Папки-передвижки

Программа воспитания как основа проектирования воспитательной деятельности: новые подходы и пути решения

Татьяна Прохорова
Программа воспитания как основа проектирования воспитательной деятельности: новые подходы и пути решения

Воспитательная работа в нашей школе-интернат –традиционно одно из приоритетных направлений деятельности всего педагогического коллектива.

Рабочая программа воспитания обучающихся на уровне среднего общего образования ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа-интернат» разработана с учетом ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ», стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года и Плана мероприятий по ее реализации в 2021-2025 годах, Стра-тегия национальной безопасности РФ, среднего общего образования (Приказ Минобр-науки России от 17.05.2012 №413).

Публикация «Программа воспитания как основа проектирования воспитательной деятельности: новые подходы и пути решения» размещена в разделах

Закон конкретизировал определение образовательной программы и примерной основ-ной образовательной программы. В качестве структурных компонентов в них входит рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы.

Ведение таких документов по организации воспитательной работы, как:

«рабочая программа воспитания»

«календарный план воспитательной работы».

Закрепление за образовательными организациями права на самостоятельную разра-ботку этих документов.

На основе примерной программы воспитания мы разработали три программы, соот-ветствующие трем уровням образования.

Хотелось бы подробнее остановиться на Рабочей программе воспитания обучающихся на уровне среднего общего образования. Она предназначена для планирования и ор-ганизации системной воспитательной деятельности; разрабатывается и утверждается с участием коллегиальных органов управления общеобразовательной организацией, в том числе советов обучающихся, советов родителей; реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с семьей и другими участниками образовательных отношений, социальными институтами воспитания; предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым в российском обществе на основе российских базовых конституционных норм и ценностей; историческое просвещение, формирование российской культурной и гражданской идентичности обучающихся.

Программа включает три раздела: целевой, содержательный, организационный.

Программа воспитания :

• предназначена для планирования и организации системной воспитательной дея-тельности в ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа-интернат»;

• разработана с участием коллегиальных органов управления ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа-интернат», в том числе Совета обучающихся, и ут-верждена педагогическим советом школы-интерната;

• предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным ду-ховным ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым в российском обществе на основе российских ба-зовых конституционных норм и ценностей;

• предусматривает историческое просвещение, формирование российской куль-турной и гражданской идентичности обучающихся.

В соответствии с особенностями ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа-интернат» внесены изменения в содержательный и организационный разделы про-граммы воспитания. Изменения связаны с особенностями организационно-правовой формы, контингентом обучающихся и их родителей, направленностью адаптированной образовательной программы, учитывающей этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся.

Школа в праве включать в свою программу те модули, которые помогут ей в наи-большей степени реализовать свой воспитательный потенциал.

Остановлюсь на содержательном разделе, пункте 2.2. Виды, формы и содержание вос-питательной деятельности.

Все воспитательные мероприятия разбиваются по инвариативным модулям. Они реа-лизуются в каждой школе. Каждый из модулей ориентирован на одну из поставленных задач воспитания.

Новая программа воспитания изменила систему работы воспитателей, появились новые модули. Ранее в программу были включены инвариативные и вариативные модули, сейчас только инвариативные. Часть вариативных модулей теперь включена в ин-вариативные, видоизменились их названия, виды, формы и содержание, а некоторые упразднились.

Модули «Ключевые общешкольные дела»«Основные школьные дела», «Школь-ный урок»«Урочная деятельность», «Курсы внеурочной деятельности»«Вне-урочная деятельность», «Работа с родителями» — «Взаимодействие с родителями (за-конными представителями)», «Ценности человеческой жизни. Безопасность жизнедея-тельности»«Профилактика и безопасность», «Организация предметно-эстетической среды»«Предметно-пространственная среда» были преобразованы в новые.

Остались без изменений модули «Профориентация», «Классное руководство», «Са-моуправление».

Добавились новые модули : «Внешкольные мероприятия», «Социальное партнерст-во».

Упразднили модуль «Детские общественные объединения».

Утвержденная программа воспитания школы включает в себя 11 инвариативных мо-дулей:

«Основные школьные дела»;

«Классное руководство»;

«Урочная деятельность»;

«Внеурочная деятельность»;

«Внешкольные мероприятия»;

«Предметно-пространственная среда»;

«Работа с родителями»;

«Самоуправление»;

«Профилактика и безопасность»;

«Социальное партнерство»;

«Профориентация».

Все модули выстроены в соответствии с приоритетами школы-интерната.

В модуле могут быть объединены мероприятия разного уровня, например, воспита-тель, может работать со всем классом, группой, отдельными обучающимися, родите-лями и учителями, преподающими в классе.

Воспитатели старшего звена работают по модулям:

«Основные школьные дела»

Согласно Программе реализуются в полном объеме. Кроме традиционных форм про-ведения мероприятий воспитатели используют новые формы проведения : виртуальные экскурсии, онлайн-беседы, онлайн-викторины, онлайн-конкурсы и выставки творче-ских работ, мастер-классы, занятие – презентация. В нашей школе ОШД проводятся по различным направлениям.

Гражданское воспитание - час правовой культуры «Правовая грамотность обучаю-щихся», ондайн-беседа «Горжусь тобой, моя Россия!»;

Патриотическое - игра-путешествие «Я люблю тебя, Россия!», музейный урок «Город, освобожденный в Крещение», онлайн-выставка рисунков «Доблесть и честь»;

Духовно-нравственное – ко Дню города «Валуйский городок родной земли», единый онлайн-урок нравственности «С любовью к животным», тематический онлайн-урок «Язык- живая душа народа»;

Эстетическое воспитание – общешкольные онлайн - выставки рисунков «Осенний бу-кет учителю», «Я рисую мамочку свою», «Краски жизни через творчество», и т. д.

Физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоцио-нального благополучия – урок здоровья «Быть здоровым - это модно», онлайн - ин-формационный час «Никто кроме нас!», инструктаж-презентация, онлайн – беседа по профилактике правонарушений, по охране здоровья, по ПБ;

Трудовое воспитание – онлайн - акция «Помоги пернатому другу», онлайн - мастер-ская «Мы изобретатели!».

«Внешкольные мероприятия»

В связи с дистанционным обучением в данные момент внешкольные мероприятия не реализуются.

«Предметно-пространственная среда»

Осуществляется через такие формы работы как: оформление интерьера спален, клас-сов, холлов, коридоров. Оформление холла и коридоров стендами с актуальной ин-формацией, творческими экспозициями, патриотическими фотогалереями.

«Работа с родителями»

В связи с дистанционным обучением формы работы с родителями проходят в онлайн-режиме. Индивидуальные консультации, беседы, диагностики. Реализуются согласно КТП.

«Самоуправление»

В начале каждого учебного года в классе выбирается актив: староста и ответственные по различным направлениям. Медицинское (санитар, хозяйственное (трудовик, твор-ческое (художник, организатор, оздоровительное (физорг, цветовод. В связи с пере-ходом на дистанционное обучение детское самоуправление не реализуется.

«Профилактика и безопасность»

Воспитателями школы ведется систематическая работа по профилактике суицида, вредных привычек, употреблению ПАВ, правила поведения в ЧС и т. п. Данное на-правление реализуется через ряд воспитательных мероприятий и инструктажей-презентаций, онлайн – бесед по профилактике правонарушений и ПБ.

Онлайн-беседа по профилактике правонарушений «Поступок и ответственность», он-лайн – беседа «Действия в случае ЧС», информационный онлайн - час «Никто кроме нас!» о мерах первой до врачебной помощи, правила спасения в экстренных ситуациях, онлайн – урок по ПБ «Давайте не ссориться с огнем».

«Социальное партнерство»

В связи с дистанционным обучением в данные момент внешкольные мероприятия не реализуются.

«Профориентация»

Воспитателями проводятся мероприятий согласно плану работы 2023-2024 учебный год. Из-за дистанционного обучения по данному модулю запланированные воспита-тельные мероприятия проводятся не в полном объеме. В онлайн - формате проведены: профориентационная онлайн-игра «Я в мире профессий», познавательная беседа «До-роги которые мы выбираем», единый день профориентации «Сто дорог-одна твоя»

Также к программе прилагается КТП с названиями мероприятий, сроками проведения и ответственными педагогами.

Таким образом, в школе реализуется программа воспитания. И вышесказанного можно сделать вывод: на пути ее реализации встречаются положительные моменты, есть и сложности, есть над чем задуматься, есть над чем работать.

Публикации по теме:

Новые грани развития детской музыкальной школы. Комплексная программа «Подготовка к освоению программ по видам искусств» .

Современные подходы к организации образовательной деятельности по физической культуре Использование современных технологий в работе с дошкольниками позволяет педагогам более эффективно реализовать образовательное содержание.

Консультация «Знание природы родного края — это основа патриотического воспитания» Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, те кто даёт жизнь новому существу. Какая притягательная сила.

Консультация «Гендерный подход для решения задач обучения, развития и воспитания детей в ДОУ» В публикации представлены педагогические идеи по организации образовательного процесса в ДОУ, в основе которых лежат гендерные различия.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа воспитания как основа проектирования воспитательной деятельности: новые подходы и пути решения
Опубликовано: 9 марта 2024 в 15:35
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД