НОД по гендерному воспитанию в подготовительной группе «Путешествие мальчиков и девочек в сказку»

Любовь Нечаева
НОД по гендерному воспитанию в подготовительной группе «Путешествие мальчиков и девочек в сказку»

План-конспект

непосредственной образовательной деятельности

в подготовительной группе

№11 «Теремок»

на тему:

«Приключение мальчиков и девочек в тридевятом царстве»

2012 год

Цель: Создание эмоционально приятной атмосферы в группе, формирование и закрепление представлений о сходстве и различии мальчиков и девочек.

Интеграция областей:

1. О. О. «Социализация»: Формировать навыки культуры общения мальчиков и девочек. Воспитывать эмоционально отзывчивых людей, бережное отношение друг к другу. Формировать у детей понятия о положительных чертах характера и поступках мальчиков и девочек.

2. О. О. «Познание»: Способствовать развитию мышления при отгадывании загадок, при выполнении графического диктанта, изображая разные фигуры. Формировать знания о женских и мужских русских народных костюмов, об особенностях их изготовления.

3. О. О.»Коммуникация»: Создавать условия для развития навыков коммуникации в играх, совместной деятельности (беседе). Формировать диалогическую речь детей (добиваться полных ответов на вопросы, совершенствовать грамматический строй речи, обогатить словарь по теме.

4. О. О.»Чтение художественной литературы»: Вызывать интерес к восприятию художественного слова, развивать речевой слух и внимание.

Демонстрационный материал:

• Царь, Марьюшка, Змей Горыныч, лесовичок.

• Русские народные костюмы, кокошники, пояса, сказочные вещи с мешочком, ёлочка, волшебный цветок, лужа, цветы, дорожки, картинки – путаницы.

Словарь: народный костюм, льняная ткань, сарафан, рубаха – косоворотка, кушак, кокошник, оберег, вышивка крестом.

Ход образовательной деятельности.

1. Приветствие:

День наступает, природа оживает.

Солнышко встаёт, нам тепло даёт.

Кто у нас хороший, кто у нас пригожий?

Девочки у нас хорошие, а мальчики у нас пригожие.

Воспитатель: Дети, а вы любите сказки? Хотели бы вы оказаться в мире сказок? (да) Тогда в путь.

Много сказок есть на свете.

Сказки очень любят дети,

Все хотят в них побывать

И немножко поиграть.

Перед нами - в сказку дверь.

Открывай её скорей!

Воспитатель: Посмотрите, на двери замок. Чтобы его открыть, нужен ключ. А как его достать?

2. Надо выполнить графический диктант. Слушайте внимательно.

1 клетка влево, 1 вверх, 1 влево, 3 вверх, 10 вправо, 2 вверх, 2 вправо, 1 вниз, 2 вправо, 3 вниз, 2 влево, 1вниз, 2 влево, 2 вверх, 7 влево, 2 вниз, 1 влево,1 вниз.

НОД по гендерному воспитанию в подготовительной группе «Путешествие мальчиков и девочек в сказку»

Воспитатель: Дверь мы в сказку открываем.

В мир волшебный попадаем.

- Ой, ребята, посмотрите - царь. У него что-то случилось? Пропала его любимая дочь Марьюшка. Украл её Змей Горыныч, и спрятал в своём царстве. Вы готовы помочь отыскать Марьюшку? Для того чтобы добраться до замка Змея Горыныча, нам с вами нужно принять сказочный вид.

3. Сундук с русскими народными костюмами для девочек и мальчиков (сарафан, косоворотка, рассматривание костюмов и беседа.

Воспитатель: А вот и сундук, посмотрим,что в нём? Костюмы какие-то. (эти костюмы носили на Руси)

-Давайте вспомним, что же носили раньше на Руси.

(на Руси носили сарафаны – женщины, а косоворотки - мужчины)

-Мальчики, скажите мне, а почему рубашка так интересно называлась – косоворотка? (косоворотка – это рубаха с косым воротом, их носили навыпуск, не заправляя в брюки).

-А чем подпоясывали косоворотку? (Подпоясывали шёлковым шнуровым поясом или тканым поясом из шерсти. Завязка пояса располагалась с левой стороны).

-А теперь, девочки, ответьте мне, какого цвета были сарафаны у девушек (красного (обозначающего тепло, праздник, радостное настроение, жёлтого (олицетворял солнце, богатство, голубого (символ неба, молодости) и коричневого (Землю- кормилицу) цветов)

-Почему эта одежда нарядная и красивая? (потому что, она вышита крестиком)

-А для чего вышивка и узор на рубахах? (для красоты, оберега и защита от злых сил)

-И мы с вами станем девочками и мальчиками того времени. Посмотрите, здесь и для вас есть что-то (дети выбирают и надевают на себя элементы костюмов- кокошники и пояса).

• 4. Упражнения «Чем мы похожи», «Чем мы отличаемся» (девочки стоят против мальчиков)

• 5. Упражнение «Имена мальчиков и девочек» -рассматривание кукол (передавая куклу, дети называют имя)

Воспитатель: Ну, что отправляемся дальше в путь? Что это, лепестки от цветка?

6. Игра «Волшебный цветок»

Детям предлагается собрать «Цветок», но для этого нужно каждому ребенку взять лепесток и назвать хорошее качество девочки или мальчика. Дети перечисляют положительные качества мальчиков – сильный, смелый, ловкий, храбрый, умелый и девочек – аккуратная, нежная, ласковая, слабая, заботливая; соединяют лепестки с серединкой.

Воспитатель:

Отправляемся дальше в дорогу

На нашем пути вырос волшебный лес

Верхушки сосен до небес.

В этом лесу живет лесовик

Вообще-то он добрый старик

Но тех, кто задание его не выполняет

Он в пеньки превращает. (присели около ёлочки)

-Здравствуй лесовичок. Мы идем Марьюшку выручать. Ребята, а лесовичок сказал, что надо выполнить его задания, тогда он нас пропустит.

7. Игра «Дополни имя»

-У некоторых сказочных героев двойные имена. Я назову вам первую часть имени, а вы догадайтесь, о каком сказочном герое идет речь.

Для девочек:

Елена. (Прекрасная)

Сестрица. (Аленущка)

Василиса. (Премудрая)

Крошечка (Хаврошечка)

Марья. (Искусница)

Для мальчиков:

Кощей. (Бессмертный)

Мальчик. (с пальчик)

Братец. (Иванушка)

Иван. (Царевич)

Змей. (Горыныч)

Дети выходят из леса на лужок.

8. Игра «Лужа»

Дети ведут хоровод.

Ай, гугу, гугу, гугу,

Не кружися на лугу.

Опускают голову, поворачиваются лицом к центру, берутся руками за голову и качают головой. С последним словом поворачиваются спиной к луже:

На лугу-то лужица,

Голова закружится.

Ой, вода! Ой, вода!

Вот беда так беда!

Делают несколько прыжков от центра:

Прыг-скок, Прыг-скок!

Прыгал, прыгал и скакал,

Прямо в лужицу попал!

Дети приседают, «попадают в лужу».

Мальчики быстро вскакивают с пола, помогают девочкам подняться. Девочки грациозно приседают, благодарят.

Дети продолжают путь. На тропинке лежит мешок.

Игра «Сказочные вещи»

Игла – кто пользуется ею, почему? В какой сказке встречается игла? (Кощей Бесмертный, Царевна-лягушка)

Зеркальце – Кто пользуется им, почему? В какой сказке встречается зеркальце? (Сказка о спящей царевне)

Кольцо – Кто пользуется им, почему? В какой сказке встречается кольцо? (Волшебное кольцо, Сивка-бурка)

Меч и щит - Кто пользуется ими, почему? В какой сказке встречается меч? (Иван- крестьянский сын и чудо-юдо)

Лук и стрелы- Кто пользуется им, почему? В какой сказке встречается лук и стрелы? (Царевна – лягушка, Федот стрелец)

Фонендоскоп - Кто пользуется им, почему? В какой сказке встречается он? (айболит)

Дети выходят к замку Змея Горыныча.

Воспитатель:

-Вот и замок Змея Горыныча.

И он для нас приготовил три задания, которые мы должны выполнить без ошибок. И только тогда он отпустит Марьюшку.

- Первое задании: ЗАГАДКИ.

У неё косички, длинные реснички,

Юбочка с воланами, платьице с карманами.

Кто же это: белочка, мальчик или девочка?

(девочка)

- А почему вы так решили? (ответы детей)

-Молодцы! Правильно!

У кого на курточке

Пять карманов или шесть.

Носовой платок – не знаю,

А рогатка точно есть.

Авторучка, батарейки, ремешки от телогрейки,

Кто же это: робот, мальчик или девочка?

(мальчик)

- А почему вы так решили? (ответы детей)

-Молодцы! Правильно!

Второе задание:

Игра «Сказочная путаница». (Красная шапочка, По щучьему веленью)

-Вы должны внимательно прослушать текст и найти, что напутал художник. И назвать сказку и сказочного героя.

Что за девочка такая? Видишь – ну и ну!

Мама дочку отпускает в тёмный лес одну.

И девчонка по тропинке к бабушке идёт,

Что-то вкусное в корзинке бабушке несёт.

Что за сказка, отгадали? Эту девочку узнали?

Только есть изъян в картинке:

Нет у девочки корзинки,

Что ещё, скажи, пропало?

Что не так в рисунке стало?

Что тут лишнее, ответь, отыщи, найди, отметь!

(стрела, дом с дедушкой и бабушкой, золотой ключик).

Вот ведь, глянь-ка, незадача, страшно стало даже:

Бедный юноша чуть плачет, к дереву прижавшись.

А ему бы на печи плюшки есть да калачи,

Отдыхать и наслаждаться, не страдать, не напрягаться!

Но тебе, наверно, ясно –

Из своей он выпал сказки,

Не поможет к сожаленью, парню щучье повеленье.

Всё здесь наперекосяк, не понятно, что и как.

(лес и волк, фонендоскоп, Иван-царевич)

Третье задание:

Игра «Доскажи словечко»

-Змей Горыныч хочет проверить, знают ли дети вежливые слова? Вам надо вспомнить такие слова и закончить с их помощью стихотворные строчки.

Мальчик вежливый и развитый, говорит при встрече… (Здравствуйте).

Зеленеет старый пень, когда услышит … (Добрый день).

Когда нас бранят за шалости, мы говорим … (Извините, пожалуйста).

Друга встретил ты в обед и сказал ему … (Привет).

Если же вечером встреча, скажем ему … (Добрый вечер).

Если девочка больна, хрипло кашляет она

И раз пять чихает снова, скажем ей мы … (Будь здорова).

Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (Спасибо).

И во Франции и в Дании на прощание говорят … (До свидания).

-А ещё Змей Горыныч хочет знать кто такие «настоящие мужчины и настоящие женщины».

-Как вы думаете, когда про мужчину или мальчика говорят: «Это настоящий мужчина»? (Рассуждений детей.)

-Девочки — будущие женщины. А можно ли уже сейчас сказать о девочке: «Она, как мама, она настоящая хозяйка»?

Воспитатель:

Молодцы, ребята! Вот мы и справились с заданиями Змея Горыныча.

И вернул он Марьюшку царю. А в этом помогли вы ребята.

-Ребята, трудно ли вам было? Что больше всего понравилось в мире сказок? Как вы думаете, почему вы выполнили все задания? Какие мальчики, какие девочки?

-А самое главное мальчики и девочки в нашей группе дружат, помогают друг другу.

- Большое вам спасибо!

Вспомним слова песни о дружбе.

Дружба крепкая не сломается,

Не расклеится от дождей и вьюг.

Друг в беде не бросит,

Лишнего не спросит,

Вот, что значит настоящий, верный друг.

-Ребята, нам пора становится детьми нашего времени и возвращаться в детский сад.

Публикации по теме:

Гендерные уголкиГендерные уголки В соответствии с требованиями ФГТ в группах должны быть выделены уголки по гендерному воспитанию. Это,несомненно, довольно-таки недавнее.

Методическая копилка. «Потешки с акцентом на гендер» Потешка - это жанр устного народного творчества. Как девочек,так и мальчиков потешки развлекают и развивают,учат понимать человеческую речь.

Библиотека изображений:
  • Этикет
  • Русские народные сказки
  • Наша армия
Автор публикации:
НОД по гендерному воспитанию в подготовительной группе «Путешествие мальчиков и девочек в сказку»
Опубликовано: 14 июня 2013 в 09:38
+11
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Проект «Скоро Новый год»
Проект «Скоро Новый год» ( познавательно – творческий, краткосрочный ( 2 недели, участники - старшая группа, родители, музыкальный руководитель)...
Лепка «Угощение для дня рождения» «Торт» в средней группе
Цель: учить детей лепить торт по представлению; скатывать комок пластилина между ладонями в шар; совершенствовать умения сплющивать шарик; координировать и...
«Цветочек из гофрированной бумаги и мишуры» (мастер-класс)
Перед Днем Матери по традиции мы с детьми обычно готовим подарки. Хорошо известно, что лучший подарок - сделанный своими руками. Но когда у тебя в...
Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Богатыри земли русской».
Цель: «Формирование представлений о героическом прошлом Древней Руси, о русских богатырях – защитниках земли русской». Задачи. Образовательные: - учить...
Конспект занятия по развитию речи «Моя семья»
Конспект занятия по развитию речи "Моя семья" во второй младшей группе. Цель: формировать представления о семье и ее членах, о доброжелательных отношениях...