«Почему корабли не тонут?»

Яна Веникова
«Почему корабли не тонут?»

Тема исследовательской работы: «Почему корабли не тонут

Научный руководитель: Веникова Яна Александровна,     воспитатель.

Однажды дома я играла с водой, бросая в неё различные предметы. Каково же было моё удивление, когда я увидела, что одни из них тонут, а другие плавают на поверхности! «Почему же так происходит- подумала я  и побежала с этим вопросом к родителям. Они объяснили мне, что есть тела и вещества легче воды, а есть тяжелее воды, поэтому одни тонут, другие нет. «Понятно!» - ответила я и отправилась спать.   

  Утром по дороге в детский сад я всё думала о своём маленьком открытии: «Не может же быть всё так просто!» Я решила рассказать об этом воспитательнице и провести своё исследование, чтобы получить ответ на вопрос «От чего же зависит плавучесть предметов?»

Цель исследовательской работы: проанализировать поведение различных тел в воде, выявить природу плавучести и её связь с плотностями погружаемых объектов.

Задачи: 1. Собрать и проанализировать информацию о плавучести тел.

               2. Провести опыты, объясняющие, почему одни предметы тонут, а другие нет.

               3. Узнать у взрослых, почему не тонут огромные железные корабли?

Гипотезы:  1. Пластилин тяжёлый материал, но если придать ему определённую   форму, то он не утонет в воде.

                     2. Большие корабли не тонут, потому что они легче воды, так как в них      есть воздух.

Методы исследования:

• Беседы с взрослыми;

• Изучение познавательной литературы;

• Работа с компьютером;

• Наблюдения;

• Исследование;

• Проведение опытов, экспериментов.

  Итак, можно начинать исследование.

  Яна Александровна  рассказала мне о том, что все окружающие нас предметы и вещества состоят из крошечных, не видимых взгляду частичек – молекул.   

Те тела, в которых молекулы располагаются очень близко друг к другу – дружат и крепко держатся за ручки, - обладают большей плотностью и быстрее идут ко дну.

  

А тела, в которых молекулы расположены далеко друг от друга, обладают меньшей плотностью, поэтому остаются плавать на поверхности воды.

   Проверим это утверждение на опыте 1: «Тонет, не тонет»

    Предмет    Материал Тонет Не тонет

  

    Металл

     +         

        -

    Пробка

      -

        +

  

    Стекло

      +

         -

   Вывод: Плотность  деревянных тел меньше, поэтому вода их выталкивает, а металлические и стеклянные – нет.

Давайте проведём ещё один опыт 2: «Не тонет, как ни старайся»

   Нам понадобятся тазик и воздушный шар: набираем в таз воды, а шарик надуваем.

  Теперь стараемся утопить воздушный шар в тазике с водой. Ещё раз, ещё и ещё.

  Ничего не выходит. Наверное, опять всё дело в плотности. «А что же за сила выталкивает шарик на поверхность?»- спросила я у воспитательницы. И она мне всё очень хорошо объяснила.

Оказывается, когда- то давно древнегреческий учёный Архимед исследовал проблему плавучести тел и сформулировал закон: на всякое тело, погружённое в жидкость, действует выталкивающая сила, направленная вверх и равная весу вытесненной им жидкости, который известен сейчас как Закон Архимеда. Таким образом, в нашем опыте на шарик снизу, из тазика, действовала сила Архимеда, которая выталкивала  шарик на поверхность.

Итак, мы уже убедились в том, что предметы из разных материалов ведут себя в воде по – разному. Но это ещё не всё. У воды есть ещё один секрет: на её поверхности может плавать и  «тонущий» материал, главное - придать ему нужную форму.

  Пришло время проверить правильность моей гипотезы о том, что пластилин не утонет в воде, если придать ему определённую форму.

  Опыт 3: «Почему он не тонет, или всё зависит от формы?»

   Нам понадобятся кусок пластилина и тазик с водой.

1)   опускаем пластилин в воду – он естественно тонет;

2) теперь попробуем слепить из этого куска плошку и опустим её на воду.

   Ура! Волшебство свершилось, тонущий материал плавает на поверхности!

    Гипотеза подтвердилась!

  То же самое происходит с большими кораблями, которые не тонут, а продолжают бороздить океаны.

  Из своих наблюдений мы знаем, что металл тонет, а если построить из него огромный корабль, то он спокойно будет плавать по воде. Стальной корабль не тонет, потому что  он вытесняет много воды. А мы знаем, чем больше какой-то предмет вытесняет воды, тем сильнее она выталкивает его. Ай да Архимед!

Заключение.

1. Я нашла ответ на свой вопрос «Почему корабли не тонут»

2. Гипотезы мои подтвердились.

3. Я узнала много нового про свойства воды, про закон Архимеда, про молекулы.

4. Конечно, есть еще много того, что я не понимаю, например, физические понятия, законы, формулы, но, думаю, в школе  я смогу разобраться в этом вопросе подробнее.

А сейчас, я обязательно расскажу своим друзьям и знакомым о своих открытиях.

Список литературы:

1. Ушаков С. З. Плавание тел / С. З. Ушаков: детская энциклопедия, том 3 «Числа и фигуры, вещество и энергия». – Москва: «Издательство Академии Педагогических Наук РСФСР», 1961. – С. 279-288.

2. Перля З. Н. Корабли / З. Н. Перля: детская энциклопедия, том 3 «Числа и фигуры, вещество и энергия». – Москва: «Издательство Академии Педагогических Наук РСФСР», 1960. – С. 443-459.

3. Сахарнов С. В. Плывут по морям корабли / С. В. Сахарнов, К. Д. Арон // «Едем, плаваем, летаем». – Москва: «Детская литература», 1993. – С. 7-36.

4. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е.   Экспериментальная деятельность

детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. –С. 68-70.

      5. Использование Интернет-ресурса:

    www.elfik.by.yandex.ru

    www.1september.ru/2006/02/07.htm

Публикации по теме:

«Твёрдая вода. Почему не тонут айсберги?» Задачи: дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства;  познакомить с понятием «таяние»; уточнить представления.

Чудо-овощ.Чудо-овощ. Вот такой чудо-овощ "поселился" в нашем уголке природы. Нам его подарили. Когда я впервые его увидела, то подумала, что это поделка.

Библиотека изображений:
  • Потешки и стишки
  • Транспорт
  • Транспорт
Автор публикации:
«Почему корабли не тонут?»
Опубликовано: 8 февраля 2012 в 20:01
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Шары для ёлки». Поделка из пластилина и мишуры
Скоро, скоро Новый Год! Он торопится, идёт! Постучится в двери к нам: Дети: здравствуйте, я к вам! Праздник мы встречаем, Ёлку наряжаем, Вешаем...
Детский мастер-класс «Шар»
Меньше месяца осталось до наступления главного праздника, которого ждут все дети и даже взрослые - Нового года. В детском саду все уже начали усердно...
Конспект открытого музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста...
( Дети заходят в зал, встают полукругом) Муз. руководитель. Здравствуйте, дети! Посмотрите, как много у нас сегодня гостей. Давайте поздороваемся с ними,...
Конспект занятия по рельефной лепке в средней группе на тему: «Зима в лесу»
Программное содержание: - закрепить в сознании детей признаки зимы, сезонные изменения в природе; - расширить и закрепить знания детей о диких животных, об...
Наши развивающие планшеты
Здравствуйте уважаемые коллеги. В нашем детском саду объявлен конкурс ноябрь - январь "Развивающие пособия для детей раннего возраста". Вот,...