«Предупреждение оптико-пространственных нарушений у дошкольников»

Людмила Бердияну
«Предупреждение оптико-пространственных нарушений у дошкольников»

«Если мы хотим помочь ребёнку успешно

учиться, то самое главное, с чего мы должны начать и

чему постоянно следовать - это дать ему возможность

чувствовать, что он также способен, как все остальные,

и что у него тоже есть своя особенная «искра божья».

Ш. Амонашвили

Ребенок открыт всему миру, и он осваивает огромный объем информации. Путь дошкольника очень ответственный. Он трудный и радостный, где много разных встреч и открытий. Ребенок реагирует на впечатления конкретного события, действия, человека. «К каждому ребенку следует применять его собственное мерило, побуждать каждого к его собственной обязанности и награждать его собственной заслуженной похвалой. Не успех, а усилие заслуживает награды» - Джон Рескин.

Речь — вот главная проблема в развитии современного дошкольника. Дети говорят плохо, дети говорят мало, дети испытывают разного рода затруднения в формировании правильной речи, а это порождает массу других проблем — в общении, в познании, в личностном совершенствовании. Проблемы есть, но их можно и нужно решать.

Речь является важнейшей психической функцией человека. Речевое общение способствует социальному контакту между людьми, благодаря которому развиваются высшие формы деятельности. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче он высказывает свои мысли, тем лучше познает действительность, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми.

Любое расстройство речи в той или иной степени отражается на деятельности и поведении ребенка. Дети с речевыми нарушениями, понимая свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Если их не понимают, они раздражаются, замыкаются в себе.

Недостатки речи обнаруживаются особенно четко при обучении в школе и могут привести к неуспеваемости, порождают неуверенность в своих силах.

Письменная речь в отличие от устной формируется только в условиях целенаправленного обучения, т. е. механизмы письменной речи складываются постепенно и совершенствуются в ходе дальнейшего обучения. Начальный период обучения грамоте представляет собой воспитание сложного единства, включающего представления об акустическом, артикуляторном, оптическом и кинестетическом образе слова.

Стойкие специфические ошибки при письме называются дисграфиями. Нередко учителя объясняют наличие подобных ошибок неумением или нежеланием ребенка сосредоточиться, недостаточным вниманием, небрежным отношением к работе. Однако в основе возникновения стойких и «нелепых» ошибок лежат не личностные особенности ребенка, а серьезные объективные причины: несформированность психических и фонематических процессов, лексико-грамматической стороны речи и др.

Все буквы русского алфавита, как в печатном, так и в рукописном шрифте состоят из очень небольшого набора одних и тех же элементов («палочки», «крючочки», овалы и полуовалы и несколько специфичных элементов, характерных для отдельных букв). Эти одинаковые элементы, по-разному комбинируясь между собой как по количеству, так и по пространственному расположению, и образуют различные буквенные знаки. Одинаковость составляющих буквы элементов неизбежно приводит к наличию в алфавите нескольких групп оптически сходных букв, например: ГПТР, ИШЦЩ, ДВЗУБ. Приведенные здесь сходные по начертанию буквы отличаются друг от друга в основном по таким признакам: - по количеству совершенно одинаковых элементов (и-ш, ц-щ, п-т); - по различному расположению элементов в пространстве по принципу: вверху-внизу, слева-справа (в-д, з-е); - по наличию дополнительных элементов (и-ц, ш-щ, и-й); - по величине отдельных элементов (п-р). Если ребенок не улавливает всех этих достаточно тонких различий, то это неизбежно приводит к трудностям усвоения начертаний букв и как следствие этого – к неправильному изображению их на письме, то есть к оптической дисграфии.

В соответствии с теми признаками, по которым различаются сходные по начертанию буквы, неточность в их изображении может выражаться в следующем:

1. в недописывание элементов букв, что связано с недоучетом их

количества (И вместо Ш, Ш вместо Щ, Л вместо М, Х вместо Ж, И

вместо У);

2. в добавлении лишних элементов (Ш вместо И, четыре палочки у

Ш или Щ и т. п.);

3. в неправильном расположении элементов букв в пространстве по

отношению к друг к другу с возможным видоизменением самих

элементов (В вместо Д, Б вместо Д, включая сюда и зеркальное

изображение букв;в написании вместо нужного элемента буквы

сходного с ним, в результате чего, например, буква Н может быть

заменена на К, Ч на Г, буква З на У, Р на П и т. п.

Приведенные здесь примеры неточности в изображении букв одних случаях приводят к полным буквенным заменам на письме (ребенок вместо одной буквы пишет другую, «похожую» на нее, в других – к неправильному написанию букв, искажению их начертаний. Последнее чаще всего относится к случаям «зеркального» их написания.

В настоящее время проблемы диагностики и коррекции речевых нарушений чрезвычайно актуальны. Это не удивительно, ведь Россия переживает одно из сложных, болезненных, но вместе с тем динамичных периодов своей истории. Анализ научной литературы, современных статистических данных по проблемам речевой патологии, её этиологии и социальной адаптации детей логопатов, свидетельствует о росте численности заболеваний связанных с нарушениями высших психических функций, в том числе с нарушением речи и положение детей в современной России вызывает обоснованную тревогу у общественности.

В нашем регионе ситуация еще сложнее, так как экологические и климатические условия неблагоприятные. Это и приводят к рождению детей значительно ослабленных как физически, так и психически. Из года в год растет число детей с задержками речевого развития. Рост численности детей со слабо выраженными отклонениями в развитии вызывает значительные трудности у практических работников дошкольных учреждений, школ в организации обучения и воспитания детей. Разработка и внедрение в педагогическую практику эффективных методов профилактики и коррекции – одна из актуальных задач современной коррекционной педагогики и логопедии, имеющая большое практическое и социальное значение.

Изучая теоретический материал, опыт и рекомендации ведущих педагогов страны Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной, Л. Г. Парамоновой, И. А. Филатовой, Н. В. Нищевой пришла к выводу, что проблема недоразвития оптико-пространственных представлений, зрительного внимания и восприятия, формирования моторного и динамического праксиса, особенно у младших дошкольников отражена недостаточно. Исходя из этого, я поставила перед собой цель: систематизировать исследуемый материала из разных источников с учетом возрастных особенностей детей и составить программу по проблемной теме. Цель программы: развитие оптико-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Задачи:

• Развивать зрительное восприятие.

• Формировать пространственное восприятие, зрительно-пространственный анализ и синтез, пространственные представления,

Руководство нашего ДОУ понимает и поддерживает выбранную мною тему, так как оптико-пространственные нарушения в настоящее время встречается все чаще и чаще и у детей без патологии речи. Разработанные мною методы приемлемы для всех детей дошкольного возраста, так как развивают зрительное внимание, восприятие, память, что позволяет в дальнейшем успешное обучение в общеобразовательных учреждениях.

Отработанная взаимосвязь между ребенком – педагогом – учителем-логопедом – узкими специалистами – родителями позволяет эффективное решение проблемы по предупреждению оптико-пространственных нарушений - это процесс «высокого качества».

Профилактику оптико-пространственный нарушений реализую через все виды деятельности, в тесной взаимосвязи с учителем – логопедом, узкими специалистами и родителями.

Для просвещения родителей оформила стенд с информацией по данной теме, которую периодически обновляю. Групповые родительские собрания, досуги, консультации, общения по теме: «Развитие оптико-пространнственных представлений у детей с ОНР», позволяют родителям принимать активное участие в корреционно-обучающем процессе.

С целью проверки эффективности методов и приемов, разработанных и систематизированных мною, провожу систематическое диагностирование детей. Это позволяет мне увидеть положительную динамику, своевременно предупредить оптико-пространственные нарушения, отследить слабые стороны.

Благодаря тщательной проработанности инновации в методике действий и их последовательность, я неоднократно выступила на педсоветах, на школе педмастерства с докладами на тему: «Предупреждение отико-пространственных нарушений у детей дошкольного возраста»; «Инновационные методы и приемы по развитию оптико-пространственных представлений»; «Оптические нарушения у детей дошкольного возраста», обобщала свой опыт по проблемной теме внутри нашего ДОУ. Виден положительный результат по усвоению программных задач детьми, отработан системный подход к ребенку, повысилось педмастерство специалистов работающих с детьми моей группы, повысились знания родителей по проблемной теме. Учитывая актуальность темы систематизированный и отобранный мною материал по развитию оптико-пространнственных представлений может успешно применяться в логопедических группах не только нашего ДОУ, но и в других дошкольных учреждений.

Все мы хотим, чтобы наши дети были лучше нас – красивее, талантливее, умнее, чтобы музыка радовало его слух, произведения искусства радовало глаз, тело было пластичным, а руки ловкими. Природа подарила им эту возможность, которую нужно раскрыть, сохранить, а при необходимости развивать. И тогда дальше они будут нас радовать, удивлять, восхищать.

До самореализации – долгий путь, но есть один короткий и очень важный период – детство. И мы не должны пропустить его. Как сказал В. Гюго: «Начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные, на коре молодого дерева буквы, растущие вместе с ним, составляющие неотъемлемую часть его».

Детство – это не период подготовки к будущей жизни. Это часть всей жизни. В нём ребята получают первый опыт решения возникающих проблем, учатся жить и работать с другими людьми, познавать себя и окружающий мир. Рано или поздно наступает время, когда каждого растущего человека начинают мучить вопросы «кто я?», «каков я?», «зачем я?».

Публикации по теме:

Где живет детство? Где живет детство? Конечно же, в детском саду, где много радости, смеха, детских улыбок и грез. С чего начинается Родина? С детского сада,.

Как мне радостно!! Мои новые друзья,коллеги!Я всего то несколько месяцев на портале,а уже получила свою первую награду. Спасибо Вам!вы меня многому научили!На.

Библиотека изображений:
  • Математика
  • ПДД
  • ПДД
Автор публикации:
«Предупреждение оптико-пространственных нарушений у дошкольников»
Опубликовано: 3 февраля 2013 в 21:12
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Если ребенку надо выучить стихотворение…
Прочитайте стихотворение про себя, мысленно расставьте смысловые акценты, подготовьтесь читать стихотворение вслух для ребенка «как артисты». Прочитайте...
Конспект занятия на тему «Дружба»
Тема «Дружба» Цели. 1. Продолжать знакомить детей друг с другом, сплотить группу. 2. Развивать невербальное и вербальное общение. 3. Развивать...
Визитная карточка пособия: Тренажер для профилактики плоскостопия «Веселая сороконожка»
Доброго времени суток посетители моей странички. Представляю вашему вниманию тренажер для профилактики плоскостопия «Веселая сороконожка». Участие в...
Эссе «Почему я выбрала эту профессию?»
Почему я выбрала именно эту профессию? Наверное , потому, что в жизни ничего не бывает случайно. Я всегда считала профессию педагога лучшей для женщины. Ведь...
«Тыква — чудо — овощ». Мои впечатления об Арт — объектах из тыкв.
С 22 сентября по 8 октября 2017 года в Москве проходит Фестиваль сезона «Золотая Осень 2017». В рамках Фестиваля проводится специальная программа,...