Лучший педагог года

Поликультурное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики и базисных компонентов ДОУ в соответствии с ФГОС до

Светлана Ситкина
Поликультурное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики и базисных компонентов ДОУ в соответствии с ФГОС до

«Поликультурное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики и базисных компонентов ДОУ в соответствии с ФГОС ДО».

Старший воспитатель МКДОУ Д/С «Теремок» с. Шилыково Лежневского муниципального района Ситкина С. А.

1 слайд - Одним из приоритетных направлений работы нашего дошкольного учреждения является музейная педагогика. Явление в последнее время довольно-таки распространенное, но вместе с тем рассматривается как инновационное, так как с каждым годом в этом направлении наблюдается введение новых и новых тенденций – это и проектная деятельность в музее, и совместная деятельность с социумом – музеями и другими организациями, создание виртуальных музеев. И сегодня мы делимся своим опытом работы в музейном пространстве и представляем наш новый муниципальный инновационный проект «Поликультурное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики и базисных компонентов ДОУ в условиях ФГОС».

Публикация «Поликультурное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики и базисных компонентов ДОУ в соответствии с ФГОС до» размещена в разделах

2 слайд - Его целью являются Создание условий для формирования толерантного отношения у детей дошкольного возраста к представителям других национальных групп средствами музейной педагогики и базисных компонентов ДОУ. Разработка новых форм взаимодействия педагогов ДОУ с детьми и родителями по ознакомлению с музейной педагогикой.

3 слайд - Задачами для достижения поставленной цели являются:

- знакомство с основами национальной культуры.

- приобщение детей к языку, литературе, истории своего этносоциума, направленное на сохранение национальных культур народов России.

- воспитание понимания самобытности культур разных народов, бережного отношения к национальным ценностям, этническим особенностям;

- воспитание личности ребенка в духе мира, взаимопонимания и уважения с другими народами, необходимости сохранения культуры мира.

- воспитание положительного поликультурного отношения и поведения личности дошкольника в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ.

4 слайд - Экспозиция нашего музея представляет собой экспозицию русского быта в целом, но если присмотреться, то можно выделить несколько мини-экспозиций: русской игрушки, музыкальных инструментов, утвари и посуды, народных промыслов, русского костюма, экспозиция, посвященная Великой Отечественной войне, созданная руками воспитанников и их родителей. Ежегодно мы проводим акцию «Преданья старины глубокой», во время которой собираем экспонаты в музей, проводим тематическую неделю Русской культуры. В нашем музее можно не только рассматривать экспонаты и трогать их руками, но еще и играть с ними, проводить развлечения и разные мероприятия, посвященные русской культуре.

5 слайд - Актуальность данного проекта заключается в том, что в настоящее время в жизни общества происходят глубочайшие изменения. Утраченные со временем народные традиции любовь к Родине, уважение к обычаям русского народа, народному искусству, потеря народных корней, привела наше общество к черствости, конфликтам с народами других национальностей у подрастающего поколения. Поэтому стало необходимым создание новой модели взаимодействия ребенка с окружающим миром: формирование любви к Родине и толерантного отношения к другим народам, их быту и культуре. Именно музейная педагогика, является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Очень важно создать вокруг ребёнка одухотворённую среду, подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию исторического прошлого. Именно Музей, как хранитель подлинных свидетельств прошлого, по-прежнему остаётся уникальным, незаменимым проводником в мир истории и культуры. Знакомство с музеем позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, формировать уважение к другим культурам, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир. Работая по данной теме, мы пришли к выводу, что формирование культурного сознания невозможно без непосредственного соприкосновения детей с реалиями прошлого. Уловить эту «историческую нить поколений» и передать ее детям помогает музейная педагогика.

Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Все начинается с детства, с любви к Родине, поэтому детский сад должен готовить детей к жизни, формируя всесторонне развитую личность.

Новизна заключается в разработке занятий, новых методов и форм работы по ознакомлению дошкольников с музейным пространством с использованием игровых и информационно-коммуникационных технологий.

В результате реализации проекта система развития образования получит рекомендации по поликультурному воспитанию дошкольников средствами музейной педагогики и базисных компонентов ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.

6 слайд - Рассмотрим поэтапно реализацию проекта. Итак, первый этап – организационный.

1 Организационный этап: разработка модели форм и механизмов поликультурного воспитания дошкольников средствами музейной педагогики и базисных компонентов ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.

Основное содержание деятельности:

1. Анализ ситуации.

2. Разработка и описание модели. Анализ документов, структурированное наблюдение, опрос, педагогическое проектирование, экспертная оценка модели и ее организационного, методического и дидактического обеспечения. Аналитико-информационная справка (описание результатов исследования).

7 слайд - Второй этап – основной, деятельностный.

2 Деятельностный (основной) этап: внедрение модели форм и механизмов поликультурного воспитания дошкольников средствами музейной педагогики и базисных компонентов ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.

Основное содержание деятельности:

II. 1. Пилотная апробация модели форм и механизмов механизмов поликультурного воспитания дошкольников средствами музейной педагогики и базисных компонентов ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.

2. Проведение повторного исследования, анализ промежуточных результатов, корректировка модели и ее методической, организационной и кадровой обеспеченности.

3. Реализация модели во всем учреждении (внедрение, проведение текущего наблюдения процесса реализации модели. Процесс реализации модели через проектную деятельность в музее,

мониторинг процесса реализации модели, наблюдение, опрос, педагогическое проектирование, понимающая экспертиза Описание модели и перечень обеспечивающих ее условий.

8 слайд - Ну и третий заключительный этап – обобщающий. Здесь мы подводим итоги.

3 III. Обобщающий (заключительный) этап: анализ и распространение результатов внедрения модели.

Основное содержание деятельности:

1. Проведение итогового исследования, обработка полученных данных.

2. Внесение необходимых корректировок, описание результатов проекта.

3. Публичная презентация и распространение результатов проекта на региональном уровне.

4. Разработка рекомендаций по реализации данной модели. Представление опыта на научно-практических конференциях различного уровня, в научных изданиях, в конкурсном движении, на сайте образовательного учреждения 1. Изучение нормативных, инструктивных документов, научно-методической литературы по теме эксперимента;

2. Анализ эффективности управленческой деятельности детского сада и других ОУ;

3. Психолого-педагогическая диагностика (анкетирование, мониторинг, наблюдение, опрос и т. п.)

5. Моделирование, создание новой структуры музейной педагогики;

6. Апробация новой модели форм и механизмов поликультурного воспитания дошкольников средствами музейной педагогики и базисных компонентов ДОУ в соответствии с ФГОС ДО. Модель новой структуры музейной педагогики в соответствии с ФГОС ДО.

9 слайд - А сама реализация проекта выполняется исходя из разработанной программы. Видами деятельности являются – проектная деятельность. Очень интересный проект «Кукла в народном костюме». Этот проект нами был разработан когда мы своих воспитанников знакомили только с русской народной культурой, но он актуален и сейчас. Мы используем ту базу ресурсов, которая у нас существует – прекрасная коллекция кукол в народных костюмах различных губерний России, а также тех национальностей, что населяют ее, ведь наша родина многонациональна. К этим куклам есть приложения – журналы, где подробно описывается культура места, традиции, промыслы, игры, кухня и многое другое, что касается той или иной национальности;

10 слайд - Создание виртуального музея и работа с ним. Для чего же нужен виртуальный музей уже при существующем? Во-первых, экспонатами нашего музея иногда являются семейные реликвии, поэтому мы просто переводим в электронный вид (фотографируем, сканируем). Во-вторых, иногда не хватает экспонатов, их нет в музее, поэтому опять же создаем электронный реестр (скачиваем с интернета и вносим в презентацию). Вообще, виртуальные музеи разрабатываются программистами с использованием 3- D программ, но они очень трудоемки, поэтому мы экспозиции виртуального музея выполняем в виде презентаций. Современные компьютерные технологии позволяют увлекательно и полно представить сам музей, его коллекции, отдельные предметы и информацию о них. Создание виртуального музея дошкольной образовательной организации и использование ИКТ-технологий значительно расширяют рамки традиционной музейной педагогики, способствует развитию информационной культуры и максимальному включению родителей в совместную проектную деятельность;

11 слайд - Организованная образовательная деятельность;

Организация экскурсий в музее, по селу и социальным его объектам;

12 слайд - Проведение праздников и развлечений;

Организация конкурсного движения;

13 слайд - Кружковая деятельность и мастер – классы;

Взаимодействие с социумом – работа с родителями, с сельской библиотекой и домом культуры;

14 слайд - Мы надеемся, что наш опыт работы в наше неспокойное время поможет нашим воспитанникам обрести уважительное и доброжелательное отношение как к культуре своего народа, так и культурам других народов, которые проживают вместе с нами в нашей великой стране.

Всем желаем, мира, добра; в работе творческих успехов и спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС в ДОУ Выступление на методическом объединении Старший воспитатель Литвинова Ирина Ивановна "Современные подходы к организации речевого развития.

Анкета для родителей «Использование музейной педагогики в ДОУ» Анкета для родителей «Использование музейной педагогики в ДОУ» 1. Что вы понимаете под термином «музей»? 2. Посещаете ли вы музеи, выставки.

Дидактические игры по нравственно-патриотическому воспитанию для младших дошкольников в рамках музейной педагогики Раннее детство – это очень благоприятный период для развития, формирования и воспитания в целом. Нравственно- патриотическим воспитанием.

Использование музейной педагогики как инновационной технологии в создании развивающей среды ДОУ в соответствии ФГОС Создание мини - музеев помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию.

Мини-музей «Насекомые». Использование музейной педагогики в развитии дошкольниковМини-музей «Насекомые». Использование музейной педагогики в развитии дошкольников Мини - музей "насекомые": расположен в одной плоскости, представлены различные муляжи насекомых, на паутине – паук, изготовлен улей с.

Проект «Русское ремесло» в рамках реализации программы «Поликультурное воспитание дошкольников в условиях ДОУ» Проект «Русское ремесло» первый этап реализации программы: «Поликультурное воспитание дошкольников в условиях ДОУ» Этап дошкольного детства.

Родительское собрание в ДОУ «Экологическое воспитание дошкольников средствами живой природы» Видео Тема: «Экологическое воспитание дошкольника средствами живой природы» Цель: формирование экологической компетентности и природоохранной.

Роль музейной педагогики в духовно-нравственном воспитании дошкольников Роль музейной педагогики в духовно-нравственном воспитании дошкольников Аннотация В статье представлен опыт организации мини-музея в детском.

Роль музейной педагогики в формировании художественно-эстетического развития старших дошкольников Роль музейной педагогики в формировании художественно-эстетического развития старших дошкольников Музейная педагогика для дошкольников приобретает.

Всестороннее воспитание и развитие дошкольников в соответствии с ФГОС: создание условий для развития речевых способностей Введение: Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Поликультурное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики и базисных компонентов ДОУ в соответствии с ФГОС до
Опубликовано: 24 апреля 2018 в 11:31
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД