МААМ-картинки

Консультация «Правила закаливания детей» (4 фото)

Ольга Пенкина
Консультация «Правила закаливания детей»

Благоприятный эффект от закаливания может быть достигнут только при строгом соответствии следующих основных правил :

1. Индивидуальность

Сопротивляемость внешним воздействиям и способность к регуляции тепла у маленьких детей развита слабее, чем у более старших детей. Поэтому начинать закаливание можно только у совершенно здорового ребенка, учитывая его физическое и психическое развитие, поведение и реакции на окружающие условия. К закаливанию ослабленных детей необходимо подходить особенно осторожно.

Публикация «Консультация „Правила закаливания детей“» размещена в разделах

2. Постепенность

При проведении закаливающих процедур, особенно в первые дни, нужно внимательно следить за самочувствием ребенка, массой тела, сном, аппетитом. Постепенность - одно из основных правил закаливания. Не следует сразу подвергать ребенка воздействию холодной воды или лучей палящего солнца. Детский организм постепенно приспосабливается к необычным условиям, к переменам окружающей среды. Только по-следовательно приучая малышей к изменениям температуры, можно без риска дня их здоровья добиться хороших результатов. Особая осторожность необходима в отношении ослабленных и легковозбудимых детей. Этим малышам целесообразно проводить сначала частичное обливание или обтирание, при воздушной ванне - обнажать на первых порах только ножки и ручки, потом живот, грудь и т. д. По мере улучшения состояния здоровья у ослабленного ребенка можно постепенно перейти к обычным закаливающим процедурам, рекомендованным для здоровых детей.

3. Систематичность вне зависимости от сезона

Закаливающие процедуры эффективны лишь при условии систематического проведения, в любое время года, изо дня в день. В случае систематического проведения закаливающих процедур вырабатывается ус-ловный рефлекс в виде быстрой реакции кровеносных сосудов на воздействие различной температуры. Адаптация организма к резким колебаниям температуры не создается за несколько дней. Если в дальнейшем условный рефлекс на внешние воздействия не подкрепляется, то он вскоре угасает, а затем исчезает. Перерывы в закаливании более 5 дней у малышей до года снижают приобретенную организмом устойчивость к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

4. Закаливание должно проводиться на фоне хорошего настроения малыша

Эмоциональное состояние имеет большое значение в эффективности закаливания. Процедуры должны проводиться на фоне положительной настроенности ребенка, если же он проявляет беспокойство, капризничает, их временно отменяют. Маленькие дети требуют особого внимания и подхода, перед началом закаливающей процедуры необходимо создавать такую обстановку, чтобы у ребенка не появлялось чувство страха. Для установления тесного контакта процедура должна сопровождаться ласковым разговором с малышом, его подбадриванием. Когда закаливание доставляет малышу удовольствие, оно наиболее эффективно.

Противопоказания к закаливающим процедурам :

• острые заболевания, сопровождающиеся высокой температурой;

• острые желудочно-кишечные расстройства;

• резко повышенная нервная возбудимость;

• декомпенсированные пороки сердца;

• выраженная анемия (низкий гемоглобин);

• резкое истощение;

• ухудшение сна;

• резко отрицательное отношение к закаливающим процедурам.

Закаливающие процедуры можно разделить на следующие группы:

закаливание воздухом : прогулки, воздушные ванны, сон на свежем воздухе;

водные процедуры: купание и плавание, контрастные ванны.

Закаливание воздухом

Свежий воздух – один из наиболее доступных и очень ценных природных факторов, используемых для закаливания организма. Его следует применять как закаливающее средство повседневно, начиная с периода новорождённости. Хотя в настоящее время ещё недостаточно полно изучено влияние химических и физических свойств воздуха на организм человека, несомненно одно: закаливание воздухом способствует повышению устойчивости организма к резким изменениям погоды.

Свежий воздух улучшает вентиляцию лёгких и газообмен, в результате увеличивается количество гемоглобина и эритроцитов в крови. Прохладный и холодный воздух придает бодрость ребёнку, повышает аппетит.

Ребё нок очень чувствителен к недостатку воздуха: относительная потребность в кислороде у него в 2,5 раза выше, чем у взрослого человека. От недостатка кислорода в первую очередь страдает нервная система малыша.

Если ребёнок большую часть времени проводит в душном помещении, создаются условия для развития у него малокровия, рахита и других заболеваний. Поэтому закаливающие мероприятия следует выполнять постоянно и регулярно. В комнате, где находятся дети, воздух должен быть чистым и свежим. Для этого необходимо систематически проветривать помещение, в холодный сезон – непродолжительное время 5-6 раз в сутки, а в тёплый период – круглые сутки.

При сквозном проветривании за короткий промежуток времени происходит многократная смена воздуха – до 7-ми раз. В осенне-зимнее время проветривание осуществляется значительно быстрее, чем летом и весной. В зависимости от погоды и степени закалённости детей приток наружного воздуха регулируется периодическим открыванием форточек, фрамуг или окон. Следует отметить, что сетки и марля на форточках и окнах значительно снижают эффект вентиляции. Быстро проветривать комнату можно при помощи сквозняка, однако к нему прибегают только в отсутствие детей.

В помещении, где находится ребёнок, должна поддерживаться определё нная температура: для грудных детей – 20-22°С, для детей в возрасте от года до 3-х лет – 18-19 °С. Повышение температуры более 22°С обычно обусловливает усиление потоотделения у грудных младенцев, и при малейшем сквозняке ребёнок легко может простудиться. Когда детская комната обогревается батареями центрального отопления или электрическими приборами и температура превышает 22°С, воздух в комнате становится излишне сухим.

Горячий сухой воздух вызывает сухость слизистой оболочки носа и верхних дыхательных путей, что способствует их воспалению. Это причиняет ребёнку беспокойство, снижает способность его организма сопротивляться инфекции. Для увлажнения воздуха в таких помещениях рядом с радиатором центрального отопления или электроприбором хорошо поставить сосуд с водой, а в квартире с печным отоплением можно повесить влажную простыню.

Снижение температуры воздуха в комнате ниже 20°С тоже недопустимо, так как это может привести к переохлаждению малыша. Воздушные процедуры оказывают наиболее лёгкое воздействие на организм ребёнка, они должны предшествовать другим видам закаливания.

Воздушные ванны

Воздушные ванны в виде полного или частичного обнажения кожных покровов ребёнка в холодное время года проводят в комнате, а летом – на свежем воздухе. Комнатные воздушные ванны следует проводить в хорошо проветренном помещении. Сначала температура воздуха должна быть индифферентной, чтобы ребёнок не ощущал ни чрезмерного тепла, ни охлаждения – не ниже 22°С. В дальнейшем её постепенно снижают для детей младше года до 20-18°С, для детей в возрасте от 1-го года до 3-х лет – до 18-17°С. Воздушные ванны можно начинать с первых же недель жизни ребёнка. Его раздевают и оставляют обнаженным на 2-3 минуты при комнатной температуре.

С каждым днём длительность воздушных ванн увеличивают на 1-2 минуты и постепенно доводят к 6-ти месяцам до 8 минут, а к концу первого года жизни – до 10-15 минут. На этом этапе процедуру можно повторять 2-3 раза в день. Приурочивают воздушные ванны к переодеванию детей после ночного и дневного сна или проводят их спустя 30-40 минут после кормления (у более старших детей воздушные ванны допустимы не раньше чем через час после еды, но не перед сном.

Практически первые кратковременные закаливающие процедуры начинаются в период новорождённости – это пеленания, смена одежды. Желательно несколько раз поворачивать ребёнка, чтобы подвергнуть воздействию воздуха всю поверхность тела. Обнажение ребёнка даже на 1-2 минуты оказывает рефлекторное воздействие на весь организм. Воздушные ванны лучше всего сочетать с массажем и гимнастикой.

С конца 1-го – начала 2-го месяца жизни во время одного из пеленаний выполняют элементы массажа, а затем – гимнастику. Нужно внимательно следить за состоянием ребёнка и его реакцией на эти процедуры. Кожа должна быть розовой, тёплой. Если же появляются признаки переохлаждения (бледность и «мраморность» кожи, синюшность губ и ногтей, воздушную ванну немедленно прекращают и быстро одевают ребёнка.

Детям старше года комнатные воздушные ванны рекомендуется проводить в процессе подвижных игр и занятий. Летом в часы бодрствования малыши играют в тени под деревьями в обнажённом или полуобнажённом виде. При появлении гусиной кожи, дрожи, озноба ребёнка необходимо одеть. Наиболее удобное время для воздушных ванн вне помещения – 10-11 часов утра, не раньше чем через 30-40 минут после первого завтрака. Старшие дети выполняют утреннюю гимнастику в предварительно хорошо проветренном помещении или при открытых фрамугах или форточках. Температура воздуха при таких воздушных ваннах может быть снижена до 17°С. Усиление раздражающего действия воздуха достигается путём понижения его температуры или увеличения площади открытой поверхности кожных покровов.

Закаливание водными процедурами

Вода, как и свежий воздух, является одним из важнейших факторов закаливания. Человек испытывает благотворное влияние воды с первого дня жизни. Все гигиенические процедуры основаны на использовании воды, при определённых условиях и соответствующей организации они применяются и как средство закаливания.

Холодная вода оказывает более сильное воздействие на теплорегуляцию, чем воздух. Физиологическое влияние водных процедур на организм представляет собой совокупное действие термических, механических и химических раздражителей (за счёт растворённых в воде минеральных солей и газов).

Термический эффект при закаливании водой значительно превышает таковой при воздушных ваннах, поскольку коэффициент теплопроводности воды почти в 30 раз выше, чем воздуха. Закаливание водой требует большой осторожности, особенно в грудном возрасте. Для детей ослабленных или не привыкших к холодной воде особенно важен постепенный переход от тёплых процедур к прохладным.

Большое значение имеет также продолжительность водной процедуры: чем ниже температура воды, тем короче должна быть процедура. При систематическом применении водных процедур улучшаются тонус нервной системы, окислительно-восстановительные процессы, совершенствуется терморегуляция, повышается устойчивость организма к резким колебаниям внешней температуры.

По данным Г. Н. Сперанского, Е. Д. Заблудовской (1964, В. П. Спириной (1967) и других авторов, механизм влияния прохладной воды на организм сводится к рефлекторному изменению тонуса и просвета кровеносных сосудов в виде трёх последовательных фаз.

В первой фазе возникает резкий спазм кожных кровеносных сосудов, кровь отливает к внутренним органам, кожа становится бледной и холодной, нередко отмечаются гусиная кожа, озноб, иногда – дрожь, увеличивается сила сердечных сокращений и повышается кровяное давление.

Через несколько секунд наступает вторая фаза: расширяются кожные сосуды, кровь приливает из внутренних органов к периферии организма, кожа розовеет, становится плотной, появляется приятное ощущение тепла, артериальное давление понижается.

После короткого воздействия холодовых процедур обычно улучшается общее самочувствие, приходит чувство бодрости, повышается аппетит. Однако если процедура слишком длительная, неизбежна третья фаза, в течение которой происходит застой крови в капиллярах, кожные покровы вновь становятся бледными, нередко с синюшным оттенком, и опять появляется озноб.

Вследствие переохлаждения организма наступают временная потеря способности капилляров кожи сокращаться и другие изменения, свидетельствующие о несостоятельности механизмов физической терморегуляции. Нельзя допускать наступления этой фазы, так как она отрицательно действует на организм.

Третья фаза может наблюдаться при неправильном проведении закаливающих мероприятий : использовании слишком холодной воды или чрезмерной длительности процедуры.

Если по каким-либо причинам ребёнок переохладился, необходимо срочно его согреть: тепло укутать, напоить тёплым чаем, а затем сделать ему массаж.

Обтирания

Одной из самых слабых по воздействию на организм водных процедур считается влажное обтирание, которое применяют с 2-3-месячного возраста. Прежде чем приступить к ней, можно назначить сухие обтирания, однако последние рекомендуется начинать с 3-4 месяцев.

Осторожность особенно необходима, когда приступают к закаливанию малышей или детей ослабленных, истощённых, недавно перенесших заболевание, легко возбудимых.

Сухие обтирания

Обнаженного ребенка обтирают рукой, одетой в рукавичку из фланели, или мягким сухим полотенцем до появления легкой красноты. Вначале обтирают кожу верхних и нижних конечностей по направлению от пальцев к туловищу, далее быстрыми движениями обтирают кожные покровы шеи, груди, живота и спины.

Во время обтирания производится легкий массаж кожи поглаживающими движениями по поверхности спины, груди, боков. Вся процедура занимает 1-2 минуты и повторяется в течение 7-10 дней, после чего переходят к влажным обтираниям.

Влажные обтирания

Обтирания могут быть местными и общими.

Местные водные обтирания назначают ослабленным детям с целью постепенного увеличения нагрузки: сначала обтирают небольшую поверхность тела, например конечности, а через несколько дней или недель переходят к общим процедурам. И местные, и общие обтирания выполняют рукавичкой из мягкой ткани, смоченной в тёплой воде и отжатой.

Можно пользоваться также смоченным и слегка отжатым полотенцем. Для устранения застойных явлений в тканях конечности обтирают, слегка массажируя кожную поверхность по направлению от пальцев к туловищу.

Общее влажное обтирание тела ребё нка производят в такой последовательности: сначала обтирают руки, затем ноги, грудь, живот и спину.

Длительность процедуры – 1-2 минуты. Сразу после влажного обтирания кожу вытирают сухим мягким полотенцем с применением лёгкого массажа до появления умеренной гиперемии. Затем ребёнка одевают, укладывают в постель на 10-15 минут и укрывают одеялом.

Зимой при обтирании ребёнок может оставаться в постели. Влажные обтирания лучше начинать после того, как ребёнок привыкает к воздушным ваннам. Температура воды должна быть вначале близкой к температуре тела ребёнка (36-33°С, затем постепенно её доводят до 30-28°С для детей грудного возраста и 26-24°С для детей 2-3 лет. Через каждые 5-7 дней температуру воды снижают на 1°С.

Ослабленным детям кожную поверхность тела обтирают по частям: сначала одну руку и сразу же вытирают её сухим полотенцем до лёгкого покраснения, затем – вторую руку, ноги, грудь, живот и спину. Всё тело, кроме обтираемой части, должно быть под одеялом или тёплой пелёнкой, по окончании процедуры на ребёнка быстро надевают сухую одежду и укладывают его в постель. После такой подготовки через несколько дней можно перейти к влажному обтиранию всего тела.

Продолжительность обтираний не должна превышать 3-х минут. После 1-2 месяцев при явно выраженном благоприятном эффекте переходят к более сильным воздействиям водой – обливаниям.

Обливания

В течение первых месяцев жизни ребёнка после обычной ванны обливают водой, температура которой на 1-2°С ниже, чем в ванне. Со временем температуру воды для обливания постепенно снижают еще на 2-3°С. Так приучают детей к контрастным температурам, что составляет один из элементов закаливания организма и является переходным этапом к проведению специальных местных и общих обливаний водой.

Общие обливания

Как специальную закаливающую процедуру общие обливания назначают малышам с 3-4-месячного возраста. К этому времени ребёнок привыкает уже к обливаниям после гигиенических ванн. В холодный период общие обливания рекомендуется начинать только после предварительных обтираний, летом же закаливание детей водой можно начинать сразу с обливаний.

Зимой во время обливания голова ребёнка должна быть прикрыта полиэтиленовой или клеёнчатой шапочкой. Процедура длится 20-30 секунд.

Перед обливанием маленьких детей сажают, а тех, кто постарше, ставят в большой таз, корыто или ванну. Сразу после обливания ребёнка вытирают сухим полотенцем, слегка массажируя кожу до появления лёгкой гиперемии.

Обычно после правильно проведённой процедуры кожные покровы сначала на короткое время становятся бледными, а затем гиперемированными. Если кожа резко бледнеет, синеет, появляется дрожь, значит ребёнок переохладился.

Консультация «Правила закаливания детей»
Фото «Правила закаливания детей»
Консультация - фото
Фото №1 Благоприятный эффект от закаливания может быть достигнут только при строгом соответствии следующих основных правил
Публикации по теме:

Консультация «Основные правила техники безопасности на качелях для детей 2–3 лет»Консультация «Основные правила техники безопасности на качелях для детей 2–3 лет» «Основные правила техники безопасности на детских качелях». Крылатые качели - дарят чувство полета, от которого замирает дух: и страшно,.

Консультация для родителей детей дошкольников «Золотые правила, чтобы чтение было в радость»Консультация для родителей детей дошкольников «Золотые правила, чтобы чтение было в радость» 9 августа. Всемирный день книголюба. Главная задача знакомства детей дошкольного возраста с художественной литературой – это воспитание интереса.

Консультация для родителей «Физиологическая сущность закаливания детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Физиологическая сущность закаливания детей дошкольного возраста» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ : «ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ЗАКАЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Закаливание является важным звеном в системе.

Консультация для родителей «Общие правила воспитания гиперактивных детей» «Ребенок – зеркало семьи. Как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца». В. А. Сухомлинский.

Консультация для родителей «Лето — лучшее время для закаливания»Консультация для родителей «Лето — лучшее время для закаливания» 24 июня. Фестиваль закаливания на МААМ. Лето самое выгодное время года, для закаливания. И естественные природные факторы: воздух, солнце.

Консультация «Правила для родителей» - Не обучайте детей так, как обучали Вас. Они родились в другое время. - Проявляйте живой интерес к жизни ребёнка, к его радостям, огорчениям;.

Консультация «Правила поведения в музее»Консультация «Правила поведения в музее» Одной из интересных и эффективных форм работы с детьми в ДОУ является создание мини-музеев. Цель мини-музеев: - расширение представлений.

Консультация «Правила этикета» Дети - наша гордость. В них всё нам мило и дорого. Но всегда ли мы задумывались над тем, что привлекательность нашего ребёнка не только.

Мастер-класс «Массажный коврик для закаливания детей»Мастер-класс «Массажный коврик для закаливания детей» Сегодня почти каждая мама знает дорогу к врачу-ортопеду. Многие следуют рекомендациям специалистов и приобретают для малышей ортопедическую.

Консультация для педагогов по оздоровлению младших дошкольников в ДОУ «Рижский метод закаливания» Консультация для педагогов по оздоравлению младших дошкольников в ДОУ. Все мы знаем, что с помощью такой простой процедуры, как закаливание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Правила закаливания детей»
Опубликовано: 26 декабря 2021 в 16:18
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД