Папки-передвижки

«Проектный метод как средство реализации личностно-ориентированного подхода в работе с дошкольниками»

Екатерина Дорогина
«Проектный метод как средство реализации личностно-ориентированного подхода в работе с дошкольниками»

Уже более десяти лет в педагогической науке обсуждаются проблемы образования, связанные с его гуманизацией, а развитие личности ребенка – это одно из приоритетных направлений гуманистического образования. Это и определило инновации последних лет, направленные на замену учебно-дисциплинарной модели взаимодействия педагога и воспитанника на личностно-ориентированную, утверждающую ценность личности ребенка.

Публикация «„Проектный метод как средство реализации личностно-ориентированного подхода в работе с дошкольниками“» размещена в разделах

Один из парадоксов современной отечественной педагогики состоит в том, что в теории наблюдается всесокрушающая победа личностно-ориентированного образования и воспитания, а распространение его на практике незначительное.

Основной целью педагогических усилий остается накопление определенного объема знаний, умений и навыков, противоречащее развитию личности. Ориентация на «среднего» ребенка ведет к тому, что развитие детей с высоким интеллектом искусственно тормозится, и они лишаются возможности полноценной реализации своих способностей. Дети же с более низким уровнем развития вынуждены постоянно переживать неуспех, что негативно сказывается на их эмоциональном благополучии. И вместо того, чтобы ребенку самому обследовать, наблюдать, экспериментировать, сравнивать, творить, получать какой-либо результат, он вынужден выслушивать от педагогов готовые сведения и отчеты о том, как познавали мир другие люди, и что они когда-то узнали об изучаемом объекте.

Необходимо было искать пути решения поставленной проблемы, изменить привычные подходы к воспитательно-образовательному процессу, важно было найти иной подход к организации образовательной деятельности:

-Изменение форм работы

-Выбор дидактического материала на занятии

-Изменение форм общения

Изучив методическую литературу по проектному методу обучения, была ясна, и привлекательность проектного метода, и его преимущества для реализации личностно-ориентированного подхода перед традиционными методами обучения.

Суть Проектной деятельности - стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, познавательный интерес, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний (интеграция, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

Проектный метод обучения помогает :

• в формировании у дошкольников целостного образа предмета, явления или события. Например, если тема образовательного проекта – «Дома», то во время работы над проектом дети получат представления о домах разных видов, из разных материалов, различного назначения, сказочных и реальных «домах» зверей и птиц, строительных профессиях и т. п. ,

• в решении образовательных задач в совместной со взрослыми и в самостоятельной деятельности детей. Дети при выполнении различных заданий по ходу проекта учатся работать и самостоятельно, и в паре, и в партнерстве со взрослыми.

• в интегрированном решении задач различных образовательных направлений. Различные задания по теме проекта позволяют уточнять или расширять представления детей о предмете или явлении, формировать элементарные математические понятия, развивать навыки предчтения, письма (копирования, мелкой моторики, изобразительных умений и др. ;

• в обеспечении индивидуализации образования за счет использования разноуровневых заданий;

• в предоставлении дошкольникам выбора содержания. Дети могут выбирать то, с чем им наиболее интересно работать. Например, рисовать или мастерить макет домов, в которых живут люди, или жилище животных; дома на деревенской улице или цент г. Томска;

• в реализации права детей на самостоятельный выбор учебных действий. В рамках практической деятельности проекта дети самостоятельно принимают решение о том, что именно они будут делать, в каком объеме и в какой последовательности: рассматривать книги, раскрашивать, дорисовывать, штриховать, считать, копировать слова, распутывать лабиринт, готовить картинки для книжки-малышки или что – то еще.

• в наглядной демонстрации родителям ежедневных достижений детей. Работая в рамках проекта, каждый ребенок выполняет часть общей работы, но получает индивидуальный образовательный результат, который можно предъявить родителям, а можно выполнить дома вместе с родителями.

На начальном этапе внедрения проектного метода в образовательный процесс не возникало трудностей, т. к. была понятна классификация проектов : Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта. Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Ролевой проект является наиболее сложным в разработке и реализации. Участвуя в нём, проектанты берут на себя роли сказочных персонажей, выдуманных героев. Результат проекта остаётся открытым до самого окончания.

Авторами проектного метода (В. Килпатрик, Д. Дьюи и др.) выделены основные этапы проекта

• Постановка проблемы (определение темы будущего проекта).

• Формулировка вопросов, ответы на которые мы хотим найти.

• Поиск и предложение возможных вариантов решения проблемы.

• Сбор информации.

• Анализ и обобщение полученной информации.

• Подготовка и защита итогового продукта.

• Обобщение результатов, выявление новой проблемы.

Но на самом деле возникли трудности при реализации первого же проекта

на практике:

- дети не могли воспользоваться полученными знаниями, найти ответы на проблемные вопросы;

- сложно было детям формулировать вопросы, ответы на которые будут найдены по ходу проекта;

- затруднялись дети и в выборе способов нахождения нужной информации

- по завершению проекта, детям было сложно анализировать полученные результаты и презентовать их.

В связи с этим для эффективного внедрения метода проектов была определена работа по следующим блокам;

Блок «учимся решать проблему»

Для того чтобы научиться выявлять проблемы, необходимо овладеть способностью изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Помогут в этом несложные упражнения: «Четвёртый лишний» (из одной области) «Посмотрите на мир чужими глазами», «Составь рассказ, используя данную концовку», «Волшебные превращения»;

Блок «Учимся задавать вопросы»

Дети от природы исследователи, поэтому они очень любят задавать вопросы, а если их от этого систематически не отучать, то они достигают высоких уровней в данном искусстве. «Вопросительные слова», «О чём может спросить картинка», «Угадай, о чём спросили». Ребенку шепотом задается вопрос. Он громко отвечает на него. Например: «В какие игры ты любишь играть?» Ребенок отвечает: «Я люблю играть в игру….». Остальным надо догадаться, каким был вопрос. Прежде чем выполнять задание, предупредите отвечающих детей, чтобы они не повторяли вопрос при ответе.

Блок «Учимся делать выводы, обобщать полученные данные»

Основная наша задача – помочь детям в ходе несложных собственных рассуждений сделать вывод.

Упражнения для развития умения делать выводы и умозаключения

Для формирования первичных навыков умения делать простые аналогии можно воспользоваться упражнениями:«На что похоже»,«Очертания деревьев за окном»,«Узоры на ковре», «Умозаключения по аналогии» Задания, позволяющие детям сделать собственные выводы и строить умозаключения: «Как люди смотрят на мир» (предложить детям набор фигур или линий, дети должны ответить на вопрос: что здесь изображено.) Ответы фиксируем, затем подводим итог: каждый видит свою картинку, и каждый прав

Работа по блокам в настоящее время реализуется не только в рамках проектов, но и в воспитательно-образовательном процессе в целом.

Блоки включают упражнения, направленные на развитие умений видеть проблему, формулировать вопросы, обобщать, делать выводы. Именно развитие этих навыков помогают качественно подготовить и реализовать проект с детьми. Внедрение в работу блоков позволяет включить ребёнка в собственный познавательный или исследовательский поиск на любых предметных занятиях. Блоки рассчитаны не только на то, чтобы обучить детей отдельным навыкам, а включает в себя целый цикл деятельности – от определения проблемы до защиты полученных результатов. Готовясь к деятельности, можно включить набор заданий из разных блоков, т. к. это позволяет учитывать индивидуальные особенности и способности ребёнка. Упражнения, направленные на умения видеть проблему учат детей в обыденном открывать новое, позволяет ребёнку концентрировать свои мыслительные возможности на одном предмете, перемещая его в разные ситуации, развивая при этом ассоциативное мышление. Дети обучаются искать источники информации, добывать информацию, затем пользуются этими знаниями для решения новых познавательных задач. Приобретают коммуникативные умения, работая в разных группах; развивая свои исследовательские умения, развивают аналитическое мышление.

Метод проектов даёт возможность закладывать в ребёнке позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, сбора информации, экспериментировании и применения полученных знаний, умений и навыков в играх и практической деятельности. Он позволяет педагогам расширить образовательное пространство, придать ему новые формы и даёт возможность развития творческого, познавательного мышления ребёнка.

В ходе выстроенной системы дети учатся использовать полученные знания в своей деятельности, присвоив их, обозначив тем самым свое становление, субъектом познания, развивая в совокупности все стороны личностного «я» в конкретной деятельности, ее самоконтроль и самоанализ, что определяет личностно-ориентированный подход обучения.

Публикации по теме:

Портфолио группы №6 «Цветик-семицветик» Почему «Цветик-семицветик»? Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок вырос умным и успешным человеком, талантливым и всесторонне развитым.  Мы.

Проектная деятельность с дошкольниками с ОВЗ В сообщении повествуется о возможности реализации метода проектов при работе со старшими дошкольниками с ОВЗ в условиях ДОУ. 1. Что такое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Проектный метод как средство реализации личностно-ориентированного подхода в работе с дошкольниками»
Опубликовано: 16 февраля 2014 в 13:06
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД