Лучший педагог года

Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности

Алина Троицкая
Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности

Психология занимает особое место в повседневной жизни современного человека, это обусловлено изменениями в социальной и экономической сферах жизни и развития общества, культурными переменами, которые эти изменения спровоцировали.

Психология проводит грамотную интерпретацию поведения человека, в ее силах помочь ему разобраться в чувствах и переживаниях, она является своего рода технологией оптимизирующей жизнь, создающей в ней гармонию, помогающей успешной адаптации к обновленным жизненным требованиям.

Публикация «Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности» размещена в разделах

Есть потребность, которая обуславливает все более возрастающий спрос на специалистов высокого уровня и квалификации, в области практической психологии, к которым предъявляется ряд вполне обоснованных требований: наличие образования, уровень квалификации, умение использовать знания в практической работе, ответственность за результаты своей работы.

Соблюдение этических норм, является наиболее важным требованием, к специалистам, именно этот пункт показывает действительный уровень квалификации, и вызывает все больше споров. Для изучения этических принципов в деятельности психолога необходимым является:

1. определить основные направления и понятия психологического консультирования, как отрасли психологии с обзором возникающих проблем;

2. проанализировать этические принципы в деятельности психолога.

Психологическое консультирование – новая область деятельности психолога, недавно выделенная в качестве самостоятельной сферы деятельности наряду традиционными формами работы, требующая основательной профессиональной подготовки.

Знание основ психологического консультирования необходимо во многих сферах, приоритетным направлением в работе которых, является помощь человеку: медицина, социальная работа, дефектология и. т. д. Это порождает большое количество проблем, так как каждой из этих отраслей учитывая особенности, выдвигаются свои определенные требования к специфике психологического консультирования.

Психологическое консультирование - область практической психологии, которая представляет собой оказание психологической помощи людям, в виде советов и рекомендаций специалистом-психологом.

Психологическое консультирование проводится в определенное время, в специально оборудованном для этого, как правило, изолированном от посторонних людей, помещении и в условиях конфиденциальности. Сеанс консультирования проходит в форме беседы с клиентом, не ограниченной временем. В это время оценивается личность клиента, и его индивидуальные особенности, ему клиенту даются рекомендации, которые научно обоснованны, аргументированы, по поводу решения его проблемы.

При этом расчет делается на самостоятельное использование клиентом советов и рекомендаций, для решения своей проблемы, без помощи психолога. В основе этого лежит убеждение, каждый нормальный, здоровый человек сам может справиться с психологическими проблемами, которые возникают в его жизни, а задача психолога помочь ему определить суть проблемы.

Все используемые методы и приемы в работе рассчитаны на определение и точную формулировку способа решения возникшей проблемы, с подробными рекомендациями психолога специалиста, доступными и понятными клиенту.

Количество консультаций определяется индивидуально для каждого конкретного случая, в зависимости от характера проблемы, условий ее решения, необходимости в длительной психологической поддержке.

Этические принципы - определенные правила поведения, основанные на моральных принципах, общепринятых в современном обществе, которым подчинены и регулируются деятельность, а также взаимодействие участников процесса общения различных сферах. При подготовке специалистов - психологов, изучение вопроса этики, входит в базовую подготовку.

Этические принципы основывают нормы нравственности, которые вырабатывались веками и несут на себе отпечатки истории цивилизаций, философии, культурных традиций, религиозных канонов. То есть однозначно эти принципы основаны на нормах морали, а не права.

В философии при научном определении морали, рассматриваются ее нравственные истоки, их изменения в процессе развития человечества. В основе формирования любой из мировых религий лежат определенные нравственные принципы и нормы, которые последователи религиозных учений должны соблюдать. Культура подразумевает включение норм отношений между людьми, которые реализуются в цивилизованном обществе, также ее составляющими являются традиции и обычаи. Политика и идеология опираясь на политические интересы государств, наций, социальных обществ, народов, также выступают как источники нравственного сознания. Все эти источники лежат в основе формирования этических принципов.

Содержание зависит также от специфики профессиональной деятельности, о которой идет речь. В настоящее время в разных странах, выработаны свои этические кодексы регулирующие деятельность практических психологов.

Моральные нормы представляют собой позицию, исходя из которой, психолог строит свою деятельность.

Таким образом, принципы формируют Этический кодекс, который является ориентиром не только при планировании и построении работы, но и при возникновении проблемных ситуаций в ней. Основная цель - оградить общество от неквалифицированного использования знаний психологии, и психологов от дискредитации. Основные принципы остаются неизменными, но при возникновении необходимости, в зависимости от конкретных условий они пересматриваются и изменяются.

Принцип конфиденциальности. Подразумевает добровольное и сознательное участие в психологическом процессе, равно как и согласие на участие посторонних (наблюдающих, консультантов, представителей сторон) А так же запрет на разглашение полученной в процессе индивидуальной, тренинговой, консультативной работы информации. Если разглашение необходимо, то представление информации в форме, которая исключит использование ее в ущерб интересам клиента. При этом информацию необходимо регистрировать и хранить в условиях исключающих ее разглашение. Отчеты по работе представляются в форме, не позволяющей идентифицировать клиента.

Принцип компетентности. Подразумевает точное определение и учет границ компетентности, психолога, а так же ответственность за планирование работы, выбор метода, подбор методик.

Принцип ответственности. Это своего рода осознание ответственности, как в профессиональном, так и в личном плане, за свою деятельность, заботу о благополучии клиента. Квалифицированный специалист должен отвечать за качество информации, в своих высказываниях, и выступлениях на психологическую тематику. Нельзя использовать результаты работы, заведомо предполагая, что это нанесет вред клиенту. Только если не возможны альтернативные пути достижения истинных целей, возможно, не информировать о них клиента. Оказывая психологическую помощь недееспособным лицам, специалист несет полную ответственность за последствия.

Принцип сохранения этики и соблюдения, юридических прав. В своей работе и при ее планировании психологу, следует учитывать действующее законодательство, и требования к своей работе, в случае расхождения ставить администрацию в известность. Нормы законодательства распространены только на взаимодействие с клиентом и при выполнении психологом экспертной работы.

Принцип квалифицированной пропаганды психологии. Не следует раскрывать глубокую суть психологической работы широкому кругу слушателей, при подготовке выступлений необходимо делать акцент на реальность и в соответствии с этим информировать о возможностях методов. Все достижения науки следует описывать точно, в соответствии с действительностью и реальностью.

Принцип благополучия клиента. Это необходимость учитывать права всех участников работы, все конфликты и противоречия решаются по принципу «не навреди», нельзя дискриминировать личность клиента ни по каким личностным или социальным особенностям, оценивать ее. В любом случае при возникновении сложных ситуаций приоритетными остаются интересы и права ребенка.

Принцип профессиональной кооперации. В работе нельзя дискредитировать других специалистов, даже если взгляды и методы работы отличаются, нельзя оценивать средства, методы и работу коллег, в присутствии посторонних, если конфликт невозможно решить на месте, подается жалоба в вышестоящую инстанцию.

Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования. Для того чтобы клиент мог принять решение об участии в психологической работе, психолог должен раскрыть ее цели, содержание, методы, методики. Участие в работе должно быть добровольным, нельзя ограничивать свободу клиента в принятии решений. При этом можно объяснять различные стороны возникшей ситуации, высказывать свои мысли. Клиент вправе знать стороны взаимодействия, влияющие на его решение об участии. В общении следует избегать, специальных терминов, все должно быть доступно и понятно. Заключение предлагается только в виде четких рекомендаций, оно не должно быть окончательным и категоричным. Любое взаимодействие должно быть построено с учетом личностных особенностей клиента.

Возрастает степень влияния психологической науки и практики на экономические и социальные процессы, происходящие в современном обществе, это требует в процессе практической и исследовательской работы, соблюдения определенных правил и определенного регламента в действиях психологов. Отсутствие согласованности в действиях, низкие компетентность и квалификация психолога, способны нанести непоправимый урон всем участникам психологической работы, увеличение подобных случаев способно скомпрометировать психологию, как науку.

Введение в практику этических принципов и правил работы, необходимо для повышения ее эффективности в различных отраслях и сферах, а также исключения случаев дискредитации психологии. Квалификационный уровень психолога определяют его способность планировать и выстраивать свою работу с учетом этики и морали, а не только его теоретические знания, уровень методической и методологической подготовки.

Этические принципы определяют не только права и ответственность сторон, они определяют так же тип взаимодействия участников. Индивидуальность каждой отдельной личности, невозможно подогнать под свод правил ограничить рамками, многое, зависит от конкретной ситуации и увеличивает спрос на квалифицированных специалистов высокого уровня в области психологического консультирования.

Многие проблемы, с которыми сталкивается практикующий психолог, не имеют определенного и четкого правового решения. Нередко психолог вынужден действовать интуитивно, что недопустимо в юриспруденции. Суицид, жестокое обращение, насилие, и. т. п. - ситуации достаточно спорные, когда психолог не только оказывает помощь, но и стоит перед выбором грамотного планирования, дальнейшей тактики своих действий. Самое главное здесь - не навредить. Огромной проблемой является отсутствие законов по защите прав клиента и судебной практики в области нарушения прав, участников процесса взаимодействия то есть, психолога - консультанта и клиента.

Психологические сообщества пытаются решить данную проблему, утверждая, и постоянно корректируя, систему определенных правил и норм, которые должен знать и использовать, как один из важнейших ориентиров в своей работе, квалифицированный психолог- консультант.

Публикации по теме:

Портфолио педагога-психолога ПОРТФОЛИО педагога-психолога Гашковой Юлии Владимировны. МДОБУ «Детский сад № 7 «Искорка» комбинированного вида» город Волхов. Общие сведения :.

Взаимодействие ДОУ и семьи ДОУ и семья являются теми социальными институтами, которые осуществляют речевое воспитание и развитие словесного творчества детей до школы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности
Опубликовано: 9 августа 2013 в 16:58
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД