Повышение эффективности эдоровьесберегающей деятельности в ДОУ

Наталья Копылова
Повышение эффективности эдоровьесберегающей деятельности в ДОУ

Основной задачей дошкольного учреждения на современном этапе развития системы образования является оптимизация оздоровительной деятельности. Строится она с позиции системного подхода, призванного в комплексе решать как медико-социальные, так и психолого-педагогические проблемы детей дошкольного возраста.

Оздоровительное направление в работе нашего детского сада является приоритетным. Сделано много необходимых преобразований для создания оптимальной оздоровительной системы в детском саду. Многие оздоровительные технологии работают успешно на протяжении ряда лет. К работе привлечены специалисты: инструктор по физической культуре, педагог - психолог, учитель-логопед, старшая медсестра.

Но, несколько лет назад, практически половина семей воспитанников не были ориентированы на здоровый образ жизни, не являлись союзниками педагогического коллектива в формировании компетентности здоровьесбережения у детей. Для улучшения положения необходима была грамотная высокоэффективная организация здоровьесберегающего педагогического процесса, соответствующая возрастным и индивидуальным возможностям, использующая адекватные технологии развития и воспитания и способствующая усвоению детьми ценностей здоровья и здорового образа жизни. Физическое воспитание в этом направлении играет одну из главенствующих ролей, как компонент здорового образа жизни. Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, ведь именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка, его физического развития и культуры движений. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.

Коллектив детского сада стремится к поднятию качества дошкольного образования, через обновление содержания, введение современных комплексных и дополнительных программ. Даже строго следуя требованиям СанПина о максимальной учебной нагрузке на ребенка, можно сказать, что ритм жизни ребенка в детском саду остается высоким, не всегда удается сохранить оптимальный баланс между учебной и двигательной деятельностью. Для решения основной задачи дошкольного образования сохранения и укрепления здоровья ребенка, педагоги обеспечивают оптимальный двигательный режим. Отводится достаточное время в режиме дня для осуществления оздоровительных мероприятий, создана такая система работы, при которой происходит интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что способствует сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни

Возникла необходимость определения стратегических перспектив, механизмов, и этапов наращивания материально-методического потенциала дошкольного учреждения в соответствии с приоритетами оздоровительной деятельности. Одним из главных условий успешности работы в этом направлении является грамотная организация здоровьсберегающего процесса, обеспечение его управляемости. Управление строится на основе выстраивания алгоритмов на всех уровнях: индивидуальном, групповом, на уровне ДОУ и образовательного социума, которые позволят своевременно разрабатывать систему мер, способных влиять на состояние здоровья ребенка в условиях ДОУ.

Выстраивание алгоритмов деятельности всех субъектов образовательного процесса ДОУ, обеспечивающей сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребенка, приводит к формированию индивидуального стиля здорового поведения.

Работа по осуществлению здоровьеориентированной деятельности в детском саду ведется на протяжении нескольких лет.

Создана базовая оздоровительная программа, которая по сути дела стала образовательным стандартом в здоровьеориентированной деятельности ДОУ.

Разработаны алгоритмы здоровьеориентированной деятельности и механизмы ее регулирования. Определены перспективы, механизмы, оздоровительной деятельности, индивидуальные, групповые, на уровне ДОУ, уровне социума. .

Немаловажное значение имеет информационно-аналитическое направление, включающее информацию о состоянии здоровья детей в сопоставлении с данными об образе жизни их семей и социальном статусе родителей, анализ профессионального потенциала педагогов.

Управление физкультурно-оздоровительной деятельностью включает технологии психолого-педагогического мониторинга физического воспитания.

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения»; а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» Реализация важнейших положений Концепции, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, активизировала поиск новых технологий физкультурно-оздоровительной работы, оценки состояния здоровья и физического развития детей.

Эффективность здоровьеориентированной деятельности предполагает высокий уровень компетентности педагогов в вопросах здоровьесбережения, умение и желание семьи осуществлять здоровый стиль поведения, а также крепкое здоровье и полноценное физическое и психическое развитие воспитанников дошкольного учреждения.

Это достигается работой по двум взаимосвязанным направлениям — здоровьесберегающему и здоровьеформирующему. К работе по оздоровлению детей привлекаются все службы детского сада:

информационно-аналитическая, служба мониторинга: формирование информационного банка данных по здоровому образу жизни, состоянию здоровья детей; мотивационно – целевая: применение методов стимулирования новшеств;

планово-прогностическая: участие членов коллектива в планировании оздоровительной работы, выделение показателей достижения целей; контрольно-диагностическая: нацеленность системы контроля на конечный результат, использование различных форм общественного контроля: творческие отчеты, презентации, публичные выступления.

Повышение эффективности здоровьеориентированной деятельности в ДОУ ведутся путем организации здоровьесберегающего педагогического процесса, соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям ребенка, использующего адекватные технологии развития и воспитания, способствующего усвоению детьми ценностей здоровья и здорового образа жизни.

Создание надежной системы управления процессами здоровьесбережения гарантирует возврат затраченных ресурсов в виде крепкого здоровья и полноценного физического и психического развития воспитанников дошкольного учреждения.

Для повышения компетентности педагогов в вопросах сохранения, укрепления и оздоровления работа ведется планово и в системе: проводятся педагогические советы, семинары, семинары – практикумы, консультации, открытые мероприятия по просмотру режимных процессов, мастер - классы. Благодаря сплоченному коллективу единомышленников в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей заболеваемость детей в детском саду год от года снижается.

Успех в работе мы определяем через участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей, обеспечение высокой степени инициативы и творчества всех субъектов образовательного процесса.

Культура здоровья определялась на основании разработанных критериев по направлениям: знания о себе, своем организме, знания о здоровье (что полезно, что вредно, практические навыки по здоровьесбережению, безопасное поведение. Здесь нужно отметить, что показатели знаний детей о здоровье (что полезно, что вредно) - 78%.

Оценка развития двигательных навыков и физических качеств показала, что 73% детей имеют уровень развития физических качеств согласно возрасту.

«Не навреди» - Это принцип является первоосновой в выборе оздоровительных технологий в детском саду, все виды педагогических и оздоровительных воздействий выбираются с учетом их безопасности

для здоровья и развития ребенка.

Публикации по теме:

Моделирование, как средство формирования представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста с ЗПР Паспорт инновационного проекта "Моделирование как средство формирования представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста с задержкой.

Презентация к педагогическому совету «Об утверждении и введении в действие ФГТ» Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ Минобрнауки России.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Повышение эффективности эдоровьесберегающей деятельности в ДОУ
Опубликовано: 25 июня 2013 в 14:57
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Оформление развивающей среды на стене в беседке ДОУ. «Времена года».
Стену в беседке мы решили оформить в экологическом направлении, дерево "Времена года". Сначала подготавливаем стену: обдираем старые облущенные слои,...
Конспект познавательно-игрового занятия для старшей группы «Август заглянул сегодня в...
Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Виды...
Староновогодняя история. Часть VI.
Фейный слёт накануне Яблочного Спаса Совершенно неожиданно в "Староновогодних историях" появилась ещё одна часть, на сей раз - летняя, что стало полной...
Детский мастер класс «Открытка для мамы»
Детский мастер класс "Открытка для мамы". Людмила Руденко. Детский мастер класс "Открытка для мамы". Доброе утро уважаемые коллеги. Хочу представить...
Стенгазета «Большие и маленькие, играем вместе».
Стенгазета "Большие и маленькие, играем вместе". Форм работы с родителями существует не так уж мало. Бывает, что родители наших воспитанников...