«Полет в космос». НОД по формированию лексико-грамматической системы языка и звуковой культуры речи в подготовительной группе

Татьяна Петрова
«Полет в космос». НОД по формированию лексико-грамматической системы языка и звуковой культуры речи в подготовительной группе

НООД по формированию лексико – грамматической системы языка, звуковой культуры речи «Полет в космос»

подготовительная к школе группа

Познавательно – речевое развитие

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Социализация», «Художественное творчество»,

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная, познавательно – исследовательская, продуктивная.

Цели:

Образовательные:

- формировать и расширять у детей семантическое поле «Космос»;

- научить давать акустико – артикуляционную характеристику звуков [С], [С’].

Развивающие:

- развивать у детей: фонематический слух, внимание, восприятие, координацию речи с движением, мелкую моторику, воображение;

- формировать навыки звукового анализа и синтеза;

- развивать грамматический строй речи (подбирать слова – родственники к заданному слову, согласование прилагательных с существительными, образование слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.)

- снятие перенапряжения, профилактика нарушения зрения

Воспитательная:

- воспитывать у детей самоконтроль за речью.

Оборудование: музыкальное сопровождение, мультимедийные презентации: про космос, гимнастика для глаз; ракета синяя, зеленая с 3 иллюминаторами; картинки со звуками [C], [C’]; картинки к игре «Большой – маленький»; звезды на ладошку; карточки к игре «Угадай планету», звезды большие; зонт с планетами; планшет с планетами; ящик с песком.

Содержание организованной деятельности детей:

(дети зашли, поздоровались, сели на стульчики полукругом)

Педагог: Ребята, давайте вспомним, какой знаменательный день есть в апреле, о котором мы с вами говорили?

Дети: День космонавтики

Педагог: И что означает этот день? Почему именно 12 апреля отмечают этот знаменательный праздник во всем мире?

Дети: В этот день полетел первый космонавт Юрий Гагарин 12 апреля

Педагог: Действительно, этот праздник в честь первого полета человека Юрия Гагарина. А полетел он 52 года назад. Посмотрите вот он – Первый человек Космоса

(на слайде фото Юрия Гагарина)

Ребята, как назывался корабль с которого полетел Юрий Гагарин?

Дети: Корабль, на котором полетел Юрий Гагарин называется Восток (на слайде корабль)

Педагог: 12 апреля 1961 года с космодрома Байконур стартовал космический корабль - спутник «Восток». Его пилотировал Юрий Алексеевич Гагарин. Он был первым человеком, который поднялся в космос и облетел вокруг Земли.

Чтение стихотворения Слайд Ю. Гагарин в скафандре

Юрий Гагарин Вл. Степанов

В космической ракете

С названием «Восток»

Он первым на планете

Подняться в космос смог.

Поют об этом песни,

Весенняя капель;

Навеки будут вместе

Гагарин и апрель.

Педагог: Ребята, хотите отправиться в путешествие в Космос? Но сначала нужно пройти подготовку. Сейчас я проверю вашу смекалку. Отвечайте на мои вопросы, и я зачислю вас в команду, но у меня есть для вас подсказка. Ваши ответы должны быть родственники к слову КОСМОС.

Игра «Семейка» - развивать грамматический строй речи, учить детей подбирать слова – родственники к заданному слову

Игра «Скажи правильно» - обогащение словарного словаря, согласование прилагательных с существительными

(на каждый ответ слайд)

1. Как называют человека, который летит в космос? (Космонавт)

2. Как называется площадка с различными сооружениями для запуска космических кораблей и искусственных спутников? (Космодром)

3. Как называется наука, которая занимается полетами в космос.? (Космонавтика)

5. Как можно по - другому назвать космос? Пространство какое? (Космическое пространство)

4. Как назвать полет в космическое пространство? Полет какой? (Космический полет)

5. Как назвать корабль, который летит в космическое пространство? (Космический корабль.)

6. А скорость, с которой летит корабль, как называется? (Космическая скорость)

7. Как называется телевизионные передачи из космоса? (Космовидение) космическое телевидение, непосредственная передача и приём по сети телевизионного вещания изображений с борта космического аппарата, находящегося в космическом пространстве или на поверхности др. планеты.

8. Как по - другому можно назвать слово космонавтика, полеты в космическое пространство? (Космоплавание)

Педагог: Я принимаю вас в команду космического корабля. Давайте вспомним главное правило нашего экипажа:

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре

Громко, четко говорим,

Никогда мы не спешим.

Слайд Земля- темно – синий фон

Педагог: Итак, нам предстоит отправиться в космическое путешествие к планетам солнечной системы. Космонавты не только эрудированны, но и выносливые. И они всегда делают гимнастику, вот и мы с вами сделаем гимнастику для язычка.

Чу – чу – чу - в космос полететь хочу

Им – им – им - на ракете полетим

Ды – ды – ды - долетим мы до звезды

Ой – ой – ой - и вернемся мы домой.

Педагог: А у нас с вами две ракеты и нам надо их приготовить к старту. Мы знаем, что космонавты берут с собой очень много еды и вещей, так как приходиться им жить в космической ракете довольно долго. Но у космонавтов вся еда лежит в строй последовательности. И нам надо сложить продукты, так, чтобы все было в порядке, ничего не испортилось.

Я вам хочу загадать загадку – подсказку, чтобы вы смогли приготовить ракеты к старту

Полумесяц в небе темном

Буквой С повис над домом.

Педагог: Буква С это домик для каких звуков?

Ребята, я думаю, вы догадались, как мы будем размещать продукты?

В синюю ракету мы будем загружать, где встречается согласный твердый звук [C], в зеленую – согласный мягкий звук [C’].

Посмотрите, а что это за окошки у наших ракет?

Дети: иллюминаторы

В верхний иллюминатор – слова, где звук стоит в начале слова, в средний иллюминатор – в середине слова,

«Полет в космос». НОД по формированию лексико-грамматической системы языка и звуковой культуры речи в подготовительной группе

нижний - в конце слова.

Сыр Селедка

Чеснок Консервы

Рис Лось

Педагог: Ну, что ракеты готовы? Да

Упражнение «Ракета» - на развитие общей моторики, координации речи с движениями

А сейчас мы с вами, дети, дети маршируют

Улетаем на ракете.

На носки поднимись, тянутся, подняв руки над головой, сомкнув их

А потом руки вниз опускают руки

Раз, два, три, потянись. тянутся

Вот летит ракета ввысь! Бегут на месте

Педагог: Ребята, посмотрите в ваши иллюминаторы, чем дальше мы улетаем от Земли, тем меньше становятся предметы

(на отдельном столе разложены карточки большие, на другом маленькие предметы)

Игра «Большой – маленький» учить образованию слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Какими станут эти предметы, если мы посмотрим на них из космоса? (Дети подбирают к картинке с большим предметом картинку с маленьким предметом и озвучивают)

Дом – домик, корабль – кораблик, воробей – воробушек, камень – камушек, дуб – дубок, гнездо – гнездышко, ведро – ведерко, гриб – грибок, куст – кустик, медведь – медвежонок.

(музыка «Сдуй звездочку»)

Педагог: Мы с вами уже далеко оторвались от Земли и летим в космическом пространстве. Давайте закроем глазки и представьте себе, что мы летим к звездам, и звезды спускаются к нам на ладошку.

Упражнение на дыхание «Сдуй звезду» - формирование воздушной струи

Нужно сдуть звезды с ладошки.

(сели на стульчики)

Педагог: Пока мы летим в космическое пространство, я хочу проверить вашу эрудицию, ведь космонавты, очень умные люди. Согласны вы со мной?

Игра «Какое слово отличается от других?» - развивать фонематические процессы, слуховое внимание.

(Слайд Астроном – Гастроном)

1) Астроном, астроном, астроном, гастроном, астроном.

Какое слово лишнее?

Кто такой астроном?

Что такое гастроном?

(Слайд Спутник – путник)

2) Спутник, спутник, путник, спутник, спутник.

Какое слово лишнее?

Кто такой путник?

Что такое спутник?

Педагог: Мы уже далеко от Земли. Посмотрите, как темно.

Окрашен космос в чёрный цвет,

Поскольку атмосферы нет,

Ни ночи нет, ни дня.

Наши с вами глазки не привыкли к такой темноте, давайте, сделаем зарядку.

Слайд Мультимедийная зарядка для глаз «Космическое пространство»- снятие перенапряжения, профилактика нарушения зрения

Педагог: Ребята, скажите, а что есть в нашем космическом пространстве?

(Слайд Солнечная система)

(звезды, солнце, планеты, кометы). А вы знаете, какие планеты в нашей Солнечной системе? Все планеты стоят в определенном порядке от Солнца на своей орбите.

(слайд метеоритный дождь)

Только вот беда прошел метеоритный дождь, и все наши планеты сошли со своих орбит. Но унывать не надо. Мы с вами не зря прилетели в космос и сейчас все с вами поправим. Сейчас вы, ребята, спасете Солнечную систему от катастрофы. Каждый из вас соберет свою планету.

Игра «Собери планету» - совершенствовать навык звукового анализа и синтеза, развивать связную речь, логическое мышление

Вам надо выделить первый звук в словах (картинках) и составить название планет, у каждого ребенка своя планета

Все названия планет собрали? А теперь нужно поселить каждую планету на свою орбиту. Но сначала мы должны узнать, на какой по счету орбите находятся данные планеты

Слайд Планеты крупным планом

Пальчиковая гимнастика «Звездочет» – развитие мелкой моторики

На луне жил звездочёт — «смотрят» в телескоп

Он планетам вёл учёт: показывать в небо рукой

Меркурий — раз, загибают пальцы на руках, с мизинца

Венера-два,

Три — Земля, четыре — Марс,

Пять — Юпитер, шесть — Сатурн,

Семь — Уран, восемь — Нептун,

Девять — дальше всех — Плутон,

Кто не видит — выйди вон! сжимать, разжимать кулачки

Слайд Солнечная система

(вынести планшет «Солнечная система»)

Дети прикрепляют планеты на планшет

Педагог: Ребята, возвращайте свои планеты на свои орбиты. Скажите, а почему осталась эта желтая планета.

Дети: Это Луна, она не планета, а спутник Земли, она вращается не вокруг Солнца, а вокруг Земли.

Педагог: Давайте и Луну вернем на место, а не то на нашей планете, некому будет светить ночью.

(музыка «Зонт с планетами», вынести Зонт с Планетами)

Педагог: Молодцы, мы справились. Посмотрите, Космос подарил нам настоящую Солнечную систему, чтобы мы не забывали о нашем путешествии. Найдите свою планету, которую вы спасли.

Педагог: Ребята, ведь мы не зря полетели в космос. Мы с вами спасли нашу Солнечную систему. Я думаю нам пора возвращаться домой. Пока мы летим обратно на нашу Землю, давайте оставим в нашей памяти это бескрайнее космическое пространство.

Педагог: У меня для вас сюрприз, мы с вами нарисуем космические просторы, но не на бумаге, а в космическом песке, посмотрите сюда, это действительно песок с Луны, она подарила нам его, за то, что мы спасли космос

(музыка Песок)

Рисование песком – развитие мелкой моторики, воображения

Подведение итогов :

Педагог: Вам понравилось наше путешествие? Что мы сегодня делали?

Публикации по теме:

Расписание непосредственно образовательной деятельности в младшей разновозрастной группе Расписание непосредственно образовательной деятельности в младшей разновозрастной группе День недели Приоритетные направления Образовательная.

Образец оформления конспекта НОД Работая с педагогами детского сада на практике столкнулась с проблемой при оформлении конспекта непосредственно организованной образовательной.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
«Полет в космос». НОД по формированию лексико-грамматической системы языка и звуковой культуры речи в подготовительной группе
Опубликовано: 24 ноября 2013 в 21:10
+11
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Знайка в гостях у ребят — конспект открытой образовательной деятельности в старшей...
Цель : Закрепление полученных знаний. Задачи: Ознакомление с окружающим миром : 1. Расширять представление детей о природных сообществах ( болоте. 2....
Фотоотчет «Широкая Масленица, мы тобой не нахвалимся!»
С Масленицей ласковой поздравляем вас, Пирогам повластвовать наступает час. Без блинов не сладятся проводы зимы, К песне, к шутке, к радости приглашаем...
Мы — на катке!
Самым простым и доступным оздоровительным средством для детей и взрослых являются прогулки на свежем воздухе. В нашем поселке проводится самая разнообразная...
Песня-переделка «Песня про воспитателя»
Песня -переделка "Песня про воспитателя" Песня на мотив "Надежда, мой компас земной" Добрый вечер, уважаемые гости моей странички! Так как я в душе...
Проект «Играя, развиваем речь»
Постановка проблемы: На репетиции утренника дети играли в Русскую народную игру "Шел козел по лесу" один ребенок сел на стульчик и отказался играть,...