Лучший педагог года

Предметно-пространственная среда как условие развития познавательных интересов у детей среднего дошкольного возраста

Семёнова Людмила Георгиевна
Предметно-пространственная среда как условие развития познавательных интересов у детей среднего дошкольного возраста

В настоящее время актуальность проблемы развития познавательной активности дошкольника можно объяснить общими тенденциями гуманизации образования, а также требованиями нового ФГОС. Сегодня особую популярность обретают образовательные системы, в которых педагоги создают условия для развития личности самого ребёнка.

Публикация «Предметно-пространственная среда как условие развития познавательных интересов у детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах

Познавательная активность является чрезвычайно важным в организации образовательной деятельности в дошкольном возрасте, имеет довольно яркую эмоциональную окраску, проявляется интерес к наблюдениям, описаниям, впечатлениям.

Исследуя и познавая мир, ребенок делает массу открытий, проявляя интерес к разным областям окружающей его действительности.

Познавательная активность (интерес) — это один из сильно действующих мотивов в человеческой деятельности. Интерес к приобретению знаний формируется у дошкольников только при условии определенной организации педагогом процесса воспитания и развития ребёнка. Воспитателю необходимо обращать внимание на закономерности развития познавательных интересов дошкольников и общие закономерности психического развития ребенка.

Ребенок дошкольного возраста постоянный экспериментатор, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться. Активность и познавательный интерес ребенка является основной формой его жизнедеятельности, необходимым условием его развития, которая закладывает фундамент и дает перспективы роста интеллектуального, творческого потенциала.

Развитие познавательного интереса у дошкольников возможно при наличии в группе предметно-пространственной развивающей среды.

Основными компонентами предметно-развивающей среды в группе являются центры развития детей, созданные с целью предоставления каждому ребенку возможности сосредоточиться на своей деятельности, активизировать познавательный интерес к предметам ближайшего окружения, помочь развить и реализовать свой творческий потенциал, пережить определенное эмоциональное состояние.

Центр «Познавательное развитие».

В своей группе «Центр познавательное развитие» расположила вблизи источника естественного света (окна) - осуществляется сменяемость материала по мере изучения, подобран знакомый детям материал, предназначенный для закрепления.

- подобрала предметы таких размеров, чтобы ребенку было удобно с ними манипулировать - предусмотрены задания различной степени сложности. Созданы условия для самостоятельной работы.

«Центр» организуется с посильным участием детей, что создает у них положительное отношение и интерес к материалу, желание играть.

Мною были сделаны различные дидактические пособия:

Предметные и сюжетные картинки, тематические наборы картинок (одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, животные, игрушки, транспорт, профессии).

Лото, домино в картинках.

Картинки с изображением частей суток и их последовательности.

Мелкая и крупная геометрическая мозаика.

Развивающими элементами служат скрепки, бельевые прищепки, бусы, шнуровки.

Наборы разрезных и парных картинок (из 6-10 частей).

Игры для интеллектуального развития разнообразной тематики и содержания. Наглядно – дидактические пособия, серия «Мир в картинках»:

Бытовая техника

Посуда

Центр детского творчества

Целью создания данного центра является формирование творческого потенциала дошкольников. Центр детского творчества позволяет детям проявлять активность в разных видах творческой деятельности, детям доступны материалы, позволяющие изображать желаемое в рисовании, лепке, аппликации, художественном конструировании. Параллельно с центром детского творчества функционирует «Наш вернисаж» - место обобщения результатов детского творческого труда, здесь имеется прекрасная возможность для организации выставок рисунков, поделок, выполненных как самостоятельно, так и в содружестве с родителями.

Центр «Сенсорного развития»

Центр оборудован привлекательными и яркими предметами: мозаикой, вкладышами-формами, наборами картинок для группировки, коробочками с разными мелкими предметами. Действия с материалом данного центра способствуют сенсорному развитию детей, развитию наглядно-действенного мышления, аналитического восприятия, моторики, координации рук и глаз.

Для формирования у детей интереса к исследовательской работе, и формирования у них представлений об окружающем мире в группе я создала научный центр «Исследования и науки». Маленькие почемучки проводят несложные опыты и учатся делать новые открытия.

С детьми проводили опыты со снегом, с водой «Тонет не тоне» (пластмасс, камень, бруски, с мыльной водой, также проводили опыты, делали воду сладкую, соленую, белую (крахмал). Рассматривали разновидности бумаг.

Задачи центра: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.

Центр физкультуры

В центре размещено физкультурное оборудование: кегли, флажки, ленты, дуги, гимнастические палки, резиновые и набивные мячи, массажные коврики, которые создают благоприятные условия для развертывания самостоятельной двигательной активности детей и формирования положительных эмоций.

Центр сюжетно-ролевой игры.

В этом центре множество атрибутов для развития гибкого ролевого поведения детей, что является основой организации разнообразной сюжетной игры в индивидуальной и совместной деятельности.

Задачи центра: развивать игровой опыт каждого ребенка; воспитывать коммуникативные навыки, желание объединиться для совместной игры; соблюдать в игре определенные правила; развивать творческое воображение, фантазию; закреплять в игре примеры социального, речевого поведения; учить детей устанавливать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; воспитывать дружеские взаимоотношения, культуру поведения.

Центр «ПДД»

В данном центре имеется большой арсенал транспорта – от пассажирского до грузового и специального. Макет с изображением улиц и построек дает возможность для развертывания сюжетов и вовлечения в игру большого количества участников. Мною были сделаны дидактические игры: «Назови транспорт», «Разложи правильно светофор», «Сложи пазлы различного транспорта», также сделан лэпбук по ПДД.

Создавая развивающую среду, я учитываю возрастные и индивидуальные особенности детей.

В процессе организации работы, по совершенствованию развивающей предметно-пространственной среды в группе особое внимание уделяю созданию условий для развития познавательного интереса. Для этого все центры пополняю яркими, полифункциональными атрибутами, которые могут быть использованы детьми в различных видах игр и детских занятиях.

Правильно организованная предметно-развивающая среда, направленная на личностно-ориентированное развитие ребенка, стимулирует общение, познавательные процессы. Любознательность способствует развитию таких качеств как инициативность, самостоятельность, творчество. Предметная среда, организованная с учетом индивидуализации пространства жизни ребенка, отличается динамизмом. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными, стараются максимально использовать свои возможности и навыки.

Мне очень нравится придумывать и изготавливать для детей что-то интересное, необычное, чтобы ещё больше заинтересовать их. Каждый раз, когда я знакомлю детей с новым нестандартным пособием, они так радуются, что ещё больше стимулирует меня на изготовление чего-то интересного. В процессе изготовления, у меня появляется множество идей многофункционального использования этого оборудования. Дети тоже с удовольствием находят множество вариантов его использования и применения, как на основе приобретенных знаний и умений, так и проявляют свое творчество. Иногда я нахожу новое применение уже давно изготовленному пособию.

К изготовлению пособий и оборудования своими руками, мною предъявляются следующие требования: в первую очередь любое оборудование должно быть безопасным, эстетичным, ярким, удобным в применении, многофункциональным. Надеюсь, что созданные мною пособия помогут в развитии познавательных интересов у детей среднего дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Лэпбук как средство развития познавательных способностей детей среднего дошкольного возраста Я представляю вам свою работу «Лепбук- как средство развития познавательных способностей детей среднего дошкольного возраста». Данный термин.

Метод проектов в ДОУ как способ развития познавательных интересов детей «Метод проектов в ДОУ как способ развития познавательных интересов детей». Педагогическое проектирование – это способ организации педагогического.

Использование лэпбуков, как средство развития познавательных способностей детей среднего дошкольного возрастаИспользование лэпбуков, как средство развития познавательных способностей детей среднего дошкольного возраста Лэпбук - это книжка - раскладушка с кармашками, в которую собраны материалы на одну тему. Такую папку можно использовать как для организации.

Использование магнитного конструктора в развитии познавательных интересов детей среднего дошкольного возраста в условиях ФГОС Федеральный государственный образовательный стандарт одним из основных принципов дошкольного образования называет формирование познавательных.

Предметно-развивающая среда как условие развития речи детей дошкольного возраста 5–6 лет Придя работать в детский сад, я задалась вопросом: «Как предметно-развивающая среда влияет на развитие речи ребенка в детском саду?». Чтобы.

Развивающая предметно-пространственная среда для детей младшего дошкольного возраста 3–4 летРазвивающая предметно-пространственная среда для детей младшего дошкольного возраста 3–4 лет Развивающая предметно-пространственная среда подобрана в соответствии с особенностями данного возраста, охраны и укрепления здоровья. Правильно.

Развивающая предметно-пространственная среда как условие реализации ФГОС доРазвивающая предметно-пространственная среда как условие реализации ФГОС до Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним.

Развивающая предметно пространственная среда по экологическому образованию детей дошкольного возраста Развивающая предметно пространственная среда по экологическому образованию детей дошкольного возраста Экологическое образование необходимо.

Презентация «Развивающая предметно пространственная среда по экологическому образованию детей дошкольного возраста» Актуальновсть. В современных условиях экологическое воспитание осуществляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ как средство развития индивидуальных особенностей дошкольниковРазвивающая предметно-пространственная среда в ДОУ как средство развития индивидуальных особенностей дошкольников Развивающая предметно-пространственная среда в средней группе ДОУ. Приёмную комнату в нашей группе мы постарались сделать красивой и уютной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Предметно-пространственная среда как условие развития познавательных интересов у детей среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 3 февраля 2018 в 19:57
+214Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 80.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД