«Проектный метод как средство реализации личностно-ориентированного подхода в работе с дошкольниками»

Екатерина Дорогина
«Проектный метод как средство реализации личностно-ориентированного подхода в работе с дошкольниками»

Уже более десяти лет в педагогической науке обсуждаются проблемы образования, связанные с его гуманизацией, а развитие личности ребенка – это одно из приоритетных направлений гуманистического образования. Это и определило инновации последних лет, направленные на замену учебно-дисциплинарной модели взаимодействия педагога и воспитанника на личностно-ориентированную, утверждающую ценность личности ребенка.

Один из парадоксов современной отечественной педагогики состоит в том, что в теории наблюдается всесокрушающая победа личностно-ориентированного образования и воспитания, а распространение его на практике незначительное.

Основной целью педагогических усилий остается накопление определенного объема знаний, умений и навыков, противоречащее развитию личности. Ориентация на «среднего» ребенка ведет к тому, что развитие детей с высоким интеллектом искусственно тормозится, и они лишаются возможности полноценной реализации своих способностей. Дети же с более низким уровнем развития вынуждены постоянно переживать неуспех, что негативно сказывается на их эмоциональном благополучии. И вместо того, чтобы ребенку самому обследовать, наблюдать, экспериментировать, сравнивать, творить, получать какой-либо результат, он вынужден выслушивать от педагогов готовые сведения и отчеты о том, как познавали мир другие люди, и что они когда-то узнали об изучаемом объекте.

Необходимо было искать пути решения поставленной проблемы, изменить привычные подходы к воспитательно-образовательному процессу, важно было найти иной подход к организации образовательной деятельности:

-Изменение форм работы

-Выбор дидактического материала на занятии

-Изменение форм общения

Изучив методическую литературу по проектному методу обучения, была ясна, и привлекательность проектного метода, и его преимущества для реализации личностно-ориентированного подхода перед традиционными методами обучения.

Суть Проектной деятельности - стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, познавательный интерес, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний (интеграция, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

Проектный метод обучения помогает:

• в формировании у дошкольников целостного образа предмета, явления или события. Например, если тема образовательного проекта – «Дома», то во время работы над проектом дети получат представления о домах разных видов, из разных материалов, различного назначения, сказочных и реальных «домах» зверей и птиц, строительных профессиях и т. п. ,

• в решении образовательных задач в совместной со взрослыми и в самостоятельной деятельности детей. Дети при выполнении различных заданий по ходу проекта учатся работать и самостоятельно, и в паре, и в партнерстве со взрослыми.

• в интегрированном решении задач различных образовательных направлений. Различные задания по теме проекта позволяют уточнять или расширять представления детей о предмете или явлении, формировать элементарные математические понятия, развивать навыки предчтения, письма (копирования, мелкой моторики, изобразительных умений и др. ;

• в обеспечении индивидуализации образования за счет использования разноуровневых заданий;

• в предоставлении дошкольникам выбора содержания. Дети могут выбирать то, с чем им наиболее интересно работать. Например, рисовать или мастерить макет домов, в которых живут люди, или жилище животных; дома на деревенской улице или цент г. Томска;

• в реализации права детей на самостоятельный выбор учебных действий. В рамках практической деятельности проекта дети самостоятельно принимают решение о том, что именно они будут делать, в каком объеме и в какой последовательности: рассматривать книги, раскрашивать, дорисовывать, штриховать, считать, копировать слова, распутывать лабиринт, готовить картинки для книжки-малышки или что – то еще.

• в наглядной демонстрации родителям ежедневных достижений детей. Работая в рамках проекта, каждый ребенок выполняет часть общей работы, но получает индивидуальный образовательный результат, который можно предъявить родителям, а можно выполнить дома вместе с родителями.

На начальном этапе внедрения проектного метода в образовательный процесс не возникало трудностей, т. к. была понятна классификация проектов: Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта. Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Ролевой проект является наиболее сложным в разработке и реализации. Участвуя в нём, проектанты берут на себя роли сказочных персонажей, выдуманных героев. Результат проекта остаётся открытым до самого окончания.

Авторами проектного метода (В. Килпатрик, Д. Дьюи и др.) выделены основные этапы проекта

• Постановка проблемы (определение темы будущего проекта).

• Формулировка вопросов, ответы на которые мы хотим найти.

• Поиск и предложение возможных вариантов решения проблемы.

• Сбор информации.

• Анализ и обобщение полученной информации.

• Подготовка и защита итогового продукта.

• Обобщение результатов, выявление новой проблемы.

Но на самом деле возникли трудности при реализации первого же проекта

на практике:

- дети не могли воспользоваться полученными знаниями, найти ответы на проблемные вопросы;

- сложно было детям формулировать вопросы, ответы на которые будут найдены по ходу проекта;

- затруднялись дети и в выборе способов нахождения нужной информации

- по завершению проекта, детям было сложно анализировать полученные результаты и презентовать их.

В связи с этим для эффективного внедрения метода проектов была определена работа по следующим блокам;

Блок «учимся решать проблему»

Для того чтобы научиться выявлять проблемы, необходимо овладеть способностью изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Помогут в этом несложные упражнения: «Четвёртый лишний» (из одной области) «Посмотрите на мир чужими глазами», «Составь рассказ, используя данную концовку», «Волшебные превращения»;

Блок «Учимся задавать вопросы»

Дети от природы исследователи, поэтому они очень любят задавать вопросы, а если их от этого систематически не отучать, то они достигают высоких уровней в данном искусстве. «Вопросительные слова», «О чём может спросить картинка», «Угадай, о чём спросили». Ребенку шепотом задается вопрос. Он громко отвечает на него. Например: «В какие игры ты любишь играть?» Ребенок отвечает: «Я люблю играть в игру….». Остальным надо догадаться, каким был вопрос. Прежде чем выполнять задание, предупредите отвечающих детей, чтобы они не повторяли вопрос при ответе.

Блок «Учимся делать выводы, обобщать полученные данные»

Основная наша задача – помочь детям в ходе несложных собственных рассуждений сделать вывод.

Упражнения для развития умения делать выводы и умозаключения

Для формирования первичных навыков умения делать простые аналогии можно воспользоваться упражнениями:«На что похоже»,«Очертания деревьев за окном»,«Узоры на ковре», «Умозаключения по аналогии» Задания, позволяющие детям сделать собственные выводы и строить умозаключения: «Как люди смотрят на мир» (предложить детям набор фигур или линий, дети должны ответить на вопрос: что здесь изображено.) Ответы фиксируем, затем подводим итог: каждый видит свою картинку, и каждый прав

Работа по блокам в настоящее время реализуется не только в рамках проектов, но и в воспитательно-образовательном процессе в целом.

Блоки включают упражнения, направленные на развитие умений видеть проблему, формулировать вопросы, обобщать, делать выводы. Именно развитие этих навыков помогают качественно подготовить и реализовать проект с детьми. Внедрение в работу блоков позволяет включить ребёнка в собственный познавательный или исследовательский поиск на любых предметных занятиях. Блоки рассчитаны не только на то, чтобы обучить детей отдельным навыкам, а включает в себя целый цикл деятельности – от определения проблемы до защиты полученных результатов. Готовясь к деятельности, можно включить набор заданий из разных блоков, т. к. это позволяет учитывать индивидуальные особенности и способности ребёнка. Упражнения, направленные на умения видеть проблему учат детей в обыденном открывать новое, позволяет ребёнку концентрировать свои мыслительные возможности на одном предмете, перемещая его в разные ситуации, развивая при этом ассоциативное мышление. Дети обучаются искать источники информации, добывать информацию, затем пользуются этими знаниями для решения новых познавательных задач. Приобретают коммуникативные умения, работая в разных группах; развивая свои исследовательские умения, развивают аналитическое мышление.

Метод проектов даёт возможность закладывать в ребёнке позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, сбора информации, экспериментировании и применения полученных знаний, умений и навыков в играх и практической деятельности. Он позволяет педагогам расширить образовательное пространство, придать ему новые формы и даёт возможность развития творческого, познавательного мышления ребёнка.

В ходе выстроенной системы дети учатся использовать полученные знания в своей деятельности, присвоив их, обозначив тем самым свое становление, субъектом познания, развивая в совокупности все стороны личностного «я» в конкретной деятельности, ее самоконтроль и самоанализ, что определяет личностно-ориентированный подход обучения.

Публикации по теме:

Портфолио группы №6 «Цветик-семицветик» Почему «Цветик-семицветик»? Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок вырос умным и успешным человеком, талантливым и всесторонне развитым.  Мы.

Проектная деятельность с дошкольниками с ОВЗ В сообщении повествуется о возможности реализации метода проектов при работе со старшими дошкольниками с ОВЗ в условиях ДОУ. 1. Что такое.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Космос
  • Математика
Автор публикации:
«Проектный метод как средство реализации личностно-ориентированного подхода в работе с дошкольниками»
Опубликовано: 16 февраля 2014 в 13:06
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Отчет о выставке «Золотая Осень»
Осень М. Геллер Дарит осень чудеса, Да еще какие! Разнаряжены леса В шапки золотые. На пеньке сидят гурьбой Рыжие опята, И паук – ловкач какой! – Тянет...
Инсценировка сказки «Репка» с детьми старшего дошкольного возраста
Работу провели воспитатели Коготкова Алла Ивановна и Терешенкова Ирина Юрьевна Ведущий. Дед и баба жили-были. Славно жили, не тужили. С ними вместе...
Оформление музыкального зала «День рождения Детского Сада»
Оформление музыкального зала" День рождения Детского Сада" своими руками. В октябре этого года в моём родном садике, произошло замечательное событие....