеги. Сегодня хочу поделиться с вами своими мыслями и творческими работами на зимнюю тематику. В рамках работы по...
Кружок народной куклы «Яркий лоскуток»
В своей группе столкнулась с проблемой повального увлечения детьми игрушками-антигероями. Дети ( в большинстве мальчики) стали приходить в детский сад с...