Приобщение детей и их родителей к истории родного края

Елена Стельманова
Приобщение детей и их родителей к истории родного края

Методические разработки.

«Приобщение детей и их родителей к истории родного края»

Я, Стельманова Елена Ивановна, педагог МДОУ N 30 «Улыбка» Ломоносовского района Ленинградской области, представляю тему «Приобщение детей и их родителей к истории родного края». Помимо основных направлений педагогической деятельности, активно работаю над воспитанием подрастающего поколения через приобщение его к культуре и истории родного края. Ведь семья, достояние культуры, родная природа, история народа - это то, что составляет фундамент становления личности.

В настоящее время выражение «гражданин мира» всё больше приобретает актуальное значение: расширяется общение, возрастает интерес к мировой культуре, истории, а также современности. Учитывая специфику, тенденции настоящего, возникает потребность воспитания у дошкольников тех качеств, которые помогут им легко общаться, ориентироваться в многообразии культур, расти духовной личностью, уважающей традиции не только своего народа, но и других. Но, к сожалению, есть и другая сторона этого вопроса: обилие информации, ускоренный ритм жизни, неспособность ориентироваться в жизненных ценностях приводят к негативным проявлениям, особенно у некоторой части молодёжи. Это - социальная апатия, бездуховность и безнравственность, деформация общественной психологии и менталитета. А, как известно, каждый человек «родом из детства», поэтому закладывать фундамент гармонично развитой, социально ориентированной личности, гражданина необходимо с первых дней жизни ребёнка.

Рождаясь, ребёнок попадает в самый близкий для него мир - семью. Именно с семьи начинается познание ребёнком жизни, ощущение себя, как значимой единицы. Люди, окружающие его, атмосфера, созданная этими людьми, будят в ребёнке эмоции, чувства, которые в дальнейшем будут сопровождать его всю жизнь. И то, какие нравственные чувства разовьются у ребёнка, зависит именно от окружающих, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Наиболее глубокое чувство всех возрастов - это любовь. У ребёнка любовь проявляется к самым близким для него людям - родителям. С возрастом это чувство приобретает осознанность, обрастая всё новыми проявлениями - заботой, пониманием, уважением. Таким образом, ребёнок УЧИТСЯ любить. Поэтому, на данном этапе ведущей становится роль взрослых, в том числе и педагога, задачей которого является научить ребёнка видеть и ценить в близких ему людях то добро, которое они дарят ему.

В своей работе я уделяю большое внимание установлению более тесных связей «ребёнок – родители - детский сад». Совместные работы, мероприятия доставляют детям радость, пробуждают чувство гордости за свою семью, воспитывают уважение к семьям других детей. Стараюсь активно привлекать родителей своих воспитанников в педагогический процесс - провожу беседы с родителями на различные темы, мамы и папы участвуют в организации и проведении праздников, досугов, экскурсий, в группе есть альбом с фотографиями семей. Всё это создаёт психологический комфорт для дошкольника, возможность чувствовать себя значимым в мире сверстников и взрослых, а значит, происходит начало личностного и гражданского становления ребёнка. Таким образом, реализую первую ступень работы по патриотическому воспитанию - «воспитание у ребёнка любви и привязанности к семье, родному дому».

Второй ступенью обозначила - «воспитание у ребёнка любви к Малой Родине», то есть к родному посёлку, деревне, городу. Академик Д. С. Лихачёв отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость», так как без корней в родной местности человек похож на иссушенное растение «перекати - поле». Вместе мы с детьми и родителями посещали достопримечательности посёлка Кипень и близлежащих поселений, заранее ознакомившись с историческими справками. Были проведены совместные посещения местной библиотеки, сотрудники которой увлекли детей в мир прошлого Кипени, ознакомили с документальными подтверждениями (статьями, фотографиями, музейными экспонатами) тех или иных исторических фактов, имеющих место быть на территории поселения в разные годы. Исторические справки разыскивали и предоставляли не только представители разных общественных организаций (библиотеки, школы, администрации, но и родители детей. После экскурса в историю посёлка дети имели возможность выразить своё отношение к увиденному и услышанному через рисунки, поделки, изготовление книжек-самоделок, альбомов (в группе есть макет Кипени, выполненный совместно с детьми и родителями). Заполняли анкеты - интервью «что бы я хотел изменить в посёлке?», «пожелания жителям Кипени» и другие. Дети учились выражать свою гражданскую позицию, активно высказывая своё мнение, споря, доказывая свою точку зрения. Вошло в традицию знакомить детей с наиболее интересными материалами газеты «Ломоносовский районный вестник», в которой отображаются наиболее интересные факты из жизни района в прошлом и настоящем.

Как продолжение знакомства с родным краем, тема посёлка в дальнейшем расширяется до масштабов города, страны. Очень важным моментом в работе является необходимость подвести детей к пониманию, что наш поселок, город и другие города - это всего лишь частичка страны, мира, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

- повсюду трудятся люди на благо других людей;

- везде соблюдаются традиции, обычаи;

- любая страна, город помнит и чтит своих героев ;

- повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и

помогают друг другу;

- люди берегут природу и т. д.

Быть гражданином, патриотом - это непременно быть интернационалистом.

Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Нитью, которая связывает и проникает во все вышеперечисленные ступени, является знакомство детей с бытом, творчеством, традициями народов, в частности, народов России. Традиции семей, детского сада, посёлка, страны входят в жизнь ребёнка, приобщая его к большой многогранной культуре родного края. Иллюстрации, видеоматериалы, участие в поселковых мероприятиях, в жизни детского сада - вот источники воспитания и развития в дошкольниках тех корней, которые в дальнейшем будут питать нравственность подрастающего поколения, связь поколений, уважение к истории и современности, без чего невозможно будущее. Дети с большим удовольствием принимают участие в тематических праздниках и досугах, посещают музей «Русская изба», созданный руками родителей и педагогов на базе детского сада, принимают участие в музыкальных конкурсах и конкурсах рисунков. Активное участие в сохранении традиций родного края принимают родители детей. Они изготавливают костюмы, выступают на праздниках, помогают в художественном оформлении мероприятий, оказывают информационную помощь.

Таким образом, патриотическое воспитание, подготовка ребёнка к жизни в огромном мире - есть главная задача, решаемая обществом и семьёй.

Родители - первые воспитатели и учителя ребёнка, поэтому их роль в формировании его личности огромна. В семье ребёнок приобретает первый социальный опыт, первые чувства гражданственности.

Ребёнок по своей природе активен и любознателен, он легко впитывает всё, что видит и слышит вокруг. Важно, какие эмоциональные впечатления он получает, какие проявления взрослых он наблюдает. Всё это своеобразная азбука чувств - первый кирпичик в будущем здании личности. Мои разработки по данной теме выступают той средой, которая через многообразие форм и методов работы создаёт оптимальные условия для формирования у детей целостной картины мира, воспитание основ гражданственности, а также интереса к своей «малой Родине». Ведь сохранение культурных ценностей является важным условием процветания общества.

Совместное творчество детей и родителей «Кипень - моя малая Родина!»

***

Кипень - прекрасная деревня,

И лучше в мире не найдешь.

Растет здесь наше поколенье,

По их стопам и ты пойдешь.

Миша Барышев

* * * * *

В мире много деревень,

Но лучшая для нас - Кипень.

Расту я здесь и в сад хожу,

Я больше всех ее люблю.

* * * * *

Живу я в деревне, названье-Кипень,

Здесь целыми днями гулять мне не лень.

Ты лучше и краше всех деревень,

Ты самая классная в мире, Кипень!

Вика Петрова

* * * * *

Замерзаю я в твой дождь, Кипень,

И стою, дрожу от напряженья,

Ждут меня десятки деревень,

Ждут страницы нового движенья.

Как люблю твои дожди, Кипень,

Как люблю седые клочья ветра,

На полях - усталые стога,

Вдоль домов - обрывки из газеты.

Я люблю Кипенский листопад,

Я люблю Кипенские метели,

Горячо любимый детский сад,

Во дворе знакомые качели.

Замерзаю я в твой дождь, Кипень,

Хочется заплакать, я теряюсь,

Ждут меня десятки деревень,

Что ж, прощай. Я в сотый раз прощаюсь.

Соколов Вадим

***

В Кипени нашей дорогой,

Есть сад любимый наш родной.

Здесь утром по порядку

Мы делаем зарядку,

Идем гулять мы вместе,

Чтоб было интересней!

Настя Тамми

***

Если спросите, друзья:

«Где же Родина МОЯ?»,

Мой ответ, конечно прост:

«Что за глупый ваш вопрос?

Я живу в Кипени,

В солнечной деревне.

Здесь родился, здесь расту,

Скоро в школу я пойду,

А пока хожу я в сад,

Здесь учусь дружить, играть.

Есть много разных деревень,

Но роднее всех -Кипень!

Артем Федотов

***

На тысячу сел, деревень,

На сотню больших городов

Тебя не сменяю, Кипень,

Родной мой поселок, мой

дом.

Маша Гусева

* * * * *

Я родилась в Кипени,

Живу здесь я шесть лет.

На свете самой лучшей

Деревни в мире нет.

Настя Зорькина

***

Среди окрестностей района

Есть тихий, мирный уголок,

Кипень-поселку тому имя,

В нем каждый переулок мне знаком.

Поселок он провинциальный,

Но на каждой карте есть,

Он особенный, уникальный,

В этом правда, а не лесть.

Кирилл Клементьев

***

Люблю одну деревню я - Кипень,

Зовут ее столицей деревень,

Здесь хороший садик, я то знаю,

Я сам хожу в него, с друзьями там играю.

Здесь много магазинов для игрушек

И новогодних праздничных хлопушек.

Люблю я с мамой по Кипени прогуляться,

Здесь можно весело и звонко посмеяться,

Все это невозможно не любить,

Кипень мне никогда не позабыть!»

Соколов Вадим

Приобщение детей и их родителей к истории родного края
Публикации по теме:

Дидактические куклы в национальных костюмахДидактические куклы в национальных костюмах В группе, где создается предметно-развивающая среда, одним из центров развития этой предметной среды, является центр краеведения или центр.

Этно-музей АтаманьЭтно-музей Атамань Моя работа с детьми и родителями в области музейной педагогики приносит свои плоды. Этим летом семья Вадика посетила этнотуристический комплекс.

Библиотека изображений:
  • Земноводные, рептилии
  • Потешки и стишки
  • Земноводные, рептилии
Автор публикации:
Приобщение детей и их родителей к истории родного края
Опубликовано: 15 сентября 2012 в 16:50
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Пасхальное творчество (фотоочет)
Праздник Пасхи это "праздник праздников", прославляющий победу добра над злом, жизни над смертью, света над тьмой. Накануне пасхи принято печь пасхальные...
3D принтер и развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим...
Фотоотчёт о выставке «Пасхальная радость»
Закончился чистый, светлый праздник – Пасха. Но состояние радости не исчезает, ведь приходя каждое утро в детский сад, мы любуются пасхальными поделками...
Нетрадиционное физкультурное оборудование
Вот такие гантели в виде грибочков мы придумали для наших ребят. Внутри гантелей песок, вес получается около 120-130 грамм. Бутылочки закрыты крышкой,...
Фотоотчет «День Победы — славный праздник, мы готовимся к нему»
День Победы – славный праздник, мы готовимся к нему. 9 мая вся наша страна отмечает уже 72 раз славный праздник - День Победы. Наша Армия и наш...