Проектная деятельность дошкольников

Эльвира Каюмова
Проектная деятельность дошкольников

При организации проектной деятельности стоит учитывать то, что в дошкольном возрасте замысел ребёнка, опережает его технические возможности. В связи с этим взрослые, в первую очередь родители должны оказывать помощь дошкольнику при реализации замысла. Совместная деятельность позволяет детям и родителям лучше понять друг друга, установить доверительные отношения.

При организации проектной деятельности в детском саду педагоги могут столкнуться со следующими проблемами.

• Несоответствие между традиционной формой организации образовательного процесса и характером проектной деятельности.

• Не различение субъектной и объектной позиции ребенка т. е. педагог должен организовывать проблемную ситуацию для детей. Но не должен предлагать свои варианты решения задачи, иначе ребёнок окажется в объективной позиции. В проектной деятельности под субъективностью подразумевается выражение инициативы и проявление самостоятельной активности. При этом субъективность ребёнка может проявляться по-разному.

• Необходимость формирования субъективной позиции педагога т. е. педагог должен сначала выяснить, как ребёнок видит эту позицию, а затем оказать помощь при реализации замысла.

Выделяют три основных вида проектной деятельности: творческую, исследовательскую и нормативную – каждый из которых обладает своими особенностями, структурой и характерными этапами реализации. А теперь более подробно рассмотрим виды проектной деятельности.

• Исследовательские проекты чаще всего носят индивидуальный характер и способствуют вовлечению ближайшего окружения ребенка (родителей, друзей, братьев, сестёр) в сферу его интересов.

Первый этап: создание ситуации, в ходе которой ребёнок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи.

• Второй этап: оформление проекта. Родители помогают дошкольнику, но организатором является ребенок, поэтому взрослые выполняют вспомогательную функцию, следуя его замыслу и наблюдая за тем, чтобы он полноценно реализовывал свои каждый этап.

Первая страница проекта посвящается формулировке основного вопроса исследования и, как правило, представляет собой красочный заголовок: родители пишут заголовок, а ребенок украшает страницу.

Вторая страница раскрывает важность поставленного вопроса, с точки зрения ребёнка, сверстников, родителей и знакомых. Ребёнок самостоятельно проводит опрос и рисует иллюстрации, изображающие содержание ответов. Важно, чтобы в проекте было представлено несколько точек зрений и одна из должна принадлежать ребенку.

Третья страница посвящена выбору наиболее правильного ответа, с точки зрения ребёнка.

Четвертая страница посвящена возможным способам проверки предложенного ребенком ответа.

Пятая страница изображается результат проверки правильности ответа.

Шестая страница где можно применить проект.

• Третий этап – защита проекта.

• Четвертый этап педагог организует выставку проектов.

В процессе работы над исследовательскими проектами обогащаются знания детей. Дошкольники начинают добывать их самостоятельно. Привлекая все доступные средства.

Творческие проекты создается новый творческий продукт.

• На первом этапе проводится подготовительная работа.

• Второй этап определяются мотивы участия детей в предстоящей деятельности.

• Третий этап дети высказывают свои идей реализации проекта

• Четвертый этап дети зарисовывают свои идеи.

• Пятый этап дети демонстрируют свои работы сверстникам и рассказывают о своих рисунках, отвечают на вопрос воспитателя и ровесников.

• Шестой этап информирование родителей.

• Седьмой этап педагог совместно с детьми организует работу по реализации проекта.

• Восьмой этап педагог продумывает, как представить полученный продукт.

• Девятый этап презентация продукта творческого проекта.

Творческая проектная деятельность важна тем, что отражает интересы ребенка.

Нормативная проектная деятельность.

Такие проекты являются очень важным направлением в педагогической деятельности, поскольку они развивают позитивную социализацию детей.

Нормативные ситуации, сопровождающие жизнь ребёнка, можно разделить на три группы:

a. Запрещающие

b. Позитивно нормирующие

c. Поддерживающие инициативу дошкольника, приводящие к созданию новой нормы – нормотворческие.

• Первый этап воспитатель выявляет такие ситуации, которые, достаточно часто повторяются, характеризуются нежелательными формами поведения детей.

• Второй этап педагог инициирует обсуждение вариантов поведения в той или иной ситуации и тех нежелательных последствий, которые могут возникнуть

• Трети этап педагог просит детей изобразить нежелательные последствия неприемлемого поведения.

• На четвертом этапе педагог просит детей по очереди рассказать о своих рисунках и последствиях, к которым может привести обсуждаемая ситуация.

• На пятом этапе педагог предлагает детям подумать над тем, как нужно себя вести, чтобы избежать нежелательных последствии.

• Шестой этап педагог просит детей зарисовать это правило так, чтобы оно было понятно всем.

• Седьмой этап дети объясняют, что они нарисовали.

• Восьмой этап связан с выполнением «знака» правила всеми детьми и включением его в книгу правил.

Понятно, что подобный проект не снимает раз и навсегда конфликтные ситуации в группе.

Именно поэтому существует книга правил, к которой дети обращаются самостоятельно.

Публикации по теме:

Образовательное видео «Проектная деятельность в дошкольном образовании». Консультация для воспитателей. В связи с введением Федеральных Государственных Требований к структуре программы дошкольного образования, активизировался интерес педагогов.

Сезонный общесадиковский проект «Осень в гости просим» Золотая осень это пора воплощения творческих замыслов и проектов. В рамках реализации инновационной деятельности нашего дошкольного образовательного.

Автор публикации:
Проектная деятельность дошкольников
Опубликовано: 29 января 2014 в 12:46
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет о подготовке к конкурсу «Огород на подоконнике»
В нашем детском саду «Колокольчик» объявлен конкурс на лучший огород на подоконнике. Засучив рукава, мы с напарницей Глуходедовой Татьяной Николаевной и...
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (коллективная аппликация)...
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию ( коллективная аппликация) «Курица с цыплятами на лугу». Цель . Продолжать знакомить детей с...
Совместное творчество педагога с детьми «Гнездо с птенцами» Мастер класс
Назначение поделки: пополнение экологического центра группы. Цель: оформление поделки на весеннюю тематику с использованием знакомых способов работы с...
Стенгазета «Все профессии нужны, все профессии важны!»
Каждый человек мечтает обрести в жизни свое любимое дело, доставляющее радость, удовольствие и приносящее пользу людям. Поэтому очень важно познакомить...
С. Маршак-на все времена. Фотоотчет с районного конкурса стихов.
Сегодня , 24 марта, в нашей детской библиотеке прошел конкурс стихов С. Я. Маршака. В нем приняли участие 4 детских сада. Дети читали стихи индивидуально и...