Папки-передвижки

«Почва» (3 фото)

Ирина Дорофеева
«Почва»

«Почва»
Фото №1 Публикация Почва размещена в разделах Почва Фото №2 Исследуем почву Темочки Конкурс для воспитателей и педагогов Лучший конспект занятия НОД ноябрь Программное содержание продолжать учить детей проводить исследовательскую деятельность

Материал: коробочка: с почвой, песком и мелкими камнями, семена овса; прозрачный сосуд с водой; кусочек почвы; чистый песок (промыть несколько 5-6 раз, просушить); сухая глина; увеличительное стекло; два спичечных коробка; 2-е посуды для замешивания «теста»; 2-е воронки; 2-а кусочка капрона; 2-е резинки; 2-а стакана водой; банка с водой; палочка – «мостик»; полоска ткани; 3-и пластиковые бутылки с отрезанным дном; почва : черноземная, глинистая, песчаная; блюдо; марля.

Публикация «„Почва“» размещена в разделах

Программное содержание: продолжать учить детей проводить исследовательскую деятельность. Упражнять детей в умении обследовать предметы, выделять их свойства и качества. Развивать любознательность и навыки проведения лабораторных опытов. Продолжать знакомить детей с тем, как люди используют свойства и качества материалов в быту и агротехнике. Обогащать и активировать состав.

Предварительная работа: за 20-ть дней до занятия были высажены семена овса в почву, в песок, в мелкие камешки. На протяжении всего этого времени дети вели наблюдение за ростом растений, а так же были сделаны зарисовки детей, как появились первые всходы. Провести опыт с глиной и песком.

Ход занятий:

Дети входят в группу и садятся вокруг стола, на котором стоит коробочка, в которой ранее были посажены семена овса.

Воспитатель начинает занятие.

- Ребята, вы помните нашу коробочку, в которую мы с вами посадили семена овса? (Да)

Рассказывает первый ребенок:

- Коробочка была разделена на 3 части. В 1-ой части коробки находилась почва. Я сделал в ней полочкой борозды и посеял в них овес. Затем присыпал семена землей и полил. Через 3 дня появились первые всходы, а через неделю всходов уже было много и я их зарисовал.

Рассказывает 2-ой ребенок:

- Во второй части коробочки находился песок. Я, при помощи палочки, сделала борозды в песке и посеяла семена овса. Затем присыпала семена песком и полила. Через неделю появился всего один всход и я его зарисовала.

Рассказывает 3-ий ребенок:

- В третьей части коробочки находились мелкие камни. Я посеял в них семена овса и полил. Через неделю не появилось никаких всходов.

- Значит, самые благоприятные условия для роста всходов были в почве?

Что же за вещество – почва? Как образуется? Из чего состоит? Вот на эти вопросы мы с вами сегодня ответим, проделав ряд опытов.

Опыт № 1:

Дети подходят к столу для опытов.

На столе стоит банка с водой.

- Ребята, давайте опустим комочек почвы в банку с водой и посмотрим, что произойдет? (на комочке появились прозрачные пузырьки)

- как вы думаете, что это? (воздух)

-конечно, воздух, который находился внутри комочка между песчинками и пылинками. Вода проникла внутрь и вытеснила его. Он запузырился и смешался с окружающим нас воздухом. Итак, значит, в почве находится воздух.

- в состав почвы еще входит песок и глина. Следующий опыт мы проведем с песком и глиной. С этим материалам мы с вами знакомились в прошлом году.

На столе в емкостях лежит чистый песок и сухая глина.

Воспитатель предлагает одному из детей щепотку сухой глины потереть между пальцами на лист бумаги. Затем ребенок проделывает тоже самое с песком.

- Что ты можешь сказать о глине и песке? (Глина на ощупь более мягкая, чем песок)

- Дети, это потому что глина состоит из пылинок, а песок из песчинок. Давайте рассмотрим их через увеличительное стекло.

Воспитатель подводит детей к выводу, что песчинки разной формы, разного размера и отличаются друг от друга. А пылинки все одинаковые. Поэтому на ощупь глина более мягкая, чем песок.

- А теперь давайте вспомним с вами, какой опыт мы с вами проводили с песком и глиной накануне.

Дети рассказывают, что они отмерили равное количество песка и глины и добавили в каждую посуду с материалом равное количество воды. Затем замесили «тесто» из песка и глины и положили в разные коробочки.

- а теперь давайте посмотрим, что же произошло с нашими песком и глиной после того, как они просохли.

- да у нас получились кирпичики из глины и песка.

- возьмите кирпичик из песка. Если на него надавить, что произойдет? (он рассыплется)

- а глиняный кирпичик? (он не рассыпался)

-Песок сыпучий из него можно лепить, только когда он сырой

- из глины кирпичик получился более прочным, потому что пылинки, из которых состоит глина, более плотно прилегают друг к другу.

- а сейчас у нас физкультминутка.

Мы сейчас все дружно встанем. Отдохнем.

Вправо, влево – повернись.

Наклонись и поднимись.

Руки вверх, руки в бок.

И на месте прыг да скок.

А теперь бежим в припрыжку,

Молодцы, мы, ребятишки!

Замедляем дружно шаг.

И на месте стой, вот так!

А теперь мы сядем дружно

Нам еще работать нужно.

Дети садятся на стульчики.

- как я вам уже говорила, в состав почвы входят песок и глина. Количество песка и глины в разных почвах различно. Если песка больше, чем глины, почву называют песчаной. Если глины больше, чем песка, говорят почва глинистая. А разные почвы обладают разными свойствами.

Вы обратили внимание, что после дождя, лесные и полевые тропинки просыхают по-разному. Песчаная тропинка уже через полчаса сухая – вода просочилась в глубь. А глинистая тропинка даже после небольшого дождя до вечера грязная. Значит песо хорошо пропускает влагу, а глина – задерживает воду

Опыт № 2:

Сейчас мы с вами в этом убедимся, проделав опыт.

На столе для опытов две одинаковые воронки, носики которых закрыты кусочками капрона, закрепленными резинками.

В одну воронку насыпаем песок в другую глину и заливаем их равным количеством воды и опускаем воронку в бутылку.

Дети помогают воспитателю делать опыт и наблюдают за происходящим.

Воспитатель подводит детей к выводу, что разные почвы удерживают и пропускают воду по-разному. Песчаная почва хорошо пропускает воду, а глиняная почва воду удерживает. Поэтому там, где песчаная почва, после дождя быстро становится сухо, а где глинистая почва, там долго грязно и сыро.

- мы с вами наблюдали, как вода просачивается через почву вниз. А может ли это происходит наоборот – снизу вверх?

Чтобы узнать это мы проделаем следующий опыт.

Опыт № 3:

Наполним банку водой и на перекинутый от края до края «мостик», повесим полоску из ткани. Ткань должна касаться воды. Наблюдаем. Постепенно тряпочка вся стала мокрой, а количество воды в банке уменьшилось. Что это значит? (ткань «подняла» воду)

-значит ткань способна «поднять» воду наверх. Но не только ткань может поднимать воду. Вы помните, что когда мы поливаем фиалку, мы наливаем воду в поддон, а через некоторое время а поддоне вода исчезает. Это значит корни растения подняли воду из поддона в свои стебли и листья. Но разная почва поднимает воду по-разному: одна быстрее другая медленнее. Убедиться в этом нам опять поможет опыт.

Опыт № 4:

На столе три пластиковые бутылки со срезанным днем. Наполняем бутылки сухой почвой до половины.

Берем почву черноземную. Посмотрите какая она черная. Кто знает, что такое перегной? (листья, веточки падают на землю и гниют под воздействием влаги и тепла. Так получается перегной). Правильно.

Берем песчаную почву. Что это за почва? (это почва в которой много песка)

и третью бутылку заполняем глинистой почвой. Что это за почва? (это почва, в которой много глины)

Обвяжем широкую часть каждой бутылки сложенным вдвое куском марли и осторожно поставим бутылки в таз.

Подливая воду, наблюдаем как она поднимается в почве.

Отметить с детьми в какой бутылке вода поднимается вверх быстрее

Дети помогают воспитателю делать опыт.

Подвести детей к выводу, что вода в разных почвах поднимается по-разному

- итак, в конце нашего занятия давайте подведем итог.

- Что входив в состав почвы? (воздух, песок, глина, перегной)

- какие почвы называют песчанистыми? (почвы с преобладанием песка)

- какие почвы называют глинистыми? (почвы с преобладанием глины_

- какие почвы называют черноземными? (почвы, где много перегноя)

- для чего нужна почва? (ответы детей)

- Сегодня мы с вами провели опыты с почвой и узнали много интересного.

Публикации по теме:

Уголок природы — эксперементированияУголок природы — эксперементирования нашей лаборатории находятся следующие предметы; Пипетки,шнурки,банки,миски,воронки,земля,песок,мох,глина,пластиковые бутылки,пузырьки из.

Занятие по экологии на тему «Почва». Занятие по экологии «Путешествие в подземном царстве» Цель: Создать условия для формирования практических навыков в обращении с почвой..

Автор публикации:
«Почва»
Опубликовано: 24 ноября 2012 в 21:20
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 33.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД