«Почва»

Ирина Дорофеева
«Почва»

«Почва»

Материал: коробочка: с почвой, песком и мелкими камнями, семена овса; прозрачный сосуд с водой; кусочек почвы; чистый песок (промыть несколько 5-6 раз, просушить); сухая глина; увеличительное стекло; два спичечных коробка; 2-е посуды для замешивания «теста»; 2-е воронки; 2-а кусочка капрона; 2-е резинки; 2-а стакана водой; банка с водой; палочка – «мостик»; полоска ткани; 3-и пластиковые бутылки с отрезанным дном; почва: черноземная, глинистая, песчаная; блюдо; марля.

Программное содержание: продолжать учить детей проводить исследовательскую деятельность. Упражнять детей в умении обследовать предметы, выделять их свойства и качества. Развивать любознательность и навыки проведения лабораторных опытов. Продолжать знакомить детей с тем, как люди используют свойства и качества материалов в быту и агротехнике. Обогащать и активировать состав.

Предварительная работа: за 20-ть дней до занятия были высажены семена овса в почву, в песок, в мелкие камешки. На протяжении всего этого времени дети вели наблюдение за ростом растений, а так же были сделаны зарисовки детей, как появились первые всходы. Провести опыт с глиной и песком.

Ход занятий:

Дети входят в группу и садятся вокруг стола, на котором стоит коробочка, в которой ранее были посажены семена овса.

Воспитатель начинает занятие.

- Ребята, вы помните нашу коробочку, в которую мы с вами посадили семена овса? (Да)

Рассказывает первый ребенок:

- Коробочка была разделена на 3 части. В 1-ой части коробки находилась почва. Я сделал в ней полочкой борозды и посеял в них овес. Затем присыпал семена землей и полил. Через 3 дня появились первые всходы, а через неделю всходов уже было много и я их зарисовал.

Рассказывает 2-ой ребенок:

- Во второй части коробочки находился песок. Я, при помощи палочки, сделала борозды в песке и посеяла семена овса. Затем присыпала семена песком и полила. Через неделю появился всего один всход и я его зарисовала.

Рассказывает 3-ий ребенок:

- В третьей части коробочки находились мелкие камни. Я посеял в них семена овса и полил. Через неделю не появилось никаких всходов.

- Значит, самые благоприятные условия для роста всходов были в почве?

Что же за вещество – почва? Как образуется? Из чего состоит? Вот на эти вопросы мы с вами сегодня ответим, проделав ряд опытов.

Опыт №1:

Дети подходят к столу для опытов.

На столе стоит банка с водой.

- Ребята, давайте опустим комочек почвы в банку с водой и посмотрим, что произойдет? (на комочке появились прозрачные пузырьки)

- как вы думаете, что это? (воздух)

-конечно, воздух, который находился внутри комочка между песчинками и пылинками. Вода проникла внутрь и вытеснила его. Он запузырился и смешался с окружающим нас воздухом. Итак, значит, в почве находится воздух.

- в состав почвы еще входит песок и глина. Следующий опыт мы проведем с песком и глиной. С этим материалам мы с вами знакомились в прошлом году.

На столе в емкостях лежит чистый песок и сухая глина.

Воспитатель предлагает одному из детей щепотку сухой глины потереть между пальцами на лист бумаги. Затем ребенок проделывает тоже самое с песком.

- Что ты можешь сказать о глине и песке? (Глина на ощупь более мягкая, чем песок)

- Дети, это потому что глина состоит из пылинок, а песок из песчинок. Давайте рассмотрим их через увеличительное стекло.

Воспитатель подводит детей к выводу, что песчинки разной формы, разного размера и отличаются друг от друга. А пылинки все одинаковые. Поэтому на ощупь глина более мягкая, чем песок.

- А теперь давайте вспомним с вами, какой опыт мы с вами проводили с песком и глиной накануне.

Дети рассказывают, что они отмерили равное количество песка и глины и добавили в каждую посуду с материалом равное количество воды. Затем замесили «тесто» из песка и глины и положили в разные коробочки.

- а теперь давайте посмотрим, что же произошло с нашими песком и глиной после того, как они просохли.

- да у нас получились кирпичики из глины и песка.

- возьмите кирпичик из песка. Если на него надавить, что произойдет? (он рассыплется)

- а глиняный кирпичик? (он не рассыпался)

-Песок сыпучий из него можно лепить, только когда он сырой

- из глины кирпичик получился более прочным, потому что пылинки, из которых состоит глина, более плотно прилегают друг к другу.

- а сейчас у нас физкультминутка.

Мы сейчас все дружно встанем. Отдохнем.

Вправо, влево – повернись.

Наклонись и поднимись.

Руки вверх, руки в бок.

И на месте прыг да скок.

А теперь бежим в припрыжку,

Молодцы, мы, ребятишки!

Замедляем дружно шаг.

И на месте стой, вот так!

А теперь мы сядем дружно

Нам еще работать нужно.

Дети садятся на стульчики.

- как я вам уже говорила, в состав почвы входят песок и глина. Количество песка и глины в разных почвах различно. Если песка больше, чем глины, почву называют песчаной. Если глины больше, чем песка, говорят почва глинистая. А разные почвы обладают разными свойствами.

Вы обратили внимание, что после дождя, лесные и полевые тропинки просыхают по-разному. Песчаная тропинка уже через полчаса сухая – вода просочилась в глубь. А глинистая тропинка даже после небольшого дождя до вечера грязная. Значит песо хорошо пропускает влагу, а глина – задерживает воду

Опыт №2:

Сейчас мы с вами в этом убедимся, проделав опыт.

На столе для опытов две одинаковые воронки, носики которых закрыты кусочками капрона, закрепленными резинками.

В одну воронку насыпаем песок в другую глину и заливаем их равным количеством воды и опускаем воронку в бутылку.

Дети помогают воспитателю делать опыт и наблюдают за происходящим.

Воспитатель подводит детей к выводу, что разные почвы удерживают и пропускают воду по-разному. Песчаная почва хорошо пропускает воду, а глиняная почва воду удерживает. Поэтому там, где песчаная почва, после дождя быстро становится сухо, а где глинистая почва, там долго грязно и сыро.

- мы с вами наблюдали, как вода просачивается через почву вниз. А может ли это происходит наоборот – снизу вверх?

Чтобы узнать это мы проделаем следующий опыт.

Опыт №3:

Наполним банку водой и на перекинутый от края до края «мостик», повесим полоску из ткани. Ткань должна касаться воды. Наблюдаем. Постепенно тряпочка вся стала мокрой, а количество воды в банке уменьшилось. Что это значит? (ткань «подняла» воду)

-значит ткань способна «поднять» воду наверх. Но не только ткань может поднимать воду. Вы помните, что когда мы поливаем фиалку, мы наливаем воду в поддон, а через некоторое время а поддоне вода исчезает. Это значит корни растения подняли воду из поддона в свои стебли и листья. Но разная почва поднимает воду по-разному: одна быстрее другая медленнее. Убедиться в этом нам опять поможет опыт.

Опыт №4:

На столе три пластиковые бутылки со срезанным днем. Наполняем бутылки сухой почвой до половины.

Берем почву черноземную. Посмотрите какая она черная. Кто знает, что такое перегной? (листья, веточки падают на землю и гниют под воздействием влаги и тепла. Так получается перегной). Правильно.

Берем песчаную почву. Что это за почва? (это почва в которой много песка)

и третью бутылку заполняем глинистой почвой. Что это за почва? (это почва, в которой много глины)

Обвяжем широкую часть каждой бутылки сложенным вдвое куском марли и осторожно поставим бутылки в таз.

Подливая воду, наблюдаем как она поднимается в почве.

Отметить с детьми в какой бутылке вода поднимается вверх быстрее

Дети помогают воспитателю делать опыт.

Подвести детей к выводу, что вода в разных почвах поднимается по-разному

- итак, в конце нашего занятия давайте подведем итог.

- Что входив в состав почвы? (воздух, песок, глина, перегной)

- какие почвы называют песчанистыми? (почвы с преобладанием песка)

- какие почвы называют глинистыми? (почвы с преобладанием глины_

- какие почвы называют черноземными? (почвы, где много перегноя)

- для чего нужна почва? (ответы детей)

- Сегодня мы с вами провели опыты с почвой и узнали много интересного.

Публикации по теме:

Уголок природы — эксперементированияУголок природы — эксперементирования нашей лаборатории находятся следующие предметы; Пипетки,шнурки,банки,миски,воронки,земля,песок,мох,глина,пластиковые бутылки,пузырьки из.

Занятие по экологии на тему «Почва». Занятие по экологии «Путешествие в подземном царстве» Цель: Создать условия для формирования практических навыков в обращении с почвой..

Автор публикации:
«Почва»
Опубликовано: 24 ноября 2012 в 21:20
+27
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 33.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Снеговик из ватных дисков (мастер-класс)
Хочу предложить вашему вниманию идею как сделать снеговика из ватных для оформления интерьра. Он не мал и не велик, Снежно белый снеговик. У него...
«Зайка беленький сидит» — детский мастер-класс.
Здравствуйте, коллеги! Сегодня хочу предложить вашему вниманию детский мастер - класс «Зайка беленький сидит». «Кто в горку бегом, а с горы кувырком… » В...
Конспект открытого занятия по экологии во второй младшей группе «Волшебница вода»
Цели: -познакомить детей с основными свойствами воды, основываясь на проведенном опыте. - формировать представление о том, что вода является жизненно...
Фотоотчет «В царстве елок» Поделки родителей с детьми в рамках проекта «Берегите...
Проект «Берегите елочку! » Вид проекта: исследовательско-творческий, агитационный. Продолжительность: краткосрочный. Цель: Воспитывать любовь к...
Композиция «В ожидании Нового года…» — использование нетрадиционных техник...
Описание: в мастер-классе представлено описание изготовления поделки к Новому году. Работа предназначена для детей младшего дошкольного возраста,...