МААМ-картинки

«Психологическая коррекция агрессивности у дошкольников»

Васильева Ольга Федоровна
«Психологическая коррекция агрессивности у дошкольников»

Агрессивные дети - это та категория детей, которая наиболее осуждается и отвергается взрослыми. Непонимание и незнание причин их поведения приво­дит к тому, что агрессивные дети вызывают у взрослых открытую неприязнь и неприятие в целом.

Взаимодействие со взрослым, готовым понять и принять его, дает агрессивному ребенку бесценный опыт (возможно, первый в его жизни, что взрос­лые бывают разные, а мир не так плох; что может положительно сказаться на базовом доверии ребенка к людям и миру в целом.

Публикация «„Психологическая коррекция агрессивности у дошкольников“» размещена в разделах

При работе с агрессивным ребенком педагогу важно с уважением относиться к его внутренним проблемам. Детям необходимо положительное внимание со стороны взрослого к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций и с которыми самостоятельно они не в состоянии справиться. Агрессия - это реакция на неудовлетворе­ние базисных психологических потребностей в любви, уважении, принятии и нужности другому человеку. Без положительного внимания и принятия лично­сти ребенка со стороны взрослого вся работа будет обречена на неудачу, так как ребенок, скорее всего, потеряет доверие к психологу либо педагогу и будет сопротивляться дальнейшей работе. Также важно занять безоценочную позицию: не делать оце­ночных замечаний типа «не хорошо так говорить», «нельзя так себя вести», «как ты можешь так поступать» и т. п., поскольку подобные замечания не способст­вуют установлению контакта с ребенком.

В целях проведения успешной психокоррекции можно выделить следующие принципы, на которых строится взаимодействие педагога с ребен­ ком в ходе совместной работы:

контакт с ребенком;

уважительное отношение к личности ребенка;

положительное внимание к внутреннему миру ребенка;

безоценочное восприятие личности ребенка, принятие его в целом;

сотрудничество с ребенком - оказание конструктивной помощи в отреагировании проблемных ситуаций и выработки навыков саморегуляции и кон­троля.

Как выявить агрессивного ребенка? Психологу необходимо не только правильно подобрать методики, но и провести исследование в соответствии с правилами, что позволит избежать ошибок в процедуре диагностирования и в составлении заключения об уровне агрессивности испытуемого.

Поэтому необходимо соблюдать следующие основ­ ные правила:

для получения надежного результата и составления более качественного заключения о личностном развитии ребенка, использовать не менее трех диагностических методик;

строго следовать инструкции, приведенной в методике. Понятно и доступ­но изложить инструкцию испытуемому;

строго придерживаться возрастной границы использования методики в ра­боте с испытуемым;

выбирать только тот стимульный материал, который содержится в самой методике.

Опытный педагог в первые же дни знакомства с детьми поймет, кто из детей обладает повышенной агрессивностью. Но прежде чем делать выводы, необходимо понаблюдать за ребенком, вызывающим опасения, в разные дни недели, во время обучения и в свободной деятельности, в общении с другими детьми. Чтобы понять ребенка, можно попросить родителей, воспитателей заполнить бланк опросника Г. П. Лаврентьева и Т. М. Титаренко (1992 г.) для родителей и воспитателей. Ответы взрослых прояснят ситуацию, помогут проследить се­мейную историю. А наблюдения за поведением ребенка подтвердят или опровергнут предположение психолога.

П. Бейкер и М. Алворд советуют присмотреться, характерны ли для поведения ребенка следующие признаки.

Назовем диагностические критерии определения агрессивности у детей старшего дошкольного возраста :

1. Часто (по сравнению с поведением других детей, окружающих ре­бенка) теряют контроль над собой.

2. Часто спорят, ругаются с детьми и взрослыми.

3. Намеренно раздражают взрослых, отказываются выполнять просьбы.

4. Часто винят других в своем «неправильном» поведении и ошибках.

5. Завистливы и мнительны.

6. Часто сердятся и прибегают к дракам.

О ребенке, у которого в течение 6-ти и более месяцев одновременно устойчиво проявлялись 4 критерия, можно говорить как о ребенке, обладающем агрессивностью как качеством личности. И таких детей можно называть агрессивными.

Для определения степени выраженности агрессивности у детей старшего дошкольного возраста возможно применять:

1. Метод наблюдения.

2. Проективная методика «Рисунок несуществующего животного».

3. Цветовой тест Люшера.

Метод наблюдения самый древний метод сбора информации о поведении детей. Он помогает получить полную, богатую информацию для предварительного психологического анализа особенностей поведения детей.

Проективная методика «Рисунок несуществующего животного» - одна из наиболее распространенных проективных методик диагностики агрессивности детей. Помогает выяснить и уточнить черты личности, установки и психологические проблемы ребенка. А так же дает возможность наглядно увидеть и проанализировать неадекватное поведение ребенка.

Цветовой тест Люшера, методика интересная, воздействующая как мощный аккорд одновременно на разные стороны человеческой психики. Он прост и лаконичен, способен выявить неподвластные сознанию проявления индивидуально-личностных свойств человека, его эмоционального базиса и тонких нюансов в меняющемся состоянии.

В дошкольном возрасте те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. В этот период еще не поздно избежать трансформации агрессив­ности в устойчивую черту характера. Если упустить благоприятный момент, в дальнейшем развитии ребенка возникнут проблемы, которые помешают полно­ценному становлению его личности, раскрытию индивидуального потенциала. Поэтому дети дошкольного возраста нуждаются в коррекции агрессивности.

Опираясь на практический опыт работы с агрессивными детьми и анализи­руя характерологические особенности этих детей, а также их семей, Смирновой Т. П. было выделено 6 ключевых направлений, в рамках которых необходимо строить коррекционную работу. Каждый блок направлен на коррекцию опреде­ленной психологической черты или особенности данного ребенка и содержит набор соответствующих психологических приемов и техник, позволяющих скорректировать данную особенность. Отдельным блоком выделяется работа с родителями и педагогами, направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей.

Основные направления коррекционной деятельности педагога - психолога с агрессивными детьми :

1) Обучение техникам и способам управления собственным гневом.

2) Обучение ребенка выражению своего гнева прием­лемым способом, безопасным для себя и окружающих, а также реагированию на негативную ситуацию в целом.

3) Формирование осознания собственных эмоций и чувств других лю­дей, развитие эмпатии.

4) Развитие позитивной самооценки.

5) Снижение уровня личностной тревожности.

6) Обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, снятие деструктивных элементов в поведении.

7) Просветительская, профилактическая работа с родителями и педагогами, направленная на снятие либо предупреждение провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей.

Работу с агрессивными детьми в рамках данных направлений можно строить как в индивидуальном порядке, так и в группе. Работу в группе лучше проводить по 5-6 человек. Количество занятий должно быть не менее 1-2 раза в неделю. Продолжительность занятий с детьми старшего дошкольного возраста не более 30 минут.

Психологическое просвещение родителей осуществляется в виде лекций, бесед, теоретических и практических семинаров, круглых столов, совместных детско-родительских занятий, ток-шоу «Есть мнение» и т. д. Оно включает два взаимосвязанных направления. Первое направление посвящено ознакомлению родителей с той исключительной ролью, которую играют внутрисемейные взаимоотношения в возникновении и закреплении тревожности ребенка. Демонстрируется значение конфликтов в семье (между родителями, родителями и другими детьми, родителями и прародителями) и общей атмосферы семьи. Особое внимание обращается на развитие у ребенка чувства уверенности в том, что родители верят в его силы, возможности, могут защитить. Показывается значение особенностей предъявления требований к ребенку, того, когда и почему близкие взрослые довольны и недовольны им, и того, как, в какой форме они это проявляют. Второе направление касается влияния на детей разных возрастов страхов и тревог близких взрослых, их об­щего эмоционального самочувствия, их самооценки. Основная задача такой ра­боты - формирование у родителей представления о том, что им принадлежит решающая роль в профилактике агрессивности и ее преодолении; обучение их конкретным способам преодоления повышенной агрессии у детей.

В целях коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста следует использовать:

- занятия психогимнастикой;

- этюды и игры на развитие навыка регуляции поведения в коллективе;

- этюды и игры релаксационной направленности;

- игры и упражнения на развитие осозна­ния детьми отрицательных черт характера;

- игры и упражнения на развитие позитивной модели поведения.

А также использовать в работе подвижные иг­ры, способствующие нейтрализации агрессии, снятию накопившегося напряже­ния, обучению эффективным способам общения и т. д. Развитию контроля над собственными импульсивными действиями способствуют занятия пальчиковой гимнастикой. Их могут проводить и родители, и педагоги.

Методы коррекции агрессивности детей старшего дошкольного возраста

Направление

коррекционной работы

Методы и техники коррекции

1. Обучение ребенка отреагированию гнева приемлемым способом

1) Пластическое выражение гнева, отреагирование гнева через движение;

2) арт-терапия (рисование гнева, лепка;

3) многократное повторение деструктивного действия безопасным способом;

4) перенос гнева на безопасные предметы (бить подушку, рвать бумагу)

2. Обучение ребенка управлению своим гневом, приемам саморегуляции, самообладанию

1) Релаксационные техники - мышечная релак­сация, глубокое дыхание, визуализация ситуа­ции;

2) ролевая игра, включающая провоцирующую ситуацию для наработки навыков контроля;

3) осознание гнева через сенсорные каналы (на что похож твой гнев)

3 Снижение уровня лично­стной тревожности

Релаксационные техники: глубокое дыхание, визуальные образы, свободное движение под музыку; работа со страхами; ролевые игры.

4. Формирование осозна­ния собственных эмоций и чувств других людей, раз­витие эмпатии

1) Рисование, лепка эмоций;

2) пластическое изображение эмоций;

3) работа с карточками (фотографиями, отражающими различные эмоции;

4) разыгрывание сценок (этюдов, отражающих различные эмоциональные состояния;

5) методика - «Я грустный, когда.»

6) игры «Мой хороший попугай», «Эмоциональный словарь»

5. Расширение поведенческих реакций в проблемной ситуации и снятие деструктивных элементов в поведении

1) Работа с картинками, отражающими проблемные ситуации (придумывание различных вариантов выхода из ситуации);

2) разыгрывание сценок вымышленного конфликта;

3) игры на сотрудничество и соперничество;

4) спортивные командные игры

6. Развитие позитивной самооценки

1) Разработка системы поощрений и наград за успехи («альбом успехов», медали)

2) включение ребенка в работу различных секций, студий, кружков;

3) упражнения «Мне в тебе нравится.», «Копилка хороших поступков».

7. Работа с родителями и педагогами

1) Информирование об особенностях агрессивного ребенка;

2) отказ от наказаний как основного метода воспитания, переход к методам убеждения и поощ­рения;

3) индивидуальное консультирование;

4) помощь семье в плане выработки единых требований и правил воспитания;

5) обучение высказываниям «Я-сообщений» вместо «Ты-сообщений»;

6) обучение приемам регуляции собственного психического равновесия

Для коррекции агрессивного поведения детей в методическом арсенале педагога, помимо игры, имеется система неспецифических методов. Неспецифические методы можно разделить на две группы:

1) методы изменения деятельности детей;

2) методы изменения отношения к ребенку.

К первой группе относятся: музыкотерапия, рисование, библиотерапия, куклотерапия.

Музыкотерапия (музыкальное сочинительство, импровизации, слушание музыки, ритмические движения) эффективное средство развития личности ре­бенка, коррекции его поведения. Подбор музыкальных произведений осуществ­ляется на основе темпа и лада. Оттенки гнева, волнения, тревоги передаются быстрой минорной музыкой; спокойное, элегическое настроение создает медленная мажорная мелодия; а радость, веселье, торжество - быстрая мажорная музыка. Целесообразно использовать запись звуков природы.

Библиотерапия (литература) имеет свои возможности для становления произвольного поведения, профилактики и коррекции уже закрепившихся не­достатков. Литературные произведения (сказки, былины, рассказы, басни и др.) воспринимаются ребенком не как вымысел, а как особая реальность. В процессе чтения, слушания произведения дети учатся понимать не только чувства, пове­дение, поступки героев, но и свои собственные, получают представления об иных возможных способах поведения; имеют возможность проявить личные эмоции и сравнить их с эмоциями других детей. То есть усиливается способ­ность ребенка анализировать и контролировать свои эмоциональные реакции, поведение. На примере работы со сказкой детям можно предложить индивиду­альное или коллективное придумывание продолжения известной сказки; рисо­вание по мотивам сказки; разыгрывание сказки, ее эпизодов с помощью кукол (куклотерапия). В сказочной куклотерапии дети «оживляют» кукол. По мере то­го как ребенок совершенствует взаимодействие с куклой, меняется и его пове­дение. В сказке, как правило, представлено множество моделей поведения в раз­личных ситуациях, которые ребенок имеет возможность «прожить», эмоцио­нально переработать, «присвоить» и перенести в реальную жизнь.

Рисование. В работе с агрессивными детьми дошкольного возраста показывает высокую эффективность использование элементов арт-терапии.

Детям нравится играть с водой, с глиной. Необходимо использовать различные спосо­ бы рисования: пальцами, ладошками, ступнями. Участие ребенка в изобрази­тельной деятельности в рамках коррекционной работы направлено не столько на то, чтобы научить его рисовать, сколько на то, чтобы помочь ему преодолеть недостатки в поведении, научиться управлять им. Поэтому интересны особен­ ности поведения ребенка в процессе рисования: выбор темы, сюжета рисунка; принятие задачи, сохранение или трансформация ее на протяжении рисования; последовательность выполнения отдельных частей рисунка, собственная оцен­ка; спонтанные речевые высказывания ребенка, характер эмоциональных реакций, особенности взаимодействия с соавтором рисунка. В рисунках детей с аг­рессивным поведением поначалу, как правило, преобладает «кровожадная» те­матика. Постепенно содержание агрессивных сюжетов переводится в «мирное русло». Закрашенный зеленой краской лист вызовет, возможно, у ребенка иные ассоциации (созидательные, умиротворенные, что позволит изменить его пер­воначальные намерения. Эффективно, например, совместное рисование, когда агрессивные дети создают общий рисунок. Развивается единый сюжет, состоя­ щий из отдельных историй: у каждого ребенка она своя. Переживание совмест­ного творчества, полноты эмоционального общения, дружеского участия и по­нимания могут вызвать ряд изменений во внутренней жизни ребенка, его пове­дении. Помимо рисования целесообразно использовать игры и упражнения с красками, бумагой, пластилином, мелом, глиной.

Ко второй группе - методам изменения отношения к ребенку - относятся: личный пример взрослого и сверстника, игнорирование поведения ребенка, «разрешение» на поведение, изменение статуса ребенка в коллективе.

Личный пример взрослого и сверстника. Помня, что слово лишь карлик, а пример - великан, взрослые должны реализовать произвольное, социально одобряемое поведение как в общении с детьми, так и друг с другом.

Игнорирование поведения ребенка. Часто лучший способ прекратить нежелательное поведение - перестать на них реагировать. В ответ на демонстративное поведение ребенка взрослый должен ответить на вопрос: «Что будет, ес­ли я совсем проигнорирую поведение ребенка?» Если ясно, что ничего не слу­чится, кроме того, что ребенок лишится внимания, можно смело проигнорировать поведение.

Разрешение на поведение. Этот прием противоположен предыдущему. Эффект заключается в том, что неконструктивное поведение, став разрешенными доступным детям, утрачивает свою былую привлекательность, ценность и ребенок отказывается от него.

Изменение статуса ребенка в коллективе. На ребенка возлагается действительно ответственное поручение. Оно может быть разовое - помочь воспи­тателю подготовить пособия к занятию, или постоянное - проводить физминутки.

Таким образом, работа с агрессивными детьми должна носить комплексный, системный характер, сочетать в себе элементы приемов и упражнений из разных направлений коррекционной работы.

Детская агрессивность в дошкольном возрасте почти всегда носит временный, ситуативный характер, легко поддается коррекции и при правильной организации жизни в детском саду и в семье не закрепляется как черта лично­сти, а сглаживается и исчезает. Однако это происходит только при терпеливой и согласованной работе педагога, психолога и самих родителей.

Коррекционно – развивающие занятия с дошкольниками старшего возраста по программе «Дорога добра»

I блок программы рассчитан на детей старшего дошкольного возраста, состоит из 12 занятий, которые проводятся 1 раз в неделю в форме мини-тренингов продолжительностью 25 минут.

Работу можно строить как индивидуально (чаще на стадии отреагирования гнева и всей проблемной ситуации в целом, так и в группе.

Оптимальное количество детей в группе – 6-8 человек.

Основные принципы, на которых строится взаимодействие психолога с ребёнком :

1. Ценностно – ориентированный принцип: эмоция выступает как ценность личности, которая определяет благополучие ребенка и его психологическое здоровье.

2. Принцип активности и свободы самовыражения ребенка – постановка ребёнка в позицию самоконтроля и саморегуляции.

3. Принцип симпатии и участия: ребенок должен чувствовать себя в полной безопасности. Взрослый оказывает поддержку, не навязывая, организует его со стороны сверстников.

4. Системность организации психики ребенка : развитие эмоциональной сферы и преодоление ее негативных сторон возможно воздействием на другие психические процессы (ощущение, мышление, воображение)

5. Опора на возрастные возможности и сензитивные периоды детства – учет их интересов, определенных их возрастом.

6. Поэтапность коррекционноразвивающей работы: при осуществлении работы необходимо соблюдать определенную последовательность этапов.

7. Принцип свободного участия: если упражнения интересные и занимательные, дети примут в них участие.

8. Принцип рефлексии: для актуализации полученных знаний важно отследить, проанализировать возникшие затруднения, отметить успехи.

Можно предложить следующую структуру занятий.

Структура занятий:

1. Ритуал приветствия.

2. Разминка

3. Основная часть (На этом этапе используются беседы, игры и упражнения, направленные на коррекцию и формирование конструктивных форм поведения).

4. Рефлексия

5. Ритуал прощания

С тематическим планом коррекционно–развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста по программе «Дорога добра» можете познакомиться самостоятельно в приложении 2 к данному выступлению.

Психопрофилактическая, просветительская,

коррекционная работа с родителями

II блок программы рассчитан на родителей детей старшего дошкольного возраста.

Основные принципы организации работы с родителями:

1. Принцип гуманистической направленности психологической помощи.

2. Рекомендательный характер оказания помощи.

3. Принцип оптимизации воспитательных приемов, используемых родителями во взаимоотношениях с ребенком.

4. Принцип единства воспитательного воздействия семьи, образовательных учреждений и специалистов психолого-педагогической службы.

С формами психопрофилактической, просветительской, коррекционной работы с родителями можно познакомится в приложении 3 к данному выступлению.

Профилактическая, просветительская, коррекционная работа с педагогами

III блок программы рассчитан на педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста.

Основные принципы организации работы с педагогами:

1. Принцип индивидуализации.

2. Принцип наглядности.

3. Принцип систематичности и последовательности.

4. Принцип оздоровительной направленности.

5. Принцип оптимизации воспитательных приемов, используемых педагогами во взаимоотношениях с ребенком.

На данном этапе можно предложить следующие формы работы:

- Семинар-практикум для педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников»;

- Семинар–практикум для родителей и педагогов «Агрессивный ребенок : кто он и как ему помочь?»;

- Организация встреч в психологической гостиной (занятие с элементами тренинга) «Агрессия. Пути коррекции», «Погода в ДОУ», «Права ребенка»;

- проведение консультаций: «Причины детской агрессии», «Работа с гневом», «Работа с чувствами», «Конструктивные навыки общения», «Реагирование на конфликтное поведение», «Шпаргалка для взрослых или правила работы с агрессивными детьми», «Игровые комплексы для предупреждения и снижения агрессивности», «Игры на снижение у детей агрессивности и страхов», «Стили педагогического общения с ребенком»

Процесс психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения старших дошкольников будет успешным, если педагог создаст такие условия, в которых систематическое и планомерное обращение к игровым технологиям, неспецифическим методам не нарушит естественной логики жизни детей в детском саду. Для этого в режиме дня необходимо грамотно определить место коррекционно-развивающей работы.

Тематический план психопрофилактической, просветительской, коррекционной работы с педагогами

Форма проведения

Тема

Цель

1

Семинар-практикум для педагогов

«Общение воспитателя с родителями воспитанников»

Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников

2

Семинар–практикум для родителей и педагогов

«Агрессивный ребенок : кто он и как ему помочь?»

Объединение усилий семьи и педагогов ДОУ в области профилактики и коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей, осуществлении конструктивного подхода к проблемам ребенка

3

Встреча в психологической гостиной (занятие с элементами тренинга)

"Агрессия. Пути коррекции"

Повышение профессиональной компетентности   по эмоционально – волевому развитию старших дошкольников.

«Погода в ДОУ»

Формирование педагогических умений; развитие профессионального самосознания;

Выработка позитивного самоотношения;

Формирование умений расслабляться и снимать психоэмоциональное напряжение.

Преодоление внутренних барьеров, страха, тревоги;

Выработка навыков предоставления и получения обратной связи;

4

Деловая игра

«Права ребенка»

Профилактика жестокого обращения с детьми

5

Консультации

1. «Причины детской агрессии»

2. «Работа с гневом»

3. «Работа с чувствами»

4. «Конструктивные навыки общения»

5. «Реагирование на конфликтное поведение»

6. «Шпаргалка для взрослых или правила работы с агрессивными детьми»

7. «Игровые комплексы для предупреждения и снижения

агрессивности»

8. «Игры на снижение у детей агрессивности и страхов»

9. «Стили педагогического общения с ребенком»

Повышение профессиональной компетентности   по эмоционально – волевому развитию старших дошкольников.

Публикации по теме:

Коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер дошкольников с нарушением интеллекта средствами песочной терапии Коррекция эмоционально – волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта средствами песочной терапии..

Коррекция нарушений речи у дошкольников средствами логоритмики Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала.

Коррекция нарушений в развитии дошкольников посредством музыки и движений Воспитание здорового, физически и духовно развитого подрастающего поколения относится к числу глобальных проблем, имеющих жизненно – важное.

Коррекция нарушений звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи Объективные данные, полученные при изучении здоровья подрастающего поколения в России, заставляют серьезно задуматься над проблемой усиления.

Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием нейропсихологических приемов Проблема речевых нарушений у детей в последнее десятилетие приобретает массовый характер. По данным мировой статистики, количество таких.

Мастер-класс «Психологическая коррекция страхов у детей дошкольного возраста средствами Sand Art» Теоретическая часть: - Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на мастер-классе «Психологическая коррекция страхов у детей.

Профилактика и коррекция оптической дисграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Ребенку в первом классе труднее всего приходится на уроках русского языка. Как считают врачи, физиологи, психологи, причины кроются в том,.

Психокоррекционная программа коррекции агрессивности Психокоррекционная программа коррекции агрессивности На современном этапе все большее внимание уделяется развитию личности ребенка-дошкольника,.

Работа с родителями по коррекции агрессивности у детей дошкольного возраста Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются и пр. Решение этой.

Коррекция речевых нарушений младших дошкольников в условиях группы общеразвивающей направленности В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Хочется подчеркнуть, что проблема помощи детям, имеющих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Психологическая коррекция агрессивности у дошкольников»
Опубликовано: 26 сентября 2016 в 13:07
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД