Папки-передвижки

Применение настольно-печатных игр по ФЭМП в работе с детьми 6–7 лет (4 фото)

Дарья Кобозева
Применение настольно-печатных игр по ФЭМП в работе с детьми 6–7 лет

Поскольку в настольно – печатных играх задачи Основная особенность настольно – печатных игр определена их названием – это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно – образовательное значение настольно – печатной игры не выступает открыто, а реализовывается через игровую задачу, игровые действия, правила.

Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой, основу образовательной деятельности.

Публикация «Применение настольно-печатных игр по ФЭМП в работе с детьми 6–7 лет» размещена в разделах

Настольно-печатные игры математического содержания — это разновидность дидактических игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях развития и воспитания детей. В них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Необходимость использования настольно – печатных игр математического содержания в дошкольный период определяется рядом причин.

Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве имеет большое значение. Опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы – это важный и более адекватный путь включения детей в образовательную деятельность. В настоящее время воспитатели встречаются с такими проблемами:

1. Освоение программного материала, включение в образовательную деятельность детей идет медленно.

2. Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно – образного типа мышления. Настольно-печатные игры математического содержания как раз способствуют развитию у детей познавательных психических процессов.

3. Недостаточно сформирована познавательная мотивация.

Настольно – печатная игра во многом способствует преодолению этих трудностей.

Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, а возможность проявить активность в игровой деятельности, правильное выполнение игровых действий, добиться результата, выиграть. Возможность обучать дошкольников посредством активной интересной для них деятельности – отличительная особенность настольно – печатных игр.

Настольно – печатная игра представляет собой многоплановое, сложное явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством воспитания личности ребенка.

Эти игры широко используются воспитателями для закрепления и применения знания, полученных в образовательной деятельности и в непосредственном опыте детей.

Настольно – печатная игра делает процесс включения детей в образовательную деятельность более легким, занимательным: та или иная задача, заключенная в игре, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности. Такая игра осуществляется в целях умственного развития. И чем больше она сохраняет признаки игры, тем больше она доставляет радость детям.

Настольно – печатная игра является практической деятельностью, в которой дети используют знания, полученные в процессе непосредственно – образовательной деятельности. В этом отношении роль настольно – печатной игры заключается в том, что она создает необходимые условия для разнообразного применения знаний, для познавательной активной деятельности детей дошкольного возраста.

Под настольно – печатной игрой математического содержания подразумевают такую деятельность, которая дает детям определенные знания о математических понятиях, представления и навыки.

Такие настольнопечатные - игры по сравнению с другими имеют цель: формировать у детей элементарные математические навыки, развивать их познавательные способности и вызывать у детей положительные эмоции от игры.

математического развития сочетаются с игровой деятельностью, свойственной детям, они являются эффективным средством включения детей в образовательную деятельность. Настольно – печатную игру математического содержания можно использовать в дошкольном образовании довольно широко. Поскольку такая игра помогает в освоении новых знаний и закреплении изученного материала, она становится очень целесообразным дополнением к образовательной деятельности детей в ДОУ.

Настольно – печатную игру можно использовать и в процессе проведения наблюдения за детьми, с целью выявления освоения программного материала. Эта деятельность, с помощью которой можно проверить, усвоили ли дети знания обстоятельно или поверхностно и умеют ли они применять их на практике.

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, развивающаяся потребность в общении.

Дидактическая задача настольно – печатной игры как бы скрыта от ребенка. Это и делает настольно – печатную игру особой формой игровой деятельности, и в большей мере ненавязчивого освоения математических понятий, представления и навыков детьми.

Настольно – печатная игра математического содержания – явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, то есть основные элементы, характеризующие игру как форму образовательную и игровую одновременно. Структура настольно – печатной игры отличает ее от другой детской деятельности или игры, предлагаемой воспитателем. Выделяют следующие структурные элементы настольно – печатной игры : дидактическая защита, игровая задача, игровые действия, правила игры, результат - заключение игры.

Дидактическая задача определяется целью педагогического воздействия. Она формируется воспитателем и отражает деятельность, организуемую в воспитательно – образовательном процессе.

Игровая задача осуществляется детьми в настольно – печатной и реализуется через игровые действия. Самое главное: дидактическая задача в игре замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла.

Игровые действия – основа настольно – печатной игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интересней сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.

Правили игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. В настольно – печатной игре правила являются заданными. С помощью правил воспитатель управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи математического содержания.

Подведение итогов, результат - проводится сразу после окончания игры, при этом необходимо отметить достижения каждого ребенка.

При проведении настольно – печатных игр математического содержания необходимо сохранить все структурные элементы игры, поскольку с помощью их решаются дидактические задачи.

В ситуации настольно - печатной игры знания усваиваются лучше. Самое главное, дидактическая задача в настольно – печатной игре осуществляется через игровую деятельность. Внимание ребенка обращается на выполнение игровых действий, а задача игры им не осознается. Это и делает игру особой формой игровой деятельности.

Таким образом, настольно – печатная игра – это только для ребенка, для взрослого она – способ образовательной деятельности. Настольно – печатная игра математического содержания помогает сделать программный материал увлекательным.

Настольно – печатная игра представляет очень удачную найденную форму образовательной деятельности, когда ребенок включается в образовательную деятельность играя.

Руководство настольно – печатными играми математического содержания требует большого педагогического мастерства. Решая в процессе игры педагогические задачи, воспитатель должен сохранить - игру, деятельность интересную и близкую детям, содействующую общению детей, возникновению и укреплению дружбы, симпатии, формированию коллектива.

Руководство настольнопечатными играми включает в себя:

а) отбор и продумывание педагогом программного содержания, чёткое определение дидактических задач, определение места и роли в игре в системе дошкольного образования, установление взаимосвязи и взаимодействия с другими формами образовательной деятельности;

б) создание или проектирование самой игры и определение игровой задачи, игровых действий, игровых правил и результата игры;

в) руководство воспитателем ходом игры для обеспечения активности всех детей: оказание помощи, поощрение инициативы, предложение разных вариантов игры, как детьми, так и воспитателем, поддержка доброжелательных отношений между детьми, и отражение в игре знаний, освоенных понятий и представлений математического характера.

Руководство настольно – печатной игрой математического содержания состоит в правильном определении дидактической задачи познавательного содержания, в определении игровой задачи и реализации через нее дидактических задач; в продумывании игровых действий, которые являются одной из важнейших задач игры и интересны для детей, побуждают их к игре; в определении результатов деятельности.

Особую заботу педагога составляет создание «математического центра», где находятся настольно – печатные игры и материалы для них.

Воспитатель направляет игру так, чтобы не сбиваться на другую деятельность форму образовательной деятельности – на непосредственно – образовательную деятельность (занятие).

Организация настольнопечатных игр воспитателем осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению настольно – печатной игры, ее проведение и анализ.

В подготовку к проведению настольнопечатных игр входит:

- отбор игры в соответствии с задачами дошкольного образования;

- установление соответствия отобранной игры программных требованиям определенной возрастной группы;

- выбор места игры, где дети могут играть, не мешая другим

- подготовка дидактического материала для выбранной темы;

- подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;

- подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни математического содержания, необходимым для решение игровой задачи.

Проведение настольнопечатных игр математического содержания включает:

- ознакомление детей с содержанием игры, дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, игрушек – краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);

- объяснение хода и правил игры – воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);

- показ игровых действий, в процессе которых воспитатель учит детей правильно выполнять действия, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату (например, если кто – то подсматривает, когда нужно закрыть глаза);

- определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (в зависимости от возрастных особенностей детей, участвуя в игре воспитатель направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);

- подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых добиваются дети в игре, можно судить о ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной деятельности детей.

Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения, какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку к игре, так и сам процесс проведения игры, не допуск в последствии таких ошибок.

Важно, чтобы настольно- печатные вызывали интерес детей и радовали их. Только в этом случае они оправдывают свое назначение как средство образовательной деятельности.

Настольно – печатная игра математического содержания помогает овладению способами познавательной деятельности. Использование такой игры как метода вовлечения детей в образовательную деятельность повышает интерес детей к образовательной деятельности, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее освоение детьми программного материала математического содержания.

Особенность настольно-печатных игр математического содержания состоит в том, что освоение детьми программного содержания происходит в практической деятельности при наличии непроизвольного внимания и запоминания.

При формировании элементарных математических представлений и навыков настольно – печатная игра выступает как самостоятельный метод.

Работа по развитию у детей элементарных математических представлений в ДОУ организуется в образовательной деятельности (НОД и режимные моменты). Она состоит из нескольких частей, объединённых одной темой.

В структуре НОД предусмотрен перерыв для снятия умственного и физического напряжения продолжительностью 1-3 минуты (это может быть «пальчиковая гимнастика», упражнения для глаз, динамические упражнения). Во время образовательной деятельности дети выполняют различные виды деятельности с целью закрепления математических знаний.

Из всего многообразия занимательного материала во время образовательной деятельности часто применяются настольно – печатные игры математического содержания (Приложение). Основное их назначение – обеспечить детей знаниями в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений. Эти игры включаются непосредственно в содержание образовательной деятельности, как одно из средств реализации программных задач. Настольно – печатные игры математического характера позволяют не только расширять знания дошкольников, но и закреплять представления детей о количестве, величине, геометрических фигурах, ориентировке в пространстве и во времени.

Применение настольно-печатных игр по ФЭМП в работе с детьми 6–7 лет
Фото №1 Поскольку в настольно печатных играх задачи Основная особенность настольно печатных игр определена их названием это Фото №2 Игры для детей игры обучающие Фото №3 Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей
Публикации по теме:

Использование настольно-печатных игр при обучении чтению детей дошкольного возрастаИспользование настольно-печатных игр при обучении чтению детей дошкольного возраста У 2-10% учеников массовой школы препятствием для школьного обучения становится дислексия. Дислексия - состояния, основным проявлением которых.

Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя» В. А. Сухомлинский Актуальность Почему моим выбором стали здоровьесберегающие технологии?.

Мастер-класс с родителями и детьми «Применение технологии ТРИЗ в работе с детьми»Мастер-класс с родителями и детьми «Применение технологии ТРИЗ в работе с детьми» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Комарик» Мастер-класс для родителей и детей средней группы.

Применение гимнастики Брейн Джим в работе с детьми с нарушением зрения.Применение гимнастики Брейн Джим в работе с детьми с нарушением зрения. Я работаю в специализированной группе с детьми с нарушением зрения. Одним из нетрадиционных методов коррекционно-развивающего обучения.

Применение интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста Время информационных технологий в котором мы живем, вынуждает нас педагогов, все больше задумываться о том, как помочь нашим детям охватить.

Применение современных технологий в работе с детьми Введение Сегодня в России существует специально созданное образовательное пространство, которое включает в себя научно обоснованные подходы.

Применение визуального расписания в работе логопеда с детьми с РАСПрименение визуального расписания в работе логопеда с детьми с РАС Для большинства детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) сильная сторона – хорошее понимание визуальной информации, т. е. дети.

Применение элементов здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с ОВЗ Дети, с ограниченными возможностями здоровья (нарушения речи, поведения, опорно-двигательного аппарата, интеллектуальная недостаточность,.

Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста (Опыт работы) В современном обществе здоровых детей становится.

Работа с родителями. Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с УУО Основная задача школы— подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение настольно-печатных игр по ФЭМП в работе с детьми 6–7 лет
Опубликовано: 21 июля 2018 в 09:36
+39Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД