Приобщение детей к ЗОЖ посредством создания предметно-развивающей среды в ДОУ

Елена Шушакова
Приобщение детей к ЗОЖ посредством создания предметно-развивающей среды в ДОУ

Воспитатель всегда должен помнить, «… какую громадную, ни с чем не сравнимую роль играет в воспитании детей обстановка, среди которой они живут…» (Е. И. Тихеева)

По реализации ФГТ (обеспечения баланса между самостоятельной деятельностью детей и совместной деятельностью взрослого и детей, гендерной специфики, обеспечения вариативности используемого оборудования и т. д.). нами педагогами в рамках проекта предметно - развевающей среды

На 1 этапе (проектно - разработническом) были созданы паспорта каждой возрастной группы в соответствии с ФГТ, в которых полно, объёмно описано необходимое оснащение уголков (центров) по каждой образовательной области в группе.

Анализ проделанной работы, подтолкнул нас к созданию паспортов каждого тематического уголка (центра). На 2 этапе (внедренческом) В группах созданы паспорта уголков книги, изобразительной деятельности, природы, безопасности и физкультурного уголка.

Подробно остановлюсь о структуре паспорта, обязательно прописали цель, задачи: следующим пунктом идёт: Оснащение физкультурного уголка, в таблице по горизонтали разместили заголовки: Оборудование, наименование, размер, масса, кол-во. По вертикали вспомогательные средства, отдельно для видов движений (ходьбы, бега, равновесия)., для прыжков, для катания, метания, ловли. Для подлезания, лазания и для общеразвивающих упражнений. Далее идёт раздел: Методическое оснащение, Документация по организации функционирования физкультурного уголка, Перспектива, В конце прописана литература.

Для детей: в паспорте созданы карты - схемы (подсказки) с изображением последовательности правильного выполнения двигательного упражнения (для каждой возрастной группы) и кратким описанием задания для педагогов. Их использование повышает уверенность детей при выполнении казавшихся ему трудностей, успешнее идут занятия по физической культуре, а педагогам правильно организовать индивидуальную работу с детьми, технику выполнения двигательных упражнений. Самое наварно большой плюс это – мониторинг, т. к. есть возможность наблюдением отследить правильность выполнения всех общеразвивающих упражнений.

Для педагогов: разработка паспорта физкультурного уголка позволила нам обратить внимание на наиболее значимые моменты, которые необходимо учитывать при организации предметной среды в центре физкультуры и здоровья (двигательная активная предметно-развивающая среда, какие дидактические пособия создать в соответствии с возрастом детей. Какое имеется фабричное спортивное оборудование, и нестандартное. Здесь можно увидеть различные массажные и ребристые дорожки, для профилактики плоскостопия, физкльтурные тренажеры, мелкий индивидуальный физкльтурно -игровой инвентарь, кольцебросы, разноцветные флажки, ленты, косички, султанчики и мн. др.

Проанализировав наполняемость физкультурного уголка, родилась идея привлечь родителей к изготовлению нестандартного оборудования. И мы в рамках проекта по раз. среде организовали конкурс «Неровные дорожки – здоровым ножкам». Те из родителей, кто не захотел оставаться равнодушными к вопросам ЗОЖ, приняли активное участие в создании предметно - развивающей среды в группе, ведь новое спортивное оборудование - это всегда дополнительный стимул активации физкультурно-оздоровительной работы.

Нами в группе также созданы дидактические пособия, позволяющие детям в игровой форме о важности правильного питания бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих, формировать привычки здорового образа жизни. Н- р: «Острова Здоровячка и Хлюпика» с целью систематизации знаний детей о здоровье и ЗОЖ, «Календарь двигательной активности детей», «Домик здоровья» с целью формирования у детей умения классифицировать предметы, полезные навыки, способствующие хорошему самочувствию, бодрому настроению, здоровью человека. «Дорожки здоровья» с целю формирования у детей умения подбирать спортивный инвентарь в соответствии с выбранным самостоятельно видом двигательной активности. Тематические альбомы (в соответствии с возрастом… «Витаминка», с целью расширение представлений детей о здоровом образе жизни: о содержании жизненно-важных для организма человека витаминов в продуктах питания. «Пирамида здоровья».

Так же нами подобраны консультации для родителей о здоровье, здоровом образе жизни, правильном питании, режиме и закаливании. Так же нами подобран методический инструментарий для реализации педагогического процесса:

- комплекс методических разработок (семинары-практикумы, мастер - классы, консультации - игротеки; родительские лектории);

-комплекс оздоровительных игр и упражнений: дыхательная, звуковая, парная, пальчиковая,двигательная,просыпательная,корригирующая гимнастики; - комплекс подвижных игр классифицированный в соответствии с группой здоровья детей;

- энциклопедия массажа и самомассажа;

- медиотека для родителей (аудио, видео кассеты, SD и DVD диски; презентации опыта семейного воспитания);

- маршруты выходного дня;

- сценарии мероприятий родительского клуба: досугов, праздников, туристических походов, мероприятий.

Ещё все же хочется добавить о играх связанных с мелкой моторикой, в каждой группе есть разнообразные развивающие пальчики, а в дальнейшем и речь игры. Н- р: В нашей группе развивающий короб с песком, сосновым опилом и сухим бассейном из разноцветных пробок, детям предложена возможность и поиграть пальчиками и выполнить умственные задания на классификацию предметов, нанизывая на шнуровки выбранную ребёнком тему (н-р: фрукты и овощи, и это ещё не всё, разноцветные камни, орехи, прищепки и многое другое, увлекают за собой ребёнка в мир удивительных, причём самостоятельных игр, тем самым добавлю, грамотно созданная предметно – развивающая среда даёт возможность легче работать педагогу и эффективнее развиваться малышу.

Таким образом в группе, благодаря совместной работе педагогов и родителей, создано двигательное образовательное пространство, способствующее физическому развитию каждого ребенка, повышению мотивации ребенка к самостоятельному осуществлению двигательно – игровой активности, формированию позитивного отношения к физической культуре у детей, приобщению детей к здоровому образу жизни.

В перспективе создание летом совместно с родителями игровой оздоровительной площадки для детей «Тропа здоровья» на территории детского сада, состоящей из пяти модулей с разными поверхностями: ребристой, песчаной, из речной гальки, керамзита и травяного покрова. Уверена, что наша идея осуществится, ведь стоит только начать и увлечься новой идеей, зажечь ей родителей и педагогов-единомышленников, и все получится. Желаем и вам творчества в этом направлении, спасибо за внимание.

Публикации по теме:

Анкета для педагога Анкета для педагогов С целью организации эффективного взаимодействия педагога и ребёнка и оказания при необходимости методической помощи.

Создание развивающих центров в ДОУ. Старший дошкольный возраст Создание специальной развивающей среды предусматривает систему условий, которые обеспечивают не только эффективность работы, но и позволяет.

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Экология
Автор публикации:
Приобщение детей к ЗОЖ посредством создания предметно-развивающей среды в ДОУ
Опубликовано: 21 сентября 2013 в 19:56
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект ОД по социально-коммуникативному развитию «Счастливого пути!» в...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по социально-коммуникативному...
Итоговое интегрированное открытое занятие в старшей группе «Путешествие на...
Цель: Обобщить и систематизировать знания, полученные в течение года. Программное содержание: 1. закрепить знания о характерных признаках весны, о...
Эссе «Я педагог» к конкурсу «Лидер в дошкольном образовании»
Эссе «Я педагог». Воспитатель – это человек, профессионально принимающий на себя ответственность за развитие другого человека. Ш. Амонашвили Если бы 22...
Презентация «Методы экологического воспитания дошкольников»
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста должно предупредить дальнейшее разрушение планеты, на которой мы живем. Деятельность человека должна быть...
Презентация «Открытое мероприятие «Путешествие в зеленую страну»
Открытые занятия или мероприятия для детей до¬школьного возраста — одна из эффективных форм организации методической работы в ДОУ. Открытое занятие в...