Проблема формирования экологических знаний у детей дошкольного возраста

Татьяна Павлова
Проблема формирования экологических знаний у детей дошкольного возраста

Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на все его чувства своей яркостью, динамичностью, многообразием.

Ребенок думает, что он первооткрыватель сокровищ природы, удивляется и радуется этому. Ему кажется, что он первый услышал стрекотание кузнечика, для него поет зяблик, он первый увидел, что снег – это много красивых снежинок. Так дети впервые воспринимают природу. Они тянутся к ней, она возбуждает их любознательность.

Дети с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже главного не замечают. А если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит их не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать еще больше.

Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе, и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой.

Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, звери, падающие хлопья снега – все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Ведь убеждения человека формируются с детства. Уже в детском саду воспитатель закладывает фундамент патриотической убежденности. Одна из главных задач, стоящих перед педагогами, - воспитать любовь к Родине. Это первая нравственная заповедь нашего общества. Воспитывать любовь к родной природе – значит воспитывать и любовь к Родине.

Восприятие природы помогает развить такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

Формированию любви к родному городу, селу, краю особое внимание уделяется в детских садах.

Всю эту работу с дошкольниками проводят воспитатели. В связи с этим повышаются требования и к работе педагогов, в том числе по ознакомлению детей с природой. Кроме идейной убежденности, культуры и педагогического мастерства, воспитатель должен иметь элементарные знания в области биологии, физиологии животных, а также уметь показывать детям, как правильно сажать растения, ухаживать за животными, птицами, рыбами в уголке природы, как работать в цветнике и огороде. Все эти знания и навыки необходимы также для подготовки детей к школе. Усвоив их, они легче будут понимать, и изучать такие науки, как природоведение, физика, география и т. д.

В процессе ознакомления детей с природой необходимо осуществлять нравственное, физическое, трудовое и эстетическое воспитание.

В нравственном развитии ребенка особое место занимает воспитание у него любви к родной природе и бережного отношения к живому. Наличие в детском саду животных и растений, за которыми дети наблюдают и ухаживают, помогает воспитывать у них такие качества, как бережное отношение к природе, ответственность за порученное дело.

Для воспитания у детей трудолюбия необходимо учить их простейшим приемам выращивания растений и уходом за животными. Очень важно при этом, чтобы дети получали радость от процесса и результата труда. Формируя такое качество, как трудолюбие, необходимо знакомить детей с трудом взрослых в природе, воспитывать уважение к их деятельности. Пребывание и труд детей в природе нужно использовать для укрепления их здоровья и физического развития.

Природа является одним из основных средств эстетического воспитания детей. Знакомя их с природой, надо обращать внимание на шум леса, журчание ручья и пение птиц, форму и окраску листьев и т. д. Необходимо, чтобы дети научились чувствовать прекрасное, с тем, чтобы в дальнейшей своей жизни они умели воспринимать мир во всей его красе и всем многообразии.

Дети старшей группы уже больше знают о природе, имеют первоначальные навыки ухода за животными. Сенсорный опыт и образные представления ребенка этого возраста шире и глубже, чем скажем у четырехлетнего. На данном этапе воспитатель начинает на занятиях формировать у детей обобщенные представления о временах года, о домашних животных и т. д.

В старшей группе на протяжении всего учебного года систематически используются литературные произведения В. Бианки. Сюжеты произведений В. Бианки доступны и привлекательны для детей этого возраста, достоверно отражают экологическую специфику природных явлений, учат ребенка быть наблюдательным, с любовью относиться ко всему, что существует и живет рядом.

Значительное место в методике отведено творческим процессам: восприятию детьми произведений искусства, рисованию детьми иллюстраций к рассказам и сказкам В. Бианки и изготовлению с помощью взрослого самодельных книг, составлению детьми рассказов о природе с их последующим оформлением в книжечки; организации воспитателем совместно с дошкольниками выставок. Наглядная продукция, создаваемая детьми, убедительна, прежде всего, для них самих – это предметные результаты их личностного роста. Она важна и для родителей как свидетельство повышения уровня экологической воспитанности их детей, а также уровня их общего интеллектуального развития.

Основная задача в умственном воспитании – образование у ребят знаний о неживой природе, о растениях, животных и простейших, доступных чувственному восприятию детей, связях между объектами и явлениями природы. Неотъемлемая часть умственного воспитания – сенсорная культура. Она направлена на совершенствование анализаторов, накопление у детей чувственного опыта, что является основой для последующих обобщений, формирования элементарных природоведческих понятий.

Усвоение детьми знаний должно быть тесно связано с развитием их познавательных способностей, сенсорного аппарата, логического мышления, внимания, речи, наблюдательности, интереса, любознательности. Для развития мышления и формирования основ материалистического миропонимания нужно знакомить детей с предметами и явлениями природы, приучить их искать объяснение наблюдаемых явлений подводить детей осознанию связей между ними. В процессе осознания причинных связей и отношений между явлениями природы развивается мышление.

Приучая наблюдать, т. е. целенаправленно сосредоточиваться на явлениях природы, мы тем самым развиваем внимание детей, которое находится в тесной связи с общим умственным развитием и является существенным условием «готовности детей к обучению».

В непосредственном соприкосновении с природой вместе с наблюдательностью развивается и любознательность. В основе последней лежит ориентировочный и исследовательский рефлекс, развитие которого И. П. Павлов считал характерной особенностью человека. У детей дошкольного возраста этот рефлекс очень ярко проявляется в бесконечных вопросах к взрослым: что это? Как? Почему? Удовлетворяя любознательность детей, нужно там, где это возможно, привлекать их самих к решению различных вопросов. Активное участие детей в разрешении поставленных вопросов развивает у них любознательность и делает интерес к природе более устойчивым. Основное средство познания природы – наблюдение, которым руководит воспитатель. Восприятие происходит при помощи всех анализаторов: зрения, слуха, обоняния, осязания, а в некоторых случаях и вкусового анализатора. Восприятия контролируются мышлением при активном использовании речи.

В процессе наблюдений у детей развивается ценное качество личности человека – способность к целенаправленному наблюдению. Наблюдательность нужна каждому человеку, какую бы профессию он для себя ни выбрал.

У ребенка восприятие природы острее, чем у взрослого, и чувствует он сильнее, так как соприкасается с природой впервые, и у него растет интерес к ней. Поддерживая и развивая этот интерес, педагог детского сада может воспитать у детей очень многие положительные качества личности.

На прогулках воспитатель должен показывать коллективный труд людей. Детям будет понятен труд земледельца на поле, в огороде, на животноводческих фермах. Так воспитывается чувство уважения к труду взрослых. Воспитанный таким образом, человек не будет ходить по газонам, загрязнять реки, разводить костры под деревьями, будет оберегать животных, не давать их в обиду.

Воспитатель на прогулках также расширяет и уточняет представления детей о природных явлениях в живой и неживой природе, формирует реалистическое понимание этих явлений и умение устанавливать связь между ними. Продолжает развивать способность наблюдать сезонные изменения, выделять характерные признаки, анализировать, обобщать и правильно передавать воспринятое словами и в рисунках; воспитывает у детей любовь к природе, стремление охранять.

Дети способны видеть и радоваться красоте природы. У них вырабатывается под руководством взрослых эмоционально – оценочное отношение к природе, к результатам труда, к произведениям искусства, к поведению сверстников и взрослых; оценкам дается более глубокая и широкая мотивировка.

Таким образом, нужно сказать о том, что экологическое образование стало неотъемлемой частью образовательного пространства многих дошкольных учреждений.

Публикации по теме:

Экологическое воспитание детей в нашем садуЭкологическое воспитание детей в нашем саду г. Екатеринбург МБДОУ детский сад №469 Воспитатель: Кузнецова Е. С. Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, она своей яркостью.

Эти забавные животныеЭти забавные животные Общение с животными оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Дети.

Библиотека изображений:
  • Праздники
  • Тело, организм, эмоции
  • Экология
Автор публикации:
Проблема формирования экологических знаний у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 10 декабря 2013 в 16:51
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Уголок «Умные пальчики» как форма работы по развитию мелкой моторики рук
Продолжаю серию публикаций по развитию мелкой моторики рук у детей. Для организации такой работы в группе оформлен уголок моторики «Умные пальчики»....
Конспект открытого интегрированного занятия по ПДД «Цветик-семицветик»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение - детский сад комбинированного вида №3 Барабинского района Новосибирской области Методическая...
Конспект ННОД по математике по изучению объёмных форм в подготовительной к школе...
Задача: Продолжать учить детей определять в предметах ( овощи, фрукты) известные объемные формы: шар, куб, цилиндр, конус. Цели: Упражнять в сравнении...
«Колосок» — сценарий инсценировки по мотивам украинской народной сказки, для...
КОЛОСОК ( по мотивам украинской народной сказки) Действующие лица: Петушок, мышонок Круть, мышонок Верть, Осень, Солнышко Декорации: домик,...
Фотоотчет о конкурсе поделок «Осенние фантазии»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Хочу рассказать Вам о конкурсе "Осенние фантазии", который прошел в нашем детском саду. Какую же фантазию...