Лучший педагог года

Праздники и развлечения как способ вовлечения родителей в образовательный процесс

Анастасия Маюшкина
Праздники и развлечения как способ вовлечения родителей в образовательный процесс

Статья посвящена вопросам сплочения детей, педагогов и родителей единой творческой мыслью через изучение семейных традиций, проведение народных и семейных праздников, созданию условий для совместной работы ДОУ и семьи по возрождению народных и семейных традиций, укреплению отношений между семьей и дошкольным учреждением.

Цель работы педагогов образовательного учреждения по заявленной теме – привлечение родителей к участию в жизни детского сада, становление их как участников образовательного процесса ДОУ через праздники и развлечения.

Публикация «Праздники и развлечения как способ вовлечения родителей в образовательный процесс» размещена в разделах

Уважаемые коллеги, тема моего выступления «Праздники и развлечения как способ вовлечения родителей в образовательный процесс».

Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна. В настоящее время нельзя не отметить, что во многих семьях наблюдается ослабление связей между детьми и родителями. Это ведет к потере традиций, которые и являются фундаментом культурной жизни человеческого общества. В положении ФГОС ДО сказано, что родители являются законными представителями детей, при этом родительская активность зависит от желания и понимания важности и необходимости семейного воспитания. Основными принципами дошкольного образования по ФГОС являются содействие и сотрудничество детей и взрослых, сотрудничество организации с семьей и приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и Государства. Понимая ту степень занятости родителей на своих рабочих местах, детскому саду просто необходимо создавать условия для вовлечения их в образовательный процесс дошкольного учреждения. И одним из способов сотрудничества с семьями является совместное проведение праздников и развлечений. На таких мероприятиях дети видят своих родителей с другой, непривычной для них стороны. Ведь нигде больше не смогут увидеть, например, маму в русском костюме или папу, поющего старинные песни. Дети рады таким праздникам, т. к. в повседневной жизни дети зачастую испытывают недостаток родительского внимания.

Совместное проведение праздников – это не просто возможность побыть ребенку вместе со своими мамой и папой, приоритетным направлением в системе воспитания является духовно-нравственное воспитание детей. Оно благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений ребёнка с миром - на его эстетическое и этическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал. Цель нашей работы — создание условий для приобщения детей дошкольного возраста к духовно–нравственным ценностям посредством проведения праздников. Главным средством духовно-нравственного развития личности ребенка является введение его в народную культуру через воспроизведение годового цикла праздников, труда, игр, использование специально отобранных народных сказок и малых фольклорных форм (пословиц, поговорок, потешек, через знакомство детей с музыкальными и живописными произведениями.

Наш детский сад в своей работе опирается на программу «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте» Губиной Е. А., Кудряшевой Н. С. и др., в ходе реализации которой сделано действительно не мало в системном развитии духовно-нравственного воспитания на основе преемственности отечественных традиций. «Истоки» любимы детьми, педагогами, эту программу хорошо воспринимают родители. «Истоки» являются тем самым общим знаменателем, на основе которого формируется духовно-нравственный стержень личности ребенка и педагога, развивается доверительное и глубокое семейное общение, соединяются поколения, появляется взаимодействие Семьи и дошкольного образовательного учреждения в вопросах духовно-нравственного воспитания. Работа по воспитанию у детей духовно-нравственных качеств личности строится в тесном взаимодействии всех субъектов воспитательного процесса. Взаимодействие сотрудников, родителей и детей проходит через: совместные мероприятия, занятия и праздники, оставляющие яркие, незабываемые впечатления у каждого из них.

Подготовка к праздникам проходит комплексно – на занятиях и в досуговых мероприятиях, в семьях воспитанников,- здесь подключается эмоциональная сфера ребенка и связь с жизнью. Поэтому эти знания формируются наиболее прочно.

При подготовке и проведении праздников использовали следующие формы работы, которые адекватны живому детскому восприятию:

• Игры – народные подвижные и пальчиковые, сюжетные, авторские тематические по заранее созданному сценарному плану, позволяющие каждому стать «свидетелями» основных событий праздника.

• Сказки – рассказанные с куклами, через которые говорится детям о смирении, дается понятие о том, кто за них отвечает, несет ответственность.

• Рукоделие и творческие задания, как введение в народную декоративно – прикладную культуру, знакомство с ремёслами и промыслами, освоение простейших техник рукоделия и художественного творчества, приобретение навыков выполнения совместных творческих проектов. Таким образом, приобщая к самобытным особенностям русского праздника.

• Элементы музыкальной культуры в песнях, стихах, плясках.

• Тематические беседы и слайд – фильмы, в основе которых преимущественно лежит не монолог – рассказ воспитателя, а метод направленного диалога.

• Тематический цикл занятий приуроченных к праздникам – важнейшим вехам православного календаря. В детском восприятии праздника известна удивительная особенность. В памяти остаётся незабываемое осеннее многоцветие – к Покрову, сияние огоньков и ароматов хвои на Рождество, берёзки на Троицу, ванильный вкус куличей, крашенки – на Пасху. У каждого праздника есть «свой» цвет, даже запах, своё особенное звучание, своя музыка…

За 2016-2017 учебные годы педагоги нашего детского сада вместе с детьми и их родителями провели немало ярких, запоминающихся праздников, основанных на православной культуре:

Святки

Пасха

День Петра и Февроньи Муромских

Спас (медовый, яблочный)

Покров Пресвятой Богородицы

«Дню Православной книги»

праздник Рождества по мотивам сказки «Елочка»

К подготовке и проведению всех этих праздников мы привлекаем социум. Так, праздники «День семьи, любви и верности», приуроченный к православному празднику «День Петра и Февроньи Муромских», и Спасы мы проводили совместно с детскими садами №112 и №182 г. Чебоксары. Мы уже долгие годы сотрудничаем с СОШ №54 г. Чебоксары и в рамках муниципального проекта «Преемственность: детский сад - школа» вместе со школьниками провели праздник «Святки». Родители наших воспитанников очень отзывчивы и проявляют большой интерес к воспитанию на основе православных праздников. Они принимали участие в проведении праздника «Покров Пресвятой Богородицы», активно участвовали в выставке-конкурсе «Пасхальное чудо».

Совместное проживание детьми и взрослыми разнообразных событий, заданных годовым кругом христианских праздников, воссоздает духовно-нравственный уклад детской жизни, определяет духовное содержание и нравственный характер общения ребенка с миром и окружающими людьми: близкими, детьми, взрослыми. Через приобщение к отечественной духовной культуре дети, например, узнают, что означают наши христианские имена, понимают значимость дня именин – дня ангела.

В заключении хочется отметить, что родители, вовлекаясь постепенно в педагогический процесс, хорошо знают, чем живут их дети, меняют свои ориентиры, меняются сами. Постоянное участие в подготовке к праздникам, в самих праздникам, особенно народных духовно сближает семью. Только все вместе – образовательное учреждение, семья, государство – путем целенаправленного воспитательного влияния могут заложить в человеке семена любви к людям и добра, заложить основы понимания того, что надо действительно спешить делать добро, а не только и не столько “брать от жизни все” и “действовать ради целей обогащения любым способом”.

Литература

1. Алексеева А. “О православном дошкольном воспитании в России”. - м. “Дошкольное воспитание “,2004 г. (1).

2. “В православной церкви на Троицу “- Г. “Духовные посевы “4, 2002 г.

3. Гладких Л. “Отечественная педагогическая литература как фактор укрепления духовно- нравственного здоровья семьи и детей” - м. ” Дошкольное воспитание”, 2006 г. (1).

4. “Дары Волхов” ж. “Божий мир” 1, 2004 г.

5. Иоанн О. “Слово о малом доброделании” - ж. “Воспитание школьников “,2000 г. (9).

6. Костюнина Т. “Рождественские встречи” м. : “Дошкольное воспитание”, 2005 г. (12).

7. “Крещенский сочельник” - г. “Духовные посевы “1, 2006 г.

8. Левкодимов Г. “Праздников праздник”.

9. Орлова Н. “Азбука для православных детей”.

10. Петров В. “Зимние праздники, игры и забавы для детей”.

11. Петров В. “Осенние праздники, игры и забавы для детей”.

12. Празднование Рождества русскими крестьянами “- м. : “Дошкольное воспитание”, 1995 г. (12).

13. Рождество Христово” - м. : “Дошкольное воспитание”, 1994 г. (1).

14. Рождественский праздник и Святки” - м. : “Дошкольное воспитание”, 1994 г. (12).

15. “Светлое Христово Воскресение - праздник праздников и торжество торжеств”.ж. “Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки” 6, 2001г.

16. “С рождеством Христовым” ж. “Божий мир” 1, 2005 г.

17. Султанова Н. “Духовно – нравственное воспитание дошкольников”. - м. “Дошкольное воспитание”,2004 г. (5).

18. “Троица” ж. “Божий мир” 3, 2005 г.

19. Храмова Р. “Добро не терпит промедленья” - ж. “Воспитание школьников”, 2006 (1)

Публикации по теме:

Использование эффективных форм работы по вовлечению родителей в образовательный процесс Семья и дошкольное учреждение- два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития.

Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс В детском саду ребёнок получает свои первые знания, приобретает навыки общения.

Активное включение родителей в образовательный процесс ДОУ через формирование мотивационной направленности ведения ЗОЖ Совершенствование физического воспитания и здоровья детей дошкольного возраста приобрело особую значимость в связи с модернизацией образования.

День открытых дверей как форма вовлечения родителей в образовательный процесс ДО в период внедрения ФГОС доДень открытых дверей как форма вовлечения родителей в образовательный процесс ДО в период внедрения ФГОС до .

Фотоотчет «I Туристический слёт в рамках городского проекта по вовлечению родителей в образовательный процесс»Фотоотчет «I Туристический слёт в рамках городского проекта по вовлечению родителей в образовательный процесс» В Сентябре 2018 года, в МБДОУ «Детском саду № 43» прошел первый Туристический слёт в рамках городского проекта по вовлечению родителей законных.

Интерактивное пособие для вовлечения родителей в образовательный процесс «Возьми меня»Интерактивное пособие для вовлечения родителей в образовательный процесс «Возьми меня» Пособие включает в себя: – прозрачную емкость (пластмассовая банка, внутри которой находятся свернутые задания для совместной деятельности.

Проектирование, как форма вовлечения родительского сообщества в совместный образовательный процесс Проектирование –как форма вовлечения родительского сообщества в совместный образовательный процесс с целью развития детской инициативы и.

Включение лего-конструирования в образовательный процесс ДОУ Включение лего-конструирования в образовательный процесс ДОУ Кубики лего используются строителями разных поколений уже на протяжении нескольких.

Из опыта работы «Вовлечение родителей в образовательный процесс» Вовлечение родителей в образовательный процесс Задачи вовлечения родителей в образовательный процесс • создать атмосферу сотрудничества,.

Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через совместное творчество педагогов, детей и родителей Не все родители открыто идут на контакт. В большинстве случаев, заинтересованности родителей в жизни детского коллектива в детском саду.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Праздники и развлечения как способ вовлечения родителей в образовательный процесс
Опубликовано: 19 февраля 2019 в 13:52
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД