Проектная деятельность как один из эффективных методов нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Галина Шкилевич
Проектная деятельность как один из эффективных методов нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Методы нравственного воспитания дошкольников применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи. Основаниями для подбора методов, которые можно и целесообразно использовать в комплексе, служат ведущая воспитательная задача и возраст детей.

На наш взгляд, один из наиболее эффективных методов нравственно-патриотического воспитания – проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Реализация проектов позволяет задействовать различные виды детской деятельности, способствует развитию собственной познавательной активности, творческих способностей, мышления, воображения, фантазии, коммуникативных навыков; стимулирует развитие самостоятельности и ответственности.

Работу по внедрению проектного метода обучения в практику детского сада мы начали 2 года назад. Толчком для выбора темы ДОУ по реализации проектной деятельности послужил опыт работы педагога высшей квалификационной категории Кузьменко Юлии Константиновны, которым она поделилась с коллегами на педагогическом совете. Было принято решение о том, что проектный метод является эффективным средством для реализации задач нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, над которым работал педагогический коллектив с 2012 года, и воспитательной системы в целом.

Основная цель, которую ставил перед собой педагогический коллектив ДОУ №303 “Солнышко” - создание системы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности при взаимодействии с семьями воспитанников

Задачи работы:

1. Разработать систему воспитания патриотических чувств и основ гражданственности у детей дошкольного возраста;

2. Пробудить у детей дошкольного возраста нравственное отношение и чувство сопричастности к семье и близким людям, к своей малой родине, к стране; к природе родного края; к культурному наследию своего народа;

3. Вовлечь родителей в процесс пробуждения у детей чувств любви к семье, к природным и культурным ценностям родного края;

4. Установить взаимодействие ДОУ с культурно – образовательными учреждениями и социальными объектами района и края в целях совершенствования деятельности педагогов по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Этапы работы по внедрению проектного метода обучения.

Работа по реализации поставленных задач проходила в три этапа.

I этап. Прогностический

Описание деятельности Возникшие трудности

- Создание организационной основы для реализации проекта.

- Выявление затруднений педагогов ДОУ при решении данной проблемы.

- Анализ воспитательно-образовательной деятельности ДОУ, выявление проблем и противоречий по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

- Выявление роли родителей в воспитании патриотических чувств у детей дошкольного возраста МБДОУ.

- Систематизация знаний педагогов и родителей о понятиях и определениях патриотического воспитания.

- Оценка результативности экспериментальной работы.

Недостаточная компетентность и информированность педагогов в данной области.

Недостаточное материально-техническое и методическое оснащение. Недостаточная разработанность материалов по организации проектной деятельности.

Нет активного взаимодействия между специалистами, родителями и социумом по данному вопросу.

На 1-м этапе был проведен мониторинг состояния воспитательно-образовательного процесса, а так же выявлены знания педагогов по данному вопросу (анкетирование педагогов и родителей по теме). На основе анализа полученных данных был составлен план действий по устранению возникших противоречий. С этой целью проведен теоретико-практический семинар «Детский сад – моя семья», организован круглый стол «Как стать патриотом», проведено ряд консультаций по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

II этап. Организационно – внедренческий этап

Описание деятельности Результат

Изучение теоретических вопросов проблемы:

- Формирование нормативно – правовой базы.

- Создание условий для выявления и развития нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

- Организация воспитательно – образовательной работы с детьми по нравственно – патриотическому воспитанию.

- Организация работы с родителями.

- Организация работы с педагогическими кадрами МБДОУ.

• Самообразование.

• Педагогические советы.

• Консультации.

• Семинары.

• Работа творческой группы.

• Личные творческие проекты.

- Оценка результативности экспериментальной работы.

Накопление творческого материала

• Подготовка материальной базы.

• Распределение обязанностей. Ресурсное обеспечение

Вторым этапом стало проведение корректировки рабочего комплекта нормативных документов, проведение работы по созданию и апробированию перспективного плана воспитания нравственно – патриотических чувств у детей дошкольников через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с семьей.

Так же решена проблема оснащения методической литературой и необходимыми дидактическими материалами (приобретение учебно – наглядных пособий, расширение аудио и видеотеки, дооборудование групповых комнат)

III этап. Заключительный

Описание деятельности Результат

- Обобщение опыта работы по нравственно – патриотическому воспитанию детей

- Итоговое анкетирование воспитателей и родителей воспитанников.

- Обобщение результатов анкетирования.

- Внедрение и распространение положительного опыта эксперимента.

- Формулирование выводов.

- Подготовка к печати методического пособия по воспитанию нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста при взаимодействии с семьей. Разработка системы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности

Установление взаимосвязи со специалистами, родителями и другими социальными учреждениями города

Оформление материалов для размещения на сайте ДОУ и других сайтах.

Третий этап работы – подведение итогов экспериментальной деятельности. Таким образом, нашей творческой группой разработана система и установлена последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Общественная жизнь, явления, в ней происходящие, постоянно корректируют содержание нравственного воспитания. Именно поэтому конкретная разработка его, а в частности проектная деятельность, как метод нравственного воспитания, всегда будет оставаться актуальной проблемой педагогики. При этом следует учитывать также, что, конкретизируя содержание нравственного воспитания подрастающего поколения, нужно не только иметь в виду достижения и требования сегодняшнего дня, но и предвидеть задачи будущего, экстраполировать содержание на тот период, когда сегодняшний малыш станет взрослым человеком.

Публикации по теме:

Презентация «Олимпийские игры» Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы правильного.

Воспитание патриотизма При выстраивании системы необходимо учитывать возможности дошкольников. Только к старшему возрасту начинают складываться представления о.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Цифры
  • Учимся считать
Автор публикации:
Проектная деятельность как один из эффективных методов нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста
Опубликовано: 20 июня 2013 в 13:04
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет о квесте «У Лукоморья»
Квест "У Лукоморья". Фотоотчет. В период летних каникул есть много времени и возможностей развлечь детей. Вот и в нашем парке прошла замечательная...
Конструирование из бумаги «Падающая звезда». Конспект комплексного занятия с детьми...
Конструирование из бумаги на тему: «Волшебный телескоп с падающей звездой». Конспект комплексного занятия с детьми средней группы. Ведущая особенность...
Квест «В поисках Снегурочки»
Квест «В поисках Снегурочки». Проект. Краткое содержание проекта: организация совместной творческой деятельности родителей и детей. Продолжительность...
Фоторепортаж о Дне молодежи в Белгороде. III часть
МИМЫ, иначе КЛОУНЫ - вот такие красочные, яркие и запоминающиеся и для детей, и для взрослых - они встречали всех гостей на дорожках у зеленых, сочных и...
Сказка про одуванчики
– Как жаль, что одуванчики отцвели, – сказала Ариша бабушке. – Я их очень люблю. Особенно люблю на них дуть. Бабушка засмеялась, выглянула в окошко и...