«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным традициям в условиях семьи и ДОУ»

Таcлима Нурисовна Садыкова
«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным традициям в условиях семьи и ДОУ»

1. Приобщение новых поколений к национальной культуре становится важным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности (А. Н. Арнольдов, Н. П. Денисюк, В. М. Семёнов).

2. Так же приобщение способствует успешной адаптации ребёнка дошкольного возраста к условиям интенсивных перемен во всём укладе жизни, а так же обеспечивает духовное и нравственное развитие личности, поэтому в современном обществе необходимо сохранение и развитие культуры каждого этноса (Р. М. Чумичева, Р. М. Ситько, В. В. Розанов).

3. Для того чтобы, оказать эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, необходимо сформировать основу, для воссоздания культуры. А это предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность подрастающего поколения в сфере культуры и образования.

4. Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования, ДОУ является первой ступенью в системе народного образования. Оно оказывает помощь в становлении базовых свойств личности ребёнка. Большое место в этом процессе занимает взаимодействие дошкольного учреждения и семьи (Г. Г. Кравцов, В. Н. Мясищев, Т. Куликовой, В. К. Котырло, Т. Данилина).

Цель: - теоретическое обоснование и апробация на практике структурно-содержательной модели приобщения детей старшего дошкольного возраста к народным традициям в условиях семьи и дошкольного образовательного учреждения, выявление комплекса психолого-педагогических условий ее эффективного функционирования.

Объект работы: - процесс приобщения детей старшего дошкольного возраста к народным традициям.

Предмет исследования: - психолого-педагогические условия приобщения дошкольников к народным традициям.

Гипотеза исследования: - приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным традициям будет более эффективным если:

• приобщения детей старшего дошкольного возраста к народным традициям в условиях семьи и ДОУ будет осуществляться на основе структурно-содержательной модели;

• внедрение структурно-содержательной модели в образовательный процесс будет обеспечено комплексом психолого-педагогических условий, которые включают в себя: взаимоотношение субъектов педагогического процесса; обеспечение предметно-развивающей среды; полноправное участие семьи в педагогическом процессе.

Задачи исследования:

• изучить психолого-педагогическую и этнографическую литературу по проблеме исследования;

• установить уровни, критерии усвоения народных традиций у детей дошкольного возраста;

• разработать и внедрить структурно-содержательную модель приобщения детей старшего дошкольного возраста к народным традициям в условиях семьи и ДОУ и пути ее реализации.

• выявить, обосновать и экспериментально проверить комплекс психолого-педагогических условий приобщения детей старшего дошкольного возраста к народным традициям.

1.Научная разработка проблемы приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным традициям в условиях семьи и ДОУ, требует рассмотрения таких ключевых понятий как, «этнография», «культура», «традиция».

Этнография – наука, изучающая бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы происхождения (этногенез, расселения (этнография) и культурно-исторические взаимоотношения народов. Этнография – это историческая наука, изучающая народы, их быт и культуру. Передача и сохранение значимых элементов социального и культурного наследия от поколения к поколению, способствующих развитию творческих начал в общественных отношениях и культуре в целом происходит через традиции.

Традиция (от латинского Traditio - передача, предание) элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению.

Культура предусматривает собой совокупность форм человеческой деятельности. В процессе трансляции культуры подрастающим поколениям можно выделить несколько этапов:

- семья и роль семейного воспитания;

- стадия репродуктивного овладения культурой;

- переход от репродуктивного знания к продуктивному творчеству.

(Ребенок овладевает знаниями, нормами, ценностями общества, учится орудийной и знаковой деятельности, впоследствии может переходить к творчеству).

Составные части культуры:

- традиции; - обряды; - обычаи; - ритуалы; - церемонии.

Особое место в приобщении к народной культуре отводится дошкольному периоду в жизни человека. Привить народную культуру детям дошкольного возраста необходимо через устное народное творчество, сказки, легенды, предания, обряды, детские прибаутки, пословицы, поговорки – виды устного народного творчества. Народное искусство в воспитательно – образовательной работе с детьми использовать в интегрированной форме. Как в непосредственно образовательной деятельности, так и процессе самостоятельной деятельности (игра, прогулки, отдельные режимные моменты).

2. Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Признание приоритета семейного воспитания требует иных форм взаимодействия семьи и детского сада.

Семья и общественные дошкольные учреждения едины в воспитании детей. В связи с тем, что семья – форма организации личной жизни, вид социальной общности, малая группа, основанная на супружеском союзе, родственных связях или усыновлении, т. е. многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями, сестрами, другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.

При всей универсальности и незаменимости семейного воспитания оно не обеспечивает всей полноты условий для гармоничного и разностороннего развития личности. Поэтому сегодня речь идет не о замене домашнего воспитания общественным или наоборот, а об их взаимодополняемости в созидании личности ребенка, о сотрудничестве родителей и профессиональных педагогов.

Модели взаимодействия с родителями:

- Адлеровская модель – основана на теории личности А. Адлера. Принципы этой модели, равноправие и сотрудничество, взаимное уважение в семье.

- Учебно-теоретическая модель – родителей учат разбираться в поведенческих реакций ребенка, а так же оценивать и свое собственное поведение.

- Модель чувственной коммуникации – эта модель основана на теории личности К. Роджерса. Через такие задачи, как развивать творческое начало в родителях, укреплять в них чувство уверенности в себе.

- Модель, основанная на трансактном (описание и анализ поведения человека) анализе Э. Берна, целью воспитания родителей в рамках этой модели является формирование умения понимать свое поведение и поведение окружающих в категориях трансактного анализа, (Ребенок, Взрослый, Родитель, З. Фрейд, относится к ребенку, как к части семьи.

- Модель групповых консультаций - разработана детским психотерапевтом Джинотом, модель групповой терапии для родителей. Помочь им понять себя, что в итоге поможет им лучше понять своих детей, воспитывать в родителях самоуважение, научиться рассматривать в семье конкретные проблемы.

Таким образом, линия воздействия на семью через ребёнка, который делится со своими близкими людьми позитивными эмоциями и впечатлениями, очень важна, тем самым привлекая родителей к помощи и сотрудничеству в дошкольном учреждении.

3. Психолого-педагогические условия приобщения дошкольников к народным традициям.

Условия педагогического процесса:

Четкие цели (направленность, цель педагогического процесса по П. Ф. Каптереву, сделать юные поколения настоящими наследниками их предшественников, подготовить детей к самому широкому пользованию благами культуры;

Взаимоотношение субъектов педагогического процесса:

- педагогическое (педагогов для согласования усилий);

- методическое (взаимообогащение опытом по методике воспитания и обучения);

- внешнее (с семьей, с дополнительными учреждениями, с предприятиями);

- педагогов и учащихся (протекает в процессе решения тех или иных учебно-воспитательных задач, может иметь ряд подвидов: учебное, внеучебное, индивидуальное, целевое, ситуативное и др).

Обеспечение предметно-развивающей среды;

Ориентация на формирование умений и навыков;

Взаимоотношение с обществом и государством.

2: Результаты практического исследования на примере ДОУ.

На основании полученных данных дети были сгруппированы по трем уровням усвоения народных традиций: высокий, средний, низкий. За основу были взяты уровни, разработанные кандидатом педагогических наук Кириенко Светланой Дмитриевной.

Методы изучения условий приобщения дошкольников к русской культуре.

1. Анализ предметно-игровой среды детских садов для выявления

представленности в ней элементов русской культуры. Особое внимание уделялось анализу игровых центров детей, уголков книг.

2. Изучение педагогической документации воспитателей с целью выявления того, как элементы русского народа отражаются в содержании планирования воспитательно-образовательной работы с детьми.

3. Анализ содержания работы с родителями по проблеме приобщения детей к культуре русского народа в семье. С этой целью анализировали содержание родительских уголков, собраний, консультаций, анкетирование родителей.

Анализ выявил недостаточную представленность произведений русской литературы, недоступность содержательной части произведений для восприятия дошкольников.

В работе была использована структурно-содержательная модель.

Результаты контрольного этапа исследования свидетельствуют о состоявшихся позитивных изменений усвоении детьми экспериментальной группы традиции и умение использовать их в самостоятельной деятельности.

Наблюдается изменения по использованию видов народного творчества в семье. После разъяснительной работы семьи стали использовать в воспитании детей пословицы и поговорки. Больше стали читать русских народных сказок,

организовывать дома праздники, связанные с народным календарем. У родителей появилось желание общаться друг с другом, желание организовать клубы по интересам, обмениваться опытом. Активность родителей повысилась на 25%. Таким образом, можно отметить позитивное изменение отношения к данной проблеме. Родители в результате опытной работы дошкольного учреждения поняли необходимость взаимодействия, целесообразность консультирования со специалистами. Таким образом, можно сделать вывод о том, что воспитание детей средствами этнографической культуры будет более успешной при использовании системы работы, которая обеспечивается соблюдением таких условий как:

- взаимоотношение субъектов педагогического процесса;

- обеспечение предметно-развивающей среды;

- полноправное участие семьи в педагогическом процессе.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «В мире фантазий» для детей от 4 до 7 лет. Ознакомление с народным творчествомДидактическая игра «В мире фантазий» для детей от 4 до 7 лет. Ознакомление с народным творчеством Цель: • учить детей видоизменять, преобразовывать имеющиеся у них представления, создавать относительно новые образы; • учить находить.

Проект «Технология использования традиционной тряпичной игрушки» Тема проекта Технология использования традиционной тряпичной игрушки в МБДОУ "Детский сад №3" г. Алатырь, Чувашская республика. Направление.

Библиотека изображений:
  • День семьи
  • День семьи
  • День семьи
Автор публикации:
«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным традициям в условиях семьи и ДОУ»
Опубликовано: 17 января 2014 в 08:44
+14
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 27.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Смотр-конкурс на лучшее зимнее оформление. Номинации «Приглашение на праздник» и...
В нашем детском саду очень много детей. Кроме старого двухэтажного корпуса на территории есть новый двухэтажный корпус и ещё один корпус на три группы,...
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку!»
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку! » Доброго времени суток, коллеги! Один праздник сменяет другой – не все ещё...
Зима в лесу. Рисование с элементами аппликации. Фотоотчет детского творчества
Зима – одно из самых красивых и загадочных времен года. Дети с удовольствием отображают зимнюю природу в своих рисунках. Предлагаю фотоотчет детских работ на...
Центр экспериментирования во второй младшей группе
Здравствуйте, уважаемые коллеги! В настоящее время одним из условий выполнения ФГОС является организация предметно-пространственной среды. Необходимо,...
Дидактические игры в развитие речи детей младшего дошкольного возраста
Дидактическая игра – игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных...