Приобщение детей и их родителей к истории родного края

Елена Стельманова
Приобщение детей и их родителей к истории родного края

Методические разработки.

«Приобщение детей и их родителей к истории родного края»

Я, Стельманова Елена Ивановна, педагог МДОУ N 30 «Улыбка» Ломоносовского района Ленинградской области, представляю тему «Приобщение детей и их родителей к истории родного края». Помимо основных направлений педагогической деятельности, активно работаю над воспитанием подрастающего поколения через приобщение его к культуре и истории родного края. Ведь семья, достояние культуры, родная природа, история народа - это то, что составляет фундамент становления личности.

В настоящее время выражение «гражданин мира» всё больше приобретает актуальное значение: расширяется общение, возрастает интерес к мировой культуре, истории, а также современности. Учитывая специфику, тенденции настоящего, возникает потребность воспитания у дошкольников тех качеств, которые помогут им легко общаться, ориентироваться в многообразии культур, расти духовной личностью, уважающей традиции не только своего народа, но и других. Но, к сожалению, есть и другая сторона этого вопроса: обилие информации, ускоренный ритм жизни, неспособность ориентироваться в жизненных ценностях приводят к негативным проявлениям, особенно у некоторой части молодёжи. Это - социальная апатия, бездуховность и безнравственность, деформация общественной психологии и менталитета. А, как известно, каждый человек «родом из детства», поэтому закладывать фундамент гармонично развитой, социально ориентированной личности, гражданина необходимо с первых дней жизни ребёнка.

Рождаясь, ребёнок попадает в самый близкий для него мир - семью. Именно с семьи начинается познание ребёнком жизни, ощущение себя, как значимой единицы. Люди, окружающие его, атмосфера, созданная этими людьми, будят в ребёнке эмоции, чувства, которые в дальнейшем будут сопровождать его всю жизнь. И то, какие нравственные чувства разовьются у ребёнка, зависит именно от окружающих, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Наиболее глубокое чувство всех возрастов - это любовь. У ребёнка любовь проявляется к самым близким для него людям - родителям. С возрастом это чувство приобретает осознанность, обрастая всё новыми проявлениями - заботой, пониманием, уважением. Таким образом, ребёнок УЧИТСЯ любить. Поэтому, на данном этапе ведущей становится роль взрослых, в том числе и педагога, задачей которого является научить ребёнка видеть и ценить в близких ему людях то добро, которое они дарят ему.

В своей работе я уделяю большое внимание установлению более тесных связей «ребёнок – родители - детский сад». Совместные работы, мероприятия доставляют детям радость, пробуждают чувство гордости за свою семью, воспитывают уважение к семьям других детей. Стараюсь активно привлекать родителей своих воспитанников в педагогический процесс - провожу беседы с родителями на различные темы, мамы и папы участвуют в организации и проведении праздников, досугов, экскурсий, в группе есть альбом с фотографиями семей. Всё это создаёт психологический комфорт для дошкольника, возможность чувствовать себя значимым в мире сверстников и взрослых, а значит, происходит начало личностного и гражданского становления ребёнка. Таким образом, реализую первую ступень работы по патриотическому воспитанию - «воспитание у ребёнка любви и привязанности к семье, родному дому».

Второй ступенью обозначила - «воспитание у ребёнка любви к Малой Родине», то есть к родному посёлку, деревне, городу. Академик Д. С. Лихачёв отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость», так как без корней в родной местности человек похож на иссушенное растение «перекати - поле». Вместе мы с детьми и родителями посещали достопримечательности посёлка Кипень и близлежащих поселений, заранее ознакомившись с историческими справками. Были проведены совместные посещения местной библиотеки, сотрудники которой увлекли детей в мир прошлого Кипени, ознакомили с документальными подтверждениями (статьями, фотографиями, музейными экспонатами) тех или иных исторических фактов, имеющих место быть на территории поселения в разные годы. Исторические справки разыскивали и предоставляли не только представители разных общественных организаций (библиотеки, школы, администрации, но и родители детей. После экскурса в историю посёлка дети имели возможность выразить своё отношение к увиденному и услышанному через рисунки, поделки, изготовление книжек-самоделок, альбомов (в группе есть макет Кипени, выполненный совместно с детьми и родителями). Заполняли анкеты - интервью «что бы я хотел изменить в посёлке?», «пожелания жителям Кипени» и другие. Дети учились выражать свою гражданскую позицию, активно высказывая своё мнение, споря, доказывая свою точку зрения. Вошло в традицию знакомить детей с наиболее интересными материалами газеты «Ломоносовский районный вестник», в которой отображаются наиболее интересные факты из жизни района в прошлом и настоящем.

Как продолжение знакомства с родным краем, тема посёлка в дальнейшем расширяется до масштабов города, страны. Очень важным моментом в работе является необходимость подвести детей к пониманию, что наш поселок, город и другие города - это всего лишь частичка страны, мира, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

- повсюду трудятся люди на благо других людей;

- везде соблюдаются традиции, обычаи;

- любая страна, город помнит и чтит своих героев ;

- повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и

помогают друг другу;

- люди берегут природу и т. д.

Быть гражданином, патриотом - это непременно быть интернационалистом.

Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Нитью, которая связывает и проникает во все вышеперечисленные ступени, является знакомство детей с бытом, творчеством, традициями народов, в частности, народов России. Традиции семей, детского сада, посёлка, страны входят в жизнь ребёнка, приобщая его к большой многогранной культуре родного края. Иллюстрации, видеоматериалы, участие в поселковых мероприятиях, в жизни детского сада - вот источники воспитания и развития в дошкольниках тех корней, которые в дальнейшем будут питать нравственность подрастающего поколения, связь поколений, уважение к истории и современности, без чего невозможно будущее. Дети с большим удовольствием принимают участие в тематических праздниках и досугах, посещают музей «Русская изба», созданный руками родителей и педагогов на базе детского сада, принимают участие в музыкальных конкурсах и конкурсах рисунков. Активное участие в сохранении традиций родного края принимают родители детей. Они изготавливают костюмы, выступают на праздниках, помогают в художественном оформлении мероприятий, оказывают информационную помощь.

Таким образом, патриотическое воспитание, подготовка ребёнка к жизни в огромном мире - есть главная задача, решаемая обществом и семьёй.

Родители - первые воспитатели и учителя ребёнка, поэтому их роль в формировании его личности огромна. В семье ребёнок приобретает первый социальный опыт, первые чувства гражданственности.

Ребёнок по своей природе активен и любознателен, он легко впитывает всё, что видит и слышит вокруг. Важно, какие эмоциональные впечатления он получает, какие проявления взрослых он наблюдает. Всё это своеобразная азбука чувств - первый кирпичик в будущем здании личности. Мои разработки по данной теме выступают той средой, которая через многообразие форм и методов работы создаёт оптимальные условия для формирования у детей целостной картины мира, воспитание основ гражданственности, а также интереса к своей «малой Родине». Ведь сохранение культурных ценностей является важным условием процветания общества.

Совместное творчество детей и родителей «Кипень - моя малая Родина!»

***

Кипень - прекрасная деревня,

И лучше в мире не найдешь.

Растет здесь наше поколенье,

По их стопам и ты пойдешь.

Миша Барышев

* * * * *

В мире много деревень,

Но лучшая для нас - Кипень.

Расту я здесь и в сад хожу,

Я больше всех ее люблю.

* * * * *

Живу я в деревне, названье-Кипень,

Здесь целыми днями гулять мне не лень.

Ты лучше и краше всех деревень,

Ты самая классная в мире, Кипень!

Вика Петрова

* * * * *

Замерзаю я в твой дождь, Кипень,

И стою, дрожу от напряженья,

Ждут меня десятки деревень,

Ждут страницы нового движенья.

Как люблю твои дожди, Кипень,

Как люблю седые клочья ветра,

На полях - усталые стога,

Вдоль домов - обрывки из газеты.

Я люблю Кипенский листопад,

Я люблю Кипенские метели,

Горячо любимый детский сад,

Во дворе знакомые качели.

Замерзаю я в твой дождь, Кипень,

Хочется заплакать, я теряюсь,

Ждут меня десятки деревень,

Что ж, прощай. Я в сотый раз прощаюсь.

Соколов Вадим

***

В Кипени нашей дорогой,

Есть сад любимый наш родной.

Здесь утром по порядку

Мы делаем зарядку,

Идем гулять мы вместе,

Чтоб было интересней!

Настя Тамми

***

Если спросите, друзья:

«Где же Родина МОЯ?»,

Мой ответ, конечно прост:

«Что за глупый ваш вопрос?

Я живу в Кипени,

В солнечной деревне.

Здесь родился, здесь расту,

Скоро в школу я пойду,

А пока хожу я в сад,

Здесь учусь дружить, играть.

Есть много разных деревень,

Но роднее всех -Кипень!

Артем Федотов

***

На тысячу сел, деревень,

На сотню больших городов

Тебя не сменяю, Кипень,

Родной мой поселок, мой

дом.

Маша Гусева

* * * * *

Я родилась в Кипени,

Живу здесь я шесть лет.

На свете самой лучшей

Деревни в мире нет.

Настя Зорькина

***

Среди окрестностей района

Есть тихий, мирный уголок,

Кипень-поселку тому имя,

В нем каждый переулок мне знаком.

Поселок он провинциальный,

Но на каждой карте есть,

Он особенный, уникальный,

В этом правда, а не лесть.

Кирилл Клементьев

***

Люблю одну деревню я - Кипень,

Зовут ее столицей деревень,

Здесь хороший садик, я то знаю,

Я сам хожу в него, с друзьями там играю.

Здесь много магазинов для игрушек

И новогодних праздничных хлопушек.

Люблю я с мамой по Кипени прогуляться,

Здесь можно весело и звонко посмеяться,

Все это невозможно не любить,

Кипень мне никогда не позабыть!»

Соколов Вадим

Приобщение детей и их родителей к истории родного края
Публикации по теме:

Дидактические куклы в национальных костюмахДидактические куклы в национальных костюмах В группе, где создается предметно-развивающая среда, одним из центров развития этой предметной среды, является центр краеведения или центр.

Этно-музей АтаманьЭтно-музей Атамань Моя работа с детьми и родителями в области музейной педагогики приносит свои плоды. Этим летом семья Вадика посетила этнотуристический комплекс.

Библиотека изображений:
  • Земноводные, рептилии
  • Потешки и стишки
  • Земноводные, рептилии
Автор публикации:
Приобщение детей и их родителей к истории родного края
Опубликовано: 15 сентября 2012 в 16:50
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет «Зимнее творчество детей»
Цель: доставить детям радость от процесса рисования; продолжать закреплять умения рисовать кистью и гуашью; расширять знания по теме: "Зима";...
Дидактическая игра «Подбери кукле шляпку»
Для дидактической игры "Подбери кукле шляпку" мне понадобились готовые шаблоны кукол и шляпок. Вырезала их по контуру и приклеила на картон....
Краткосрочный проект по ПБ в младше-средней группе.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 «Ромашка» Курского муниципального района Ставропольского края Краткосрочный проект...
Детский мастер-класс «Открытка на День матери» Воспитатель: Юлия Соколова
Мамочка любимая, Самая красивая, Нежная и милая! Добрая, любимая! В праздник самых лучших мам Улыбайся, смейся ты! Я тебе цветочки дам Необычной...
Фотоотчёт. Осенняя экскурсия по территории детского сада.
Осень в гости к нам пришла, Дождь и ветер принесла. Ветер дует, задувает, С веточек листы сдувает. Листья на ветру кружатся И под ноги...