Лучший педагог года

Приемы работы с отклоняющимся поведением детей через духовно нравственное воспитание

Elena Schuvalova
Приемы работы с отклоняющимся поведением детей через духовно нравственное воспитание

Елена Алексеевна Шувалова МКДОУ Д/С № 83 г. Россоши Воронежской области

Как отличить каприз от срыва? Надо ли хвалить детей, и если да, то как?

Какие наказания приемлемы? Как воспитать в детях ответственность? Как совместить традиции и современность? Как не отступить от православных представлений о воспитании детей и в то же время, не впасть в крайности? Все эти вопросы связаны с проблемой непослушания. И рост детской неуправляемости чреват серьезными последствиями не только для самого ребенка и его семьи, но и для всего общества.

Публикация «Приемы работы с отклоняющимся поведением детей через духовно нравственное воспитание» размещена в разделах

Что же такое «Послушание»? Как писал в начале хх века известный православный писатель и богослов Н. Е. Пестов – «Послушание» - это царица детских добродетелей, и при наличии послушания за ним последует в ребенке развитие всех душевных достоинств».

Говоря о послушании, Н. Е. Пестов приводит следующие 10 принципов:

1. Без крайней необходимости нельзя никогда отменять своих распоряжений и приказаний.

2. Распоряжения должны быть точно выражены и сказаны категорично.

3. Выполнение приказаний следует требовать немедленно и приучать детей слушаться с первого слова.

4. Родителям важно всегда взаимно поддерживать у детей свой авторитет.

5. Не оставлять без наказаний ослушания, усиливая наказание при повторном ослушании.

6. Не изменять требований, разрешая сегодня то, что было запрещено вчера.

7. Не командовать постоянно детьми и не давать им слишком частых приказаний, иначе будет притупляться послушание.

8. Не требовать от детей чего-то слишком трудного для исполнения или не справедливого в каком-либо отношении.

9. Не позволять детям фамильярного к себе отношения. Любовь, ласка и нежность должны сочетаться с требованием полного к себе уважения и почитания.

10. Самим давать пример послушания.

Но, даже выполняя все эти принципы, ребенок может не слушаться. Это связано с увеличением нервных детей, с усложнившейся жизненной обстановкой у взрослых. Все чаще специалисты говорят о детях с отклоняющимся поведением.

С точки зрения психологов и педагогов в работе есть приемы, которые помогают справиться с таким поведением у детей. Основные из них:

- система запретов сопровождается альтернативными предложениями;

- занятия с детьми должны способствовать снятию напряжения;

- эмоциональный и тактильный контакт;

- не срываться на крик и не впадать в безудержное сюсюканье;

- взаимоотношения с детьми на принципах согласия и взаимопонимания;

- научить ребенка «остывать» и спокойно смотреть на происходящее вокруг;

- здоровый психологический микроклимат в семье и др.

Какие же есть приемы работы с отклоняющимся поведением детей в ходе образовательной деятельности через духовно-нравственное воспитание?

Многие, работая с детьми, наверняка обратили внимание на то, что дети не могут играть вместе, присутствуют такие качества, как: жадность, злость, обидчивость, самолюбие. Перед нами встала задача, как научить детей жить дружно, быть добрыми, отзывчивыми, справедливыми, милосердными.

Перелистав и ознакомившись с литературой о духовно-нравственном воспитании, мы поняли, что духовно-нравственные качества личности можно развить с помощью сюжетов из Детской Библии.

Детская Библия написана как сказка и адаптирована для маленьких читателей. Несмотря на простоту повествования Детская Библия дает прекрасные представления о Божьих Заповедях, законах христианской морали. Детская душа легко откликается на хорошие примеры, а сердце ребенка чутко к мудрым историям. Поэтому Детская Библия является прекрасным чтением для детей.

Из библейских историй дети черпают представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Они помогают ребенку разобраться в самых важных понятиях: на чем основываются отношения между людьми, как оценивать свои поступки и окружающих. Истории помогают ребенку впервые испытать храбрость, доброту, чуткость, отзывчивость, сострадание и т. д.

После чтения сюжетов из Детской Библии мы с детьми рассуждаем для того, чтобы ребенок задумался над истинным смыслом истории.

Очень нравятся детям иллюстрации к Детской Библии, они красочны и детальны. Наглядно дают представления по каждому сюжету. Рассматривая их и изучая, ребенок запоминает сюжет и смысл каждой истории.

Духовно-нравственные понятия, ярко представленные в образе героев, закрепляются в реальной жизни детей, взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. В процессе представления о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и обеспечивается коррекция отклонений в поведении ребенка.

Еще одним эффективным приемом в работе с отклонившимся поведением детей считаем использование народных игр, потешек, закличек, колыбельных песенок.

Играя в русские народные игры, ребенок не только развивается физически, но и обогащается духовно-нравственно. Он знакомится с традициями, через сюжет игры познает качества человека: храбрость, силу, красоту и т. д. Играя, ребенок снимает напряжение, учится совместной игре с другими, взаимоуважению, сотрудничеству и т. п., тем самым исправляет свое отклоняющееся поведение.

Если ребенок вдруг разнервничался, закапризничал, что-то пошло не по его плану, тут на помощь может прийти заучивание и обыгрывание потешек, закличек и колыбельных песен. Ребенок переключает внимание и успокаивается.

Самое главное, при этом проявляет добродушие, отзывчивость, заботу, усердие и даже в чем-то трудолюбие. Что тоже очень хорошо способствует исправлению отклоняющегося поведения.

Такая работа даст результаты, если подобную линию поведения по отношению к дошкольнику выберут и его родители. Родителям необходимо как можно больше времени проводить со своим ребенком, играть, ходить вместе в храм, ездить за город, придумывать общие развлечения. Конечно, фантазии и терпения потребуется много, но польза будет не только для ребенка, но и для родителей, так как непростой мир маленького человека, его интересы станут ближе и понятнее.

Хочется спросить, как же воспитать в ребенке послушание и сдержанность? Ответ один-сложно! Особенно если мы, взрослые, не умеем владеть собой. Но в православной семье ситуация меняется. Как? Если ребенок растет в православной семье, родители постятся, пытаются жить по заповедям Божиим, тогда все намного проще. Совместная молитва, посещение храма, подготовка к исповеди, просмотр православных фильмов и дома все по режиму, без крика и ругани, тогда ребенок с молоком матери впитает этот образ жизни и его надо просто периодически корректировать в зависимости от его характера. Тогда он будет послушным и стараться сдерживать себя.

Посмотрим вокруг: картины окружающего мира не столь приятны. Православных семей не так уж и много, в храм ходят в основном бабушки, в воскресную школу детишек приводят бабушки. Мамы и папы за редким исключением.

Мы в детском саду с детьми много говорим на темы добра, любви, терпения, а они, приходя домой, нередко видят совсем другое. Как объяснить ребенку, что нельзя злиться, ругаться, нужно есть в определенные часы, спать ложиться вовремя, если дома он этого не видит.

Необходимо научить ребенка видеть плоды совершенного им или кем-то добра. Только тогда у него сможет выработаться убеждение, что добро сильнее, что правда рано или поздно восторжествует, когда он научится это видеть в своей жизни на самых простых примерах. Помог кому-то, защитил кого-то, подарил что-то – и сразу ощущение радости и мира на сердце. Если с кем-то поссорился, а потом нашел в себе силы первому подойти и попросить прощения – как сразу легко делается на сердце! И объяснить при этом, что ощущение радости и легкости – это подарок от Бога за совершенное добро. Помолились вместе за болящего, он выздоровел – сразу обратить внимание на это и подчеркнуть важность молитвы и то, что Бог эти молитвы слышит и отвечает на них.

Публикации по теме:

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Березка». Сообщение из опыта работы на тему: «Духовно – нравственное.

Обобщение опыта работы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в контексте ФГОС» «Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И.

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. Именно в.

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ» Актуальность. Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в.

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через тематические экскурсии к местным достопримечательностям» Одной из основных задач внедрения ФГОС ДО дошкольного образования является «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный.

Духовно-нравственное воспитание через народную культуру (из опыта работы) Человек – существо духовное. Соединить в себе телесное и духовное – это естественная потребность человека. Только путем целенаправленного.

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Духовно-нравственное воспитание дошкольников. Не секрет, что сегодня материальные ценности стоят на первом месте, в отличии от духовных,.

Обобщение опыта работы «Духовно — нравственное воспитание дошкольников посредством проектной деятельности» Духовно-нравственное воспитание дошкольников является важной и необходимой составной частью образовательно - воспитательного процесса, а.

Презентация опыта работы по основам православной культуры «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ» ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ДОУ Н. Н. Шумеева Педагог дополнительного образования МАДОУ «Яйский детский сад «Кораблик» Слайд.

Проект «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие ДОУ с музеем» Педагогический проект на тему: «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие ДОУ с музеем» Автор.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приемы работы с отклоняющимся поведением детей через духовно нравственное воспитание
Опубликовано: 15 мая 2018 в 09:52
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД