Папки-передвижки

Конспект занятия по формированию целостной картины мира «Дерево держится корнями, а человек семьёй» (3 фото)

Марина Киселева
Конспект занятия по формированию целостной картины мира «Дерево держится корнями, а человек семьёй»

«Познание» Формирование целостной картины мира

Тема: «Дерево держится корнями, а человек семьёй»

Цель:

воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье;

- совершенствовать диалогическую и монологическую речь;

- продолжать формировать умение вести координированный диалог между воспитателем и ребёнком;

Коррекционно-развивающие:

Публикация «Конспект занятия по формированию целостной картины мира „Дерево держится корнями, а человек семьёй“» размещена в разделах

- закреплять умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе;

- закреплять знания о родственных связях слов;

- развивать понимание логико-грамматических конструкций;

- учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

- вызывать желание рассказывать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье, желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье;

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание высказывать свои чувства близким людям.

- формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;

воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.

Материал:

фотографии членов семьи каждого ребёнка; набор картинок по теме "Семья"; семейные «островки» (фотографии, их композиции).

Предварительная работа: рассматривание семейных альбомов с фотографиями; беседа по фотографиям; рассказы детей о членах своей семьи; разучивание индивидуальных стихов; совместная работа с родителями по составлению семейного древа; чтение художественной литературы.

Ход занятия

Воспитатель:

Собрались все дети в круг.

Я - твой друг и ты - мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Сегодня мы собрались все вместе, как одна большая дружная семья.

Воспитатель показывает картинки.

Что такое семья?

Папа, мама и я,

И сестренка моя-

Вот и вся у нас семья:

- Ну а как же бабушка?

- Ну а как же дедушка?

Что такое семья?

Папа, мама и я,

Баба Зоя, баба Зина, дедушка Егор, Василий

И сестренка моя

Вот и вся у нас семья.

Как назвать одним словом этих людей: папа, мама, сын, дочь, бабушка, дедушка?

Дети:

Семья

Воспитатель:

Попробуйте произнести слово «семья» вот так: «Семь – я»

Дети повторяют

Воспитатель:

Как вы думаете, что это значит?

Это значит, что вы как бы повторяетесь в родной семье семь раз.

На самом деле, приглядитесь повнимательнее к своим родным. Посмотрите на фотографии.

Ваша улыбка напоминает мамину, цвет глаз такой же как у бабушки, овал лица и родинка – как у дедушки.

Данила, на кого ты похож внешне?

Данила:

Я похож на папу, улыбка мамина, а уши – дедушкины.

Воспитатель:

Саша, на кого ты похожа по характеру?

Саша:

Я похожа на дедушку и внешне, и по характеру, поэтому меня и назвали Саша.

Воспитатель:

Молодцы, Данила и Саша.

Как вы думаете, зачем люди создают семью?

Дети:

Чтобы жить вместе, помогать друг другу, растить детей, любить друг друга!

Воспитатель:

Верно! Семьи бывают разные: большие и малые.

Сейчас я вам расскажу о большой семье.

В старину Россия была в основном крестьянской страной. Городов – немного, все они небольшие, а основное население жило в сёлах и деревнях.

Деревенские семьи были большими и многодетными. Детей у матери рождалось не два, три, а порой и десять и пятнадцать! Трудно вырастить и вскормить столько малышей, да зато недаром сложили в русском народе пословицы: «Изба детьми весела», «Есть дети – будут и радости».

Дети в крестьянских семьях быстро взрослели и становились помощниками отцу с матерью. Дочери учились всему у бабушки и мамы: и шить, и вязать, и прясть, и печь топить, и обед варить, да и нянчили младшеньких сестрёнок и братишек.

А мальчики от отца не отходили – всему у него учились: и коней запрягать, и в поле работать. В старину ребёнок 7 -8 лет уже становился в семье помощником.

Чтобы жить в такой большой семье, и дом нужно иметь большой. В те времена деревьев повсюду росло много, кругом были непроходимые леса. Поэтому и дома строили деревянные. Да какие красивые! Деревянной узорчатой резьбой покрывали и оконца, и ставенки, и наличники, и двери. В домах устраивали подпол. Здесь хранили всю зиму до весны дары земли, что выросло на грядках и огороде. В избе главная хозяйка – русская печь! Она и дом согревала в зимние холода, в ней и еду варили. На тёплой печке бабушка внукам сказки рассказывала.

Дети подрастали и о своих семьях задумывались.

Возникала новая семья. Потом и другие дети свои семьи создавали. Встречались такие сёла и деревни, где все носили одну фамилию.

Современные семьи, как правило, не очень большие. Отец, мать, да один – двое детей. Иногда вместе с молодой семьёй живут и дедушка с бабушкой. Давайте послушаем Алису.

Алиса:

На фотографии смотрю:

Я вижу здесь свою семью.

Вот дедушка, вот бабушка,

Вот папочка, вот мамочка,

А здесь, смотрите – я.

Вот вся моя семья.

Воспитатель:

Спасибо, Алиса. Давайте немного отдохнём.

Физкультурная минутка "Семейная зарядка".

Осенью, весною

Летом и зимою

Мы во двор выходим

Дружною семьёй.

Встанем в круг и по порядку

Каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает,

Папа бодро приседает

Повороты вправо - влево

Делает мой братик Сева.

Я сама бегу трусцой

И качаю головой.

Воспитатель:

Предлагаю вам пройти к своим семейным «островкам» и рассказать, сколько членов в вашей семье. Назовите по имени, отчеству, фамилии ваших папу, маму, дедушку, бабушку. Есть ли у вас братья и сестры? Как их зовут? Сколько им лет.

Конспект занятия по формированию целостной картины мира «Дерево держится корнями, а человек семьёй»

Полина:

Мою маму зовут Светлана Васильевна, братика зовут Кирюша, ему 12 лет, он учится в школе. Мама нас очень любит. Бабушка живёт в городе. Её зовут Антонина Михайловна. Мама с бабушкой работают вместе в «Егорке». Там много детей. Мама работает методистом, а бабушка няней.

Воспитатель:

Полина, какой необычный у вас семейный «островок».

Полина:

Мы в домике и летим на воздушном шаре к бабушке.

Воспитатель:

Спасибо, Полина.

Алиса, расскажи нам про ваш семейный «островок»

Фото «Дерево держится корнями, а человек семьёй»

Алиса:

Моя бабушка Елена Ивановна. Папа Иван Андреевич. Мы с папой ходили в зоопарк, наблюдали за енотом. Люблю с папой играть в мячик. Мама Юлия Александровна. Любит рисовать. Моего любимого кота зовут Майбер. Я с ним играю. Крёстную зовут Мария. У неё два сына: Максим и Артём.

Воспитатель:

Алиса, какой твой семейный «островок» красивый, расскажи нам про него.

Конспект занятия по формированию целостной картины мира - фото

Алиса:

Мама Яна Александровна. Папа Павел Вячеславович. Бабушка Галина Михайловна. Мы любим природу, часто бываем в лесу. Я очень люблю свою крёстную. Она дарит мне подарки, мы проводим с ней много времени.

Воспитатель:

Ребята, вы рассказали про свою семью. У вас получилось замечательно.

А какие чувства вы испытываете, когда смотрите на членов своей семьи?

Дети:

Добро, радость, веселье, хорошее настроение, любовь.

Воспитатель:

А как вы думаете, почему у вас возникают такие чувства?

Дети:

Потому, что мы любим своих родителей, мама и папа любят нас.

Воспитатель:

А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим.

Мальчик для папы и мамы кто?

Дети:

Сын

Воспитатель:

Мальчик для дедушки и бабушки?

Дети:

Внук

Воспитатель:

Девочка для папы и мамы?

Дети:

Дочь

Воспитатель:

Девочка для дедушки и бабушки?

Дети:

Внучка

Воспитатель:

Папа для дедушки и бабушки?

Дети:

Сын

Воспитатель:

Мама для дедушки и бабушки?

Дети:

Дочь

Воспитатель:

Мальчик для девочки в семье кто?

Дети:

Брат

Воспитатель:

Девочка для мальчика в семье кто?

Дети:

Сестра

Воспитатель:

Молодцы, дети. У каждого в семье есть родные и дорогие люди. Давайте поиграем в игру "Подбери признаки"

А какие же они, родные и дорогие нам люди?

Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.

Мама (какая)

Дети:

Добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная.

Папа - строгий, умный, сильный.

Бабушка - старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая.

Дедушка - старый, мудрый, седой.

Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая

Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный

Воспитатель:

А теперь давайте послушаем стихи.

Ксюша:

Мама.

Много мам на белом свете, всей душой их любят дети.

Только мама есть одна,

Всех дороже мне она,

Кто она?

Отвечу я: это мамочка моя.

(В. Руссу)

Данила:

Папа.

Мой папа красивый

И сильный, как слон.

Любимый, внимательный, ласковый он.

Я жду с нетерпением папу с работы.

Всегда мне в портфеле приносит он что-то.

Мой папа находчивый, умный и смелый

Ему по плечу даже сложное дело.

Его обниму я и тихо шепну:

- Мой папочка, я тебя крепко люблю!

Ты самый заботливый, самый родной,

Ты добрый, ты лучший

И ты только мой!

Дима Мишаков:

Бабушка.

Мы с моею бабушкой старые друзья.

До чего хорошая бабушка моя!

Сказок знает столько, что не перечесть,

И всегда в запасе новенькое есть.

А вот руки бабушки - это просто клад!

Быть без дела бабушке руки не велят.

Золотые, ловкие. Как люблю я их!

Нет, других, наверное, не найти таких!

(Л. Квитко)

Максим:

Дедушка.

Мой дедуля дорогой,

Мы гордимся все тобой!

И скажу я по секрету:

Лучше нет на свете деда!

Буду я всегда стараться

На тебя во всём равняться!

(А. Чурбанова)

Рома:

Младший брат.

Есть у меня братишка

Смешной такой мальчишка!

Мне во всём он подражает

И ни в чём не уступает.

Если мы играем в мячик,

Я скачу, он тоже скачет,

Я сижу - и брат сидит,

Я бегу - и брат бежит.

Такой смешной мальчишка

Младший мой братишка.

(И. Лопухина)

Воспитатель:

Предлагаю поиграть и отдохнуть.

Игровое упражнение "Кто пришёл?"

Кто пришёл?

Мы - мы - мы,

Папа, папа, это ты?

Да - да - да,

Мама, мама, это ты?

Да - да - да,

Братец, братец, это ты?

Да - да - да,

Ах, сестрица, это ты?

Да - да - да,

Все мы вместе?

Да - да - да.

Воспитатель:

А вы знаете, что у вас есть ещё одна семья, где вас тоже любят, всегда рады встрече с вами, вкусно готовят, играют с вами, проводят интересные занятия, читают, помогают стать сильными и здоровыми. Что же это за вторая семья?

Дети:

Знаем – это детский сад.

Итог занятия.

Воспитатель:

Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы - самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.

Литература:

Шорыгина Т. А.

Моя семья. Методическое пособие. – М. :ТЦ Сфера, 2012

Шорыгина Т. А.

Беседы о правах ребёнка. – М. : ТЦ Сфера, 2013

Анжелика Никита

Занятия с детьми 5 – 6 лет по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром. – СПб. :КАРО, 2011

Публикации по теме:

Проект «Мамочка любимая и моя семья» Обучающий проект. Тема: «Мамочка любимая и моя семья».Участники: дети средней группы №4, воспитатели группы, родители воспитанников. Тип.

Занятие в подготовительной группе «Права ребёнка» Раздел «Ознакомление детей с социальной действительностью» Тема: «Права ребенка» Цель: приобщение детей к культуре своего народа, возрождение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по формированию целостной картины мира «Дерево держится корнями, а человек семьёй»
Опубликовано: 4 июля 2014 в 19:50
+94Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 182.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД