Подвижная игра как средство гармоничного развития ребёнка

Ирина Досмаева
Подвижная игра как средство гармоничного развития ребёнка

Подвижная игра – наиболее характерная деятельность детей дошкольного возраста. Игровая деятельность, в какой бы форме она не выражалась, всегда радует ребенка, а подвижная игра с многообразными моментами веселой неожиданности особенно благотворно влияет на повышение жизненного тонуса у детей. В этом источники радостных эмоций заключается великая воспитательная сила.

Я считаю, что подвижная игра связана с выполнением основных видов движений. Игры мною используются на непосредственной образовательной деятельности вместо физических минуток. Отбираю игры по принципу общепринятой нагрузки, тематики, возраста. Подвижные игры развивают у ребенка физические, умственные, воспитывают нравственно, а также развивают его психические процессы.

Существуют элементарные подвижные игры с правилами, которые делятся на:

• сюжетные (где есть персонаж);

• несюжетные (игры не имеют правил).Например, «Чьё звено», «Ловишки», «Быстро собирайтесь»;

• игры-забавы;

• аттракционы.

Любая подвижная игра является средством познания ребёнка окружающего мира. А ведь в содержании игр заключено много познавательного материала, расширяющего кругозор ребёнка и уточняющего его представление. Тематику сюжетных подвижных игр составляют некоторые эпизоды из жизни людей, явления природы, подражания животным. Все это отображается детьми в своеобразно-условной игровой форме («Летчики», «Путешественники», «Гуси-лебеди», «Коршун и наседка», «У медведя во бору» и т. д.)

В этих играх уточняются некоторые представления детей об окружающем их мире, в силу того, что ребёнок в доступной ему форме воспроизводит, какой-либо образ в действии.

Однако, чтобы окружающий мир был воспринят ребенком правильно необходимо, при всей их условности в игре, правдивая характеристика образа и правдивая игровая ситуация, которая эмоционально дается мною при объяснении игры. Играя с детьми в подвижные игры не имеющие сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях, также много познавательного материала способствующего развитию сенсорной сферы ребенка, его мышления, ориентировок («Перебежки», «Палочка-выручалочка» и т. д.).

Большое воспитательное значение в правилах игр. Они определяют весь ход игрового процесса, регулируют двигательную деятельность детей, их поведение, взаимоотношение, содействуют воспитанию морально-волевых качеств. Я считаю, что именно правила создают в игре определенные условия, в рамках которых ребёнок при соответствующем руководстве не может не проявить воспитываемых у него качеств. Например, в игре «Хитрая лиса» дети могут разбегаться по кругу в разные стороны только после слов лисы: «Я здесь!». Это правило вырабатывает у ребенка внимание, самообладание, выдержку, быстроту, реакцию на сигнал, ориентировку в пространстве.

Интеллектуальному развитию детей также содействует содержание игр, так как задания самостоятельно объяснить всю ситуацию игр и её правила, действие детей-персонажей. Такие упражнения положительно влияют на развитие логического мышления, памяти, умение выражать в словах свои мысли, определять пространственные и временные ориентиры, а затем вместе со всеми осуществлять всё это в различных игровых действиях.

Подвижные игры благоприятствуют развитию у детей творческой инициативы. Мой опыт показывает, что дети 5-6 лет могут при соответствующем руководстве придумать варианты знакомой игры, усложнить её содержание, дополнить правила. В дальнейшем дети придумывают игры на сюжеты литературных произведений, сказок и на более высокой ступени интеллектуального и творческого развития.

Подвижные игры по своему содержанию и форме являются эстетической деятельностью. Всё многообразие игровых движений детей опирающиеся на приобретенные ранее двигательные навыки, проявляются в доступной им точности, сложности, ловкости, своеобразной выразительности. Особенно большое предпочтение отдаю русским народным играм. Эстетическая сторона их обогащается игровыми зачинами, диалогами, считалками. В них много эмоциональной, красочной прелести, оригинальных оборотов речи, неповторимой русской напевности, ритмической четкости, а в считалках характерного скандирования. Например: «Катился горох по блюду, ты води, а я не буду». А вот так звучит зачин народной игры «Коршун и наседка»:

«Вокруг коршуна хожу,

Ожерелье нежу,

По 3 ниточки - бисериночки

Я вязала вороток,

вокруг шеи – кроток».

Конечно, при проведении подвижных игр никогда не забывай о красоте движений: обращаю внимание на детей, движение которых наиболее пластичны, соответствуют образу; напоминаю о том, что например, зайчик прыгает легко, а кошка ходит мягко; поощряю наиболее удачные попытки передать образ.

Большая роль отводится играм на свежем воздухе с двигательными заданиями, что способствует укреплению здоровья детей. В результате дети стали знать больше игр и четко выполнять правила. Я наблюдала как дети часто используют в самостоятельной деятельности подвижные игры. Они играют не по одному, а играют всей группой. В результате чего они стали сплоченнее, дружелюбнее, активнее и более дисциплинированы.

Таким образом, использование всего богатства эмоционально –оздоровительных и воспитательных компонентов, заключенных в подвижных играх, способствует осуществление задачи гармоничного развития ребенка.

Публикации по теме:

Неделя зимних игр и забав 2012. Отчет по проведению Отчет по проведению Зимних игр и забав Воспитатели группы «Умка» Кхан О. А., Муратова Е. М. Москва, 2012 День первый. «Зимняя сказка» Задачи:.

Все о подвижной игре Чтобы сделать ребенка умным, рассудительным, сделайте его крепким и здоровым. Пусть он работает, действует, бегает – пусть находится в постоянном.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Этикет
  • Транспорт
Автор публикации:
Подвижная игра как средство гармоничного развития ребёнка
Опубликовано: 21 августа 2013 в 13:53
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние поделки — снеговики. Сотворчество детей и воспитателей.
Доброго времени суток Вам, коллеги и друзья- маамовцы. В предыдущей публикации я рассказала о конкурсе поделок-елочек в нашем детском саду, которые...
Творческий проект «Сказки К. И. Чуковского»
Направленность развития деятельности: комплексная ( познавательно-речевая, продуктивная, изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая) Тип...
Новогоднее оформление 2017.
В том году мы очень рано получили задание – украсить холл с нашей стороны уже в первых числах декабря. Мы чувствовали себя настоящими Марьями...
Постановка мюзикла «Дюймовочка» по сказке Г. Х. Андерсена с детьми подготовительной...
Юные артисты мюзикла входят в зал под музыку и выполняют перестроения Исполняется песня-пролог о доброй давней сказке Г. Х. Андерсена. В...
Детский мастер-класс: «Снегурочкины сестрички!» (техника квиллинг).
В облаках летают Белые пушинки. Все желанья исполняют, Эти балеринки! Ну-ка, подставляй ладошки, И лови зимы-пушинку- Новогоднюю снежинку! Вот и...