Коррекционно-образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий «Подарки осени» (старшая группа)

Оксана Шарова
Коррекционно-образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий «Подарки осени» (старшая группа)

Коррекционно - образовательная деятельность

по лексико – грамматическим

категориям в старшей

логопедической группе

«ПОДАРКИ ОСЕНИ»

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:

1. Активизация словаря по темам: «осень», «овощи», «фрукты», «деревья», перелетные птицы», «дикие животные».

2. Отработка глаголов в прошедшем времени.

3. Усвоение категории рода.

4. Упражнение в правильном употреблении формы Р. п. мн. числа существительных.

5. Образование относительных прилагательных.

6. Согласование прилагательных с существительными.

7. Практическое усвоение предлогов «на», «под».

8. Отработка существительных в Д. п. ед. числе.

9. Составление описательных рассказов по схеме.

10. Магнитофон с записью. (имитация спора).

11. Корзинки (желтая и зеленая)

ОБОРУДОВАНИЕ:

Портреты осени (картины);

Куклы – игрушки Хрюши и Степашки;

Муляжи фруктов и овощей;

Схемы для описательных рассказов;

Имитация леса (деревья, елки, пеньки);

Осенние листья из бумаги (листья березы, осины, клена);

Предметные картинки (дикие животные, перелетные птицы);

Ход ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент.

-Ребята, скажите какое сейчас время года? (осень)

-Давайте с вами вспомним осенние месяцы.

-Какой месяц открывает осень? (сентябрь)

-После сентября? (октябрь)

-И какой месяц закрывает осень? (ноябрь)

2. Беседа об осени.

-Мы знаем: осень бывает очень разной, и у осени много портретов.

-Послушайте стихотворение. (ребенок читает стихотворение)

«Осень длинной, тонкой кистью перекрашивает листья.

Красный, желтый, золотой. Как хорош ты, лист, цветной!»

-Про какую осень нам рассказал Владик? Про раннюю или позднюю осень? (раннюю)

-А как еще мы эту осень называем? (осень – художница)

Выставляется портрет Осени – художницы.

-Почему мы ее называем «осень – художница»? (ответы детей)

-Потому что она перекрашивает все листья на деревьях, делает их разноцветными.

-Давайте вспомним как она у нас гостила.

Вывешивается картина «Ранняя осень»

-Какое небо было ранней осенью? Деревья? Трава? Небо? Погода?

(полные ответы детей)

-Послушайте еще одно стихотворение. (читает логопед):

«А ветер щеки толстые надул, надул, надул.

И на деревья пестрые подул, подул, подул.

Красный, желтый, золотой…Облетел весь лист цветной.

Как обидно, как обидно: листьев нет, лишь ветки видно!»

-Ребята, а это стихотворение про какую осень? (позднюю)

-Да, эта осень у нас сейчас гостит. Как мы ее еще называем?

-Осень – непогодушка. (вывешивается портрет)

-Что с собой принесла осень – непогодушка? Посмотрите в окно.

Ответы детей: Деревья стоят голые. Трава высохла.

Стало очень холодно. Солнца почти не видно. Небо серое и хмурое.

-А теперь вспомните, какая еще осень у нас гостила?

Портрет осени – кормилицы.

-Почему мы ее называем осень – кормилица?

-Потому что она богата урожаем и в это время мы убираем урожай.

Урожай чего мы убираем? (овощей и фруктов).

-Да осень очень щедрая. Мы сейчас послушаем Машеньку, которая нам расскажет, что же принесла нам осень – кормилица.

«Принесла нам овощей – и для супа и для щей.

Принесла и меду – полную колоду.

А уж яблоки – что мед! На варенье и компот!»

-Молодцы, дети, хорошо рассказали про осень.

3. Обобщающее понятие «овощи», «фрукты»

Дети слышат чей – то спор (магнитофонная запись)

«Я не хочу с тобой дружить! Ты не хороший! Не хочу, не хочу!»

-Ребята, вы ничего не слышите? По-моему кто-то спорит. Давайте проверим, кто же это.

(Все подходят к столу, где за ширмой сидят Хрюша и Степашка-ширма убирается.)

-А вот кто у нас спорит. Вы узнали их, дети?

-Да, это Хрюша и Степашка.

-Садитесь на стульчики. Сейчас мы выясним почему спорят Хрюша со Степашкой.

Дети садятся на стульчики.

-Какой здесь беспорядок! Я поняла из-за чего поссорились Хрюша и Степашка! Они рассыпали все фрукты и овощи и не могут их разобрать. Хрюша любит – фрукты, а Степашка – овощи.

-Давайте поможем друзьям. Овощи для Степашки мы положим в зеленую корзину, а фрукты для Хрюши – в желтую.

(дети раскладывают овощи и фрукты по корзинкам)

-Молодцы! И незачем было спорить, правда, ребята?

4. Д/И: «Собираем урожай»

-Вы знаете Степашка и Хрюша совсем ничего не знают об овощах и фруктах. Они только любят их есть. А мы расскажем про их любимые лакомства. Мы знаем так много.

-Давайте с вами вспомним, как мы убирали урожай.

Логопед показывает овощ – дети отвечают полным предложением:

«Картошку выкапывали. Морковку выдергивали. Капусту срезали. И т. д.

3. Усвоение категории рода.

-Дети, про какой фрукт или овощ мы скажем:

Желтый – ананас, лимон, лук…

Желтая – репа, картошка, тыква…

Желтое – яблоко

-А про какой фрукт или овощ мы скажем: зеленый, зеленая? И т. д.

6. Д/И: «Скромник и хвастуишка»

-Вы знаете, Хрюша такой хвастунишка! Он очень любит хвастаться.

Он мне на ушко сказал: -А у меня много грушев…

-Правильно сказал Хрюша? (нет)

-А как мы правильно скажем – много груш!

-Давайте научим Хрюшу правильно говорить. Вы у нас тоже умеете хвастаться, да еще как!

-Я буду скромником, а вы все – хвастунишки.

-Я буду говорить, что у меня один предмет, а вы похвастаетесь и скажете, что у вас этого предмета много.

-У меня одно яблоко.

-А у меня много яблок. (с интонацией)

7. Д/И: «Подбери признак»

-Ребята, давайте похвалим овощи и фрукты.

Скажите: какая капуста? - сладкая, хрустящая, круглая, зеленая…

какое яблоко? – круглое, ароматное, полезное, витаминное…

какой апельсин? - оранжевый, полезный, сладкий, гладкий…

8. Составление описательных рассказов по теме.

- Ребята, вы тоже любите овощи и фрукты? –Да!

-А кто хочет рассказать про свой любимый овощ или фрукт?

(прослушиваются 2-3 рассказа с опорой на схему)

-Очень красиво рассказали нам ребята про овощи и фрукты. Я думаю Хрюша и Степашка много узнали сегодня.

-Мы сейчас их оставим в группе, а сами пойдем отдохнем. Я предлагаю сходить в лес, подышать свежим осенним воздухом.

-Я собой возьму корзинку с разным угощением, вдруг мы в лесу кого-нибудь всретим.

Дети встают и берутся за руки.

Логопед: ведет змейкой

«В лес осенний на прогулку приглашаю вас пойти,

Интересней приключенья нам, ребята, не найти.

Друг за дружкой становитесь, крепко за руки беритесь.»

На ковре – имитация леса.

9. Физминутка.

-Вот мы с вами и в лесу. Посмотрите, ребята, еще листья лежат на земле.

-Давайте соберем оставшиеся листья.

-Саша и Катя собирают листья с дуба; Владик и Оля – с рябины и т. д.

Дети собирают листья.

-А сейчас представим, что мы осенние листочки.

«Мы осенние листочки, мы на веточках сидели.

Дунул ветер – мы цепочкой друг за другом полетели.

Полетели, полетели и на землю тих сели.»

-А скажите, как называется явление в природе, когда падают листья с деревьев?

(листопад)

10. Д/И: «С какого дерева листок?»

-А сейчас, ребята, найдите свое дерево.

Дети подбегают к своему дереву (картинки)

Логопед спрашивает:

-Саша, у тебя листик с какого дерева? (с дуба)

-Значит он какой? (дубовый)

Аналогичная работа со всеми детьми.

-Давайте соберем листочки в группу на память об осени.

(дети отдают листочки логопеду и садятся на приготовленные стульчики)

11. Беседа о перелетных птицах.

-Послушаем лес. Совсем тихо в лесу. Почему не слышно пение птиц?

-Потому что некоторые птицы улетели в теплые края.

-Назовите птиц, которые улетели в теплые края.

(ответы детей)

-Как этих птиц называют? (перелетне)

-Когда вернутся к нам эти птицы? В какое время года?

-А с нами какие – нибудь птицы остаются зимовать? (да)

-Какие? Как этих птиц называют? (зтимующие)

12. Беседа о диких животных. Загадки.

-А кого мы еще может встретить в лесу? (животных)

-Если они живут в лесу, то какие это животные? (полные ответы детей)

-А каких животных мы можем встретить в лесу, вы узнаете из загадок.

-Будьте внимательны.

1. «В густом лесу под елкой, осыпанной листвой,

Лежит клубок с иголками, колючий и живой» (ежик)

Выставляется картинка.

-Расскажите, ребята, как готовится ежик к зиме.

(рассказы детей)

2. «Что за зверь лесной встал, как столбик под сосной.

И стоит среди травы – уши больше головы» (заяц) - картинка

-Расскажите, как заяц готовится к зиме.

3. «Кто в лесу глухом живет, неуклюжий, косолапый?

Летом ест малину, мед, а зимой сосет он лапу.» (медведь) - картинка

(рассказы детей о подготовке к зиме медведя)

4. Пышный хвост торчит с верхушки.

Что за странная зверушка?

Щелкает орехи мелко. Ну, конечно, это (белка) – картинка.

-Расскажите, как белка готовится к зиме.

13. Отработка предлогов: «на», «под»

-Да, многие звери готовят запасы на зиму. Давайте им поможем.

Я с собой взяла корзинку с угощением.

Логопед берет корзинку, а она пустая.

-Ребята, пока мы гуляли по лесу, я растеряла все наши подарки животным.

Ну, ничего я сейчас постараюсь их найти.

(угощение заранее спрятаны)

-А вот я и нашла шишку - (на елке)

-Где я нашла шишку?

-Вы нашли шишку НА елке.

-Где я нашла гриб?

-Вы нашли гриб ПОД елкой.

-Где я нашла морковку?

-Вы нашли морковку ПОД веточкой.

-Где я нашла ягоды?

-Вы нашли ягоды НА пеньке.

-Вот все подарки мы нашли. (положить на пенек)

14. «Кому подарим подарки

-Кому мы подарим гриб? –показ гриба.

-Гриб подарим белке.

Аналогично со всеми подарками. Можно усложнить и добавить множ. число

-Грибы подарим белкам.

15. Итог занятия.

-Ребята, нам пора прощаться с лесом. Понравилось вам наше путешествие?

-О чем мы с вами сегодня говорили?

-О ком сегодня говорили?

-Молодцы!

Логопед «неожиданно» видит угощение для детей.

-Посмотрите, это подарки нам от лесных жителей. Мы так хорошо вели в лесу и они решили нас поблагодарить. Спасибо лесным жителям. И до свидания!

Дети идут строем и произносят стихотворение:

«До свиданье, старый лес.

Полный сказочных чудес.

Мы придем опять на опушку погулять!»

Публикации по теме:

Игры на формирование словаря у детейИгры на формирование словаря у детей Нарушения формирования лексики у детей с ОНР проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объёма активного и пассивного.

Коррекционные занятия с детьми по заданию логопеда во второй половине дня. Методическое пособие 01 октября 2012 год 1. Артикуляц. гимнастика (обшая) (см. тетрадь 1 стр.) 2. Гимнастика для рук (общая) (см. тетрадь 2 стр.) 3. Развитие.

Библиотека изображений:
  • Осень
  • День рождения
  • День рождения
Автор публикации:
Коррекционно-образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий «Подарки осени» (старшая группа)
Опубликовано: 9 июля 2013 в 21:52
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 31.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Творческие идеи для подарков ко Дню Матери или 8 марта из разных материалов. Фото отчёт.
Творческие идеи для подарков ко Дню Матери или 8 марта из разных материалов. Фото отчёт Доброго времени суток, дорогие коллеги! Предлагаю вашему вниманию...
Инсценировка стихотворения Спор грибов.
Инсценировка стихотворения СПОР ГРИБОВ. Дети входят под музыку из мультфильма «Веселые грибочки» танцуют на первые два куплета. На одной лесной...
Календарное планирование воспитательно — образовательного процесса на сентябрь 2017...
01. 09. 2017 пятница РЕЖИМНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ПЕРВУЮ ПОЛОВИНУ ДНЯ Прием детей 1. Формирование культуры поведения: приветствие, вежливые взаимоотношения со...
Конспект НОД в первой младшей группе «Мы накормим наших птичек»...
Цель: Развитие умения отщипывать маленькие комочки пластилина от большого куска. Задачи : Формировать у детей умение отщипывать от большого куска пластилина...
Фотоотчет «Мое хобби — вязание». Часть 1.
Фотоотчет «Мое хобби — вязание». Часть 1. Нет на свете человека, который чем - нибудь не увлекался. Какие только не существуют увлечения: творчество,...