Повышение компетентности педагогов посредством применения интерактивных методов работы

Бикбердина Файруза
Повышение компетентности педагогов посредством применения интерактивных методов работы

Современная практика образования характеризуется активным включением педагогов в инновационную деятельность, процессом внедрения новых программ и технологий, методов и приемов взаимодействия с детьми. В таких условиях особое значение придается состоянию профессиональной деятельности, уровню компетентности педагогов, повышению их квалификации, стремление к самообразованию, самосовершенствованию.

Проблема повышения профессионального мастерства каждого педагога дошкольного учреждения для нас по-прежнему остается одной из самых сложных. Ни для кого не секрет, что иногда на организацию мероприятий тратится много сил, а отдача ничтожна мала. Чем же объяснить все это? Думая, размышляя по этому поводу, пришли к выводу, что развитие компетентности педагогов невозможно без пересмотра традиционных форм методической работы, в которых главное место отводилось докладам, выступлениям. Это не значит, что мы полностью отказались от традиционных форм организации работы, но применяем их в обновленном, измененном, усовершенствованных видах, включающими в себя активные методы обучения. Любая традиционная форма становиться интерактивной, если она грамотно используется и реализует информационную, ориентирующую и развивающую функции.

Технология реализации интерактивных форм работы проходит последовательно в три этапа:

Содержание первого этапа обеспечивает личностную включенность педагога. Это достигается через использование методов интерактивного обучения – решение педагогических задач, круглый стол, конкурсы, выставка педагогических идей. Располагающая к общению обстановка позволяет снять напряжение, преодолеть неуверенность, обеспечивает появление большого кол-ва идей, мнений, стимулирует активное включение в диалоговое взаимодействие.

На втором этапе – основное внимание уделяется креативности, творчеству самого педагога, что предполагает самостоятельность и вариативность принятия решений. В качестве активизации педагогов применяем анализ конкретных ситуаций, запланированные ошибки, тренинги, деловую игру. С этой целью предлагаются такие интерактивные методы, как «Займи позицию», «Заверши фразу», «Цепочка слов» и т. д. (н-р, мне необходимо проработать данную тему потому что ….). Одним из вариантов применения методов интерактивного использования является использование методики Мозгового штурма. Использование данных методов активизирует мыслительную деятельность, обсуждение идей, обмен опытом, знаниями, что в конечном итоге расширяет возможности каждого педагога в решении образовательных и воспитательных задач.

На третьем этапе организации деятельность педагогов направляется на развитие рефлексивной деятельности в учебно-познавательном процессе. Здесь используем коллективные обсуждения, анализ конкретных ситуаций, игровые формы - педагогический ринг, круглый стол техника «аквариума», тематические семинары с использованием ИКТ, что побуждает педагогов не только к выдвижению разнообразных идей, но и их осмыслению, дальнейшему преобразованию в соответствии с конкретной ситуацией. По мере освоения рефлексивной позиции педагоги учатся отстаивать собственную точку зрения, грамотно ее аргументировать, или же, наоборот, стараются оценить и принять другие доводы в решении проблемы, корректируя свою позицию.

Структура модели развития профессиональной компетентности в области использования интерактивных форм для решения управленческих задач включает в себя основные функции управления:

Целевые – создание материально – технической и финансовой базы: группы укомплектованы современным учебным оборудованием; появление в д/с ноутбука, проектора, проекционного экрана послужило мощным стимулом использованию современных компьютерных технологий.

Операционные – планирование, контроль, координация и регулирование,

организация, педагогический анализ. Так, тематическое планирование в соответствии с ФГТ и интерактивные формы позволяют привлечь к участию весь педагогический коллектив, оценить, какие предложения поддерживаются или отвергаются сотрудниками.

При этом, особое внимание в работе с кадрами уделяли методической службе ДОУ: были созданы «группы инновационного прорыва»,

творческие лаборатории, обучающие центры для педагогов, где сотрудники приобретают практические навыки работы с компьютером. Педагогами избирались различные формы повышения квалификации и участия в инновационной деятельности: наряду с традиционными (постоянно действующий семинар, стажировка; курсы повышения квалификации; педагогические, методические советы, использовались и интерактивные формы работы: круглые столы, дискуссии; педагогический ринг, творческие отчеты педагогов; ролевые, деловые игры, метод коллективного анализа ситуаций.

Социально – психологические – сохранение положительных традиций,

моральное и материальное стимулирование, развитие в коллективе самоуправления.

В ходе работы мы проводили мониторинг различных сторон

профессиональной компетентности педагогов с использованием методик

«Оценка уровня профессиональной компетентности педагога» (по Л. Ф.

Ивановой, Т. Г. Браже, «Определение осознанной заинтересованности

педагогов в повышении уровня качества предоставляемых услуг» (Н. В. Немова, О. А. Сафонова).

Наиболее значительное изменение в положительных показателях уровня профессиональной компетентности педагогов наблюдается в 2012, 2013 г., то есть, в период применения интерактивных форм работы с педагогическими кадрами. Система применения интерактивных методов, повышающих профессиональную компетентность педагогов, их организация и проведение способствовали развитию поисково-творческой деятельности, принятию оптимальных решений, проявлению инициативы, росту потребности в повышении квалификации, взаимодоверия и самостоятельности наших педагогов. Они активно участвуют в конференциях, делятся опытом работы, являются слушателями и участниками курсов повышения квалификации на страницах средств массовой информации. Все перечисленные методы достаточно эффективны. После их применения выявляются позитивные изменения общего уровня профессиональной компетенции педагогов.

Таким образом, применение интерактивных методов обучения позволяет

создать условия для самостоятельной и творческой работы педагогов.

Публикации по теме:

Актуальность использования информационных коммуникационных технологий в сфере образования Актуальность использования информационных коммуникационных технологий в сфере образования В настоящее время, мы с вами, являемся свидетелями.

Ура! У меня — публикация! Не могу не поделиться своей радостью. Сегодня в детский сад пришел журнал, который я очень ждала. Ведь в нем - моя публикация! Да не одна,.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Деревья и листья
  • Учимся считать
Автор публикации:
Повышение компетентности педагогов посредством применения интерактивных методов работы
Опубликовано: 17 февраля 2014 в 07:36
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Зимнее оформление веранды.
Каждый год , в начале декабря, в нашем детском саду проходит конкурс на лучшее оформление зимней веранды. Желательно, чтобы веранды были украшены на тему...
Коллективное творчество: «Идет зима, аукает…» (фототчет)
Красавица-зима пришла, заворожила, закружила, унесла в волшебную страну холодных и искристых снегов, блестящих льдов, веселых забав, самого чудесного,...
Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Новогодняя сказка» для возрастной группы детей...
Представляю вам мастер-класс по изготовлению лэпбука на новогоднюю тематику. Лэпбук ( lapbook, как его еще называют тематическая или коленная книга, в...
Паспорт второй младшей группы
Паспорт второй младшей группы МДБОУ 121 г. Сочи, Краснодарского края. Раздивалка: шкафчики, и детское творчество В раздевалке есть информационный...
Новогодние снежинки. Мастер-класс
Не за горами Новый год. Этот праздник с нетерпением ждут как дети, так и взрослые. Очень приятными являются и предпраздничные хлопоты. Приходит время...