Приспособленность животных к среде обитания. Обобщаем и систематизируем знания детей о животных жарких стран

Наталия Бутенко
Приспособленность животных к среде обитания. Обобщаем и систематизируем знания детей о животных жарких стран

Тема: «Приспособленность животных к среде обитания».

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о животных жарких стран, формировать представления о взаимосвязях, взаимодействиях и взаимозависимости живых организмов со средой обитания.

Задачи: дать детям элементарные представления о приспособленности животных к среде их обитания. Познакомить детей с «техникой» проведения исследования. Учить детей собирать доступную информацию и уметь обрабатывать ее. Расширять кругозор знаний детей. Развивать сообразительность, находчивость, мышление, речь. Воспитывать у детей организованность при смене деятельности.

Предшествующая работа: занятие по ознакомлению с окружающим на тему «Животные жарких стран», рассматривание иллюстраций, загадывание загадок о животных жарких стран; дидактическая игра «Узнай животное по описанию».

Оборудование: карточки с темами будущих исследований, карточки с методами исследований, папки-исследователя, много маленьких листочков бумаги, карандаши и фломастеры, книги про животных, детские энциклопедии, компьютер, телевизор, диск с документальным фильмом о животных жарких стран, настольная лампа, кусочек меха, зеркальце для проведения эксперимента ; академические головные уборы и мантии.

Ход:

Дети сидят кружком на ковре. Карточки с темами будущих исследований выложены на ковре в центре круга, образованного детьми. После проведенного занятия по ознакомлению с окружающим по теме «Животные жарких стран», детям предлагается несколько тем для исследования.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть предложенные карточки с темами исследований и сообщает, что сегодня мы будем учиться проводить самостоятельные исследования так же, как это делают взрослые ученые. Вместе с детьми выбрали двух активных исследователей.

Выбор темы.

После короткого обсуждения, направляемого воспитателем, дети выбирают тему исследования «Верблюд. Проживание его в пустыне».

Воспитатель объясняет исследователям, что их задача - получить как можно больше новых сведений о том, что является предметом их исследования, т. е. о приспособленности верблюдов жить в пустынях, в условиях непригодных для жизни других животных и сделать доклад. Для того, чтобы выполнить эту работу, надо исследовать все, что можно, собрать всю доступную информацию.

Выбор методов исследования.

- Где мы можем найти ответы на наши вопросы? (дети отвечают: найти в компьютере; прочитать в книге; спросить у мамы или папы, или у старшего брата; понаблюдать). Воспитатель подсказывает детям, что можно провести эксперимент и подумать самим.

-Подумайте и скажите, что мы должны сделать вначале? (ответы детей). Предлагает детям рассмотреть карточки с изображением методов исследования, лежащие перед ними и составить план нашего будущего исследования.

Воспитатель подводит детей к тому, что вначале необходимо подумать самостоятельно. Как только дети с этим согласились, кладем на первое место карточку с символом «подумать самостоятельно». Затем дети предлагают найти нужную информацию в книгах. Ставим на второе место карточку с символом «посмотреть в книгах». Ксения предложила спросить у бабушки, т. к. ее бабушка работает в нашем детском саду и много знает о животных. Все дети с этим согласились и поставили карточку с символом «спросить у специалиста». Илья, часто наблюдая как его старший брат делая уроки находит нужную информацию в интернете, предложил посмотреть в компьютере. Поставили карточку с символом «обратиться к компьютеру». Затем поставили карточки с символами «провести эксперимент» и «понаблюдать». Итак, план проведения исследования составлен. Наши исследователи и их помощники готовы к поиску.

Сбор материала.

Мы начинаем действовать по намеченному плану. Всю собранную информацию мы будем зарисовывать карандашом или фломастером на маленьких листочках бумаги (рисовать значки или символы).

Первый из выделенных нами методов - «подумать самостоятельно».

Дети рассказывают про верблюдов, что они могут долго обходиться без воды в пустынях. Питаются колючками. Человек приручил верблюдов, они сейчас живут рядом с домом человека и помогают ему перевозить грузы через пустыню. Верблюдов называют кораблем пустыни. Верблюд – трудяга. Трудится на жаре, где нет воды.

Второй метод «прочитать в книге».

Отыскав в нашей детской библиотеке книги о животных, дети наши информацию о том, что верблюды бывают двух видов: одно и двугорбые. Родина двугорбого верблюда – Азия. В отличие от своего одногорбого собрата, дромадера, он еще сохранился в дикой природе. Его можно обнаружить в самых отдаленных уголках кустарниковых пустынь Монголии. Верблюд – незаменимый помощник человека: он перевозит грузы, дает вкусное питательное молоко и теплую шерсть. Он трудолюбив и очень неприхотлив: подолгу может не есть и не пить. Верблюды очень выносливы, стойко переносят жару и холод и абсолютно не требовательны к еде. Кусты колючего кустарника для верблюда большое лакомство. Запас питательных веществ – жир - хранит в своих горбах, так же как и дромадер. Одногорбый верблюд (дромадер) – домашнее животное: с древних времен он живет рядом с человеком, в дикой природе больше не встречается. Питается скудной пустынной растительностью: сухой травой и колючками. Без воды он может обходиться несколько недель. Как такое возможно? Секрет верблюда в том, что он накапливает запас питательных веществ - жир – в своем горбе и при необходимости постепенно расходует его. Верблюд – незаменимое «пустынное» транспортное средство.

Физкультминутка.

Поедем дальше и мы на «кораблях пустыни» (имитация поездки на верблюдах).

Жил да был один верблюд, (идем друг за другом высоко поднимая колени)

Не любил он разных блюд,

Ел в пустыне лишь колючку, (наклонились, присели)

Все же вырос он могучим! (встали, руки вверх)

Нес с собою два горба-

В них и пища, и вода.

Шел неторопливо, плавно,

Он в пустыне самый главный. (идем друг за другом с высоким подниманием колен)

Следующий метод «спросить у специалиста»

Ксения предложила позвонить ее бабушке и спросить про верблюдов новую информацию, рассказав уже имеющуюся. Таким образом, дети выяснили, что у верблюдов широкие двупалые ступни приспособлены для передвижения по раскаленным сыпучим пескам и мелким камням.

Воспитатель добавила, что длинные мохнатые ресницы защищают большие глаза верблюдов от песка, а ноздри – щелочки при необходимости могут закрываться. Влага при дыхании выделяемая из ноздрей, собирается в особой складке и попадает в рот. Верблюды, поэтому подолгу могут обходиться без воды.

Воспитатель предлагает детям провести эксперимент «Определение проживания верблюдов в пустыне, неделями обходясь без воды».

Цель: показать, почему верблюды могут жить в пустыне, неделями обходясь без воды.

Материалы: зеркальце.

Процесс: подышите на зеркало.

Итоги: зеркало затуманивается, так как на нем оседают мельчайшие капельки влаги.

Почему? Воздух, вдыхаемый человеком, так же, как и другими живыми существами, содержит водяной пар. Часть этой воды выходит наружу, а часть задерживается в носу. Но носовой канал у человека относительно короткий и прямой. У верблюда же этот канал длинный и извилистый. Благодаря этому значительная часть водяных паров задерживается в носу у верблюда, а не выходит наружу. Это помогает ему дольше обходиться без питья, так как он меньше теряет воды через дыхание.

Используя метод «посмотреть в интернете» дети выяснили, что верблюды хорошо плавают несмотря на то, что большинство из них никогда не видели ни одного водоема. Выживают без воды до двух недель, без пищи – до месяца. В районах Австралии можно увидеть одичавших одногорбых верблюдов, которых туда завезли ранее.

Метод «понаблюдать» было решено заменить на метод «посмотреть по телевизору».

Итак, посмотрев небольшой документальный фильм о животных жарких стран, дети узнали, что у верблюдов густой мех защищает их от дневного зноя и ночного холода. Почему же не жарко им в пустыне? Проиллюстрировать это можно следующим образом. На стол ставится зажженная лампа, и детей просят поднести руку поближе к ней. – Что надо сделать, чтобы не убирая руки, не чувствовать жара? Надо чем то защитить руку, т. е поставить между жаркой лампой и рукой экран, например, кусок меха. Верблюжья шерсть – золотое руно. Из шерсти делают верблюжьи одеяла; одежду для космонавтов, моряков дальнего плавания, для летчиков и водолазов, полярников и путешественников.

Всю собранную информацию дети фиксировали на листочках. Теперь собранные сведения надо проанализировать и обобщить.

Обобщение полученных данных.

Раскладываем наши записи и пиктограммы так, чтобы все их видели. Начинаем смотреть и рассуждать: что интересного мы узнали? Что нового мы можем рассказать о верблюдах. Воспитатель помогает исследователям обобщать полученные данные, предлагает разложить пиктограммы в определенной последовательности. Слева, на первом месте кладем пиктограмму с самой важной информацией, затем то, что на втором месте, на третьем месте…

Затем дети, опираясь на собранный материал, делают доклад.

На исследователей надеваем академические головные уборы и мантии. Выбранные нами в начале занятия два добровольца- исследователя по очереди, дополняя друг друга, поглядывая в записи-пиктограммы, опираясь на собранный материал, делают доклад.

После завершения доклада проводится обсуждение. Слушатели задают вопросы.

Итог занятия. Как вы думаете, чей вопрос к исследователям был самый интересный? А какой вопрос понравился вам больше всего? Кто из исследователей был сегодня самым активным, как вы считаете? Что нового и интересного узнали вы сегодня? Какая информация удивила вас? (ответы детей). Молодцы.

Литература:

Детское исследование как метод обучения старших дошкольников, Москва Педагогический университет «Первое сентября» 2007.

Поддъяков А. Н. Проблемы изучения исследовательского поведения; об исследовательском поведении детей и не только детей. М., 1998.

Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль: Академия развития, 2003.

«Дошкольное образование» №7, 2004. Тематический номер по развитию исследовательских способностей детей.

Публикации по теме:

Дидактические пособия по развитию речиДидактические пособия по развитию речи Дидактическое пособие "Кто, где живет" Цель: классификация животных по среде обитания Оборудование: На коробке от конфет оформляется.

Лексические тренажерыЛексические тренажеры Дидактическая игра "Ромашка" Цель: классификация животных по среде обитания, растений по принадлежности (сад, огород, поле, луг, лес). Развитие.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Дикие животные
  • Домашние животные
Автор публикации:
Приспособленность животных к среде обитания. Обобщаем и систематизируем знания детей о животных жарких стран
Опубликовано: 19 сентября 2012 в 13:30
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Примерный план проекта для воспитанников СДС старшего дошкольного возраста «Я, моя...
Срок: один месяц( сентябрь) Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие,...
Выставка поделок к Яблочному спасу. Фотоотчет.
Уважаемые коллеги! В нашем детском саду ежегодно проводится замечательный праздник Яблочный Спас. К этому празднику все готовятся заранее, ведь если...
Перспективное планирование «Полочка красоты». Вторая младшая группа
Дорогие коллеги, друзья! Педагогам, работающим по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Радуга», под редакцией Т. И....
Фотоотчёт о праздновании Дня рождения Российского флага.
22 августа, в России проходят торжества посвящённые празднованию Дня рождения флага Российской Федерации, в которых принимают участие все граждане страны....
Авторский сайт педагога как образовательный ресурс повышения качества обучения.
Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения инновационных технологий в практику работы детских садов....