«Познавательная, развивающая, эстетическая и оздоровительная функция экологической тропинки»

Юлия Верзунова
«Познавательная, развивающая, эстетическая и оздоровительная функция экологической тропинки»

«Познавательная, развивающая, эстетическая и оздоровительная функция экологической тропинки»

Экологическая тропинка – это особая, организованная взрослыми форма приобщения детей к знаниям о природе, настраивающая на активное восприятие разнообразных экологических объектов, наглядно демонстрирующих взаимосвязь между всеми природными компонентами, выбранными на определенной территории.

Для расширения, углубления, обобщения знаний детей о знакомых объектах и явлениях природы, а также для динамики их развития я решила использовать экологическую тропу, чтобы проводить повторные экскурсии в разные времена года.

Для создания экологической тропинки мы с детьми обследовали всю территорию детского сада и выбрали наиболее интересные объекты:

группа березок-сестричек; стройная и кудрявая липа; высокие ели; клумбы с красивыми цветами; уголок дикого луга с лекарственными травами; экологическая площадка с маленьким водоемчиком; альпийская горка; старый большой пень ивы, густо обросший новыми ветвями; старые пни – место регулярного скопления жуков-солдатиков; две сосны, которые выше здания детского сада.

Экологическая тропинка помогает решить многочисленные педагогические, психологические и экологические задачи:

освоение новых знаний, закрепление и обогащение ранее усвоенных;

формирование умений и навыков по уходу за растениями и животными;

умение видеть взаимосвязь в природе, делать выводы;

воспитание эстетических чувств;

самовоспитание через общение с природой;

воспитание любви к родной природе, Родине;

укрепление дружеских взаимоотношений со сверстниками;

установление взаимопонимания между воспитателем и детьми;

развитие воображения, мышления, внимания, речи.

ПАСПОРТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКИ МБДОУ ДС №37 «СОЛНЫШКО»

посёлка Гражданского Выселковского района Краснодарского края

Местонахождение

Краснодарский край,

Выселковский район,

поселок Гражданский,

улица Волгоградская, 62

МБДОУ ДС №37 «Солнышко».

Задачи учебной тропы:

Использовать более продуктивно прогулки с детьми для экологических знаний и для оздоровления детей на свежем воздухе. На тропинке проводить наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии. Свои впечатления об увиденном, дети выражают на занятиях по изобразительной деятельности. Объекты экологической тропинки использовать для сенсорного и эмоционального развития детей, в частности для формирования чувства близости к природе и сопереживания всему живому.

Краткое описание маршрута:

Тропа идет по территории детского сада и состоит из участков: группа березок, липа, экологическая площадка с альпийской горкой, клумбами для цветов и маленьким водоемчиком, высокая и пушистая ель, участок для отдыха, каштан, маленький лужок, две сосны.

Исторические сведения об окружающей среде нашего детского сада:

Детский сад «Солнышко» №37 открыт 1 июля, 1979 года. Территория детского сада была пустырником. Деревьев и кустарников никаких не было. Все деревья: березы, липы, каштан, орех, клен, ива, ели и сосны были посажены после открытия детского сада. В последующие годы были посажены кустарники сирени, туя. Восемь лет назад, в 2001 году была оборудована экологическая площадка. Здесь расположены клумбы для цветов, арка для вьющих растений, дорожка из камней, маленький водоемчик и площадка для отдыха из старых пней. На территории детского сада есть уголок луга: здесь растут разные травы – подорожник, одуванчики, клевер, пастушья сумка и другие. Совсем недавно на экологической площадке была оформлена альпийская горка.

Описание экскурсионных объектов на маршруте.

Объект № 1 «Березки».

Три березы разной толщины, со светлой корой, покрытой темными пятнами. Высота до 10 метров. Ветви тонкие, гибкие; листья ажурные, средние. Осенью становятся желтыми. Цветет в мае, после цветения образуются семена – «сережки». Весной береза дарит человеку березовый сок – вкусный и полезный. В медицинских целях используют почки и листья березы. Береза очень доброе дерево, оно дарит человеку силу.

«У красы – березки платье серебрится,

У красы – березки зелены косицы».

«Стоит девица на поляне

В зеленой кофте,

В белом сарафане» (береза).

«Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах –

Это платье золотое

У березки на плечах»

«Чуть солнце пригрело откосы

и стало в лесу потеплей,

Береза зеленые косы развесила

с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета,

в сережках, в листве кружевной,

Встречает горячее лето

она на опушке лесной».

(Вс. Рождественский)

Объект № 2 «Липа».

Дерево с мелкими листьями, кора темно-коричневая, цветет в середине лета нежным душистым цветом. Много пчел трудится в кроне дерева, добывая липовый нектар. Цветы липы собирают, сушат и используют при простуде. В жаркий летний день можно отдохнуть под густой, широкой кроной этого дерева.

«Я густой, кудрявой, вырасту на славу, - примечай меня!

Я медовым цветом расцветаю летом,- береги меня!

А в денек горячий в тень тебя я спрячу,- поливай меня!

Ливень льет порою, я от ливня скрою,- не ломай меня!

Хорошо обоим нам расти с тобою,- полюби меня! (П. Воронько)

Объект №3 «Цветник, водоемчик и альпийская горка».

В цветнике используются декоративные возможности однолетних и многолетних растений. Чтобы цветник был нарядным и радовал всех, мы вместе с детьми сажаем однолетние и многолетние растения: нарциссы, тюльпаны, ромашку, физалис, дубки, петунью, астры, ноготки, бархатцы и т. д. На альпийской горке, среди камней стелется декоративная травка и цветут цветы. По железной арке вьются вьюнок и климатис. Среди зелени растений находится маленький водоемчик. Заглянув в зеркало воды, можно увидеть на дне камешки и разных насекомых: жук – водомер, паук – плавунец и т. д. Летом тут живет лягушка, она прячется от жары под камни.

«Посреди цветника лежит зеркало,

Стекло голубое, рама зеленая».

(Водоемчик).

«Скачет зверушка, не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку и комар, и мушка»

(Лягушка).

Объект №4 «Высокая ель».

Напротив экологической площадки растет высокая ель. Высота больше 10 метров. Кора темная, шершавая; ветки покрыты короткими иголками.

Загадки: 1. «Зимой и летом одним цветом».

Почему так говорят про елку?

Какое дерево наряжают раз в году?

Когда?

2. «Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год». (Елка).

Дикие елки растут в лесу. Человек давно сделал ее культурной. Елка зимостойкая, она переносит морозы до -50 С. Плоды елки - шишки появляются, начиная с 8 – 10 лет ежегодно. Хвоя этого дерева очищает воздух от пыли. Хвойное масло помогает при простуде.

Объект №5 «Лужок».

На территории детского сада есть маленький лужок. Здесь растут одуванчики, ромашки, клевер, подорожник, которые являются лекарственными растениями.

«На лугу растут: ромашка,

Лютик едкий, клевер-кашка.

Что еще? Гвоздика, смолка,

Колокольчик, хвощ, как елка.

Подорожник, васильки,

Граммофончики - вьюнки.

Еще много разных травок

У тропинок, у канавок,

И красивых, и пушистых,

Разноцветных и душистых».

Нужно бережно относиться к лекарственным растениям, когда вы их собираете, не вырывать с корнями, не сбивать цветы. Нужно бережно относиться к природе. После сбора трав не забудьте тщательно вымыть руки. Луговые растения лечат многие болезни. Например: отваром ромашки или календулы полощут горло при ангине; листья подорожника прикладывают к ране; из мяты, зверобоя и душицы заваривают успокоительный чай.

Объект №6 «Каштан».

На территории детского сада растет одно единственное дерево каштана. Но какое оно красивое! Широкие веерообразные листья, белые душистые цветы (во время цветения, темно-коричневые плоды-каштаны, из которых дети делают поделки (грибы, насекомых, человечков и т. д.). Кора светло-коричневая, шершавая. Крона округлая, раскидистая. Само дерево невысокое.

«Дерево чудесное,

Листья интересные-

Веерочки, веерки,

Белой свечкою цветки».

(Каштан).

«Как чудесен наш двор на заре: Легкий ветер вдруг

тронет листву

Весь сверкает, блестит в серебре. И уронит росинку в

траву.

Береза умылась росой, Солнце выше вкатит в

небеса-

Каштан горит золотой. Бриллиантов исчезнет

краса».

У забора липа стоит,

В бриллиантах сияет, блестит.

Объект №7 «Сосны».

У входа во двор нашего детского сада нас встречают две сосны. Они очень высокие, выше здания детского сада. Век наших необыкновенных сосен – 300-500 лет. Живет сосна и за полярным кругом, и высоко в горах, и в болоте, и на жарком юге. Но вот мириться с задымленным воздухом не может, поэтому в городе ее встретишь редко. Сосна – светолюбивое растение, в сосновом лесу всегда светло. Сосну опыляют ветра, разнося пыльцу за многие километры. На востоке ее считают деревом, которое приносит счастье, во многих странах она символ долголетия и величия. Полезна сосна и как лекарственное растение.

Загадка: «Все паны поснимали кафтаны

Один пан не снял кафтан» (Хвоя).

Публикации по теме:

Картосхема «Экологическая тропа».Картосхема «Экологическая тропа». Территория нашего детского сада довольно обширна и на ней много интересных экологических объектов. Для формирования целостной системы экологических.

Презентация: «Музыкально-дидактические игры по обучению восприятию музыки» Цель: научить воспринимать музыку с помощью наглядно-слухового и наглядно-зрительных средств обучения. Одной из важных задач всестороннего.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Экология
  • Экология
Автор публикации:
«Познавательная, развивающая, эстетическая и оздоровительная функция экологической тропинки»
Опубликовано: 21 ноября 2013 в 21:48
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Сценарий новогоднего праздника для детей младшей группы.
Под веселую музыку дети вбегают в музыкальный зал и останавливаются вокруг елочки. Ход праздника. Ведущая. Вот пришла, ребята елка К нам на праздник в...
Украшение окон к новому году
В преддверии Нового года у всех нас появляется ощущение волшебства, радости , счастья, ожидание какого-то чуда. Многие люди украшают к Новому году и...
Конспект интегрированного занятия для второй младшей группы Тема «Путешествие по...
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «ФЭМП», «Музыка», «Труд». Программное содержание. Вспомнить содержание русской народной...
Конспект организованной учебной деятельности для детей второй младшей группы.
Образовательная область: «Коммуникация», «Здоровье». Раздел: Художественная литература Тема: А на ручках пальчики – девочки и мальчики». Задачи:...
Досуг ко Дню Матери «В гостях у сказки». Фотоотчёт
Накануне чудесного праздника – Дня Матери, в нашем детском саду прошло замечательное мероприятие -совместный досуг «В гостях у сказки». Такое название...