Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста через музейную педагогику

Флора Исаева
Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста через музейную педагогику

Музейная педагогика в поликультурном воспитании

детей дошкольного возраста

ИсаеваФ. В.

МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида»

Республика Мордовия, село Лямбирь.

Музейная педагогика… Сегодня это словосочетание знакомо всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения. Ведь музей обладает большим образовательным потенциалом, производя отбор событий, фактов, людских судеб через функцию документирования, особенно если этой деятельностью занимаются не только взрослые, но и дети. Музейный предмет, выступая в качестве источника информации о людях и событиях, способен воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности, так как роль исследователей истории выполняют не только взрослые, но и дети под руководством взрослых.

Музей — это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности. Музейная педагогика помогает нам решать практически все задачи дошкольного образования и может быть использована для реализации как комплексных, так и дополнительных программ. Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию. Кроме того, музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей и социумом.

В любом возрасте дети задают взрослым множество вопросов. Особенно о том, что им кажется интересным и необычным. И для того, чтобы ответить на тысячи детских «почему», в нашем детском саду создана разнообразная развивающая среда. В работу создания музейного комплекса детского сада вовлечены все – сотрудники, дети, родители воспитанников. Все это способствует реализации интегрированного подхода в обучении и созданию системы детской деятельности. Важными элементами её являются мини-музей, «Татарская изба», картинная галерея.

Здесь педагоги с детьми изучают культуру, быт народов и их происхождение. В «Избе» собран материал на следующие темы: "Домашняя утварь", "Элементы вышивки", "Народный фольклор" и др. Именно здесь впервые дети видят национальные костюмы, старинную посуду и мебель, предметы труда (самовар, кумган (кувшин, сундук, колыбель, прялку, бету (молитва) и многое другое). Все эти предметы старины вызывают у детей неподдельный интерес, напоминают о традициях нашего культурного прошлого, расширяют их представления о жизни предков в прошлом.

Макет печки, прялка, зыбка, самотканые половики, лоскутные одеяла, подушки, вышитые полотенца, предметы быта и кухонной утвари создают атмосферу традиционной татарской избы. Детям интересно увидеть в действии прялку, покачать в зыбке куклу, самим растолочь в ступке зерно, с помощью ухвата поставить в печь чугунок. С приветливой хозяюшкой "Татарской избы», дети разучивают потеши, песенки, пословицы и поговорки, отгадывают загадки, водят хороводы, играют в народные подвижные игры и игры драматизации по мотивам народных сказок. Есть в музее и сменная композиция, где проходят тематические выставки, например, "Кукла от истоков до наших дней", "История вещей". Дети старшего дошкольного возраста под руководством взрослых участвуют в оформлении выставок: "Все о часах", "Мы покоряем космос".

Неоценимую помощь в ознакомлении с большой и малой Родиной оказывает мини-музей, экспонаты которого условно поделены на разделы «Мое село», «Мой мордовский край», «Моя Россия». Умело чередуя экскурсии по музею с занятиями, беседами и рассказами, педагоги ДОУ воспитывают у детей интерес к родному краю.

Составной частью предметно-развивающей среды ДОУ является художественная галерея, которая помогает педагогам знакомить детей с видами искусства. Искусство является основой художественного развития ребенка, важным средством его эстетического воспитания. Искусство окружает ребенка с момента рождения и вводит в мир через систему художественных образов. Произведения искусства несут радость познания, открытия, вызывают чувства наслаждения прекрасным. Подбор произведений искусства для художественной галереи осуществляется в соответствии со следующими принципами:

• доступность содержания

• актуальность идеи картины для детей дошкольного возраста

• разнообразие жанров изобразительной техники, композиционного построения, колорита

Экспонаты выставки объединены по жанру (пейзаж, натюрморт, портрет, сюжетная картина). Здесь впервые дети знакомятся с творчеством великого скульптора С. Эрьзи и известного художника Ф. Сычкова. Создание художественной галереи в дошкольном учреждении помогает систематизировать и упорядочить работу по ознакомлению с изобразительным искусством, что в свою очередь, позволяет сформировать эстетически образованную и эстетически воспитанную личность. Работа идет намного успешней, если она интересна не только педагогам, но и родителям. Для повышения интереса мы проводим консультации педагогов с родителями в вопросе организации мини-музеев и художественных выставок. Родители большое участие принимают в пополнении экспонатов мини-музеев, а также активное участие принимают в выставках. Процесс освоения человеком традиций своего народа, художественной культуры - сложный и длительный, осуществляющийся на протяжении всей его жизни. Средства музейной педагогики позволяют сделать этот процесс ярким и радостным, научить ребенка глубоко воспринимать искусство и красоту окружающего мира, бережно относиться к художественному и культурному наследию своего народа. Реализация технологии музейной педагогики в условиях ДОУ дает ребенку шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к истории, культуре и к одному из ее замечательных проявлений – музею.

Дети, полюбив и освоив музейное пространство, становятся в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий. У них появится познавательный интерес к «настоящему» музею.

Музей играет большую познавательную и воспитательную роль для дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи. Практика показывает, что создание мини-музеев способствует возникновению интереса, как у детей, так и у взрослых, желания узнать больше. Это подтверждают рассказы воспитанников о посещениях в выходные дни выставок, залов краеведческого музея, а также активная помощь родителей в подборе материалов для музеев.

Так давайте воспитывать наших детей так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки. Были способны учиться у других народов тому, что пригодится им для успешного совместного проживания со всеми народами мира в мире и согласии на нашей огромной и в то же время такой маленькой планете Земля!

Список литературы.

1. Воронович В. М. Управление учебно-воспитательным процессом средствами музейной педагогики/ В. М. Воронович. N 12. – 2007. – С.

2. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа: Учебно-методическое пособие. СПб.: Детство-Пресс,1998.

3. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». М.: Аркти, 2005.

4. Музейная педагогика. Из опыта методической работы. Под ред. А. Н. Морозовой, О. В. Мельниковой. М.: ТЦ “Сфера”, 2006.

5. Рыжова Н. А. Как стать коллекционером. Игра и дети N 24, 2004.

10. Н. Рыжова, Л. Логинова, А. Данюкова. Мини-музей в детском саду. М.: Линка-Пресс, 2008.

6. Рыжова Н. А., Ларионова Г. Б., Данюкова А. И. Мини-музеи в детском саду. Дошкольное образование N 22, 2002.

7. Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М.: Линка-Пресс, 2004.

Публикации по теме:

Стихотворение «Ерунда» Бышева Елена Вячеславовна, воспитатель МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Республика Мордовия, Лямбирский район, село.

Стихотворение «Мой Лямбирь» Бышева Елена Вячеславовна, воспитатель МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Республика Мордовия, Лямбирский район,.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Одежда, обувь
  • Этикет
Автор публикации:
Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста через музейную педагогику
Опубликовано: 5 февраля 2014 в 19:38
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Наш подарок маме» (фото отчет)
-Моя мама самая красивая! -Мама ласковая! -Мамочка очень добрая и заботливая! -Моя мамочка любимая! Вот такие слова говорили дети о своих мамах,...
Разноцветные снежинки. Фотоотчет.
Добрый вечер, уважаемые коллеги. Хочу предоставить вашему вниманию наши разноцветные снежинки. В нашем саду продолжается подготовка к конкурсу « Парад...
«В гости к нам пришел Петрушка». Петрушка (оригами). Фотоотчет.
Чем ближе Новый год, тем сильнее ностальгия по нему. Потому что в Новый год « Все детство свое вспоминают, счастливые светлые дни… » В новогоднюю ночь...
Театр в детском саду
ДЕТСКИЙ ТЕАТР Любимый наш театр Со сценою-малышкой, Он сказку открывает И дружит с детской книжкой. Весёлые артисты – Совсем не велики, И в возрасте...
Новогодняя открытка в технике «бумагопластика»
Конспект занятия в старшей группе Аппликация «Новогодняя открытка в технике бумагопластика » Суть техники «бумагопластика» в том , что создается элемент...