«Поклонись хлебу». Познавательно-исследовательская деятельность для детей старшего дошкольного возраста

Нина Кузьминична Тырченкова
«Поклонись хлебу». Познавательно-исследовательская деятельность для детей старшего дошкольного возраста

Виды детской деятельности:

коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, восприятие художественной литературы, двигательная, продуктивная.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Безопасность», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура».

Цели деятельности педагога:

• Закрепить знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола;

• закрепить представление о том, что хлеб является ежедневным продуктом питания;

познакомить с зерновыми культурами, из которых делают муку, какую;

познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий;

• Закрепить знания детей о фазах развития растения;

• Закрепить знания детей об условиях для роста растений;

• воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу;

• актуализировать, обогащать лексикон по теме "Хлеб";

• формирование языкового чутья;

• совершенствовать навыки связного высказывания;

• формирование мелкой и общей моторики;

• развитие внимания, памяти, мышления.

Словарь: рожь, пшеница, овес, зерно, колосья, поле, земля, посев, уборка, тракторист, сеялка, борона, агроном, хлеборобы, комбайнер, элеватор, мука, мельница, мукомолы, тесто, пекарь, пекарня, хлеб, булка, батон, калач, слойка, баранки, сушки, пирожки, каравай, лепешки, пряник, печенье, торт, пирожные, хлебопродукты, крошки, корка, мякоть, сухари.

Свежий, мягкий, душистый, ароматный, хрустящий, пшеничный, ржаной, черный, белый, сдобный, пышный.

Выращивать, пахать, сеять, косить, убирать, жать, молотить, боронить, молоть, выпекать, печь, резать, есть, беречь.

Методы и приёмы: детское экспериментирование, метод проблемной ситуации, игровой,

наглядный, практический, словесный.

Материал:

зерна пшеницы, ржи, овса, колосья, мука ржаная и пшеничная; схемы условий роста растения, схемы роста растений, разные виды хлеба и хлебобулочных изделий; демонстрационный материал «Хлеб – всему голова», «Хлеб»,

Предварительная работа:

Чтение рассказа Г. Лагздыня «Похождение хлебного человека», С. Шуртаков «Зерно упало в землю», белорусская народная сказка «Легкий хлеб». Заучивание поговорок о хлебе, рассматривание хлебобулочных изделий в хлебном магазине (экскурсия в хлебный магазин, чтение стихотворений Д. Кугультинов «Кусок хлеба», Х. Мянд «Хлеб», К. Кубилинскас «Снопы», рассказ Э. Шим «Хлеб растёт»; рассматривание демонстрационного материала «Хлеб – всему голова», «Хлеб», «Как наши предки выращивали хлеб».

Последовательность действий.

Воспитатель:

Закружил осенний лист

И упал под ноги.

Кто же золотом решил

Вымостить дороги? /осень/

-Чем славится осень? /Урожаем/

- Я что – то вам принесла, отгадайте. Что в коробке? //Хлеб/

- А как вы догадались? /по запаху/

- Конечно, такой аромат идет от хлеба.

Воспитатель с детьми: Чтение стихотворения С. Погореловского

Вот он - хлебушек душистый.

Вот он - теплый, золотистый,

В нем - здоровье наше, сила,

В нем - чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

охраняло, берегло!

Воспитатель: Сегодня мы будем говорить о хлебе.

- Где мы покупаем хлеб? (Ответ детей)

Хлебобулочных изделий много, назовите их. (Ответ детей)

Д/игра «Назови хлебобулочное изделие /слоговой анализ слов/

- Молодцы, ребята, много знаете хлебобулочных изделий.

Когда - то человек попробовал жевать зерна, они показались ему очень вкусными. Он научились размельчать зерна камнями и получилась мука, а затем научился выпекать хлеб. Но он не был таким вкусным.

Хлеб всегда на Руси пользовался почетом и уважением. Гостя встречали всегда хлебом и солью. Даже пословицы сложили. А вы знаете пословицы о хлебе?

(Ответы детей: Хлеб - всему голова! Без хлеба - нет обеда! Будет хлеб - будет и песня. Без хлеба не вкусно и не сытно)

Воспитатель - Сегодня в магазине можно купить хлеба, сколько хочешь, но надо с уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего и не выбрасывать хлеб. Ведь он прошел долгий путь, прежде чем появиться на полке в магазине. Вы хотите узнать откуда пришёл хлеб? Для этого нам надо отправиться в путешествие в царство полей и труда.

-Отгадайте загадку "Овсом не кормят, кнутом не гонят, а как пашет, пять плугов тащит" / Выбрать картинку трактора из транспорта/

Пальчиковая игра:

Тара – тара – тара – ра

Из колхозного двора

Выезжают трактора.

Будем землю пахать,

Будем хлеб засевать,

Кто работает на тракторе? (Тракторист)

Найдите картинку, где весной трактор пашет землю. Зачем он это делает? /Ответы детей: Он готовит землю для зерна. Трактористы готовят мягкую, теплую постель для зерен.

Да, ребята, ведь недаром говорят: "Весенний день год кормит".

Что делает трактор? /Ответы детей: Тащит плуг, борону, сеялку, рыхлит землю, готовит землю для посева зерна.

Давайте рассмотрим с вами зерна. Что вы заметили? Рассмотрите, пощупайте зернышки, чем они похожи, чем отличаются? Правильно, зерна разные - пшеницы, ржи, овса, они отличаются и по форме и по размеру и цвету.

Как можно назвать эти зёрна одним словом? /Хлебные/

- Мы с вами сажали зернышки в сентябре, давайте посмотрим, что у нас получилось. /Рассматриваем всходы/ /Задание детям – разложить по порядку карточки- схемы фаз развития растения/

Воспитатель: - А какие условия нужны для роста растений? /Разложить карточки – схемы условий роста растений/

Когда говорим про дождь, читаем закличку:

«Дождик, дождик, поливай –

Будет хлеба каравай

Будут булки, будут сушки,

Будут вкусные ватрушки!»

Когда говорим про солнце, читаем закличку:

Солнце, солнце,

Выблесни в оконце,

Дай овсу рост,

Чтобы до небес дорос;

Матушка-рожь

Чтобы встала стеной сплошь.

Воспитатель: Молодцы ребята,

Хлебные зернышки сказочным кладом

Спрячутся в землю и дружно взойдут.

Самая лучшая в мире награда –

Это живая награда за труд.

Воспитатель: Идет время, зерна прорастают, появляются всходы и вот уже поле в золотых колосьях пшеницы. /Рассматриваем картину/ Давайте превратимся и мы в колоски.

Физминутка:

Колоски золоченые

На ветру качаются

На ветру качаются

Низко наклоняются

Воспитатель: Теперь главная задача сберечь урожай. В этом помогает самолет.

Кинеозилогическое упражнение «Самолёт»

Самолет над полем кружит

Следом вьюга вьет и кружит.

Летчик сверху всюду - всюду

Сыпет белый порошок.

Воспитатель: Порошок этот от вредителей.

- Но вот пришла осень, вышел в поле агроном и решил, что пшеница созрела, пора жать

Воспитатель: А теперь еще одна загадка: «Он идет волну сечет, из трубы зерно течет? (Комбайн)

- Найдите картинку комбайна.

- Кто работает на комбайне? (Комбайнер)

Стихотворение:

Поле хлебное созрело,

Жатва жаркая близка,

И комбайн берется смело

Все собрать до колоска.

Время он беречь умеет,

Хлеб пожнет и в тот же миг

Обмолотит, и провеет,

И нагрузит грузовик.

Повернется руль проворный

Под уверенной рукой,

И опять польются зерна

Золотой живой рекой.

Воспитатель: Хоть и собрано зерно, да не хлеб еще оно.

Зерно везут на элеватор. Его там высушат. Как вы думаете, зачем его нужно сушить?

А затем на мельницу.

Здесь такое с ним твориться,

В оборот его берут,

В порошок его сотрут!

Что это за порошок? (Мука)

- Человек, который работает на мельнице, называется? мукомол.

Дальше муку везут в пекарню.

- Человек, который работает в пекарне, называется? пекарь, он из муки делает тесто.

Воспитатель: Давайте рассмотрим с вами муку. Что мы можем про неё сказать? /отличается по цвету. Почему. Как вы думаете? Из разных зёрен/ Из пшеницы получают белую муку, из ржи - ржаную. Посмотрите и скажите, где мука пшеничная, а где ржаная?

- А чем же станет мука на хлебзаводе?

На большом хлебозаводе

Станет тестом та, мука,

Хлебу путь теперь недолгий,

Вот в булочной на полке,

Вот уже к тебе на стол

Он пожаловал - пришел.

• А сейчас поиграем в игру "Цепочка" /с колоском/

• От куда хлеб пришел?

(Из магазина)

• В магазин от куда попал?

(Из пекарни)

• Что делают в пекарне?

(Пекут хлеб)

• Из чего пекут хлеб?

(Из муки)

• Из чего мука?

(Из зерна)

• Откуда зерно?

(Из колоса)

• Откуда пшеница?

(Выросла в поле)

• Кто вырастил пшеницу?

(Хлеборобы)

Воспитатель:

Давайте, ребята и мы испечем вкусный каравай.

Все дети становятся вокруг девочек и проводят игра «Каравай».

К дошколятам на машине

Каравай приехал ныне.

Пышной коркой похрустим,

Всех на свете угостим.

В круг вставай, каравай.

Кого хочешь – выбирай!

Каравай (вылезает из машины и становится в середину круга, который образуют дети).

Пекаря!

Он не грел на печке бок –

Каравай ребятам пек.

Пекарь, с нами поиграй,

Кого хочешь – выбирай!

Выходит пекарь – мальчик, одетый в белый колпак и передник. Он становится рядом с караваем.

Пекарь.

Мельника!

Не молол он чепуху,

А смолол зерно в муку!

Мельник, с нами поиграй,

Кого хочешь – выбирай!

Выходит мельник, на нем – большой передник. Становится рядом с пекарем.

Мельник.

Хлебопашца!

Он в тенечке не лежал,

А хлеба растил и жал!

Хлебопашец в круг вставай,

Кого хочешь – выбирай!

Выходит хлебопашец в русском национальном костюме. Становится в круг.

Хлебопашец.

Рабочего!

Он приехал к нам с дарами –

Тягачами, тракторами!

А награда – урожай!

Всех на праздник приглашай!

Выходит рабочий – мальчик, одетый в комбинезон. Становится рядом с хлебопашцем.

Пекарь.

Слава урожаю

В закромах!

Мельник.

Слава караваю

На столах!

Хлебопашец.

Слава, слава

Дружным рукам!

Рабочий.

Слава, слава

Труженикам!

Появляется блюдо с хлебобулочными изделиями

Воспитатель: Наше путешествие подходит к завершению. Ребята посмотрите на многообразие хлебобулочных изделий, назовите, какой бывает хлеб?

(Ответы детей: пшеничный, пышный, мягкий, ржаной, аппетитный, хрустящий и т. д.)

Итог занятия

Воспитатель: Вот как много людей работают, чтобы вырастить хлеб, который мы едим каждый день. Это и тракторист, и комбайнер, и агроном. А одним словом - хлеборобы.

Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил.

• Что вам понравилось на занятии, что нового вы узнали?

(Ответы детей)

С огурцами ли, с картошкой

Надо хлеб съедать до крошки.

Потому что много сил тратит тот

Кто хлеб растил.

Используемая литература:

• Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева - «От рождения до школы» - примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования;

• О. Л. Князева, М. Д. Маханева - «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» - учебно-методическое пособие;

• Т. А. Шорыгина – «Злаки. Какие они?»

• Е. Емельянова - «Расскажите детям о хлебе»;

• Н. Г. Пегарьков – «Поклонись хлебу»;

• Г. Лагздыня «Похождение хлебного человека»;

• С. Шуртаков «Зерно упало в землю»;

• Д. Кугультинов «Кусок хлеба»;

• Х. Мянд «Хлеб»;

• К. Кубилинскас «Снопы»;

• Э. Шим «Хлеб растёт».

Публикации по теме:

Карта анализа календарного плана воспитателя Эстетика оформления Общие вопросы (список детей, режим дня, расписание НОД) Планирование НОД • Соответствие календарно-тематическому плану.

Образец оформления конспекта НОД Работая с педагогами детского сада на практике столкнулась с проблемой при оформлении конспекта непосредственно организованной образовательной.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
«Поклонись хлебу». Познавательно-исследовательская деятельность для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 3 февраля 2014 в 11:53
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Сердечко для мамочки! Наш подарок в технике декупаж. Фотоотчет
Сегодня хочу рассказать и показать Вам, как мы делали подарок для наших любимых мамочек. Мамино сердечко огоньком пылает, Мамино сердечко дом наш...
«Зимушка — зима. Деревья». Календарно-тематическое планирование ОП в средней группе...
Интегрирующая тема периода: Зимушка – зима. Деревья Развёрнутое содержание работы: Расширять представления о характерных особенностях зимней природы;...
Фотоотчет открытого занятия для детского сада в первой младшей группе «В гостях у...
Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу предоставить вам фотоотчет открытого занятия для детского сада в первой младшей группе. Конспект занятия я...
Выступление на педсовете «Развитие познавательной активности на занятиях математики...
Развитие познавательной активности на занятиях математики посредством ИКТ" "Детская природа требует наглядности". К. Д. Ушинский Математическое развитие...
Фотоотчет «Солнышко для бабушки и мамы»
День матери — международный праздник в честь матерей. В России в этот день принято поздравлять матерей. Все любят и чтят свою маму, самую нежную, прекрасную,...