«Праздники мордовского народа». Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе

Юлия Музыка
«Праздники мордовского народа». Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе

Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Физическая культура», «Музыка»

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы, двигательная деятельность

Цели:

1. Закрепить знания детей о многонациональности республики Мордовия, об особенностях мордовского, татарского и русского национальных костюмов;

2. Продолжать знакомить детей с традициями, обрядами и праздниками народов, проживающих на территории Мордовии;

3. Развивать коммуникативные умения;

4. Формировать умение создавать украшения по мотивам мордовского народного орнамента.

5. Развивать эстетическое восприятие, учить видеть красоту нацио-нальных украшений, костюмов.

7. Воспитывать интерес к культуре, традициям и обычаям мордовского народа.

Планируемые результаты: проявляет интерес к культуре, традициям и обычаям мордовского народа, имеет представление о национальностях народов, проживающих на территории Мордовии, об особенностях национальных костюмов; подбирает слова-признаки на мордовском языке, играя в игру «Скажи, какая мама?», читает наизусть стихи, имеет представление об особенностях лепки из соленого теста, имеет представление о мордовском орнаменте, эмоционально реагирует на красоту выполненного изделия.

Предварительная работа:

-рассматривание национальных костюмов;

-рассматривание мордовских народных орнаментов;

-беседа о праздниках, традициях и обычаях мордовского народа;

-заучивание мордовских колядок, стихов и песен;

-разучивание мордовской подвижной игры «Суркс» («Колечко»);

-разучивание мордовских слов.

Материалы и оборудование: куклы в национальных костюмах (рус-ском, мордовском, татарском, фотографии с профессиями взрослых, игрушка «сердечко», фотографии мам, оборудование для ручного труда (соленое тесто, тесьма, бисер красного и черного цвета).

Содержание организованной деятельности детей

1. Вводное слово воспитателя.

Воспитатель: Шумбратада, ялгат! Здравствуйте, друзья!

Мой милый край! Мордовия родная!

Разливы рек, бескрайние поля.

И я не знаю лучше края,

Чем наша славная Мордовская земля!

Дорогие ребята, я не случайно начала занятие с этих стихов, потому что сегодня мы с вами поговорим о Мордовии и народных праздниках.

2. Дидактическая игра «Опиши национальный костюм»

Воспитатель: Наша республика многонациональная. Скажите, какие народы проживают на территории Мордовии?

Дети: Мордва, татары, русские.

Воспитатель: У каждого народа есть свои народные традиции, культура. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру Мордовии. У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы. Но у всех у нас одна Родина – Россия. Поэтому народ в нашей республике живет дружно, в мире и согласии. Вот и к нам на занятие пришли куклы разных национальностей. Они одеты в национальные костюмы. Опишите их.

Дети описывают русский, мордовский и татарский костюмы, называя элементы одежды на национальном языке, отмечают характерные особенности (национальный орнамент).

Воспитатель: Ребята, а сейчас можно на улице встретить человека в таком одеянии?

Дети: Нет. Но так одеваются на праздники. В таких костюмах танцуют и поют.

3. Беседа о старинных мордовских праздниках.

Воспитатель: Мордовский народ любит праздники и справляет их с давних времен. Ребята, какие старинные народные праздники вы знаете?

Дети: Новый год, Рождество, Крещение, Масленица.

Воспитатель: А вы знаете, как праздновали Рождество?

Накануне Рождества колядовали. Этот день назывался Калядань ши - день коляды. Днем дети, а вечером молодежь ходили по домам и исполняли песни-колядки, в которых желали хозяевам благополучия и хорошего урожая. За это хозяева угощали их специальными пирогами (калядань прякат) с различной начинкой: картошкой, капустой, калиной и т. п.

Воспитатель: Одним из самых любимых праздников нашего народа является Масленица. Как праздновали Масленицу?

Дети: Мордва на Масленицу пекли пшенные блины, пили мордовский национальный напиток «Позу».

Воспитатель: Масляничная гора называлась масла панда. Молодые женщины, вышедшие замуж, приносили туда блины, которыми угощали молодых парней. За это парни катали их на салазках.

4. Мордовская подвижная игра «Суркс» («Колечко»)

Воспитатель: На праздники наши бабушки и прабабушки устраивали посиделки, на которых пели песни и плясали, пряли сукно, ткали, вышивали и играли. И до нас дошла игра, которая называется «Суркс» («Колечко»). Давайте поиграем.

Дети встают в круг, по считалке выбирают ведущего.

Ведущий:

Раю, раю, выбираю

И игру я начинаю.

Кто колечко найдет,

Топотушки начнет.

Раю, раю, вешендян,

Раю, раю, ушедан.

Кинь кеца сурксь,

Листь кштимя.

Ведущий раздает колечко. Тот, у кого окажется колечко, выходит в середину круга и пляшет под мордовскую национальную музыку. Ведущим становится тот, у кого колечко.

5. Беседа о современных мордовских праздниках.

Воспитатель: В наше время появилось много современных праздни-ков. Какие современные праздники вы знаете?

Дети: День знаний, День народного единства, День победы, День матери, «8 Марта» и т. д.

Воспитатель: Совсем скоро мы будем праздновать Международный женский день («8 Марта»). Как вы празднуете этот современный праздник?

Дети: Дарим мамам и бабушкам подарки и цветы, поем им песни и читаем стихи.

Воспитатель: А еще нужно любить и уважать своих мам и бабушек, уделять внимание, радовать их. А что значит любить свою семью?

Дети: Уважать всех, слушаться, помогать, убирать свои игрушки на место и т. п.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы правильно понимаете уважение и любовь к своей семье. Вам нужно чаще радовать своих мам заботой, внимание, подарками, которые вы можете сделать своими руками. Подумайте, что можно подарить маме на праздник?

Дети высказывают свои предположения.

6. Лепка «Кулон для мамы»

Воспитатель: А мне уже подарили подарки. Вы хотите посмотреть? (воспитатель достаёт из шкатулки кулон)

Это кулон – подвеска, украшение, которое носят на шее. Давайте вместе рассмотрим его. Как вы считаете, из чего он сделан? Какой он формы? Чем украшен? Красивый получился кулон? Вам нравится такой подарок?

Воспитатель: Предлагаю вам сделать кулоны для мам и украсить их мордовским узором. Тогда мама будет уверена, что в семье растёт внима-тельный, добрый, чуткий человек. И мамины глаза засветятся радостью.

Дети изготавливают кулоны, украшают мордовским народным орнаментом. Звучит песня о маме.

7. Дидактическая игра «Скажи, какая мама?»

Воспитатель: Ребята, когда будете дарить эти кулоны, обязательно скажите ей комплимент. Предлагаю вам потренироваться и сказать красивые слова о маме, передавая друг другу вот это сердечко. Какая ваша мама? Скажите сначала по-русски, а затем по-мордовски.

Дети: Любимая (кельгома, добрая (добрай, красивая (пяк мазы, це-бярь, умная (умнай, ёню, трудолюбивая (трудолюбивай) и т. д.

8. Итог занятия.

Воспитатель: Чем запомнилось вам наше занятие? За что вы можете себя сегодня похвалить?

Литература

1. Валдоня (Светлячок): Программа и метод. рекомендации: для доу РМ / М-во образования РМ. – Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2001.

2. Устно-поэтическое творчество мордовского народа: в 10т. Т. 7.

3. Белицер В. Н. Народная одежда мордвы: труды Мордовской этнографической экспедиции. – Вып. 3 – М.: Изд-во «Наука», 1973.

4. Ломшина Е. Н. Праздничная культура мордвы / Е. Н. Ломшина // Регионология. – 2008. – №2. – С. 339-341.

Публикации по теме:

Карта анализа календарного плана воспитателя Эстетика оформления Общие вопросы (список детей, режим дня, расписание НОД) Планирование НОД • Соответствие календарно-тематическому плану.

Образец оформления конспекта НОД Работая с педагогами детского сада на практике столкнулась с проблемой при оформлении конспекта непосредственно организованной образовательной.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Иллюстрации
  • Иллюстрации
Автор публикации:
«Праздники мордовского народа». Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе
Опубликовано: 14 апреля 2013 в 20:55
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...