«Приобщение детей к народным традициям посредством использования в работе сказок, игр и элементов малого фольклорного жанра»

Вера Атяшева
«Приобщение детей к народным традициям посредством использования в работе сказок, игр и элементов малого фольклорного жанра»

«Приобщение детей к народным традициям через использование в работе сказок, игр и элементов малого

фольклорного жанра»

Дошкольное детство – это благодатный период для формирования духовно-нравственных основ и нельзя упускать это золотое время, ведь детство накладывает отпечаток на всю жизнь человека.

Приоритетным направлением работы нашего детского сада является «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям».

Работаем по «Программе воспитания и обучения детей в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой с применением Федеральных государственных требований; используем учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста «Я - ты - мы» Князевой О. Л., Стеркиной Р. Б.

Творческой группой педагогов детского сада разработано программно-методическое пособие «Мир твоей души». В нем представлены программно-методические материалы по воспитанию у детей дошкольного возраста духовно-этической культуры и экологические навыки.

Фольклор является эффективным средством приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры. Поэтому задача взрослых – привить детям любовь к прекрасному, научить их умениям и навыкам игры в коллективе, развить в малышах такие качества, как доброту, чувство товарищества и благородства. Детский фольклор имеет большое значение в развитии ребенка, как в образовательном процессе, так и в воспитательном.

Педагоги стремятся показать детям красоту русского языка через устное народное творчество (песни, припевки, колядки); формировать интерес к фольклору и, как следствие, обогащать словарный запас детей. Способы подачи информации для детей разнообразны: беседы, участие в обрядах, играх, хороводах, прослушивание народной музыки, обучение игре на народных инструментах, разучивание народных игр, танцев, стихов, знакомство с народными сказками, пословицами и поговорками, с героическим эпосом русского народа.

Основным видом деятельности дошкольника является игра. В процессе игры дети познают окружающий мир, учатся общаться. В игровой форме знакомим детей с различными бытовыми ситуациями. Обыгрываем потешки, небылицы, сказки, которые воспитывают в детях нравственные качества (щедрость, доброта, милосердие, любовь).

Особое место в жизни детского сада занимают календарные и православные праздники: Новый год, Рождество, Масленица, Пасха, День Защитников Отечества, Международный женский день 8 Марта, Сороки весны, Праздник Великой Победы, Всемирный День защиты детей.

Новый год - это самый чудесный, сказочный, сладкий праздник. Все педагоги совместно с родителями принимают активное участие в организации и проведении праздника: готовят подарки, рисуют декорации, шьют костюмы.

В Рождество дети ряженые в костюмы ходят по группам и колядуют, их встречают с радостью, ведь ряженые приносят добрые пожелания. Праздник заканчивается веселым чаепитием.

На Масленицу приходят сказочные герои (баба-яга, клоуны, скоморохи). Водим хороводы, играем в народные игры, катаемся на лошадке, едим блины.

К Пасхе организуем выставку рисунков «Светлое воскресение», используя нетрадиционную технику рисования: песком, солью, монотипия, кляксография, пластилинография.

В день защитника Отечества приглашаем в гости пап и дедушек. Для них показываем концерты, проводим музыкальные викторины «Вместе с папой», спортивные состязания «Смелые и сильные».

В международный женский праздник 8 Марта поздравляем мам и бабушек. Девочки принимают участие в конкурсах, где соревнуются в приготовлении блюд, в исполнении песен, танцев и в демонстрации лучших своих платьев.

22 марта проводим вместе с детьми досуг, посвященный старинному празднику «Сороки весны» или Жаворонки. Дети поют песни, заклички, водят хороводные игры, рассказывают стихотворения, небылицы, потешки, и лепят из теста жаворонков.

Ко дню Победы педагоги и воспитанники детского сада ежегодно принимают участие в областной акции «Читаем детям о войне». Дети знакомятся с детскими художественными произведениями о Великой отечественной войне, участвуют в выставке рисунков «Мир на Земле». Обязательными гостями детского сада в этот день являются ветераны войны и тыла, которые рассказывают детям о трудной жизни в те далекие времена.

Наша работа основывается на постоянном контакте с родителями. Они являются активными участниками и помощниками. В проведение совместных мероприятий мы широко используем консультации для родителей, родительские встречи, беседы, тематические выставки, конкурсы, Дни открытых дверей, семинары-собеседования на диалоговой основе, фольклорные праздники, КВН, викторины, организация выставок творческих работ детей и родителей, открытые просмотры непосредственно образовательной деятельности, семейные встречи, смотры-концерты, творческие гостиные. Широко используется информация по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста в родительских уголках, в папках передвижках, газете «Радужный мир», в библиотечке для родителей.

Работа педагога требует постоянного творческого подхода в общении с детьми. Каждый педагог ведет работу по проектной деятельности. Совместно с детьми и родителями разработаны педагогические проекты: «Русская матрешка», «Рождественские колядки», «Посиделки».

Педагогами разработана и успешно внедряется программа дополнительного образования. В детском саду работаем музыкальный кружок «Ромашкины забавы», где дети учатся играть на музыкальных инструментах, знакомятся с фольклором. Воспитанники знакомятся с национальной культурой народов (русские, татары, чуваши, мордва, с их традициями, обычаями и праздниками. Разучивают национальные танцы и песни.

Результативность работы педагога и уровень развития творчества детей выражается в результатах тематических проверок, в представлении любой деятельности детей на выставках и конкурсах, в демонстрации полученных знаний и умений во время тематических дней.

Значительную роль в образовательном процессе в целом и системе повышения профессиональной компетентности педагогов играют открытые просмотры непосредственно образовательной деятельности. Они позволяют увидеть работу педагогов, использовать их познавательный опыт. Педагоги принимают участие в районных методических объединениях, педагогических чтениях, форумах, научно-практических конференциях, в конкурсах профессионального мастерства.

Детский фольклор используется в разных видах деятельности:

- в обучении правильному произношению

- в приобщение детей к русской национальной культуре

- в непосредственно образовательной деятельности

- в беседах, наблюдениях

- в народных подвижных играх

- в играх на развитие мелкой моторики

- в театрализованной деятельности

- в инсценировках.

Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложили в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создал вокруг себя. Я очень хочу надеяться, что результатом нашей работы является усвоение ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия сострадания правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятии зла.

Публикации по теме:

Педагогический проект по нравственно-эстетическому воспитанию Педагогический проект по нравственно-эстетическому воспитанию «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно-прикладному.

Выступление на методическом объединении дошкольных учреждений г. Оренбурга Вашему вниманию представлена презентация программы «Детство»- программы развития и воспитания детей в детском саду, раздел изобразительное.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
«Приобщение детей к народным традициям посредством использования в работе сказок, игр и элементов малого фольклорного жанра»
Опубликовано: 5 февраля 2014 в 12:52
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Выставка поделок к Яблочному спасу. Фотоотчет.
Уважаемые коллеги! В нашем детском саду ежегодно проводится замечательный праздник Яблочный Спас. К этому празднику все готовятся заранее, ведь если...
Перспективное планирование «Полочка красоты». Вторая младшая группа
Дорогие коллеги, друзья! Педагогам, работающим по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Радуга», под редакцией Т. И....
Фотоотчёт о праздновании Дня рождения Российского флага.
22 августа, в России проходят торжества посвящённые празднованию Дня рождения флага Российской Федерации, в которых принимают участие все граждане страны....
Фотоотчет о проведении недели сказок
Участники недели сказок: Воспитатели: Кулижникова Татьяна Николаевна высшая квалификационная категория Гладкова Оксана Александровна первая...
Летняя рыбалка на реке Каме
Этим летом, нам друзья предложили съездить на несколько дней на рыбалку, на реку Кама. Немного посовещавшись всей семьей, мы решили согласиться. Тем более...