Приобщение детей дошкольного возраста к национальным и культурным традициям коми народа как средство воспитания патриотизма

Галина Власенко
Приобщение детей дошкольного возраста к национальным и культурным традициям коми народа как средство воспитания патриотизма

Опыт работы МДОУ «Междуреченский детский сад»

«Любовь к родном краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь эта любовь переходит в любовь к Родине, ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Д. С. Лихачев.

ЦЕЛЬ: Воспитывать уважение, любовь, бережное отношение к родному краю, через ознакомление детей с национальными и культурными традициями.

ЗАДАЧИ:

1) Формировать представления о жизни и быте Коми народа в прошлом и настоящем,

2) Учить видеть сходство и различие в труде и быте людей, природных условиях (растительном и животном мире) Республики Коми и других территорий Российской Федерации,

3) Расширять представления детей о прикладном искусстве народа Коми, учить видеть его красоту, неповторимость, понимать прикладной характер предметов (узорное вязание, ткачество, резьба по дереву и бересте, изготовление деревянной посуды,

4) Стремиться отражать в разнообразной деятельности (игре, изобразительном и ручном труде) знания о республике и её людях,

5) Прививать любовь к национальным художественным и музыкальным произведениям

АКТУАЛЬНОСТЬ.

Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Она проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.

Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества у него разовьются, зависит прежде всего от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какие впечатления обогатят. Поэтому большую работу по ознакомлению детей с языком, культурой, историей и традициями Коми народа необходимо вести уже в дошкольном возрасте.

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА

В нашем детском саду проводится целый ряд мероприятий, направленных на изучение и приобщение детей к Коми языку, культуре, историческому прошлому и внедрение национальных ценностей в условиях современности.

К таким мероприятиям прежде всего можно отнести кружковые занятия «Коми- кыв,чужан -кыв»,организованные педагогом дополнительного образования Рочевой Валентиной Александровной. Совместная образовательная работа с детьми включает рассказ педагога, общение с детьми на Коми языке, демонстрацию предмета, показ репродукций, фотографий, использование дидактического материала, разучивание стихов, песен, игр на Коми языке.

Педагоги всех возрастных групп знакомят детей с декоративно - прикладным творчеством в непосредственно организованной деятельности с учетом возрастных особенностей. Художественное творчество: конструирование, ручной труд, рисование, лепка – являются неотъемлемой частью нашей работы.

В мини – музее, созданном в детском саду, педагоги формируют представления о быте, ремеслах, хозяйственном укладе и связанными с ним традициями и обычаями.

Здесь собрана уникальная коллекция старинных предметов быта Коми народа, представлена крестьянская утварь (коромысло, ухват, чугун, короб для хлеба, старинные наряды). Наш мини – музей занимает небольшое пространство и не отвечает строгим требованиям настоящего музея, т. к.

Многое из того что там находится сделано руками сотрудников д/с и родителей.

Экспозиции мини-музея позволили детям изучить такие предметы, как коромысло, ухват и узнать в деле предметы, которые часто упоминаются в народных сказках, но исчезли из современного обихода.

В музее, организованном в нашем образовательном учреждении, дети погружаются в другую необыкновенную, историческую и сказочную среду, одновременно накапливают сенсорный, практический и культурно – исторический опыт.

Детям очень нравится в непосредственной «домашней» обстановке, сидя на деревянных лавочках, слушать Коми сказки про «Перу-Богатыря», читать и узнавать историю из книги «Дети древней земли», отгадывать загадки, играть в разные игры.

Значительное место в жизни наших воспитанников стали занимать хороводные игры, которые способствуют сплочению, формированию дружбы. Многие родители воспитанников детского сада приняли участие в сборе информации о Коми - народных играх и поделились знаниями с воспитателями и детьми.

Экспонаты музея являются частыми атрибутами в театрализованной деятельности и развлечениях. Игровые костюмированные мероприятия включают в себя элементы драматических и театрализованных форм игры. Такая деятельность обеспечивает высокий эмоциональный уровень сопереживания и сопричастности к национальным традициям и обычаям.

В ДОУ собрана небольшая (пока) коллекция национальных народных музыкальных и шумовых инструментов, которые используются на музыкальных занятиях, праздничных мероприятиях и на занятиях познавательного цикла.

Полученные впечатления от праздников, занятий дети отображают в разнообразной деятельности: изобразительной, конструктивной, театрализованной, игровой, трудовой, речевой.

Вся работа проводится при тесном сотрудничестве всех педагогов образовательного учреждения, родителей, музыкального руководителя. Ведется активное сотрудничество с библиотекой поселка, со школьным музеем.

Мы не собираемся останавливаться на достигнутом. В дальнейшем мы планируем 1) и дальше пополнять музей экспонатами, мобилизуя творческий потенциал всех сотрудников ДОУ и родителей воспитанников, 2)сотрудничать с журналом «Би-кинь».

Чувство любви к Родине начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущены через детское восприятие, они играют порой огромную роль в становлении личности.

Публикации по теме:

Патриотический уголок во второй младшей группеПатриотический уголок во второй младшей группе Академик Д. С. Лихачев писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной. культуре, к родному городу, к родной речи — задача первостепенной.

Работа по патриотическому воспитанию дошкольников «Мой любимый город» Любовь к родному краю, к родной культуре, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постепенно расширяясь,.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Космос
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Приобщение детей дошкольного возраста к национальным и культурным традициям коми народа как средство воспитания патриотизма
Опубликовано: 9 марта 2014 в 23:08
+16
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе на тему «Спит в берлоге Мишка...
Цель: Учить детей рисовать красками несложный зимний сюжет. Задачи: 1. Упражнять в рисовании красками и кистью, 2. Закрепить умение правильно...
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
День матери в детском саду.
День Матери в детском саду. В конце ноября, мы в своём детском саду чествовали мамочек! Так совпало, что праздник « День Матери» совпал с Неделей...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Проект нравственно — патриотический на основе взаимодействия с семьёй воспитанницы....
Берегите, люди, ветеранов! Их осталось мало среди нас. Защитите, залечите раны. В. Кайль Автор проекта: Жиляева Даша, её мама Жиляева Оксана...