«Профилактика дисграфии в системе комплексной работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников»

Наталья Казова
«Профилактика дисграфии в системе комплексной работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников»

Наталья Анатольевна Казова

Почётный работник общего образования

Учитель-логопед высшей квалификационной категории

Процесс овладения письменной речью важный и сложный для любого ребёнка. Нельзя сразу, вдруг правильно научиться читать и писать. Ведь овладение грамотой – это сложная умственная деятельность, требующая определённой степени зрелости многих психических функций. Поэтому все дети, имеющие и не имеющие речевой патологии, проходят стадию первоначального обучения, на которой у них бывает большее или меньшее количество ошибок.

Мыслительные операции, участвующие при письме:

1. Предшествует письму - замысел.

2.Анализ звукового состава слова, подлежащего записи. Эта операция состоит из двух ступеней:

•Ребёнок должен представить какие звуки должны быть записаны.

Определить последовательность звуков в слове.

3.Выбор букв- графем.

4. «Перешифровка» зрительных образов букв - графем в кинемы, то есть в систему последовательных движений, необходимых для записи.

Цель начального периода обучения грамоте - создание сложного единства, включающего чёткие представления об артикуляционном, акустическом, оптическом и кинестетическом образе слова. У детей с сохранным развитием всех компонентов речевой системы усвоение этого сложного единства происходит быстро. У детей, имеющих речевые нарушения, в той или иной степени страдают все операции, участвующие в процессе письма, что неизбежно приводит к серьёзным трудностям и ошибкам при овладении письменной речью.

Опытные логопеды, работающие с дошкольниками с нарушениями речи, по степени и характеру нарушений того или иного компонента речевой системы могут заранее предвидеть у кого из детей проявится тот или иной вид дисграфии.

Если у ребёнка имеются серьёзные нарушения звукопроизношения характера искажений, замен, пропусков, то это неизбежно приведёт по выражению М. Е. Хватцева к «косноязычию в письме» или артикуляторно - акустической дисграфии.

Трудности при различении фонем близких по звучанию могут привести к акустической дисграфии (к смешению при письме свистящих и шипящих, звонких и глухих согласных, аффрикат и компонентов входящих в их состав: ч-ть, ч-щ, ц-т, ц-с и т. д.).

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза возникает, когда ребёнок испытывает трудности при проведении фонематического и слогового анализа и синтеза, анализа слов в предложении, анализа предложений в тексте. Для неё характерны пропуски гласных, согласных при стечении, перестановки букв, добавления букв, пропуски и перестановки слогов и т. п. Согласно исследованиям А. Р. Лурия, дисграфия на почве несформированности анализа и синтеза составляет 75% от общего числа дисграфий - это самый распространенный вид дисграфии.

Несформированность лексико - грамматического строя речи, когда ребёнок не усваивает принципы словоизменения, словообразования, различные виды согласования и управления слов приводят к аграмматической дисграфии.

Несформированность зрительно- пространственных функций приводит к оптической дисграфии(зеркальное написание букв, недописывание элементов, лишние элементы, замены и смешения графически сходных букв).

Коррекция дисграфий успешна при раннем её начале, а профилактика ещё более эффективная мера, позволяющая предупредить развитие дисграфии у детей путём устранения у них уже появившихся её предпосылок.

Специалист в области нарушений письменной речи у детей Людмила Георгиевна Парамонова, указывает, чтоналичие предпосылок дисграфии - это уже патология, одним из основных видимых признаков которой является отклонение от нормального хода речевого развития. Это отклонение проявляется в том, что у ребенка оказывается несформированной какая-то психическая функция, которая уже должна быть сформирована к данному возрасту. Наличие предпосылок дисграфии свидетельствует о том, что она уже как бы имеется, но пока еще в скрытом виде. «Скрыта» же она лишь до тех пор, пока ребенок не взялся за ручку и тетрадь.

В работе «Предупреждение и устранение дисграфии у детей» (СПб., Союз, 2001. Стр. 240) Л. Г. Парамонова указывает, что прежде, чем говорить о профилактике дисграфии, необходимо говорить о первичной профилактике непосредственно речевых нарушений.

По её мнению, профилактика нарушений речи строится на устранении из жизни ребенка тех причин, которые могут приводить к возникновению нарушений. Она выделяет два основных направления профилактики речевых нарушений:

1. Забота о физическом и нервно-психическом здоровье ребенка и о сохранности его речевых органов:

– предупреждение ушибов головы;

– предупреждение заболеваний и детских инфекций;

– охрана органа слуха ребенка ;

– охрана органов артикуляции:

а) предупреждение рахита и появления аномалий костных частей речевого аппарата;

б) исключение сосания пальца или постоянного подкладывания руки под щеку во время сна, что может привести к образованию перекрестного прикуса;

в) раннее протезирование зубов в случае их преждевременной потери, (не имеется в виду возрастная смена зубов);

г) своевременное оперирование расщелин верхней губы и неба;

д) своевременное подрезание короткой уздечки языка (не позднее 4-5 лет);

– охрана голосового аппарата;

– охрана нервной системы ребенка для предупреждения невротических речевых расстройств и в первую очередь заикания.

2. Забота о правильном речевом развитии ребенка:

– наличие благоприятного речевого окружения как образца для подражания:

– больше разговаривать с ребенком, начиная с первых дней его жизни;

– медленное и четкое произношение взрослыми простых слов, связанных с конкретной жизненной ситуацией, что поможет ребенку «приступить» к постепенному овладению речью;

– отчетливое произнесение взрослыми неправильно сказанных ребенком слов;

– приучать ребенка смотреть во время разговора в лицо собеседника, что способствует усвоению правильной артикуляции;

– создание ситуаций, при которых ребенок должен выразить свою просьбу словесно;

– полное исключение случаев «сюсюканья» с ребенком;

– занятия ритмикой, музыкой, пением,что способствует развитию правильного дыхания, гибкого и сильного голоса и предупреждает невнятность речи;

– развитие тонкой ручной моторики, играющей важную роль в овладении полноценной речью.

Другой специалист в области дислексии и дисграфии А. Н. Корнев («Нарушения чтения и письма у детей». - СПб. : Речь, 2003 – 336 стр., предлагает проводить первичную профилактику дисграфии и дислексии ещё раньше. По его мнению профилактика нарушений речи должна заключаться в устранении основных этиологических факторов, имеющих отношение к этим нарушениям.А именно:

1) Меры по предупреждению анте- и перинатальной патологии плода и новорожденного: охрана здоровья будущих матерей и беременных, профилактика осложнений беременности и предупреждение родового травматизма.

2) Меры по снижению соматической и инфекционной заболеваемости детей в первые годы жизни.

3) Ранняя диагностика и своевременное лечение перинатальной церебральной патологии.

4) Ранняя диагностика и коррекция нарушений развития речи у детей. Позднее появление первых слов (после 1 года 3 месяцев) или фраз (после 2 лет) является достаточным основанием для вмешательства логопеда.

5) При наличии билингвизма у ребенка, необходим выбор адекватных методов обучения грамоте.

6) Работа с неблагополучными семьями и семьями детей, не посещающих детский сад.

Работа по предупреждению вторичных нарушений речи, то есть предпосылок возникновения дисграфии у детей должна быть направлена на целенаправленное развитие тех психических функций, которые необходимы для нормального овладения письмом.

К мерам ранней профилактики дисграфии Л. Г. Парамонова относит:

•развитие дифференцированного слухового восприятия;

•развитие слуховой дифференциации звуков;

.развитие пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза;

.обогащение словарного запаса и правильное формирование грамматического строя речи;

•развитие фонематического анализа и синтеза.

Профилактика дисграфии, по мнению А. Н. Корнева, заключается в следующем:

1) Своевременное выявление детей «группы риска» и проведение с ними коррекционно-профилактической работы.

2) Исправление фонетико-фонематических нарушений.

3) Формирование функционального базиса письма:

– развитие речевых навыков и функций, необходимых для овладения грамотой: звуковой стороны речи, слухового внимания, фонематического восприятия и фонематических представлений, навыков фонематического анализа и синтеза);

– развитие зрительно-пространственного восприятия и наглядно-образного мышления ;

– формирование изобразительно-графических способностей (штриховка, обводка, дорисовывание незаконченных рисунков и др.);

– развитие сукцессивных способностей (упражнения, развивающие способность к анализу, запоминанию и воспроизведению временной последовательности явлений).

– развитие способностей к концентрации, распределению и переключению внимания.

4) Дети из «группы риска» нуждаются в индивидуализации темпов и методов обучения письму.

Если объединить меры по коррекции предпосылок нарушений письменной речи, о которых говорили Л. Г. Парамонова и А. Н. Корнев, можно выделить следующие базовые направления работы по профилактике дисграфии у дошкольников:

1. Развитие сенсорных функций и психомоторики (зрительного и слухового восприятия, зрительных и слуховых дифференцировок; пространственных представлений; кинетической и кинестетической организации движений, конструктивного праксиса, условно-двигательных реакций и графоизобразительных способностей).

2. Развитие межанализаторного взаимодействия, сукцессивных функций (слуходвигательных, зрительно-двигательных, слухозрительных связей; способности запоминать и воспроизводить пространственную и временную последовательность стимулов, действий или символов).

3. Развитие психических функций (зрительного и слухового внимания, памяти).

4. Развитие интеллектуальной деятельности (мыслительных операций: сравнения, сопоставления, классификации, анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения; формирование навыков планирования деятельности, самоконтроля в деятельности).

5. Развитие всех сторон речи и формирование навыков произвольного анализа и синтеза языковых единиц (связной монологической речи, способности к суждениям и умозаключениям; совершенствование лексико-грамматического и фонетического оформления речи).

В правильно организованной работе логопеда с дошкольниками с ОНР должны быть затронуты все направления профилактики дисграфии. При этом работа логопеда тем эффективнее, чем ранее она была начата.

Используемые источники:

1. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей. - СПб. : Речь, 2003 – 336с.

2. Логинова Е. А. Нарушения письма. Учебное пособие. / Под ред. Волковой Л. С. - СПб. : Детство-Пресс, 2004. - 208с.

3. Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р. Е. Левиной - М. : Просвещение, 1968. - 367с.

4. Парамонова Л. Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей - СПб. : Союз, 2001. - 240с.

Прикреплённые файлы:

disgrafija_hd1be.ppt | 380 Кб | Скачан: 216
 
Публикации по теме:

Использование инновационной технологии «Метод проектов» в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР Авторы: учитель-логопед Горохова Ирина Николаевна, учитель-логопед Савилова Елизавета Анатольевна, учитель-логопед Шелковникова Светлана.

Коррекция мелкой моторики и графомоторных функций у детей с ограниченными возможностями здоровья Одной из сторон общего развития младших школьников является развитие речи. Речь в целом, а также письменная речь – явление многогранное.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Здоровье, гигиена
  • Космос
Автор публикации:
«Профилактика дисграфии в системе комплексной работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников»
Опубликовано: 16 марта 2014 в 13:32
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Дежурство в детском саду  (фотоотчет)
Одним из видов трудового воспитания является дежурство по столовой. Для этого у нас в группе организован уголок дежурного, в котором есть все необходимое...
Проект «Собака — друг человека» в старшей группе
Проект «Собака друг человека» Цель проекта: расширить представления детей о роли собаки в жизни человека, проявлять заботу, пробуждать интерес к познанию...
Физкультурный досуг «Ярмарка народных игр»
Ход : Под русскую народную мелодию дети заходят в зал, на мальчиках картузы на девочках платочки их встречает инструктор по физкультуре в образе...
Коллективная работа «Зонтики»
Пришла пора лета! Для детей лето это самое любимое время года. Летом можно гулять, кататься на велосипеде, на роликах, на каруселях. Рисовать на асфальте....
Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по самообразованию в условиях...
Самообразование является одной из наиболее важных форм повышения профессионального мастерства педагога. Одним из показателей профессиональной компетентности...