Получи документы

Психолого-педагогические основы речевой подготовки детей к школе

Пятакова Оксана
Психолого-педагогические основы речевой подготовки детей к школе

«Психолого-педагогические основы речевой подготовки детей к школе».

Основная функция речи – общение или, как принято говорить, коммуникация.

К концу дошкольного возраста при определённых условиях воспитания ребёнок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать её строение, что имеет важное значение для последующего овладения грамотой.

Публикация «Психолого-педагогические основы речевой подготовки детей к школе» размещена в разделах

У старших дошкольников, когда они пытаются что-то рассказать, появляется типичная для их возраста речевая конструкция : ребёнок сначала вводит местоимение, а затем, как бы чувствуя неясность своего изложения, поясняет местоимение существительным: «она (девочка) пошла». Ситуативный способ изложения как бы прерывается пояснениями, ориентированными на собеседника. Ситуативность речи у старших дошкольников заметно снижается. Это выражается, с одной стороны, в уменьшении количества указательных частиц и наречий места, заменявших другие части речи, с другой стороны, в уменьшении роли изобразительных жестов при рассказывании. Словесный образец оказывает решающее влияние на формирование связных форм речи и на изживание в ней ситуативных моментов. Но опора на наглядный образец усиливает ситуативные моменты в речи детей, снижает элементы связности и увеличивает моменты экспрессивности.

По мере расширения круга общения и по мере роста познавательных интересов ребёнок овладевает контекстной речью. Эта форма речи характеризуется тем, что её содержание раскрывается в самом контексте и тем самым становится понятным для слушателя, вне зависимости от учёта им той или иной ситуации. Дальнейшее развитие связной речи происходит в школьном возрасте. Со временем ребёнок начинает все более совершенно и к месту пользоваться то ситуативной, то контекстной речью в зависимости от условий и характера общения.

Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста :

У старших дошкольников развитие речи достигает высокого уровня.

Накапливается значительный запас слов, возрастает удельный вес простых распространённых и сложных предложений.

У детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.

Ребёнок овладевает почти всеми союзами и правилами их употребления, увеличивается количество обобщающих слов, рост придаточных предложений.

Ребёнок правильно слышит каждую фонему языка, не смешивает её с другими фонемами, овладевает их произношением.

Таким образом, в дошкольном возрасте ребёнок достигает такого уровня освоения языка, когда язык становится не только полноценным средством общения и познания, но и предметом сознательного изучения. Этот новый период познания языковой действительности называется периодом грамматического языкового развития.

Основная цель работы по развитию речи и обучению родному языку детей – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

Три аспекта развития речи:

Структурный – формирование разных структурных уровней системы языка: фонетического, лексического, грамматического.

Функциональный (коммуникативный) – формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции, развитие связной речи, двух форм речевого общения : диалога и монолога.

Когнитивный (познавательный) – формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи.

Методы обучения родному языку:

Наглядные методы – наблюдения или его разновидность: осмотр помещения, экскурсия, рассматривание натуральных предметов. Показ картин и фотографий, кинофильмов, мультфильмов.

Словесные методы применяются в основном с художественным словом. Заучивание наизусть, пересказ, беседа.

Практические методы – игры–драматизации, настольные инсценировки, дидактические игры.

Классификация приёмов по роли, наглядности и эмоциональности: Наглядные – показ картинки, игрушки, движения или действия, показ положения органов артикуляции при произнесении звуков и др.

Игровые – игровые приёмы и просто эмоциональность в применении некоторых приё мов: интригующая интонация голоса при постановке вопроса, использование шутки при объяснении задания.

Словесные – речевой образец, повторение, объяснение, указание, словесное упражнение, оценка детской речи, вопрос.

Классификация приё мов по их обучающей роли:

Прямые (образец, объяснение, вопрос, оценка детского ответа, указания) : приёмы ведущие, основные для данного занятия; приёмы дополнительные.

Косвенные (напоминание, совет, подсказка, исправление, замечание, реплика).

Важнейшие задачи обучение родному языку: воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, совершенствование грамматической правильной речи, развитие связной речи.

Современные программы развития речи дошкольников ставят перед педагогами следующую цель – развить «правильную», «хорошую» устную речь дошкольников.

«Правильная речь» — речь, в которой все языковые единицы (звуки, слова, словосочетания, предложения) употребляются в соответствии с нормами языка, то есть без ошибок.

«Хорошая речь» — речь лексически богатая, точная, выразительная, в которой все слова употребляются с учётом ситуации общения.

Речевая готовность ребёнка к школе включает в себя словопроизношение и звукопроизношение, умение свободно общаться со сверстниками и взрослыми, наличие

Публикации по теме:

Педагогические основы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни в дошкольном возрасте «Педагогические основы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни в дошкольном возрасте» Дошкольный возраст является наиболее.

Современные психолого-педагогические технологии в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗСовременные психолого-педагогические технологии в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ Выступление из опыта работы подготовила: Гатауллина С. Т., педагог-психолог МБДОУ Детский сад № 12 "Алтынчач" г. Дюртюли, Республика Башкортостан.

Организационно-педагогические условия для реализации начального литературного образования детей дошкольного возрастаОрганизационно-педагогические условия для реализации начального литературного образования детей дошкольного возраста Всем известно огромное влияние и воздействие художественной литературы на умственное, нравственное и эстетическое развитие ребёнка. А.

Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУПсихолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Педагогическая конференция на тему: Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Психолого-педагогические.

Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Гирфанова Татьяна Борисовна - воспитатель высшей.

Проблемы подготовки детей к школе в детском саду Положительное отношение к школе включает в себя как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые компоненты, стремление занять новое социальное.

Проблемы подготовки детей к школе в детском садуПроблемы подготовки детей к школе в детском саду Положительное отношение к школе включает в себя как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые компоненты, стремление занять новое социальное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогические основы речевой подготовки детей к школе
Опубликовано: 18 декабря 2023 в 23:38
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД