«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской праздничной культуры»

Алевтина Телятникова
«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской праздничной культуры»

В течение многих лет я строю работу по приобщению детей к народной культуре на основе русского праздника. В доступной форме: на занятиях, в повседневной жизни, на досугах наши дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа. Ведь дошкольный возраст – благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способный возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, сохранить русские традиции и обычаи.

Участие детей в праздниках вызывает у них интерес и положительные эмоции, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально-психологическое благополучие.

В народном календаре каждое время года отмечено памятным праздником. Из всего многообразия я выбираю наиболее значимые праздники.

«Осенины» - встреча осени, отмечается в октябре. Перед торжеством с детьми проводится предварительная работа. Так, например, специально для выставки «Дары природы» или «Осень – щедрая пора» дети вместе с родителями изготавливают поделки из овощей и других даров природы. Сотрудники ДОУ оформляют осенние композиции, придумывая названия и свой девиз.

«Рождество» было и остается любимым народным праздником. Дети узнают об особенностях этого зимнего праздника: люди наряжались и ходили по дворам с песнями-колядками, плясками, загадками, прибаутками и играми. Устраивали катания с гор, гадания. Дети вместе с родителями изготавливают из бросового материала шумовые инструменты для проведения колядок, оригинальные костюмы.

«Масленица» стала символом широкого разгула. Она называлась «широкой», «веселой», «обжорной». В этот день с особым азартом катались с гор. Была примета: кто дальше прокатится, у того в семье лён уродится длиннее. На Масленицу строили снежные крепости, а парни устраивали кулачные бои. Бились один на один и стенка на стенку. Катались на тройках лошадей со звоном бубенцов. Люди ходили по домам с песнями, плясками, поздравляли хозяев с праздником. Наши дети с удовольствием и интересом принимают активное участие в народных играх и гуляниях.

На «Троицу» устраивали разные забавы. С самого утра молодые люди бежали в лес за березками, водили хороводы, играли в игры, под гармошку пели озорные песни.

Подготовка к празднику всегда вызывает у дошкольников интерес к предстоящему торжеству, а на его основе формируются нравственные и моральны качества личности. Участие детей не только в играх, танцах, инсценировках, но и в процессе оформления зала, группы способствует развитию у них художественного вкуса, сплачивает детей и взрослых. Активная деятельность в этом направлении формирует основы культуры ребенка, приобщает к сохранению традиций и обычаев русского народа. Моя задача: не оставлять ни одного ребенка пассивным созерцателем и всячески привлекать к активным действиям.

Подготовка к праздникам и проведение их проходит в тесной взаимосвязи со всеми сотрудниками детского сада и родителями. Родители являются активными помощниками в подготовке к праздничным мероприятиям: изготавливают аксессуары народного костюма, разучивают песенки, игры и часто становятся участниками самого веселья. Совместные переживания взрослых и детей сближают их, родители узнают о способностях и возможностях своего ребенка. В свою очередь дети чувствуют, что их любят, заботятся о них, что родители ими интересуются и стремятся помочь.

Таким образом, приобщая детей к истокам русской народной праздничной культуры, мы сохраняем накопленные поколениями богатейший опыт, традиции, умения и знания, развиваем личность каждого ребенка.

Публикации по теме:

Музыкальный фольклор — средство развития личности ребенкаМузыкальный фольклор — средство развития личности ребенка Цель:Приобщение детей старшего дошкольного возраста к традиционной народной культуре Задачи:Охарактеризовать музыкальный фольклор как явление.

Знакомство детей с жизнью и бытом русского народаЗнакомство детей с жизнью и бытом русского народа Как и во многих детских садах, в нашем ДОУ есть своя "Изба", в которой детки знакомятся с историей русского народа, его жизнью и бытом.

Библиотека изображений:
  • Праздники
  • Тело, организм, эмоции
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской праздничной культуры»
Опубликовано: 6 ноября 2012 в 06:27
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Цветочное настроение. Привет из Колпино
Хочу поделиться своим цветочным настроением. Оксана Теликова уже успела похвастаться подарком от Танечки Рыжковой . Теперь наступила моя очередь поделиться...
Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания...
"Курочка Ряба" Ну, что? Продолжим? Немного изменив порядок рассмотрения сказок, сегодня, дорогие друзья и коллеги, мы обратимся к сказке «Курочка Ряба»....
А жизнь летит, аж шляпу сносит!
Доброго выходного дня, милые коллеги! Как неумолимо быстро летит время! И ведь притормозить бедовое, никак не хочет! Через год мои детки старшей...
Сценарий летнего развлечения «Волшебная ромашка»
Развлечение запланировано провести на летней площадке детского сада. Данный материал будет полезен педагогам, родителям при организации летнего досуга для...
Выставка рисунков «Дошкольное творчество» (нетрадиционное рисование). Фотоотчёт
Добро пожаловать в мир творчества и созидания, мир, хорошо вам знакомый, если вы хотя бы раз пробовали что-нибудь изобразить мелками на бумаге, просто...