Лучший педагог года

Построение системы работы по психологической подготовке к школе детей с общим недоразвитием речи

марина морозова
Построение системы работы по психологической подготовке к школе детей с общим недоразвитием речи

«Построение системы работы по психологической подготовке к школе детей с общим недоразвитием речи»

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.

Публикация «Построение системы работы по психологической подготовке к школе детей с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

Проблема готовности к школе детей с общим недоразвитием речи актуальна и в нашем детском саду, так в детском саду функционируют 4 группы для детей с различными речевыми нарушениями (логопедические группы).

Анализируя результаты прохождения адаптационного периода к школе у выпускников детского сада, была отмечена следующая особенность, что в категорию дезадаптантов и возможных дезадаптантов попадают в основном дети, у которых есть логопедический диагноз - общее недоразвитие речи. Отмечается, что дети с общим недоразвитием речи гораздо больше подвержены стрессу, им труднее привыкнуть к новому коллективу и взрослым. Исследования в области современной психологии показали, что комплексная психологическая коррекция поможет детям с общим недоразвитием речи повысить уровень развития познавательных процессов, развить коммуникативные навыки, сформировать адекватное представление о школьной жизни.

Значимость проблемы позволяет определить данную тему как актуальную и создать систему психологической работы с детьми с общим недоразвитием речи по социализации и адаптации к новым школьным условиям.

Коррекционная работа в нашем дошкольном учреждении ведется комплексно, при взаимодействии всех специалистов: педагоги групп, педагог-логопед, педагог-психолог, инструктор по физическому воспитанию, музыкальный руководитель, руководитель изостудии.

Объем и содержание коррекционной работы определяется районной логопедической комиссией. Координация деятельности, анализ коррекционной работы проходит через ПМПк (психолого-медико-педагогический консилиум) дошкольного учреждения.

Руководствуясь рекомендациями членов районной логопедической комиссии, свою работу по подготовке к школе детей общим недоразвитием речи я разделила на два основных этапа:

1 этап. Развитие эмоционально-волевой сферы.

Цель: Повысить осознание ребенком своих эмоциональных проявлений, совершенствовать навыки межличностного общения со сверстниками и взрослыми.

Форма работы : Тренинговые занятия по коррекции и развитию эмоционально-волевой сферы «Давай познакомимся» автор И. А. Пазухина. Возраст: 5-6 лет.

2 этап: Профилактика возможных трудностей при социализации и адаптации к новым школьным условиям.

Цель: Помочь детям успешно адаптироваться к новым школьным условиям.

Форма работы : Групповые занятия, направленные на психологическую профилактику возможных трудностей ребенка при адаптации к школе. Возраст: 6-7 лет.

Система работы 1 этапа была разделена на 3 основных направления:

1. Диагностика.

• Метод наблюдения за детьми в процессе различных видов деятельности

• Опрос педагогов работающих с детьми на данных группах.

• Анализ листов адаптации.

Анализ исследования показал, что период адаптации у детей с общим недоразвитием речи протекает гораздо сложнее, чем у детей с нормальным уровнем развития.

2. Коррекция развития осуществлялась при помощи тренингов занятий (программа «Давай познакомимся» автор И. А. Пазухина)

Данные занятия построены на постоянном диалогическом общении детей с психологом и сверстниками поэтому, рекомендованы для детей с речевыми нарушениями. Занятия строятся в доступной и интересной для детей игровой форме с использованием:

развивающих игр (игры-драматизации, игры на развитие навыков общения); упражнения (подражательно-исполнительного и творческого характера, на мышечную релаксацию); этюды; беседы; моделирование и анализ заданных ситуаций; элементы арт-терапии.

Коррекционно-развивающий процесс был бы не полным без участия в нем родителей. При взаимодействии с родителями, детей с общим недоразвитием речи, я использовала следующие методы психологического просвещения : выступление на родительском собрании, письменные консультации для стенда, индивидуальное, групповое консультирование.

Результативность.

Проанализировав результат полученных диагностических данных, следующим этапом моей работы является профилактика возможных трудностей при социализации и адаптации к новым школьным условиям детей с общим недоразвитием речи.

Цель 2 этапа по подготовке к школе – помочь детям успешно адаптироваться к новым школьным условиям.

Каждое занятие разделено на несколько частей:

1. Ритуал начала занятия; 2. Основная часть; 3. Разминка; 4. Практическая часть;

5. Заключительная часть.

Продолжительность занятий: 30-40 минут, 1-2 раза в неделю.

Анализ результатов II этапа подготовки к школе (подготовительная группа).

Отмечается увеличение количества детей с высоким уровнем готовности на 12% и уровнем готовности выше среднего на 14% (за период 2012 – 2013 уч. год).

Повысилось количество детей прошедших адаптацию без затруднений на 13%, уменьшилось количество детей попавших в категорию – возможные дезадаптанты на 9%. Количество детей испытывающих трудности при адаптации к школе (дезадаптанты) снизилось на 4 %.

Результаты проведенной коррекционной работы показали, что построенная система психологической подготовки к школе детей с общим недоразвитием речи, является достаточно эффективным средством развития основных компонентов психологической готовности к школе : интеллектуальной, личностной и социальной.

Публикации по теме:

Презентация «Компоненты готовности к обучению в школе» Дошкольный период непосредственно предшествует следующему, очень важному этапу в жизни ребёнка – поступлению в школу. Поэтому существенное.

Методические рекомендации родителям детей с общим недоразвитием речи. Методицеские рекомендации родителям детей с общим недоразвитием речи (буклет). Цель: помочь родителям ребенка с общим недоразвитием речи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Построение системы работы по психологической подготовке к школе детей с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 23 января 2014 в 14:58
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД