МААМ-картинки

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса

Наталия Антонова
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса

Дошкольное образование приобретает все большую социальную значимость. Родители начинают понимать, что дошкольный возраст – это важный период, в котором закладываются основы последующего становления детской личности. Полноценное образование дошкольников можно получить, прежде всего, в детском саду, где проводится всесторонняя творческая работа по детскому развитию. По мере того, как возрастает социальный запрос на дошкольное образование, становятся актуальными вопросы его качественной организации. На первом плане остается образовательная политика.

Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса» размещена в разделах

Центральным моментом, глобальной идеей этих преобразований является, психологизация системы образования дошкольника, а именно, приведение в соответствие практики дошкольного образования с теми специфическими характеристиками дошкольного возраста, которые определяют его уникальный вклад в общий цикл психического развития.

Необходимым условием реализации ФГТ на уровне дошкольного учреждения в настоящее время становится психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. При этом важно, чтобы психологическая служба ДОУ ориентировалась не только на диагностический и развивающий блоки. Главной её целью является создание благоприятных условий для полноценного «проживания» ребёнком дошкольного детства, всестороннего развития психических и физических его качеств, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в социуме и к обучению в школе. Эти задачи реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, продуктивной, познавательно-исследовательской. При этом профессиональная деятельность педагога-психолога направлена на оперативное выявление в ходе непосредственного наблюдения (естественные условия развития ребенка) педагогических проблем и оказание адресной помощи во взаимодействии воспитателя и воспитанников.

Результатом психолого-педагогического сопровождения как поддержки профессиональной деятельности – должно стать развитие и саморазвитие личности педагога, реализация его психолого-педагогического способностей, знаний, умений, усилий педагогов различной направленности, навыков, обеспечение профессионального самосохранения, удовлетворенность трудом и повышение эффективности профессиональной деятельности.

Педагогическая деятельность насыщена разного рода профессиональными ситуациями и различными факторами, приводящими к повышению эмоционального реагирования. Напряженность педагогической деятельности вызывают:

- ситуации взаимодействия педагога с детьми (поведенческие, эмоциональные нарушения у детей, психологические особенности детей с нарушениями зрения и речи, непредвиденные конфликтные ситуации, игнорирование требований педагога и т. д.);

- ситуации, возникающие во взаимоотношениях с коллегами и администрацией дошкольного учреждения (расхождения во мнениях, конфликты при распределении нагрузки, чрезмерный контроль за учебно-воспитательной работой, непродуманность нововведений, перегруженность поручениями и т. д.);

- ситуации взаимодействия педагога с родителями воспитанников (родительская несознательность, невнимательность со стороны родителей к воспитанию детей, расхождение в оценке ребенка педагогом и родителями и т. д.);

- ситуации, связанные с подготовкой и прохождением аттестации.

Задача психолога – помочь педагогам и специалистам сохранить свое эмоциональное благополучие, научиться бесконфликтно взаимодействовать с администрацией, коллегами, воспитанниками и их родителями.

В нашем дошкольном образовательном учреждении педагогом-психологом организовано сопровождение деятельности воспитателей. И его можно разделить на следующие этапы:

Сопровождение со стороны педагога-психолога на первом этапе состоит в проведении диагностики профессионально-личностных качеств воспитателей, определении мотивационных установок воспитателей групп.

Для снятия напряжения, стрессового состояния используются такие методы как консультирование, тренинги на расслабление, тренинги педагогических ситуаций, мотивационный тренинг, сеансы релаксации, слушание музыки, сеансы саморегуляции (аутогенные тренировки, составления индивидуальных программ организации игровой деятельности с детьми.

Как результат - воспитатель эффективно проводит сеансы образовательной деятельности, на основе репродукции ранее полученного положительного опыта, владеет широким спектром знаний в области развития детей, может построить успешное сотрудничество с детьми и их родителями.

Целью сопровождения со стороны психолога на втором этапе является психолого-педагогическая поддержка воспитателя в вопросах профессионального и личностного роста.

Заключается оно в проведении мастер-классов, в ознакомлении воспитателя с вопросами специальной (коррекционной) психологии, проведении корректировки профессионально значимых личностных качеств воспитателя, изучении динамики их изменений. Для снижения риска профессионального выгорания, был проведен ряд индивидуальных консультаций, тренинговых встреч по отработке навыков выхода из критических ситуаций (тренинги педагогических ситуаций, мотивационных и личностных качеств, навыков саморегуляции.

Проводились дни диагностики и коррекции, были организованы творческие группы, проводились дискуссии, семинары-практикумы.

Результатом психолого-педагогического сопровождения деятельности воспитателей на этом этапе явилось достижение ими достаточно высокого уровня владения психолого-педагогическими знаниями, умениями, навыками; умение проводить самоанализ; владение методическими навыками работы.

Такой воспитатель может эффективно проводить образовательную деятельность не только на основе репродукции ранее полученного положительного опыта, но и вносить свой вклад, поскольку уже овладел широким спектром вопросов в области психологии, и по различным формам и методам организации самостоятельной, совместной, образовательной деятельности с детьми. Он способен самостоятельно создать новый уровень взаимоотношений между детьми, взаимоотношений между родителями, транслировать родителям, социуму возможности и эффективность воспитания и обучения детей в условиях детского сада.

К третьему этапу - воспитатель свободно ориентируется в вопросах развития, в особенностях воспитания и образования детей. Видит и владеет всем коллективом детей с учётом индивидуальных возможностей и потребностей каждого. Может самостоятельно решить проблему, грамотно дает советы и рекомендации родителям, безболезненно выходит из конфликтной ситуации, владеет своими эмоциями, речью, мимикой, обладает педагогической зоркостью и педагогическим оптимизмом. Воспитатель нацелен на творческий подход к своей работе, владеет способами самоанализа и саморегуляции.

Целью психолого-педагогического сопровождения этого этапа являлась реализация личности воспитателя в его профессиональной деятельности, выработка своего собственного стиля, обеспечивающего ему комфортное нахождение в профессии. Воспитатель повышает свой профессиональный уровень, продолжает заниматься самообразованием и самовоспитанием, стремится к самосовершенствованию.

Результатом психолого-педагогического сопровождения этого этапа является личность, уверенная в себе, четко понимающая свои возможности, умеющая найти выход из сложной ситуации, видящая перспективы своего развития и обладающая собственным педагогическим стилем.

Четвёртый этап психолого-педагогического сопровождения во многом по формам, функциям, методам, средствам схож с предыдущим. Воспитатель, находящийся на этапе творческого владения профессией, достигает высоких результатов в педагогической и психологической деятельности, высокого уровня мотивации, он может не только правильно оценить ситуацию, но и предвидеть ее. Однако следует помнить и о возможности возникновения и накопления усталости.

Цель психолого-педагогического сопровождения на этом этапе состоит в том, чтобы своевременно сориентировать воспитателя в меняющейся обстановке, в процессе творческого подхода к педагогической деятельности, скорректировать психоэмоциональное состояние воспитателя, ограждая его от самовыгорания.

Здесь психолого-педагогическое сопровождение психолога необходимо для отслеживания результатов деятельности воспитателя через опросы, анкетирование родителей, коллег-воспитателей, беседы с детьми, индивидуальное консультирование воспитателя.

В заключение хотелось бы отметить важность и значимость таких специалистов, как педагога-психолога в дошкольном учреждении и всё более возрастающую потребность в психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса.

Публикации по теме:

Презентация педагогического проекта «Знакомство младших дошкольников с правами ребенка» Современное общество предъявляет человеку высокие требования. В настоящее время требуется активный, знающий свои права и умеющий уважать.

Проект «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Хочу предоставить вашему вниманию проект по патриотическому воспитанию дошкольников, эта тема актуальна и значима в условиях современной.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса
Опубликовано: 13 декабря 2013 в 11:24
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД