Лучший педагог года

Проектная деятельность обучающихся на занятиях по предмету «Театр кукол»

Тамара Орлова
Проектная деятельность обучающихся на занятиях по предмету «Театр кукол»

Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Публикация «Проектная деятельность обучающихся на занятиях по предмету „Театр кукол“» размещена в разделах

Исследовательская деятельность обучающихся — связанна с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Предполагающая наличие основных этапов: постановку проблемы, изучение теории посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ, обобщение и собственные выводы.

Кукольный театр находится в постоянном движении и развитии, постоянно «разрастается», пополняясь новыми находками и придумками. Так недавно появился рисованный театр, пальчиковый театр теней и многие другие. Творческая мастерская нашего театра кукол «Би – Ба- Бо» предлагает несколько другой вид настольного театра. Дети, посещающие ДШИ, на занятиях делали кукол, используя флаконы от духов. Куклы были яркие но не находили ни какого применения, кроме как статуэтки, мы решили на основе таких кукол создать свой настольный театр. Обсудив для чего и почему мы это делаем, и познакомившись с правилами работы, безопасности труда, стали придумывать модели кукол (некоторые предварительно нарисовали эскиз). Дальнейшая работа вылилась в детскую проектную деятельность.

Для чего мы это делаем.

И так мы решили создать свой скульптурный настольный театр и поставить спектакль «Золушка». Настольный театр было решено назвать скульптурным. Он был основан на синтезе предметного и пластилинового театра. Здесь каждая кукла является отдельной и самостоятельной скульптурой, а вместе это должен быть спектакль.

Какие бывают куклы и из чего они делаются.

Настольных театров очень много, и каждый раз их количество увеличивается, так как появляются новые виды материалов и техник по устройству кукол.

1. Театр игрушек.

2. Конусный театр.

3. Фланелнграф.

4. Настольно – плоскостной.

5. Домашний (картонный).

6. Пальчиковый.

7. Авторский пластилиновый (или глиняный).

8. Театр предметов.

9. Теневой (картонный, ручной, пальчиковый, “живых теней”)

Разновидности настольного театра предполагают и использование различного материала (предметов, бумаги, ткани, природного и бросового материала) при изготовление кукол - образов.

Плоские игрушки – нарисовать персонаж на тонком картоне, потом вырезать, положить изображение на картон, обвести и вырезать, оставив снизу небольшую часть картона на обеих половинках изображения с тем, чтобы отогнуть эти части, намазать клеем и приклеить к картонному кружочку-подставке (можно вырезать героя из раскраски или журнала).

Игрушки из конусов – с помощью циркуля, трафаретов или шаблонов вырезают круги разного диаметра, складывают их пополам, разрезают по линии сгиба и склеивают из полукругов конусы. Затем каждый конус превращается в зверька, птичку, человечка, приклеив соответствующие детали. Также можно головку куклы сделать из ваты, обтянутой эластичной тканью или искусственным мехом, а проволочные руки, закрыть рукавами одежды. Тогда фигурка куклы будет полуподвижна. Передвигать куклу нужно скольжением по столу, держа за рычажок управления головы.

Игрушки из цилиндров – для их изготовления нужны бумажные цилиндры, которые склеивают из прямоугольного листа плотной бумаги. Вырезаются детали и оформляются игрушки таким же образом, как и игрушки из бумажных конусов.

Игрушки из природного материала. Детали не следует скреплять при помощи пластилина, нужен клей ПВА, казеиновый или столярный. Не рекомендуется окрашивать природный материал, поделки из него лучше покрывать бесцветным лаком. Не следует применять в работе тот природный материал, который может повредить здоровью детей (репейник, колючки, ядовитые растения и их плоды, семена, крупы).

Магнитный театр. К игрушкам, сделанных из бумажных конусов и цилиндров, полосками бумаги приклеить к нижним частям полоски металла или поместить в отверстие катушек. А на тонкий картон или фанеру наклеить кусок ткани, это будет подставка, которая ставится между двумя сдвинутыми столами и скрывает руку, которой будут водить магнит.

Куклы из варежек - старые варежки могут оказаться хорошим материалом для изготовления кукол. Такие игрушки тоже доступны для изготовления детьми. Варежка может изображать голову куклы, при этом большой палец служит носом, а если превратить варежку в зверька, то большой палец будет хвостиком.

Куклы из коробок – любую коробку можно приспособить для головы куклы или целой куклы, вырезать и наклеивать детали на нее можно из любых других материалов. Коробочку можно одевать на руку и если сделать отверстие на месте рта и при показе пошевелить указательным пальцем, то игрушка станет говорушкой.

Игрушки – вертушки - для изготовления этих игрушек нужны палочки. Секрет игрушки в том, что детали прикрепляются к палочке и игрушка приводится в движение благодаря ее повороту. Игрушки – вертушки могут быть сделаны из коробочек. Головы могут быть сшиты из ткани, поролона, бумажной массы, прикреплены к коробочке или палочке, платье из ткани, собранное по окружности и прикреплено к палочке.

Пальчиковый театр - персонажи для пальчикового театра могут быть сделаны из бумаги, коробочек, поролона, из бумажной массы, из различных видов ткани, вязки или используют теннисные шарики и бросовый материал: пробки от шампуня, шляпки от желудей, прищепки и тд. Для изготовления глаз, рта, носа.

Фланелеграф – особенностью его является сцена – прямоугольная доска из фанеры или толстого картона (примерно 90 х 60, обтянутая голубой или светло – серой фланелью ворсом наружу. С лицевой стороны желательно сделать окантовку невысокой рейкой, а сзади – подставку для устойчивости. Рисунки и картинки наклеивают на фланель ворсом наружу и обязательно просушиваются под прессом

Домашний (картонный) театр – изготавливается из картонной коробки. На верхней части которой есть две прорези: одна – для вождения кукол, другая – для смены декораций задника сцены. К боковым частям портала крепится занавес. Кукла изготавливается, так же как и в настольно – плоскостном театре. Только передвигается она не на подставке, а на трости, вклеенной между двумя одинаково раскрашенными силуэтами

Пластилиновый театр – фигурки и атрибуты спектакля лепят из пластилина, они должны быть очень устойчивыми. Можно лепить из глины или солёного теста. Для игр - импровизаций можно использовать готовые дымковские, гжельские игрушки, фарфоровые и фаянсовые статуэтки.

Театр предметов – куклой в таком театре может быть любой предмет, обыденная вещь, кухонная утварь нужно лишь к ней добавить кое – какие детали и она тут же оживает и становится участницей сценического творчества.

Материалы и инструменты

1. Флаконы от духов или туалетной воды.

2. Скульптурный пластилин.

3. Пластилин для лепки и моделирования.

4. Скалка.

5. Кусок хлопчато - бумажной ткани.

6. Чисноко - давилка.

Техника изготовления.

1. Эскиз.

Эскиз куклы можно подобрать из книжек, картинок или нарисовать самому. Прежде чем создать нужный эскиз, необходимо познакомиться со сказкой «Золушка», узнать о том времени, о народе и его сословиях, о их жизненном укладе, о стиле одежды и о причёсках. Это необходимо для того чтобы сказка смотрелась правдоподобно, зрелищно и красочно.

2. Подготовка основы куклы.

Взять кусок скульптурного пластилина, размять в руках или разогреть его, подержав в теплой воде при температуре 35 градусов. Разогретым скульптурным пластилином облепляем пустой флакон от духов со всех сторон так, чтобы получилась форма фигуры будущей куклы.

3. Изготовление одежды для куклы.

Фасон одежда для куклы создаётся согласно нарисованному или подобранному эскизу. Чтобы пластилиновая одежда была похожа на ткань, нужно изготовить «пластилиновую ткань». Для этого нужно взять кусок пластилина для лепки (цвет подбирается такой, какой цвет будет у одежды, размять его в руках, затем положить его на одну часть заранее разложенной хлопчато – бумажной ткани. Второй частью ткани накрыть этот кусок пластилина. Взять скалку и через ткань раскатать данный пластилин. Снять часть ткани с пластилина, по раскатанному пластилину разбросать пластилиновые шарики (или маленькие цветочки, треугольники и тд., затем снова накрыв пластилин куском ткани раскатать его скалкой. Получилась «пластилиновая ткань» в горошек, цветочек или с другими любыми вкраплениями. Из полученной ткани на подготовленную основу куклы драпируется одежда выбранного фасона. Если в одежде куклы необходим ещё другой цвет, то берётся пластилин другого цвета и изготавливается точно также «пластилиновая ткань» другого цвета.

4. Изготовление рук, ног.

Основа для рук делается из скульптурного пластилина. Кусочек разогретого скульптурного пластилина скатываем и придаём форму руки, сверху драпируем рукав из «пластилиновой ткани». Кисть покрываем пластилином для лепки, цвет подбираем под цвет кожи. Присоединяем их к основе куклы. Из пластилина для лепки лепим туфли и присоединяем их к основе куклы.

5. Изготовление головы.

Из разогретого скульптурного пластилина скатать шарик, чуть овальной формы, из которого делается заготовка (основа) для головы куклу. Затем берём кусочек пластилина для лепки, цвет подбирается по цвету кожи будущей куклы. Тщательно разминаем и на основе головы куклы формируем лицевую часть (нос, глаза, губы, скулы). Основу головы присоединяем к основе всей куклы. Подбираем кусок пластилина такого цвета, какого будут волосы данного персонажа. Для этого берём чисноко – давилку, кладём в неё выбранный кусок пластилина и выдавливаем. Жгутики выдавливаем согласно нужной длинны волос. Полученные волосы укладываем на затылки кукольной головы, формируем выбранную причёску

Себестоимость.

Для спектакля «Золушка» необходимо изготовить 12 кукол. Для этого понадобилось 12 пустых флаконов от туалетной воды, одна упаковка скульптурного пластилина, две коробки пластилина для лепки и моделирования.

№п/п Материал Цена Кол - во Сумма

1 Флакон от духов Бросовый материал 12 шт. ---

2 Скульптурный пластилин 75 руб. 1 шт. 75 руб.

3 Пластилин для лепки 67 руб. 2 коробки. 134 руб.

Итого: 209 руб.

Санитарно – гигиенические требования

и техника безопасности.

1. Перед работой накрыть стол клеёнкой, чтобы не испачкать его пластилином.

2. При разогревании скульптурного пластилина быть аккуратным и внимательным с водой, чтобы не облиться самому и не облить соседа.

3. Скульптурный пластилин нельзя бросать друг в друга или разбрасывать его по комнате

4. Во время работы скалкой не махать. Можно ударить не только

себя, но и соседа.

5. Пластилин для лепки нельзя разбрасывать, тем более пулять друг в друга. Все куски должны лежать в коробке. Остатки после моделирования из «пластилиновой ткани», также необходимо сложить в коробку.

6. Проявлять осторожность и внимание при работе с чисноко - давилкой, нельзя баловаться, махать, так как можно ударить соседа или прищемить палец.

Заключение.

Итак, коллектив создал собственный эксклюзивный скульптурный театр кукол, который относится к простым видам настольного театра. Оттого, что каждая кукла сделана на основе скульптурного пластилина и делалась практически как скульптура, мы и назвали его скульптурным театром. Куклы сделаны к спектаклю и готовы к следующему этапу работы, к сценическому оживлению.

Вывод

• Творчество в ходе изготовления кукол для спектакля – это целенаправленный труд, в котором особую роль играет воображение – именно оно порождает новые образы. Как утверждал Л. С. Выгодский, “стремление воображения к воплощениям и есть подлинная основа и движущее начало творчества”.

• Труд по изготовлению театрализованных игрушек способствует воспитанию характера. Игрушку сделать не так легко – требуются значительные волевые усилия, усидчивость и умение планировать свою деятельность.

• Совместный труд, последующая игра имеют большое значение для творческого роста всего коллектива и укрепления дружбы между его членами.

Педагогический вывод.

Ребёнку интереснее играть сказочные спектакли, созданные своими руками. Создание кукол доставляет детям огромное наслаждение. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.

Н. Д. Бартрам писал: “Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению».

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Театр кукол в детском саду (старшая группа) Доклад на тему: «Театр кукол в детском саду» старшая группа (февраль 2012) Художественно-эстетическое воспитание ребёнка является неотъемлемой.

Образовательная деятельность по ОО «Физическая культура» для обучающихся дошкольной группы 5–6 лет ЗАНЯТИЕ 4. Тема: Фрукты. П/с: Повторение поворотов на месте прыжком, смыкания – размыкания в колонне. Ходьба в колонне по 1 между предметами.

Образовательная деятельность по ОО «Физическое развитие» для обучающихся дошкольной группы 4–5 лет Занятие 1. Тема: Осень в гости к нам пришла. П/с: Упражнять детей в ходьбе и беге колонной по одному; учить сохранять устойчивое равновесие.

Образовательная деятельность по ОО «Физическое развитие» для обучающихся дошкольной группы 4–5 лет Занятие 16. Тема: Дикие и домашние животные. П/с: Учить детей сохранять устойчивое равновесие при ходьбе на повышенной опоре; упражнять.

Образовательная деятельность по ОО «Физическое развитие» для обучающихся дошкольной группы 5–6 лет ЗАНЯТИЕ 10. Тема: Растения осенью. П/с: Продолжить учить перестроению в колонну по 2 в движении; упражнять в беге до 1 минуты; в ходьбе.

Проектная деятельность-как инновационная деятельность в формировании личности дошкольника в соответствии с ФГОС ДО В связи с активизацией образовательного процесса и его нацеленности на конкретные образовательные результаты, возникает проблема изменения.

Проектная деятельность на занятиях ИЗО, как средство всестороннего развития дошкольников Проблема детской одаренности, проблема развития творческого мышления дошкольника с его неповторимостью, оригинальностью и уникальностью.

Проектная деятельность в подготовительной группе «Театр в детском саду» Описание и пояснение к проекту. Проект: «Театр в детском саду» Тема: Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском.

Театр ростовых кукол «Репка» (фотоотчет)Театр ростовых кукол «Репка» (фотоотчет) Добрый день, уважаемые коллеги! В свое блоге недавно я рассказывала о разнообразных видах театра в нашей группе: пальчиковый, теневой, морской,.

Тверской театр кукол в гостях у нашего садаТверской театр кукол в гостях у нашего сада Хочу поделиться с вами нашими новостями! На днях к нам в сад приезжал наш Театр Кукол. Они привезли нам спектакль "Заколдованное королевство".

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектная деятельность обучающихся на занятиях по предмету «Театр кукол»
Опубликовано: 7 декабря 2017 в 09:26
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД