«Посиделки»

Анастасия Горбунова
«Посиделки»

Программное содержание: познакомить детей с новой народной игрой «Дед Трифон», формировать образную речь; продолжать употребление в разговорной речи пословиц; обогащать словарь названиями предметов быта: самовар, печь, лапти, ложки; развивать умение слушать и рассуждать; воспитывать интерес к народному быту и культуре.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций предметов русской культуры, чтение произведений обрядового и не обрядового фольклора.

Материалы: русская печь, лапти, деревянные расписные ложки, самовар.

Ход занятия: Звучит народная мелодия, дети в русских костюмах входят в комнату.

Ведущая: Здравствуйте, гости дорогие!

Дети отвечают пословицами:

Хозяюшка в дому, что оладушек в меду.

Много гостей, много и новостей.

Что есть в печи - на стол мечи!

Ведущая: В старину темными зимними вечерами собирались девицы и молодцы в большой избе, где они пели, водили хороводы, рассказывали сказки, говорили шутки – прибаутки и работали: пряли, вышивали, плели лапти и корзины. Такие вечера называли на Руси посиделками.

Русской печи нет добрее

Всех накормит, обогреет,

Варежки сушить поможет

Деток спать уложит!

- Как вы думаете, почему так говорят о печи? (ответы детей).

- А давайте посмотрим и назовем предметы, которые могли быть сделаны на посиделках (рассматривают предметы быта).

- Лапти появились на Руси в глубокой древности. В других странах их не носили, а носили только на Руси. А вы знаете из чего сделаны лапти? (ответы детей). Правильно их делали из деревьев растущих рядом - березы, дубы, ивы.

- Авы как думаете из чего сделан коврик? (ответы детей). Коврики такие плели из разных лоскутков ткани (рассматривают коврик).

- Молодцы ребята. На посиделках не только плели ковры из лоскутов, делали лапти, но играли в народные игры. Я вам предлагаю познакомиться с новой народной игрой «Дед Трифон». Послушайте правила игры.

Деда Трифона мы выберем по считалке.

Со второго этажа полетели

Три шара:

Синий, красный, голубой,

Выбирай себе любой.

(выбирают Деда Трифона, одевают ему жилетку и бороду)

Дети встают в круг, идут по кругу и поют песню:

Как у деда Трифона было семеро детей,

Они не пили, не ели,

Друг на друга глядели,

Разом делали вот так.

По окончании песни Трифон показывает движение, а стоящие в кругу должны безошибочно повторить его (игра повторяется 2 раза).

Ведущая: Молодцы ребята, хорошо играли. Понравилась вам игра? (ответы детей).

- Ребята, а вы знаете, что издавна русский народ славился трудолюбием. А, вы знаете пословицы о труде? (ответы детей). Молодцы ребята! Я сейчас вам скажу пословицы, а вы попробуете мне их объяснить:

Рабочие руки не знают скуки.

Сделал дело - гуляй смело.

Дети объясняют значение пословиц. Молодцы ребята правильно объяснили значение пословиц.

- Мы с вами ребята уже знаем, что на Руси народ не только работал, но и отдыхал на посиделках. А еще красны - девицы и добры - молодцы водили хороводы и пели песни.

- А давайте мы с вами тоже поводим хоровод. Ну-ка добры - молодцы возьмите девиц- красавиц за руки будем вместе водить хоровод «На горе то калина».

На горе – то калина,

Под горою малина.

Ну, что ж кому дело калина,

Ну, кому какое дело малина,

Там девицы гуляли,

Там красные гуляли,

Припев:

Калинушку ломали,

Калинушку ломали,

Припев:

Во пучочки вязали,

Во пучочки вязали,

Припев:

На дорожку бросали,

На дорожку бросали.

Молодцы ребята хороший хоровод.

Ведущая: В игры мы с вами поиграли, хороводы поводили, а теперь я вас приглашаю к столу (подходят к накрытому праздничному столу). Ребята отгадайте загадку.

Стоит толстячок, блестит бочок,

Шипит, кипит, всем чай пить велит (Самовар).

-Молодцы правильно это самовар, давайте его, рассмотрим какой он. Для чего служит самовар? (ответы детей).

-А теперь послушайте еще одну загадку:

Сама не ем. А всех людей кормлю (Ложка).

- Молодцы правильно это ложка, давайте их, рассмотрим какие они (ответы детей). Ложки делали из дерева, чтобы, когда ели горячую пищу не обжигались, затем ложки стали расписывать, чтоб они отличались и были красивее.

Ведущая: Молодцыребята поиграли, поплясали. А теперь и чай попьем! Подходят к концу наши посиделки. Понравились вам посиделки? Что интересного вы узнали? Что больше всего вам понравилось?

Спасибо и вам, гости дорогие, что пришли к нам на посиделки! Мы вас приглашаем присоединиться попить чай с баранками.

Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной логопедической группе "В гостях у хозяюшки" Программное содержание: расширять представление детей о жизни на Руси, продолжать знакомить с бытом Русского народа,.

Перспективное планирование по окружающему миру в первой младшей группе, по программе Вераксы «От рождения до школы» № неделя СЕНТЯБРЬ Источник 1 3.09-7.09 Детский сад Тема: «Кто нам помогает?» (о няне). Игра «Кто что делает?» Программное содержание:.

Автор публикации:
«Посиделки»
Опубликовано: 21 января 2013 в 10:22
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Поделки из природного материала и пластилина.
Наступила календарная зима, но в нашем крае по-осеннему пасмурно, сыро, сильные ветра с дождем. Грязь и слякоть частенько нам с ребятами не позволяют...
Фотоотчет «Праздник Осени»
Праздник осени - один из самых первых праздников в учебном году. Дети разучивают стихи, песни, танцы. И все это для того, чтобы порадовать красавицу-осень. В...
Мастер-класс «Открытка к празднику»
Праздник любят все, и подарки тоже. Но особенно приятно подарки дарить. А уж когда подарок выполнен с душой, да своими руками, приятнее вдвойне! Предлагаю...
Хлебный человек. Сказка.
Предлагаю вашему вниманию свою новую сказку. Специально включила в нее слова: пестунья, шанежки, расстегайчики, страда, бирюльки. Пояснение этих слов детям,...
Проект «Новый год у ворот» для воспитанников старшей группы
Цель проекта: Познакомить детей с историей Нового года, его особенностями и значением в жизни людей, приобщать к культуре новогоднего праздника, его...