Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся

Елена Емельянова
Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся

I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы

1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

Сложившаяся до введения ФГТ система дошкольного образования по своему содержанию была основана на предметном принципе обучения детей. Основной моделью построения педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях являлась учебно-дисциплинарная, при которой педагог руководил и управлял действиями ребенка в соответствии с заданной программой, а дети обязаны были подчиняться требованиям воспитателя. Основным результатом изучения программы была сформированность суммы знаний, умений и навыков, которая и определяла готовность ребенка к школе. Но специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность детей к школе.

Новая модель организации образовательного процесса, согласно ФГТ, предусматривает «решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования». То есть уходит понятие «занятия» как обязательной формы дидактической деятельности детей и ему на смену приходит понятие «непосредственной образовательной деятельности», в ходе которой воспитатель становится равноправным партнером и включается в деятельность наравне с детьми, а дети присоединяются к деятельности добровольно и работают каждый в своем темпе.

Изменились также требования к результатам образовательного процесса: «социальный портрет» выпускника содержит совокупность интегративных качеств, которые позволят ему быть успешным в школе и социуме.

Таким образом, современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, что обуславливает определенные требования к деятельности дошкольных образовательных учреждений.

Основной целью педагогической деятельности дошкольных учреждений является развитие интегративных качеств ребенка, а

одним из направлений в развитии этих качеств является развитие эмоциональной отзывчивости у детей. Только на основе эмоционального опыта у детей развивается социальная восприимчивость, то есть способность понимать и учитывать не только свои чувства и желания, но и чувства других, способность к формированию адекватной реакции на различные жизненные ситуации, развиваются навыки эмоциональной саморегуляции. Ребенок должен откликаться на эмоции близких людей и друзей, сопереживать персонажам сказок, историй, рассказов, эмоционально реагировать на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы. Для этого необходимо владеть коммуникативными навыками, ведь развитие коммуникативных качеств дошкольников является важнейшим направлением социально- личностного развития ребенка, что отражено в требованиях ФГТ к планируемым итоговым результатам освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Ребенок, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, умеет адекватно использовать вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).

Однако в рекомендованных программах дошкольного образования нет четко прописанных форм, средств, методов для развития этих качеств в комплексе. В группах не всегда созданы соответствующие условия. Использование воспитателями однообразных форм работы не всегда позволяет эффективно решать проблемы, возникающие при общении детей. Часто дети чувствуют себя одинокими из-за того, что не умеют взаимодействовать. Конфликтные взаимоотношения со сверстниками препятствуют нормальному общению и полноценному развитию ребенка. Отрицательное эмоциональное самочувствие приводит к появлению неуверенности к себе, недоверчивости к людям.

2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.

Анализ практического опыта деятельности дошкольных учреждений показывает, что не все воспитатели владеют методами психолого-педагогического воздействия на ребенка, педагог и психолог часто не координируют свою работу в направлении социально-личностного развития ребенка. Поэтому при решении проблемы развития эмоциональной и коммуникативной сферы детей дошкольного возраста, возникает необходимость:

-овладения воспитателем методами психолого-педагогического воздействия на ребенка;

-формирования субъективного отношения к ребенку;

-установления тесного контакта с психологом дошкольного учреждения.

3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.

Ориентируясь на ФГТ и, уделяя должное внимание эмоциональному и коммуникативному развитию личности дошкольника, мы можем получить следующие умения и навыки:

- вести диалог со сверстниками и взрослыми;

- соотносить свои устремления с интересами других людей;

- продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу;

- получать необходимую информацию в общении;

- выслушать другого, прийти к общему решению;

- принимать помощь;

- понимать чувства и эмоции других людей;

- контролировать свои.

Данные умения и навыки позволят развить у ребенка такие интегративные качества личности как:

-эмоционально отзывчивый;

--овладевший средствами общения и способами взаимодействия как со сверстниками, так и со взрослыми.

4.Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).

Для успешной реализации такого социально- личностного аспекта как развитие коммуникативных качеств и эмоциональной саморегуляции у дошкольников необходимо произвести изменения во всех составляющих образовательного процесса: содержании, средствах обучения и воспитания, а также в контроле образовательных результатов.

Воспитателям рекомендуется:

-изучить такие современные инновационные технологии как: Бычкова С. С. «Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников»; Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Стёпина Н. М. «В мире детских эмоций»; Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. «Учим детей общению»; Панфилова М. А. «Игротерапия общения»; Рылеева Е. В., «Вместе веселее!»; Саранская О. Н. «Психологический тренинг для дошкольников «Давайте дружить!»»; Семенака С. И. «Уроки добра»; Шипицина Л. М. «Азбука общения»; Яковлев В. И., «Психолого-педагогическая технология оптимизации эмоционального статуса у детей старшего дошкольного возраста» и др. ;

-на основе изученных технологий и используя рекомендации психолога составить:

-перспективный план по развитию коммуникативных качеств и эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста;

- примерный перечень наблюдений, бесед, игровых ситуаций по формированию социальных навыков и ценностных ориентаций у дошкольников;

-картотеку эмоциональных игр и упражнений;

-картотеку игр и упражнений для развития коммуникативных способностей;

-картотеку сюжетно-ролевых игр.

Так как игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности,то она и является одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей дошкольников. Поэтому в образовательную область «Социализация» включается цикл игр, направленных на формирование навыков социального восприятия в процессе взаимодействия детей друг с другом. Для этого используется обыгрывание конфликтных (проблемных) ситуаций и моделирование выхода из них. Проведение игр и упражнений «Подумай и изобрази», «Как поступить», «Чудесный терем дружбы», «Поможем ближнему», «Что можно сделать для друга» способствуют формированию у детей умения замечать и оценивать личностные качества и поступки других детей и персонажей, умения выражать черты характера и эмоции свои и партнера, усвоению моральных норм и правил поведения.

Цикл игр для развития эмоций формирует умение произвольно воспроизводить определенные эмоциональные состояния мимикой, жестом, движением, знакомит детей с «азбукой эмоций».

С этой целью можно проводить мимические и пантомимические упражнения : «Тренируем эмоции» (нахмурься, как: осенняя туча, злая волшебница, хитрая лиса, «Глаза в глаза», «Тень», «Зеркало», «Чтение эмоций (по фотографии, «Азбука настроения», «Пиктограммы», «Ролевая гимнастика» (походи, как младенец, как старик, как медведь, как лиса и др.). Эти упражнения можно включить (выборочно, в соответствии с тематикой недели) в ритуал начала НОД, заключительную часть или физкультминутку.

Для разборов конфликтных ситуаций можно использовать «Коврик злости», где можно проговорить свои претензии и обиды, а затем «вытоптать» свой гнев в «Уголке топанья» или выбить в «Подушку – колотушку», а затем вместе отправиться на «Островок дружбы» и торжественно связать «Ленточки дружбы» (для девочек) или сковать «Цепи друзей» (для мальчиков) .

Для снятия мышечного и эмоционального напряжения можно использовать следующие пособия: мягкие молоточки, биты, подушки для боя, мягкие поролоновые мячики, молотки для забивания деревянных гвоздей.

В образовательную область «Коммуникация» входят игры, направленные на сближение детей друг с другом. Регулярное выполнение упражнений таких, как: «Давайте познакомимся», «Встреча», «Прорвись в круг», «Подними и покачай» способствует снижению уровня дезадаптации у проблемных детей, сближению детей, совершенствует речь как средство общения. Задачам формирования у ребенка умения принимать во внимание точку зрения другого, структурированию и систематизации представлений о себе и другом ребенке, формированию устойчивого межличностного взаимодействия, оценочного отношения к себе, сверстникам, своему поведению и поведению других служат такие игры, как: «Комплименты», «Подумай и ответь» (за что тебя можно любить, за что можно пожурить, «Мои любимые вещи», «Какой я», «Составь рассказ» (метод незаконченных предложений) – темы разнообразны: «Я люблю, когда…», «Когда меня обижают…», «Меня беспокоит…»

В образовательную область «Чтение художественной литературы» входит чтение и эмоционально- нравственная оценка поступков и чувств героев, драматизация отрывков из литературных произведений с целью «проживания» конфликтной ситуации и поиска выхода из нее без применения силы, а с помощью высказывания своих мыслей и чувств.

Для закрепления можно проводить сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, игры-путешествия, организовывать совместную деятельность с детьми других групп детского сада (совместные праздники, развлечения, походы, участие в кукольных спектаклях, драматизации сказок, соревнования, фестивали, конкурсы).

Для диагностики коммуникативных навыков можно использовать:

- методику И. А. Зимней «Сформированность умений межличностного общения». Ее целью является изучение сформированности ряда умений межличностного общения ребенка со сверстниками.

- методику Н. В. Клюевой и Ю. В. Касаткиной «Учим детей общению». Цель методики - выявить уровень сформированности коммуникативных

навыков, а также изучить и оценить межличностные отношения в группе детей старшего дошкольного возраста.

Для диагностики эмоциональной сферы можно использовать методику «Капитан корабля». Ее целью является социометрическое изучение и оценка межличностных предпочтений в группе детей дошкольного возраста.

Для проведения диагностики используется наблюдение, беседа, рассматривание рисунков детей.

5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).

Кадровые изменения.

- Повышение компетентности и профессионализма педагогов;

- Введение ставок психолога и логопеда в штат ДОУ;

-Овладение новыми инновационными методиками.

Научно-методические изменения.

-Организация постоянно действующего научно-практического семинара «Формирование коммуникативных качеств дошкольников»;

- Разработка методических рекомендаций для воспитателей по развитию эмоциональной сферы дошкольников;

- Составление перспективных планов по социально-личностному развитию детей;

- Составление картотеки сюжетно-ролевых игр, игр и упражнений для развития коммуникативных способностей, эмоциональной сферы;

- Составление циклов бесед по темам социально-личностного развития детей;

-Разработка методических рекомендаций для родителей, способствующих развитию коммуникативных качеств дошкольников.

Материально-технические изменения.

- Обогащение предметно-развивающей среды в группах «Ковриками злости», «Островками дружбы», «Уголками топанья», предметами и пособиями для снятия мышечного и эмоционального напряжения: мягкие молоточки, биты, подушки для боя, мягкие поролоновые мячики, молотки для забивания деревянных гвоздей;

-Пополнение библиотеки справочной и методической литературой по теме социально-личностного развития дошкольников;

- Пополнение медиатеки современными цифровыми ресурсами.

Нормативно-правовые изменения.

Изучить:

Закон «Об образовании» РФ.

Конвенция ООН «О правах ребенка».

Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

Приказ Министерства образования и науки РФ от 20.07.2011г. № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.09.2008г. № 666.

Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (письмо от 21.10. 2010 г. № 03-248).

Письмо Министерства образования и науки РФ от 22 июля 2010 г. № 03-13 «О примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования».

В календарно-тематический план ДОУ внести задачи социально-личностного развития ребенка.

Информационные изменения.

Своевременное информирование воспитателей о проведении курсов повышения квалификации, появлении новых диагностических методик и методических разработок по темам социально-личностного развития детей.

Организационные изменения.

Организация и проведение педсоветов на темы: «Эмоциональное благополучие как фактор успешного развития детей», «Развитие коммуникативных качеств детей в игре», семинаров-практикумов, мастер-классов, открытых мероприятий в ДОУ с целью закрепления практических навыков педагогов в организации НОД и образовательной деятельности в режимных моментах по развитию коммуникативной и эмоциональной сферы дошкольников.

II.Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе

Тема пособия: «В гости к героям сказки «Теремок»

Возраст целевой группы: старший дошкольный возраст

Цель пособия: формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста

Задачи пособия:

1. Обогащать знания детей об эмоциях и их внешних проявлениях.

2. Закреплять знание пиктограмм эмоций, уметь соотносить их с внешними проявлениями у детей.

3. Формировать умение детей оказывать положительные знаки внимания, воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

4. Воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова.

Алгоритм работы со слайдами:

№ слайда Действия и возможный вариант пояснений педагогов

Ребята, вы любите ходить в гости?

Я предлагаю вам отправиться в гости к героям сказки «Теремок».

Поможем героям сказки собрать «волшебный цветок». Для этого надо ласково обратиться к лисе, волку, медведю, лягушке, мыши.

По щелчку «мыши» лепестки «присоединяются» к серединке.

У мышки сегодня День рождения. Давайте подарим ей «Радугу добрых пожеланий». Каждое доброе пожелание подарит радуге один цвет.

Цвета появляются по щелчку «мыши».

Мышка, волк, лисичка, зайчик, лягушка и медведь поссорились. Чтобы их помирить, надо

Поможем медвежонку понять, что чувствует мальчик и выбрать нужную эмоцию-пиктограмму. Как можно развеселить мальчика?

По щелчку «мыши» лишние пиктограммы исчезают.

Поможем волчонку понять, что чувствует девочка и выбрать нужную эмоцию-пиктограмму. Как вы думаете, чему радуется девочка?

По щелчку «мыши» лишние пиктограммы исчезают.

Поможем лягушке понять, что чувствует мальчик и выбрать нужную эмоцию-пиктограмму. А когда случалось удивляться вам?

По щелчку «мыши» лишние пиктограммы исчезают.

Молодцы, ребята! Героям «Теремка» понравилось с вами играть.

По щелчку «мыши» летят бабочки.

Публикации по теме:

Мониторинг профессионального роста педагога Лаборатория мониторинга создается по решению методического совета Создание лаборатории оформляется приказов руководителя образовательного.

Портфолио педагога-психолога Портфолио- это накопленный и систематизированный материал педагога, который демонстрирует его профессиональные возможности и достижения.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Космос
  • Космос
Автор публикации:
Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся
Опубликовано: 11 июня 2013 в 16:42
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
НОД «Наблюдение за примулами» (фотоотчет)
Цель : расширять знания и представления детей о первоцветах ( примулах) Планируемые результаты: - проявляется детская любознательность -...
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...
Мастер-класс по аппликации «Строим скворечник для скворца»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Воспитание интереса к птицам, заботливого отношения к ним. Задачи: 1. Учить детей изображать в...
Детский мастер-класс «Пасхальное яйцо» для детей средней группы
Уже совсем скоро мы будем праздновать праздник Светлой Пасхи. Не секрет, что к этому празднику на Руси была традиция - расписывать пасхальные яйца....