Папки-передвижки

«Полет в космос». НОД по формированию лексико-грамматической системы языка и звуковой культуры речи в подготовительной группе (4 фото)

Татьяна Петрова
«Полет в космос». НОД по формированию лексико-грамматической системы языка и звуковой культуры речи в подготовительной группе

НООД по формированию лексико – грамматической системы языка, звуковой культуры речи «Полет в космос»

подготовительная к школе группа

Познавательно – речевое развитие

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Социализация», «Художественное творчество»,

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная, познавательно – исследовательская, продуктивная.

Цели:

Образовательные:

Публикация «„Полет в космос“, НОД по формированию лексико-грамматической системы языка и звуковой культуры речи в подготовительной группе» размещена в разделах

- формировать и расширять у детей семантическое поле «Космос»;

- научить давать акустико – артикуляционную характеристику звуков [С], [С’].

Развивающие:

- развивать у детей: фонематический слух, внимание, восприятие, координацию речи с движением, мелкую моторику, воображение;

- формировать навыки звукового анализа и синтеза;

- развивать грамматический строй речи (подбирать слова – родственники к заданному слову, согласование прилагательных с существительными, образование слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.)

- снятие перенапряжения, профилактика нарушения зрения

Воспитательная:

- воспитывать у детей самоконтроль за речью.

Оборудование: музыкальное сопровождение, мультимедийные презентации: про космос, гимнастика для глаз; ракета синяя, зеленая с 3 иллюминаторами; картинки со звуками [C], [C’]; картинки к игре «Большой – маленький»; звезды на ладошку; карточки к игре «Угадай планету», звезды большие; зонт с планетами; планшет с планетами; ящик с песком.

Содержание организованной деятельности детей:

(дети зашли, поздоровались, сели на стульчики полукругом)

Педагог: Ребята, давайте вспомним, какой знаменательный день есть в апреле, о котором мы с вами говорили?

Дети: День космонавтики

Педагог: И что означает этот день? Почему именно 12 апреля отмечают этот знаменательный праздник во всем мире?

Дети: В этот день полетел первый космонавт Юрий Гагарин 12 апреля

Педагог: Действительно, этот праздник в честь первого полета человека Юрия Гагарина. А полетел он 52 года назад. Посмотрите вот он – Первый человек Космоса

(на слайде фото Юрия Гагарина)

Ребята, как назывался корабль с которого полетел Юрий Гагарин?

Дети: Корабль, на котором полетел Юрий Гагарин называется Восток (на слайде корабль)

Педагог: 12 апреля 1961 года с космодрома Байконур стартовал космический корабль - спутник «Восток». Его пилотировал Юрий Алексеевич Гагарин. Он был первым человеком, который поднялся в космос и облетел вокруг Земли.

Чтение стихотворения Слайд Ю. Гагарин в скафандре

Юрий Гагарин Вл. Степанов

В космической ракете

С названием «Восток»

Он первым на планете

Подняться в космос смог.

Поют об этом песни,

Весенняя капель;

Навеки будут вместе

Гагарин и апрель.

Педагог: Ребята, хотите отправиться в путешествие в Космос? Но сначала нужно пройти подготовку. Сейчас я проверю вашу смекалку. Отвечайте на мои вопросы, и я зачислю вас в команду, но у меня есть для вас подсказка. Ваши ответы должны быть родственники к слову КОСМОС.

Игра «Семейка» - развивать грамматический строй речи, учить детей подбирать слова – родственники к заданному слову

Игра «Скажи правильно» - обогащение словарного словаря, согласование прилагательных с существительными

(на каждый ответ слайд)

1. Как называют человека, который летит в космос? (Космонавт)

2. Как называется площадка с различными сооружениями для запуска космических кораблей и искусственных спутников? (Космодром)

3. Как называется наука, которая занимается полетами в космос.? (Космонавтика)

5. Как можно по - другому назвать космос? Пространство какое? (Космическое пространство)

4. Как назвать полет в космическое пространство? Полет какой? (Космический полет)

5. Как назвать корабль, который летит в космическое пространство? (Космический корабль.)

6. А скорость, с которой летит корабль, как называется? (Космическая скорость)

7. Как называется телевизионные передачи из космоса? (Космовидение) космическое телевидение, непосредственная передача и приём по сети телевизионного вещания изображений с борта космического аппарата, находящегося в космическом пространстве или на поверхности др. планеты.

8. Как по - другому можно назвать слово космонавтика, полеты в космическое пространство? (Космоплавание)

Педагог: Я принимаю вас в команду космического корабля. Давайте вспомним главное правило нашего экипажа:

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре

Громко, четко говорим,

Никогда мы не спешим.

Слайд Земля- темно – синий фон

Педагог: Итак, нам предстоит отправиться в космическое путешествие к планетам солнечной системы. Космонавты не только эрудированны, но и выносливые. И они всегда делают гимнастику, вот и мы с вами сделаем гимнастику для язычка.

Чу – чу – чу - в космос полететь хочу

Им – им – им - на ракете полетим

Ды – ды – ды - долетим мы до звезды

Ой – ой – ой - и вернемся мы домой.

Педагог: А у нас с вами две ракеты и нам надо их приготовить к старту. Мы знаем, что космонавты берут с собой очень много еды и вещей, так как приходиться им жить в космической ракете довольно долго. Но у космонавтов вся еда лежит в строй последовательности. И нам надо сложить продукты, так, чтобы все было в порядке, ничего не испортилось.

Я вам хочу загадать загадку – подсказку, чтобы вы смогли приготовить ракеты к старту

Полумесяц в небе темном

Буквой С повис над домом.

Педагог: Буква С это домик для каких звуков?

Ребята, я думаю, вы догадались, как мы будем размещать продукты?

В синюю ракету мы будем загружать, где встречается согласный твердый звук [C], в зеленую – согласный мягкий звук [C’].

Посмотрите, а что это за окошки у наших ракет?

Дети: иллюминаторы

В верхний иллюминатор – слова, где звук стоит в начале слова, в средний иллюминатор – в середине слова,

«Полет в космос». НОД по формированию лексико-грамматической системы языка и звуковой культуры речи в подготовительной группе

нижний - в конце слова.

Сыр Селедка

Чеснок Консервы

Рис Лось

Педагог: Ну, что ракеты готовы? Да

Упражнение «Ракета» - на развитие общей моторики, координации речи с движениями

А сейчас мы с вами, дети, дети маршируют

Улетаем на ракете.

На носки поднимись, тянутся, подняв руки над головой, сомкнув их

А потом руки вниз опускают руки

Раз, два, три, потянись. тянутся

Вот летит ракета ввысь! Бегут на месте

Педагог: Ребята, посмотрите в ваши иллюминаторы, чем дальше мы улетаем от Земли, тем меньше становятся предметы

(на отдельном столе разложены карточки большие, на другом маленькие предметы)

Игра «Большой – маленький» учить образованию слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Какими станут эти предметы, если мы посмотрим на них из космоса? (Дети подбирают к картинке с большим предметом картинку с маленьким предметом и озвучивают)

Дом – домик, корабль – кораблик, воробей – воробушек, камень – камушек, дуб – дубок, гнездо – гнездышко, ведро – ведерко, гриб – грибок, куст – кустик, медведь – медвежонок.

(музыка «Сдуй звездочку»)

Педагог: Мы с вами уже далеко оторвались от Земли и летим в космическом пространстве. Давайте закроем глазки и представьте себе, что мы летим к звездам, и звезды спускаются к нам на ладошку.

Упражнение на дыхание «Сдуй звезду» - формирование воздушной струи

Фото «Полет в космос»

Нужно сдуть звезды с ладошки.

(сели на стульчики)

Педагог: Пока мы летим в космическое пространство, я хочу проверить вашу эрудицию, ведь космонавты, очень умные люди. Согласны вы со мной?

Игра «Какое слово отличается от других?» - развивать фонематические процессы, слуховое внимание.

(Слайд Астроном – Гастроном)

1) Астроном, астроном, астроном, гастроном, астроном.

Какое слово лишнее?

Кто такой астроном?

Что такое гастроном?

(Слайд Спутник – путник)

2) Спутник, спутник, путник, спутник, спутник.

Какое слово лишнее?

Кто такой путник?

Что такое спутник?

Педагог: Мы уже далеко от Земли. Посмотрите, как темно.

Окрашен космос в чёрный цвет,

Поскольку атмосферы нет,

Ни ночи нет, ни дня.

Наши с вами глазки не привыкли к такой темноте, давайте, сделаем зарядку.

Слайд Мультимедийная зарядка для глаз «Космическое пространство»- снятие перенапряжения, профилактика нарушения зрения

Педагог: Ребята, скажите, а что есть в нашем космическом пространстве?

(Слайд Солнечная система)

(звезды, солнце, планеты, кометы). А вы знаете, какие планеты в нашей Солнечной системе? Все планеты стоят в определенном порядке от Солнца на своей орбите.

(слайд метеоритный дождь)

Только вот беда прошел метеоритный дождь, и все наши планеты сошли со своих орбит. Но унывать не надо. Мы с вами не зря прилетели в космос и сейчас все с вами поправим. Сейчас вы, ребята, спасете Солнечную систему от катастрофы. Каждый из вас соберет свою планету.

Игра «Собери планету» - совершенствовать навык звукового анализа и синтеза, развивать связную речь, логическое мышление

Вам надо выделить первый звук в словах (картинках) и составить название планет, у каждого ребенка своя планета

. НОД по формированию лексико-грамматической системы языка и звуковой культуры речи в подготовительной группе - фото

Все названия планет собрали? А теперь нужно поселить каждую планету на свою орбиту. Но сначала мы должны узнать, на какой по счету орбите находятся данные планеты

Слайд Планеты крупным планом

Пальчиковая гимнастика «Звездочет» – развитие мелкой моторики

На луне жил звездочёт — «смотрят» в телескоп

Он планетам вёл учёт: показывать в небо рукой

Меркурий — раз, загибают пальцы на руках, с мизинца

Венера-два,

Три — Земля, четыре — Марс,

Пять — Юпитер, шесть — Сатурн,

Семь — Уран, восемь — Нептун,

Девять — дальше всех — Плутон,

Кто не видит — выйди вон! сжимать, разжимать кулачки

Слайд Солнечная система

(вынести планшет «Солнечная система»)

Дети прикрепляют планеты на планшет

Педагог: Ребята, возвращайте свои планеты на свои орбиты. Скажите, а почему осталась эта желтая планета.

Дети: Это Луна, она не планета, а спутник Земли, она вращается не вокруг Солнца, а вокруг Земли.

Педагог: Давайте и Луну вернем на место, а не то на нашей планете, некому будет светить ночью.

(музыка «Зонт с планетами», вынести Зонт с Планетами)

Педагог: Молодцы, мы справились. Посмотрите, Космос подарил нам настоящую Солнечную систему, чтобы мы не забывали о нашем путешествии. Найдите свою планету, которую вы спасли.

Педагог: Ребята, ведь мы не зря полетели в космос. Мы с вами спасли нашу Солнечную систему. Я думаю нам пора возвращаться домой. Пока мы летим обратно на нашу Землю, давайте оставим в нашей памяти это бескрайнее космическое пространство.

Педагог: У меня для вас сюрприз, мы с вами нарисуем космические просторы, но не на бумаге, а в космическом песке, посмотрите сюда, это действительно песок с Луны, она подарила нам его, за то, что мы спасли космос

(музыка Песок)

Фото №1 НООД по формированию лексико грамматической системы языка звуковой культуры речи Полет в космос

Рисование песком – развитие мелкой моторики, воображения

Подведение итогов :

Педагог: Вам понравилось наше путешествие? Что мы сегодня делали?

Публикации по теме:

Расписание непосредственно образовательной деятельности в младшей разновозрастной группе Расписание непосредственно образовательной деятельности в младшей разновозрастной группе День недели Приоритетные направления Образовательная.

Образец оформления конспекта НОД Работая с педагогами детского сада на практике столкнулась с проблемой при оформлении конспекта непосредственно организованной образовательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Полет в космос». НОД по формированию лексико-грамматической системы языка и звуковой культуры речи в подготовительной группе
Опубликовано: 24 ноября 2013 в 21:10
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД