«Подготовка руки к письму посредством использования навыков художественной вышивки»

Надежда Варфоломеева
«Подготовка руки к письму посредством использования навыков художественной вышивки»

«Подготовка руки к письму посредством использования навыков художественной вышивки»

Слайд № 1 Бывает так, что малышу уже больше года, а он почти не говорит. Или пятилетний дошколенок с трудом соединяет маленькие детали конструктора, хотя прекрасно знает схему его сборки. Или первоклашка не умеет выводить палочки в прописях. Все эти проблемы можно исправить, развивая мелкую моторику: рисуя, вышивая или лепя фигурки из пластилина вместе с ребенком. Задержка речи тоже тесно связана с работой ручек: ведь на пальцах и ладошке много нервных окончаний, которые связаны с речевым центром головного мозга. И стимулируя их — мы стимулируем речь, а также мышление.

А еще такая работа ручками развивает фантазию и усидчивость. Но самое главное — творчество дарит ребенку удовольствие и уверенность в своих силах. С какого возраста надо заниматься развитием мелкой моторики? С рождения — и до пенсии! И это не шутка: ведь ловкость рук можно развить как у младенца (например, предлагая ему потрогать игрушки разной формы и текстуры, так и у взрослого человека. А каким образом? Что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать вышивать и т. д.

Слайд № 2 М. И. Сеченов писал: «Движение руки человека наследственно не определено, а возникает в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного воздействия с окружающей средой. Мелкая моторика э то - совокупкность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой, в выполнении мелких и точечных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин «ловкость».

Ещё во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Отечественный физиолог В. М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребёнка.

Слайд № 3 Зачем нужно развивать мелкую моторику? Все мы знаем насколько важно развитие мелкой моторики у детей для дальнейшего успешного обучения в школе, развития речи. Этому способствуют занятиям в кружке по ручному труду «Волшебная иголочка». Дети с удовольствием работают с тканью, пуговицами, изготавливают поделки. Хочу особо сделать акцент на том, что большей частью кружковцев являются мальчики. Эти занятия для них интересны, красочны и познавательны. Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов: кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.

Развитие мелкой моторики ребенка - основа развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи, пространственные представления. Также улучшение качества мелкой моторики влияет на развитие всего организма.

Слайд № 4 «Поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» - говорил академик И. П. Павлов.

Сказанное позволяет выдвинуть в качестве актуальной проблему использования в работе с детьми интересных, современных, нетрадиционных технологий развития мелкой моторики, в частности, использования художественной вышивки. Занятия в кружке позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. Происходит ориентация старших дошкольников на ценность труда в эмоционально – поведенческом аспекте.

Слайд № 5 Цель звучит так: «Приобщение дошкольников к навыкам художественной вышивки и использование полученных знаний и опыта при подготовке детской руки к письму»

Маленькие детские ручки, еще недостаточно умелые для того, чтобы ловко управляться с иголкой. При грамотном обучении детей вышивке начинают исправно делать стежок за стежком, постепенно вырисовывая усики божьей коровки, крылышки бабочки или какие-либо другие детали выбранного изображения, чем доставляют радость не только маме, но и своему обладателю: ребенку.

Слайд № 6 Отсюда следуют задачи:

Слайд № 7 Вышивание – вид рукоделия, который как нельзя лучше подходит для развития мелкой моторики рук, глазомера, сенсорного восприятия, творческих способностей и инициативы, воспитывает усидчивость, терпеливость.

Слайд № 8 Для работы потребуются следующие материалы:

• 2 иглы вышивальные;

• Ножницы;

• Пяльцы;

• Нитки мулине;

• Ткань для вышивания;

• Простой карандаш;

• Игольница;

• Наперсток;

• Короба для принадлежностей для вышивания;

• Иллюстрации и образцы.

Слайд № 9 Работа с родителями: это одно из важнейших направлений в работе по созданию благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев и подготовки руки ребёнка к письму.

Слайд № 10 С детьми я распределила работу в 3 этапа:

Подготовительный этап Перед тем, как начать работу над вышивкой мы организовали выставки вышитых изделий, выполненных родителями, сотрудниками детского сада. Я старалась заинтересовать новым видом художественного труда – вышивкой.

Далее - познакомила с правилами обращения с иглой, организацией рабочего места, с материалами, инструментами и их назначением для вышивания (ножницы, наперсток, игла, пяльца)

Очень важную роль играет овладение знаниями и умениями, обеспечивающими безопасность и культуру труда на всех этапах трудового процесса:

-бережное обращение с инструментами (иглами и ножницами);

-поддержание порядка на рабочем месте.

Слайд№11 На следующем, основном этапе - дети овладели техническими приемами (научились правильно держать иголку и правильно вдевать нитку, завязывать узелок, запяливать ткань, познакомились со швами: «Вперед иголку», «Вперед иголку по кругу», «Вперед иголку двойной».

Так как вышивание является очень тонкой и кропотливой работой, то сначала не у всех получалось и с некоторыми детьми мы занимаемся индивидуально.

На этом же этапе дети овладели приемами:

- пришивания пуговиц с 2 и 4 отверстиями;

- перевода рисунка на ткань с помощью трафаретов;

- используют в своей работе и проверяют ход своей дальнейшей деятельности по пооперационным картам;

- используют ручные умения в повседневной жизни детского сада и семьи (изготовление подарков, проявляя при этом творчество, сами проявляли свою индивидуальность, выбирая при этом самостоятельно несложный сюжет своей будущей работы (яркое солнышко, яблочко, кораблик и др.);

- принимали участие в оформлении вышивок на групповую выставку детских работ к календарным праздникам;

- эпизодически включают ручной художественный труд в игровой сюжет, например, вышивание для кукол салфетки, одежды, скатерти и др. ;

Слайд № 12 3 этап – Заключительный «Ребёнок в мире вышивки»

С течением времени у детей всё стало получаться и мы постепенно стали переходить на более сложные вышивки, где темой был пейзаж или сюжетная композиция. После такой работы дети гораздо быстрее усваивали знания о правилах вышивания и о самой вышивке. На праздник - «Мамин день», дети самостоятельно вышили и подарили своим мамам нарядные салфетки.

Все эти этапы связаны между собой, ведь только при условии владения системными знаниями о вышивке ребёнок легко овладевает самостоятельной трудовой деятельностью в виде отдельных завершённых трудовых процессов и сможет проявить творчество в вышивании.

Слайд № 13

Моя работа строится в интеграции следующих образовательных областей:

Слайд № 14 В ОО «Безопасность» я продолжаю напоминать детям элементарные правила поведения: нельзя брать в рот различные предметы, засовывать их в уши и нос.

Слайд № 15 В ОО «Познание»: Беседовали и рассказы по истории вышивки, рассматривали с детьми иллюстрации.

Слайд № 16 В ОО «Социализация» Дети играли в сюжетно – ролевую игру «Ателье», подвижную игра «Ниточка иголочка»

Слайд № 17 В ОО «Коммуникация» Разучивали скороговорки, потешки, разгадывали загадки. В ОО «Чтение художественной литературы» Знакомились со сказками «Три нитки», «Куда иголка туда и нитка», рассказами Б. Бычко «Невеличка», В. Степанов, «Умелые помощники»,Н Носов «Заплатка».

Слайд № 18 В ОО «Художественное творчество» происходит развитие продуктивной деятельности, с помощью трафарета рисовали узоры на ткани.

Слайд № 19 С помощью ОО «Труд» происходит развитие навыков самообслуживания (Умение зашнуровать ботинки, пришивать пуговицу и т. д.)

Слайд № 20 Для планомерной и продуктивной работы необходимо создание предметно – развивающей среды, которая может быть представлена таким образом, которая представлена на слайде.

Слайд № 21 И естественно, я предвижу ожидаемый результат, где

дети научатся:

Слайд № 22 В конце учебного года, подводя итог всей работы, отмечаем, что совместными усилиями мы добились неплохих результатов. К концу года снизилось число детей с низким уровнем (от 36% до 16%, увеличилось число детей со средним (от 60% до 71%) и высоким (от 4% до 28%) уровнем развития мелкой моторики. Уровни усвоения знаний, навыков и умений даны в сравнении на начало и конец года.

Таким образом, сравнительный анализ показывает, что дети подготовительной группы имели наиболее низкие показатели развития мелкой моторики рук. Последовательная систематическая работа с использованием художественного ручного труда, т. е. вышивки, дала значительную положительную динамику.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Памятка для воспитателей. Приемы развития речи у детей в раннем возрасте.Памятка для воспитателей. Приемы развития речи у детей в раннем возрасте. Одним из наиболее важных процессов в развитии детей раннего возраста является активизация речи и её развитие. На втором году жизни начинает.

Презентация «Один день из жизни нашей группы» Первый слайд- название презентации, второй слайд- наш сад,третий слайд- наша группа,четвертый слайд- утренняя гимнастика,5 слайд- завтрак,6.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Здоровье, гигиена
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
«Подготовка руки к письму посредством использования навыков художественной вышивки»
Опубликовано: 4 января 2014 в 14:08
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Встречи на тропе сказок». Фото отчёт.
Новогодняя сказка на «Вотчине Деда Мороза» начинается прямо от главных ворот. На «Тропе сказок» гостей Деда Мороза встречают жители сказочного леса,...
Письмо детям от Деда Мороза.
Здравствуйте, дорогие коллеги! Дети в нашей средней группе очень ждали Деда Мороза и каждый день спрашивали:"А когда Дед Мороз к нам придёт? ". Как же...
Фотоотчет о проекте «Мамочка милая, мама моя, как хорошо, что ты есть у меня!» во...
В настоящее время, когда на воспитание и развитие ребёнка дошкольного возраста большое негативное влияние оказывает занятость и отстраненность родителей,...
Мой маленький юбилей и моя благодарность сайту МAAM и коллегам
Вчера исполнилось ровно два года как я зарегистрировалась на нашем замечательном сайте Маам. И я ни разу не пожалела о том, что оказалась именно здесь. За...
Аппликация «Новогодний пингвин» (мастер-класс)
Меньше месяца осталось до встречи Нового года. Продолжая новогоднюю тематику на нашем сайте, предлагаю вниманию коллег небольшой МК и краткий план занятия...