«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской праздничной культуры»

Алевтина Телятникова
«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской праздничной культуры»

В течение многих лет я строю работу по приобщению детей к народной культуре на основе русского праздника. В доступной форме: на занятиях, в повседневной жизни, на досугах наши дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа. Ведь дошкольный возраст – благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способный возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, сохранить русские традиции и обычаи.

Участие детей в праздниках вызывает у них интерес и положительные эмоции, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально-психологическое благополучие.

В народном календаре каждое время года отмечено памятным праздником. Из всего многообразия я выбираю наиболее значимые праздники.

«Осенины» - встреча осени, отмечается в октябре. Перед торжеством с детьми проводится предварительная работа. Так, например, специально для выставки «Дары природы» или «Осень – щедрая пора» дети вместе с родителями изготавливают поделки из овощей и других даров природы. Сотрудники ДОУ оформляют осенние композиции, придумывая названия и свой девиз.

«Рождество» было и остается любимым народным праздником. Дети узнают об особенностях этого зимнего праздника: люди наряжались и ходили по дворам с песнями-колядками, плясками, загадками, прибаутками и играми. Устраивали катания с гор, гадания. Дети вместе с родителями изготавливают из бросового материала шумовые инструменты для проведения колядок, оригинальные костюмы.

«Масленица» стала символом широкого разгула. Она называлась «широкой», «веселой», «обжорной». В этот день с особым азартом катались с гор. Была примета: кто дальше прокатится, у того в семье лён уродится длиннее. На Масленицу строили снежные крепости, а парни устраивали кулачные бои. Бились один на один и стенка на стенку. Катались на тройках лошадей со звоном бубенцов. Люди ходили по домам с песнями, плясками, поздравляли хозяев с праздником. Наши дети с удовольствием и интересом принимают активное участие в народных играх и гуляниях.

На «Троицу» устраивали разные забавы. С самого утра молодые люди бежали в лес за березками, водили хороводы, играли в игры, под гармошку пели озорные песни.

Подготовка к празднику всегда вызывает у дошкольников интерес к предстоящему торжеству, а на его основе формируются нравственные и моральны качества личности. Участие детей не только в играх, танцах, инсценировках, но и в процессе оформления зала, группы способствует развитию у них художественного вкуса, сплачивает детей и взрослых. Активная деятельность в этом направлении формирует основы культуры ребенка, приобщает к сохранению традиций и обычаев русского народа. Моя задача: не оставлять ни одного ребенка пассивным созерцателем и всячески привлекать к активным действиям.

Подготовка к праздникам и проведение их проходит в тесной взаимосвязи со всеми сотрудниками детского сада и родителями. Родители являются активными помощниками в подготовке к праздничным мероприятиям: изготавливают аксессуары народного костюма, разучивают песенки, игры и часто становятся участниками самого веселья. Совместные переживания взрослых и детей сближают их, родители узнают о способностях и возможностях своего ребенка. В свою очередь дети чувствуют, что их любят, заботятся о них, что родители ими интересуются и стремятся помочь.

Таким образом, приобщая детей к истокам русской народной праздничной культуры, мы сохраняем накопленные поколениями богатейший опыт, традиции, умения и знания, развиваем личность каждого ребенка.

Публикации по теме:

Музыкальный фольклор — средство развития личности ребенкаМузыкальный фольклор — средство развития личности ребенка Цель:Приобщение детей старшего дошкольного возраста к традиционной народной культуре Задачи:Охарактеризовать музыкальный фольклор как явление.

Знакомство детей с жизнью и бытом русского народаЗнакомство детей с жизнью и бытом русского народа Как и во многих детских садах, в нашем ДОУ есть своя "Изба", в которой детки знакомятся с историей русского народа, его жизнью и бытом.

Библиотека изображений:
  • Праздники
  • Тело, организм, эмоции
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской праздничной культуры»
Опубликовано: 6 ноября 2012 в 06:27
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект праздника «В гости к нам пришла Весна» в Средней группе.
Конспект праздника «В гости к нам пришла Весна»В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ. Дети заходят в зал под музыку и встают полукругом. Ведущий: Взгляните, как стало...
Консультация «Семья всего дороже»
На эту консультацию меня натолкнули воспоминания о фильме «Доживём до понедельника». Помните, там есть эпизод, когда ученикам предложили написать...
Творческий фотоотчет по кружковой работе «Речетворчество» в подготовительной группе....
Творческий фотоотчет по кружковой работе "Речетворчество" в подготовительной группе. Выполнила: воспитатель Назарова Т. А. В течение года, 1 раз в...
Мини-тренинг на снятие эмоционального напряжения (перед началом педсовета)
Цель тренинга: снятие эмоционального напряжения, посредством группового взаимодействия, сформировать хороший психологический климат с помощью сотрудничества....
Конспект НОД в старшей группе по лепке на тему: «Космонавт к полету готов» (по...
Цель: обучение объемной лепке космонавта в характерной экипировке; закрепление знаний о космосе. Задачи: учить лепить фигуру человека комбинированным...