Лучший педагог года

Психолого-педагогический аспект реализации духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста

Галина Иванцова
Психолого-педагогический аспект реализации духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста

«Психолого-педагогический аспект реализации духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста»

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Одной из задач, на решение которых направлен федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, является объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Публикация «Психолого-педагогический аспект реализации духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Бесспорно, цельность детской натуры определяется не только суммой знаний, но и нравственными чувствами, которые изначально даны человеку, и которые важно развить и укрепить в самые ранние годы жизни. Именно старший дошкольный возраст согласно представлениям Л. С. Выготского и Д. Б. Эльконина является сенситивным периодом для формирования нравственных основ поведения и этических представлений. Чрезвычайно важно для развития ребенка наличие ценностной среды, возможность видеть вокруг себя идеалы, приоритеты и устремления взрослых. Все это благотворно влияет на способность определять собственные ценности растущей личности.

Одним из направлений работы в МБУ детском саду №78 «Незабудка» городского округа Тольятти является оказание помощи детям в укреплении психического здоровья посредством формирования у них представлений о жизненных ценностях. Стоит отметить, что с точки зрения богатства развития личности в понятие «психическое здоровье» мы включаем духовное начало, учим описывать свое физическое и психическое состояние, обучаем осознавать, что с ними происходит, зачем и почему они поступают в жизни тем или иным образом, отчего проявляются различные чувства, и какие бывают мысли. В рамках данной работы используем различные методы и формы:

• Использование шедевров мировой живописи – способствует формированию целостной картины мира и расширяет кругозор о себе, семье, гендерной принадлежности, социуме, государстве, мире, общечеловеческих ценностях

• Арт-терапевтические технологии - этого витамина деятельности, той добавки, которая служит двигателем развития эмоционального благополучия воспитанников. Приемы основаны на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции. В арт-терапевтическом процессе приобретается ценный опыт позитивных изменений.

• Ролевые игры – предполагают принятие детьми ролей, разных по содержанию и статусу.

• Эмоционально-символические методы (предложены Дж. Алланом)используются две их основные модификации: групповое обсуждение чувств и ценностей; направленное рисование

• Сказкотерапевтические приемы – воздействуют на нравственные идеалы ребенка, формируя его ценности, являются средством отреагирования переживаний, дети через сказку воспринимают разные модели поведения.

• Подарки друг другу – дети дарят друг другу подарки, например, рисунок, поделку и т. д. Подарок возвышает как того, кому делают, так и самого дарителя, поэтому важно дарить подарки без всякой причины и повода.

Все это положительно сказывается на личностном и духовном развитии наших воспитанников.

Одним из важных условий реализации работы по духовно-нравственному воспитанию является создание и обновление развивающей предметно-пространственной среды. Многообразие подбора и расстановки оборудования, пособий даёт возможность педагогам и детям продуктивно обыгрывать его в процессе образовательной, организованной и самостоятельной деятельности. В нашем детском саду создан мини-музей кукол, где представлены куклы наших бабушек. Многие экспонаты музея сделаны руками воспитанников. Изготавливая кукол, дети уже вкладывают в них свое представление о семье. Далее с помощью игры ребенок осмысливает эти представления. Обучая детей навыкам изготовления традиционной куклы, мы стараемся всячески поощрять их стремление к самостоятельному труду, несмотря на то, что детские поделки и будут поначалу далеки от желаемого результата. Работа над куклой для ребенка – это не только источник яркого переживания, радостного удивления, важно, что созидая, он приобщается к традициям народной культуры, к истории своего края. Нравственное значение этого фактора трудно переоценить.

Психологические уголки в группах насыщены стимулами для снятия психоэмоционального напряжения воспитанников. Так, например, наличие в группе уголка уединения позволяет детям «спрятаться» от внешнего мира, посекретничать. Справиться с отрицательными эмоциями, снять напряжение, выплеснуть накопившуюся энергию дошкольникам помогают «Подушки-колотушки», «Стаканчики для криков», «Мешочки настроений», «Коврики злости», игры с песком, водой и проволокой. А научить воспитанников разнообразным способам примирения после ссоры, научить чуткому, доброжелательному отношению к товарищам помогут «Коврики дружбы», «Коробочка примирения», «Дерево добрых дел». В каждой возрастной группе есть «Уголок настроения», который помогает определить эмоциональное состояние каждого ребенка в группе, выделить воспитанников, которым необходима эмоциональная поддержка и планировать работу по устранению отрицательных воздействий как в семье, так и в МБУ.

Активизирована работа с родителями по вопросам духовно-нравственного развития. Опыт нашей работы показал, что на сегодняшний день такие формы работы с родителями, как родительские собрания и групповые консультации, недостаточно эффективны, т. к. родители выступают на них формальными слушателями. Все это определяет необходимость поиска новых подходов и методов работы с семьей. При взаимодействии с родителями мы используем такие формы работы, как:

• проектная деятельность

• стендовая информация

• соц. опросы

• творческие задания на дом, интервью с родителями, совместные сочинения, письма благодарности – использование данных приемов способствует укреплению детско-родительских отношений, дети осознают свою значимость, т. к. у каждого появляется выставка собственных работ, оформляются небольшие книжки из личных сказок.

психологические акции;

Психологическая акция, как форма просветительской деятельности, предоставляет возможность не только «охватить» максимальное количество участников воспитательно-образовательного процесса, но и «погрузить» в актуальные, насущные проблемы развития дошкольников, привлечь внимание родителей к эмоциональному миру своих детей. В процессе проведения акций «Дом счастливого ребенка», «Солнце семейных традиций» наши воспитанники учатся гордиться своей семьей – ее атмосферой, поддержкой и взаимовыручкой. Акции «Мамина колыбельная», «Цветы для мамы», «Письмо маме» - замечательная возможность для малышей сказать добрые слова, выразить свои чувства самому близкому человеку и увидеть ответную реакцию любви к себе.

Следует также отметить, что в результате проведения психологических акций в детском саду создается благоприятная среда для повышения контактов родителей с воспитателями, растет потребность в организации семейного досуга, родители становятся активными участниками развивающего процесса.

Таким образом, работа, которая ведется в нашем детском саду по духовно-нравственному развитию воспитанников, способствует тому, что дети задумываются о своей жизни, семье, взаимоотношениях с окружающим миром, о важных общечеловеческих ценностях, дает возможность проявить себя в творчестве, обеспечивают гармонию не только между разными сторонами самого человека, но также между человеком и окружающими людьми, природой.

Публикации по теме:

«Родословная — древо жизни» (психолого-педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста и их родителей. …) Совместная деятельность детского сада и семьи. «Родословная — древо жизни» (психолого-педагогический проект для детей старшего дошкольного.

Формирование духовно-нравственного воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС Выступление на педагогическом часе Тема: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в свете требований ФГОС» Воспитатель МАДОУ г. Нижневартовска.

Формирование духовно-нравственного воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС Выступление на педагогическом часе Тема: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в свете требований ФГОС» Воспитатель МАДОУ г. Нижневартовска.

Куклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группеКуклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группе Да, вы удивлены? Кукла в инвалидном кресле. Такие вот куколки сейчас - это новое веяние времени, как важный и необходимый аспект, как.

Народная культура как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно- исторического опыта поколений - одна из серьезных проблем.

Народная культура как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно- исторического опыта поколений - одна из серьезных проблем.

Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.

Педагогический опыт использования сказок как средства нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста Педагогический опыт по теме «Использование сказок как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста» Выполнила:.

Презентация «Психолого-педагогический аспект внедрения ФГОС и механизма его реализации при взаимодействии с семьей» Цель: ознакомить с основными принципами ФГОС и механизма его реализации при взаимодействии с семьей. Педагогическая культура родителей –.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогический аспект реализации духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста
Опубликовано: 19 февраля 2018 в 08:36
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД