«Первый шаг в науку — 2014». Консультация для воспитателей «Из чего же, из чего же сделаны эти краски?»

Наталья Бояркина
«Первый шаг в науку — 2014». Консультация для воспитателей «Из чего же, из чего же сделаны эти краски?»

1. Введение. Постановка и актуальность выбранной темы:

Наш мир прекрасен и красочен, передать и сохранить истинную его красоту можно при помощи красок рисуя картины.

Я очень люблю рисовать акварелью, гуашью. Эти краски можно купить в любом магазине канцелярских товаров. И современные художники так и поступают. Но давным–давно, когда не было магазинов и краски не изготавливали на заводах, где же художники брали краски? Я решила узнать, а можно ли изготовить краски в домашних условиях?

Цель: Узнать из каких веществ состоят краски, определить преимущества и недостатки “самодельных” красок.

Задачи:

1. Изучить из каких веществ состоят краски.

2. Провести эксперимент: изготовить краски самостоятельно в домашних условиях.

3. Нарисовать рисунок из полученных красок и гуаши.

4. Сравнить краски, сделанные в домашних условиях и купленных в магазине.

Объект исследования: краски

Предмет исследования: состав красок

Методы исследования:

поиск информации в сети Интернет,

экспериментирование,

сравнение и обобщение результатов

Гипотеза: я предполагаю, что краски можно изготовить самостоятельно в домашних условиях, но они будут отличаться от магазинных.

Ценность полученных результатов заключается в том, что их можно использовать в художественной деятельности детского сада. Заинтересовать детей в получении новых красок в домашних условиях, желании экспериментировать с природным материалом.

Считаю, что справилась с изучением данной проблемы, моя гипотеза полностью подтвердилась.

2. Основная часть. Кто придумал краски и откуда они взялись?

Древние художники за много десятков тысяч лет до нас рисовали на стенах пещер, на скалах. на собственной коже (Кстати обычай раскрашивать лицо, тело существует у многих племён в тропических странах и сейчас.)

Самой первой краской была глина. А глины, надо вам сказать, бывают разные — жёлтые, красные, зеленоватые, белые.

Древние художники с помощью рисунков ещё и колдовали. Охотники-художники считали, что надо обязательно нарисовать косматых бизонов, огромных мамонтов, пугливых оленей, быстрых лошадей — и тогда уж все эти звери непременно станут добычей охотников. «Куда им деться? — думали древние охотники-художники. — Если звери нарисованы, а рисунки пронзены копьями и стрелами?». А чтобы колдовство было надёжнее, чтобы рисунок не исчез, художники сперва брались за острые камни и высекали на камнях контуры рисунка, а потом в углубление втирали глину, смешанную с жиром.

Какими же красками рисовали древнейшие художники?

Ну, прежде всего они использовали охру — краску, часто встречающуюся в виде глины или рассыпающихся в пыль комочков. Охры бывают жёлтые, коричневые, красноватые. Чёрный цвет давала копоть, сажа. Находили наши далёкие предки и красную киноварь, и оранжевый сурик.

Вывод: Словом, у каждой из красок, которыми сегодня пользуются и взрослые и маленькие художники, есть своя длинная и удивительная история.

Теоретическая часть:

Для того чтобы узнать состав красок, мы стали искать информацию в сети Интернет. И …нашли!

Состав красок:

Краска–материал, служащий для придания цвета.

Краски состоят из пигмента и связующего вещества.

Пигмент – это сухой краситель.

Мир вокруг нас разноцветен.

Древние художники отыскивали материал для красок прямо под ногами. Из красной и жёлтой глины, тонко ее, растерев, можно получить красный и жёлтый краситель, или, как говорят художники, пигмент. Пигмент чёрный даёт уголь, белый – мел, зелёный даёт малахит и лазурит. Зелёный пигмент дают и окиси металлов.

Сухой краситель не может держаться на холсте, поэтому нужно связующее вещество, которое склеивает, связывает частички сухого красителя в единую цветную краску–массу. Художники брали то, что было под рукой: масло, мед, яйцо, клей, воск. Чем ближе друг к другу частички пигмента, тем гуще краска. Густоту краски можно определить, если взглянуть, как растекается капля меда, яйца, на долго сохнущую каплю масла, которая даже не соединяется с водой, а при высыхании оставляет жирный след.

Разные связующие вещества дают разные краски с разными названиями.

1. Клей входит в состав акварели и гуаши. Акварель легкая, полупрозрачная краска, которая требует разбавления водой. Само название говорит об этом.

2. Масло входит в состав масляных красок, они самые прочные и ложатся на бумагу жирными мазками. Хранятся они в тюбиках и разбавляются растворителем, керосином или скипидаром.

3. Одна из древних живописных техник – темпера. Это краски, замешанные на яйце, иногда их называют “яичные краски”. Более двух тысяч лет назад темперу получали, смешивая пигмент с яичным желтком, а восемьсот–пятьсот лет тому назад с яичным белком, к которому одновременно добавляли фиговый сок, мед или другие не известные нам вещества.

4. Была еще одна краска, очень стойкая, но рецепт ее приготовления утерян. Это энкаустика – краска, замешанная на воске. В настоящее время не удалось приготовить краску на основе воска.

ВЫВОД: Итак, я выяснила, что краски состоят из пигмента и связующего вещества. В настоящее время почти все краски делают в лабораториях и на заводах из химических элементов. Поэтому некоторые краски даже ядовиты.

Процесс приготовления красок.

Проанализировав литературу и статьи в Интернете, можно описать, как готовятся краски.

• Сначала ищут сырье. Это может быть уголь, мел, глина, лазурит, малахит.

• Сырье нужно очистить от посторонних примесей.

• Затем материалы необходимо измельчить до порошка.

Старинные художники растирали порошок в ступке пестиком. Полученный порошок и есть пигмент.

• Затем пигмент нужно смешать со связующим веществом. В качестве связующего вещества можно использовать: яйцо, масло, воду, воск, клей, мёд. Краску нужно хорошо промешать, чтобы не было комочков.

• Получившуюся краску можно использовать для рисования.

ВЫВОД: Выяснив состав красок, узнав о процессе приготовления красок, я поняла, что смогу сделать некоторые краски сама.

Практическая часть. Описание экспериментов

Для проведения экспериментов с воспитателем мы раздобыли природные пигменты и связующие вещества. В моем распоряжении оказались глина, мел и уголь. Я составила план трех экспериментов (Приложение №1).

Все эксперименты прошли успешно, и я получила черную, коричневую и белую краски. Затем я нарисовала рисунок красками собственного приготовления и рисунок гуашью (Приложение №2). Рисуя, я смогла сравнить их и сделать вывод.

Результаты экспериментов

Теперь я знаю, из чего состоят краски. Приготовить некоторые краски можно в домашних условиях. Полученные краски отличались по консистенции и качествам (Приложение №3).

ВЫВОД: Полученные краски имеют преимущества и недостатки: экологически чистые, бесплатные, имеют естественные цвета, но трудоемкие, нет ярких цветов и их неудобно хранить.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

* История красок началась вместе с появлением человека.

* Краски для рисования состоят из пигмента и связующего вещества.

* Изначально в качестве пигмента использовали землю, глину, уголь, мел, малахит, лазурит.

* В качестве связующего вещества использовали яйца, масло, воду, воск.

* Сейчас краски изготавливают в лабораториях и на заводах из химических элементов.

* В ходе экспериментов мне удалось получить краски разных цветов, нарисовать рисунки и сравнить их.

4. Список используемой литературы:

1. «365 научных экспериментов». – М.: ЗАО «РОСМЭН -- пресс», 2010. – С. 149.

2. Энциклопедия «почемучки»

3. Шалаева Г. П. Новейший справочник дошкольника. Наука и жизнь. – 2000. – №6

4. Детская энциклопедия «Хочу все знать»

Публикации по теме:

«Еловая ветка»«Еловая ветка» Доброго всем предновогоднего настроения!Наконец в Петербурге выпал снег! И мы с ребятами решили нарисовать еловые веточки. Но просто рисовать.

Работы детей в технике граттаж.Работы детей в технике граттаж. Каждый ребенок любит рисовать. Краски,карандаши,мелки - все это продается в любом канцелярском магазине,что помогает маленькому фантазеру.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Изучаем цвета
  • Изучаем цвета
Автор публикации:
«Первый шаг в науку — 2014». Консультация для воспитателей «Из чего же, из чего же сделаны эти краски?»
Опубликовано: 27 февраля 2014 в 16:47
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Экспериментальная деятельность для воспитателей «Веселая наука»
Экспериментальная деятельность для воспитателей «Веселая наука» «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, Приобретают способность сами ставить вопросы И...
Экологическое занятие «Бабочки и пчёлки на лесной опушке…» в старшей группе
Цель: разбудить в детях эмоциональное отношение к насекомым, подвести их к пониманию необходимости бережного к ним отношения. Задачи: -дать детям...
Оформление развивающей среды на стене в беседке ДОУ. «Времена года».
Стену в беседке мы решили оформить в экологическом направлении, дерево "Времена года". Сначала подготавливаем стену: обдираем старые облущенные слои,...
Конспект познавательно-игрового занятия для старшей группы «Август заглянул сегодня в...
Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Виды...
Фотоотчёт о выставке творческих работ группы
Каждый год в нашем саду проходят выставки творческих работ детей совместно с родителями. Родители с огромным удовольствием помогают своему чаду в создании...