Соня Псардиева
Приобщение детей к истокам русской и армянской народной культуры
Россия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю, культуру как свои собственные.
Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры. Национализм же ведёт к взаимной ненависти, обособлению, культурному застою.
Публикация «Приобщение детей к истокам русской и армянской народной культуры» размещена в разделах
Глубокий, духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом, сам педагог не сможет (сам пробудить или навязать) у ребёнка пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так в слове патриотизма лежит духовное самоопределение.
Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность.
Для своей работы «Приобщение детей к истокам русской и армянской народной культуры» мною выбраны следующие приоритеты :
Во – первых, окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть своего народа.
Во – вторых следует шире использовать фольклор во всех его проявлениях (сказки, песни, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям. И в русском и в армянском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово и музыкальный ритм, напевность.
Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются жизненные различные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваливаются положительные качества. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
В – третьих большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по – своему начинаем относиться к старинным праздникам и традициям, фольклору, художественным промыслам, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Соприкосновение с народным искусством и традициями, участия в народных праздниках духовно обогащает ребёнка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Дети должны знать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа.
Исходя из вышесказанного. Мною была разработана программа «Приобщения детей к истокам русской и армянской народной культуре».
В своей работе я опиралась на программу О. Л. Князевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», педагогический альманах, «Детство» РГПУ им. Герцена, программу «Весточка» и книгу Х. А. Поркшеяна «Армянская этнография и фольклор».
Главной целью этой программы является воспитание чувства патриотизма, любви к родине и интереса к русской и армянской народной культуре, истории; к обычаям и традициям родного края.
Создание программы продиктовано многолетней работой в детском саду в условиях двуязычия.
Программа предусматривает всестороннее развитие ребёнка6 эстетическое, нравственное, трудовое, экологическое и патриотическое.
К концу года дети должны:
1. знать, любить и различать русские и армянские народные музыкальные инструменты;
2. использовать в активной речи фольклор;
3. уметь соотносить увиденное в природе с народными приметами;
4. принимать осмысленное и активное участие в проведении народных праздников;
5. знать былинных и сказочных героев, узнавать их в произведениях изобразительного искусства;
6. любить родной край, его обычаи и традиции.
Для решения этих задач в детском саду силами сотрудников и родителей был создан в детском саду русско-армянский этнографический музей. В нём собраны экспонаты старинного русско-армянского быта.
Для решения поставленных задач мною был разработан план работы на год.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Россия – многонациональная страна. Она состоит из более ста больших и малых этнических общностей. Перемены в экономических и политических отношениях, потрясшие всю систему социальных ожиданий, породили в обществе состояние неопределённости, растерянности.
Многие из людей оказываются втянутыми в различного рода межнациональные конфликты, а кое-где берутся за оружие.
Поэтому необходимо просвещение людей в духе уважения, солидарности народов РФ.
Культура межнационального общения вырабатывается в процессе взаимодействия наций. Именно нации определяют здесь приоритеты, которые через индивидов реализуют в процессе общения с представителями других народов.
Сегодняшнее состояние России делает вопрос межнациональных отношений очень актуальным.
Людям в различных сферах деятельности приходится сталкиваться с людьми разных национальностей. Необходимо пояснить древнее изречение: люди учатся на ошибках, народы на трагедиях. Поэтому сегодня каждому надо знать историю своего отечества, традиции, обычаи и нравы народов его населяющих.
Народная педагогика обращения лицом к практике. Она служит ей вооружая педагогов руководством в использовании народных педагогических средств, проверенных многовековой практикой, знакомит с опытом семейного воспитания, выясняет педагогические возможности старых обычаев в современных условиях и делает достоянием педагогов народный опыт воспитания.