«Преданья старины глубокой»

Ирина Абраменко
«Преданья старины глубокой»

образовательная область «Социализация»

в интеграции с образовательными областями: коммуникация, художественная литература, здоровье, музыка, познание

Цель:

Знакомство с русскими народными традициями и народным фольклором

Задачи:

Коррекционно-образовательные.

Обобщить сведения детей о русских народных традициях (зимние посиделки).

Коррекционно-развивающие.

Развивать интерес к событиям прошлого, умение ритмично двигаться под музыку.

Воспитательные

Воспитывать интерес к прошлому своей страны и ее культуре.

Оборудование:

Уголок русской избы (стол, кухонная утварь, скамейки для детей, музыкальные инструменты, стол для рукоделия (вышивка, веревочки, клубки ниток)

Народные костюмы для детей, взрослых, костюм козла;

4 полена, 1 веревка

Предварительная работа:

В рамках реализации проекта «Зима. Зимние забавы» дети знакомились с убранством русской избы, народными играми, песенками, чтение художественной литературы (К. Д. Ушинский «Проказы старухи зимы», В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович», р. н. с. «Мороз Васильевич», рассматривали зимние пейзажи, проводили опыты с водой снегом, изготовливали ледяные игрушки.

Словарная работа

Посиделки, амбарчик, жито

Ход деятельности

Орг. момент

Под русскую народную музыку логопед с детьми проходят в зал.

Логопед.

Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его - всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега

Только месяц наш пройдет,

Мы встречаем Новый год!

Дети. Декабрь

Хозяйка с крыльца своей избы говорит:

Красны девицы, да добры молодцы

Собирайтесь, наряжайтесь,

На гулянье отправляйтесь!

Логопед

Дети, вы согласны пойти на гулянье?

Дети высказывают свои предложения

Мотивационно-ориентировочный этап

Логопед и дети выполняют имитацию ходьбы по глубокому снегу,

Упражнение (речь с движением) «Мороз»

1. Ой, мороз, мороз, мороз!

Снегом ветки все занес!

А мы не боимся,

А мы веселимся!

2. Ой, мороз, мороз, мороз!

Он хватает нас за нос

А мы не боимся,

А мы веселимся!

3. Ой, мороз, мороз, мороз!

Щиплет щеки он до слез

А мы не боимся,

А мы веселимся!

4. Ой, мороз, мороз, мороз!

Щиплет уши нам до слез

А мы не боимся,

А мы веселимся!

Заходят к Хозяйке, здороваются

Поисковый этап

Хозяйка

Здравствуйте, гости дорогие. Проходите, усаживайтесь.

Сядем рядком, поговорим ладком.

Сядем потеснее, будет веселее.

Пригласила я вас на зимние посиделки в свою избу. А вы что-нибудь знаете о том, как проходили посиделки в давние времена на Руси?

Ответы детей

Хозяйка

В давние-давние времена долгими зимними вечерами, когда дома переделана вся работа по хозяйству, собирались, стар и млад в какой-нибудь избе на посиделки. Хранит тепло русская печка. Разные люди сидят на лавочках вдоль бревенчатых стен, и вместе им хорошо и уютно. Собирались на посиделки не просто посидеть, а каждый делом был занят. Предлагаю вам выбрать себе дело по душе.

Дети берут со стола вышивку, нитки, веревочки для рукоделия.

Хозяйка

Сяду рядышком на лавку,

Вместе с вами посижу,

Загадаю вам загадку,

Кто смышленей погляжу.

Кто-нибудь из стариков начинал загадывать загадки. А загадки-то загадывались в определенном порядке, начинали с загадок о человеке, потом что к нему ближе всего об одежде, посуде, огороде, животных.

Один говорит,

Двое глядят,

Двое слушают. (Язык, глаза, уши)

Пять мальчиков,

Пять амбарчиков.

У каждого мальчика

Свой амбарчик (Перчатки)

Следующие отгадки надо найти на столе

Новая посудина,

А вся в дырках (Сито)

В небо дыра,

В землю дыра,

А в середине огонь

Огонь да вода (Самовар)

Хозяйка

Ну и молодежь не отставала и тоже загадывала загадки. А вы знаете загадки, загадайте мне.

Дети загадывают загадки.

Хозяйка

На посиделках еще песни пели, небылицы рассказывали.

- Фома, у тебя в избе тепло?

- Тепло, на печи в шубе терпеть можно.

- Федул, что губы надул?

- Кафтан прожег.

- Велика ли дыра?

- Один ворот остался.

Хозяйка

Я вижу, с работой вы справились хорошо. У девочек получился хороший узор, у мальчиков прочные плеточки.

Динамическая пауза

Хозяйка

А еще соревновались между собой парни и девушки, кто из них лучше исполнит песню.

Мальчики с ложками

Тюшки-тютюшки,

Веселые все душки!

Подыми Егорку

На крутую горку.

Бух! Покатился –

С горки свалился.

Девочки с колокольчиками

Метелица, метелица,

Снег по полю стелется,

Кто кружится, вертится,

Тот заметелица

Хозяйка

В давние времена народ примечал любые изменения в поведении животных, птиц и мог предсказать, какая будет погода в ближайшее время. Например; свернулась кошка клубком – жди на завтра мороза.

Если вороны сидят на верхних ветках – жди мороза, а если на нижних, то будет ветер.

А вы знаете какие-нибудь приметы?

Дети рассказывают о своих наблюдениях.

Хозяйка

Изба маленькая, а поиграть хочется. И придумал народ игры-состязания.

Игра «Перетяжки»

Двое детей держась, за веревку с двух концов встают напротив друг друга на поленья, и стараются перетянуть друг друга

Стук в окошко

Козел

Собирайся, народ!

Вас много интересного ждет!

Много песен, много шуток

И веселых прибауток.

Хозяйка

Не сбегать ли нам на улицу, поиграть?

Дети и Хозяйка имитируют одевание на улицу.

Козел

Ото всех дверей, ото всех ворот

Приходи скорей, торопись, народ!

Открываются ворота, выходи, кому охота,

А кому неохота, тоже выходи!

Хозяйка

На Руси был обычай наряжаться в козла, как символ плодородия и богатства.

В народе говорили «Где коза рогом – там жито стогом»

Козел

Приглашаю поиграть со мной.

Хоровод «Шел козел дорогою»

И шел козел дорогою,

Дорогою широкою.

Нашел козу безрогую

Безрогую козу.

Давай, коза, попрыгаем,

Попрыгаем, попрыгаем.

Тоску-печаль размыкаем,

Размыкаем печаль.

Козел

Хорошо у вас, но пойду в другие избы постучусь.

Логопед

Вот мы с вами и побывали во времена давние стародавние, пора и домой.

Хозяйка

Вам понравилось у меня в гостях.

Логопед

Что вам, ребята, больше всего запомнилось на посиделках?

Дети дают ответ.

Хозяйка

А на прощание, хочу угостить пряниками.

Дети под музыку выходят из зала.

Публикации по теме:

Прогулки в ноябре с детьми старшего возраста Прогулки с детьми старшего дошкольного возраста спланированы с учётом интеграции с образовательными областями "Познание". "Здоровье", "Физическая.

Участвуем в районной Ярмарке педтехнологий — делимся опытом! (2)Участвуем в районной Ярмарке педтехнологий — делимся опытом! (2) Участвуем в районной Ярмарке педтехнологий -делимся опытом!Продолжаю свой репортаж с Ярмарки педтехнологии Орехово-Зуевского района Интерес.

Библиотека изображений:
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
«Преданья старины глубокой»
Опубликовано: 6 января 2013 в 15:47
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт продуктивной деятельности детей по художественному творчеству «Мы рисуем!»
"Каждый смело нарисует Всё, что его интересует Всё вызывает интерес: Далёкий космос, ближний лес Цветы, машины, сказки, пляски. Всё нарисуем! Были б краски,...
Просто весенняя прогулка. Фотоотчет
Просто весенняя прогулка. Фотоотчет Приветствую вас, уважаемые коллеги и друзья! В центре социальной помощи семье и детям, в котором я работаю,...
Конспект образовательной деятельности по театрализованной деятельности «Задания от...
Конспект образовательной деятельности по театрализованной деятельности «Задания от Бармалея». Средняя группа. Составитель Горбатовская Т. В. Программное...
«Колобок». Конспект НОД в группе раннего развития
Конспект НОД в группе раннего развития Тема: «Колобок» Цель: Развитие чувства ритма, координации движений, слухового восприятия детей в игровой ситуации...
Конспект открытого занятия «Гласные звуки и буквы»
Конспект открытого занятия на тему «Гласные звуки и буквы» Цель: 1. Развивать зрительное и слуховое внимание и память. 2. Обобщение знаний о звуковом...