Проблема формирования экологических знаний у детей дошкольного возраста

Татьяна Павлова
Проблема формирования экологических знаний у детей дошкольного возраста

Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на все его чувства своей яркостью, динамичностью, многообразием.

Ребенок думает, что он первооткрыватель сокровищ природы, удивляется и радуется этому. Ему кажется, что он первый услышал стрекотание кузнечика, для него поет зяблик, он первый увидел, что снег – это много красивых снежинок. Так дети впервые воспринимают природу. Они тянутся к ней, она возбуждает их любознательность.

Дети с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже главного не замечают. А если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит их не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать еще больше.

Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе, и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой.

Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, звери, падающие хлопья снега – все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Ведь убеждения человека формируются с детства. Уже в детском саду воспитатель закладывает фундамент патриотической убежденности. Одна из главных задач, стоящих перед педагогами, - воспитать любовь к Родине. Это первая нравственная заповедь нашего общества. Воспитывать любовь к родной природе – значит воспитывать и любовь к Родине.

Восприятие природы помогает развить такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

Формированию любви к родному городу, селу, краю особое внимание уделяется в детских садах.

Всю эту работу с дошкольниками проводят воспитатели. В связи с этим повышаются требования и к работе педагогов, в том числе по ознакомлению детей с природой. Кроме идейной убежденности, культуры и педагогического мастерства, воспитатель должен иметь элементарные знания в области биологии, физиологии животных, а также уметь показывать детям, как правильно сажать растения, ухаживать за животными, птицами, рыбами в уголке природы, как работать в цветнике и огороде. Все эти знания и навыки необходимы также для подготовки детей к школе. Усвоив их, они легче будут понимать, и изучать такие науки, как природоведение, физика, география и т. д.

В процессе ознакомления детей с природой необходимо осуществлять нравственное, физическое, трудовое и эстетическое воспитание.

В нравственном развитии ребенка особое место занимает воспитание у него любви к родной природе и бережного отношения к живому. Наличие в детском саду животных и растений, за которыми дети наблюдают и ухаживают, помогает воспитывать у них такие качества, как бережное отношение к природе, ответственность за порученное дело.

Для воспитания у детей трудолюбия необходимо учить их простейшим приемам выращивания растений и уходом за животными. Очень важно при этом, чтобы дети получали радость от процесса и результата труда. Формируя такое качество, как трудолюбие, необходимо знакомить детей с трудом взрослых в природе, воспитывать уважение к их деятельности. Пребывание и труд детей в природе нужно использовать для укрепления их здоровья и физического развития.

Природа является одним из основных средств эстетического воспитания детей. Знакомя их с природой, надо обращать внимание на шум леса, журчание ручья и пение птиц, форму и окраску листьев и т. д. Необходимо, чтобы дети научились чувствовать прекрасное, с тем, чтобы в дальнейшей своей жизни они умели воспринимать мир во всей его красе и всем многообразии.

Дети старшей группы уже больше знают о природе, имеют первоначальные навыки ухода за животными. Сенсорный опыт и образные представления ребенка этого возраста шире и глубже, чем скажем у четырехлетнего. На данном этапе воспитатель начинает на занятиях формировать у детей обобщенные представления о временах года, о домашних животных и т. д.

В старшей группе на протяжении всего учебного года систематически используются литературные произведения В. Бианки. Сюжеты произведений В. Бианки доступны и привлекательны для детей этого возраста, достоверно отражают экологическую специфику природных явлений, учат ребенка быть наблюдательным, с любовью относиться ко всему, что существует и живет рядом.

Значительное место в методике отведено творческим процессам: восприятию детьми произведений искусства, рисованию детьми иллюстраций к рассказам и сказкам В. Бианки и изготовлению с помощью взрослого самодельных книг, составлению детьми рассказов о природе с их последующим оформлением в книжечки; организации воспитателем совместно с дошкольниками выставок. Наглядная продукция, создаваемая детьми, убедительна, прежде всего, для них самих – это предметные результаты их личностного роста. Она важна и для родителей как свидетельство повышения уровня экологической воспитанности их детей, а также уровня их общего интеллектуального развития.

Основная задача в умственном воспитании – образование у ребят знаний о неживой природе, о растениях, животных и простейших, доступных чувственному восприятию детей, связях между объектами и явлениями природы. Неотъемлемая часть умственного воспитания – сенсорная культура. Она направлена на совершенствование анализаторов, накопление у детей чувственного опыта, что является основой для последующих обобщений, формирования элементарных природоведческих понятий.

Усвоение детьми знаний должно быть тесно связано с развитием их познавательных способностей, сенсорного аппарата, логического мышления, внимания, речи, наблюдательности, интереса, любознательности. Для развития мышления и формирования основ материалистического миропонимания нужно знакомить детей с предметами и явлениями природы, приучить их искать объяснение наблюдаемых явлений подводить детей осознанию связей между ними. В процессе осознания причинных связей и отношений между явлениями природы развивается мышление.

Приучая наблюдать, т. е. целенаправленно сосредоточиваться на явлениях природы, мы тем самым развиваем внимание детей, которое находится в тесной связи с общим умственным развитием и является существенным условием «готовности детей к обучению».

В непосредственном соприкосновении с природой вместе с наблюдательностью развивается и любознательность. В основе последней лежит ориентировочный и исследовательский рефлекс, развитие которого И. П. Павлов считал характерной особенностью человека. У детей дошкольного возраста этот рефлекс очень ярко проявляется в бесконечных вопросах к взрослым: что это? Как? Почему? Удовлетворяя любознательность детей, нужно там, где это возможно, привлекать их самих к решению различных вопросов. Активное участие детей в разрешении поставленных вопросов развивает у них любознательность и делает интерес к природе более устойчивым. Основное средство познания природы – наблюдение, которым руководит воспитатель. Восприятие происходит при помощи всех анализаторов: зрения, слуха, обоняния, осязания, а в некоторых случаях и вкусового анализатора. Восприятия контролируются мышлением при активном использовании речи.

В процессе наблюдений у детей развивается ценное качество личности человека – способность к целенаправленному наблюдению. Наблюдательность нужна каждому человеку, какую бы профессию он для себя ни выбрал.

У ребенка восприятие природы острее, чем у взрослого, и чувствует он сильнее, так как соприкасается с природой впервые, и у него растет интерес к ней. Поддерживая и развивая этот интерес, педагог детского сада может воспитать у детей очень многие положительные качества личности.

На прогулках воспитатель должен показывать коллективный труд людей. Детям будет понятен труд земледельца на поле, в огороде, на животноводческих фермах. Так воспитывается чувство уважения к труду взрослых. Воспитанный таким образом, человек не будет ходить по газонам, загрязнять реки, разводить костры под деревьями, будет оберегать животных, не давать их в обиду.

Воспитатель на прогулках также расширяет и уточняет представления детей о природных явлениях в живой и неживой природе, формирует реалистическое понимание этих явлений и умение устанавливать связь между ними. Продолжает развивать способность наблюдать сезонные изменения, выделять характерные признаки, анализировать, обобщать и правильно передавать воспринятое словами и в рисунках; воспитывает у детей любовь к природе, стремление охранять.

Дети способны видеть и радоваться красоте природы. У них вырабатывается под руководством взрослых эмоционально – оценочное отношение к природе, к результатам труда, к произведениям искусства, к поведению сверстников и взрослых; оценкам дается более глубокая и широкая мотивировка.

Таким образом, нужно сказать о том, что экологическое образование стало неотъемлемой частью образовательного пространства многих дошкольных учреждений.

Публикации по теме:

Экологическое воспитание детей в нашем садуЭкологическое воспитание детей в нашем саду г. Екатеринбург МБДОУ детский сад №469 Воспитатель: Кузнецова Е. С. Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, она своей яркостью.

Эти забавные животныеЭти забавные животные Общение с животными оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Дети.

Библиотека изображений:
  • Изучаем цвета
  • Научная лаборатория
  • Экология
Автор публикации:
Проблема формирования экологических знаний у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 10 декабря 2013 в 16:51
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Сердечко для мамочки! Наш подарок в технике декупаж. Фотоотчет
Сегодня хочу рассказать и показать Вам, как мы делали подарок для наших любимых мамочек. Мамино сердечко огоньком пылает, Мамино сердечко дом наш...
«Зимушка — зима. Деревья». Календарно-тематическое планирование ОП в средней группе...
Интегрирующая тема периода: Зимушка – зима. Деревья Развёрнутое содержание работы: Расширять представления о характерных особенностях зимней природы;...
Фотоотчет открытого занятия для детского сада в первой младшей группе «В гостях у...
Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу предоставить вам фотоотчет открытого занятия для детского сада в первой младшей группе. Конспект занятия я...
Выступление на педсовете «Развитие познавательной активности на занятиях математики...
Развитие познавательной активности на занятиях математики посредством ИКТ" "Детская природа требует наглядности". К. Д. Ушинский Математическое развитие...
Фотоотчет «Солнышко для бабушки и мамы»
День матери — международный праздник в честь матерей. В России в этот день принято поздравлять матерей. Все любят и чтят свою маму, самую нежную, прекрасную,...